иван-чай цена
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Слово «экология» составлено из двух греческих слов: oikos— дом, жилище, место обитания и logos— наука.

Обширное поле экологически ориентированных наук охватывает все области практики. Принято считать, что ныне человечество уже переходит к формированию экологического этапа общемировой культуры.

Одной из важных задач экологии в сфере средологии (формирования и охраны окружающей человека среды) становится сохранение культурной среды обитания человека, формирование экологического мировоззрения и экологических подходов к сохранению культурного наследия.

В период глобальных экологических проблем человечеству особенно нужны экологизация науки и знания в области экологии культуры. Памятники архитектурного наследия и культуры сегодня принято относить к одному из основных компонентов экосистем планеты Земля. Н.Ф. Реймерс в своих трудах по экологии отмечает, что «в биосфере имеются, по крайней мере, 8—9 уровней относительно самостоятельных круговоротов веществ в пределах взаимосвязи семи основных вещественно-энергетических компонентов* и восьмого — информационного».

Информационный компонент или, как его ещё называют, «информационный ресурс» — это накопленный многовековой опыт зодчих на Земле, это культура, мастерство, знания, умения, навыки предшествующих поколений людей, воплощенные в дошедших до наших дней памятниках, которые отражают самобытные черты культуры народа и требуют особого подхода к их сохранению. Познавательно-информационные ресурсы культурного наследия постепенно исчезают, деградируют, теряют свою культурную ценность. Отсюда перед нынешними поколениями стоит задача овладения экологическими основами искусства реставрации для сохранения, восстановления и поддержания памятников истории и культуры.

Для успешной и надежной реставрации теоретическая и методическая база регулирования деятельности человечества по охране памятников истории и культуры должна быть рассмотрена с позиций общих законов экологии. Необходимо изучение взаимодействий в сложной системе «памятник—среда» для развития и сопоставления знаний в областях загрязнения исторической среды обитания человека и разрушения памятников в результате воздействий современной техногенной окружающей среды.

Непрерывно возрастающая производственная деятельность человека сопровождается глобальным нерациональным использованием природных ресурсов, выпуском недолговечных материалов, губительным загрязнением окружающей среды. Это сказывается и на сохранности памятников. Уже более 60% природных экосистем Земли изменены техногенным вмешательством. Неблагополучная среда обитания в той или иной мере отражается на жизни каждого третьего жителя нашей планеты. В связи с этим во всем мире задачи охраны окружающей природной среды стоят в ряду наиболее важных общечеловеческих задач, а рациональному использованию природных ресурсов и защите биосферы и памятников от загрязнения придается первостепенное значение.

Проблема охраны окружающей среды и памятников — сложная и многоплановая и требует рассмотрения и решения с разных позиций и на разных уровнях: как на уровне отдельного человека, предприятия, отрасли, так и государства и мирового сообщества в целом. Но всегда базовой научной основой принятых решений будет экология.

Итак, сохранить памятники истории и культуры, постичь основы искусства реставрации нельзя без знания основных законов существования и развития природы и допустимых нагрузок на нее в результате человеческой деятельности.

В предлагаемом учебном пособии в двух первых главах освещены общетеоретические вопросы: основные понятия о науке экологии как теоретической базы охраны окружающей среды и памятников, основы учения о биосфере, экосистемах Земли и ее компонентах. Рассмотрены взаимодействия систем, изложены основные законы, принципы и правила экологии. Определено место памятников в экосистеме и рассмотрены особенности взаимодействия между компонентами природно-техногенных систем в случае нарушения в них равновесия и устойчивости. Проанализированы глобальные проблемы окружающей среды, экологии и здоровья человека, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы,

В третьей, четвертой и пятой главах учебного пособия рассмотрены прикладные аспекты экологии — экологические требования при строительстве и реставрации. Уделено внимание теоретическим и правовым основам управления качеством окружающей среды, рассмотрены аспекты экологического законодательства как формы сохранения культурного наследия. Изложены принципы и методологические подходы к экологической оценке материалов для «устойчивого строительства» и «устойчивой реставрации» в рамках международной концепции обеспечения требований «устойчивого развития» и международных стандартов управления качеством серии ISO — ИСО-9000 и ИСО-14000. Рассмотрены эколого-экономические основы природопользования для сохранения экосистем, а также практические вопросы применения основ экологических знаний при реставрации и организации экомониторинговых исследований и оценке состояния недвижимых памятников истории и культуры.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации высшего профессионального образования по направлению «Реставрация».

Идея создания учебников и учебных пособий по этому направлению принадлежит профессору, кандидату архитектуры, заслуженному архитектору России Пруцыну Олегу Ивановичу.

Учебное пособие представляет собой первое базовое издание экологической направленности с прикладными аспектами по сохранению памятников в условиях экологических проблем в био- и техносфере.

 

* Н.Ф. Реймерс. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы)//«Россия молодая». — М, 1994. - 367 с.

Первоисточник: 
Экология. Основы реставрации. В.П. Князева М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.