ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Слово «экология» составлено из двух греческих слов: oikos— дом, жилище, место обитания и logos— наука.

Обширное поле экологически ориентированных наук охватывает все области практики. Принято считать, что ныне человечество уже переходит к формированию экологического этапа общемировой культуры.

Одной из важных задач экологии в сфере средологии (формирования и охраны окружающей человека среды) становится сохранение культурной среды обитания человека, формирование экологического мировоззрения и экологических подходов к сохранению культурного наследия.

В период глобальных экологических проблем человечеству особенно нужны экологизация науки и знания в области экологии культуры. Памятники архитектурного наследия и культуры сегодня принято относить к одному из основных компонентов экосистем планеты Земля. Н.Ф. Реймерс в своих трудах по экологии отмечает, что «в биосфере имеются, по крайней мере, 8—9 уровней относительно самостоятельных круговоротов веществ в пределах взаимосвязи семи основных вещественно-энергетических компонентов* и восьмого — информационного».

Информационный компонент или, как его ещё называют, «информационный ресурс» — это накопленный многовековой опыт зодчих на Земле, это культура, мастерство, знания, умения, навыки предшествующих поколений людей, воплощенные в дошедших до наших дней памятниках, которые отражают самобытные черты культуры народа и требуют особого подхода к их сохранению. Познавательно-информационные ресурсы культурного наследия постепенно исчезают, деградируют, теряют свою культурную ценность. Отсюда перед нынешними поколениями стоит задача овладения экологическими основами искусства реставрации для сохранения, восстановления и поддержания памятников истории и культуры.

Для успешной и надежной реставрации теоретическая и методическая база регулирования деятельности человечества по охране памятников истории и культуры должна быть рассмотрена с позиций общих законов экологии. Необходимо изучение взаимодействий в сложной системе «памятник—среда» для развития и сопоставления знаний в областях загрязнения исторической среды обитания человека и разрушения памятников в результате воздействий современной техногенной окружающей среды.

Непрерывно возрастающая производственная деятельность человека сопровождается глобальным нерациональным использованием природных ресурсов, выпуском недолговечных материалов, губительным загрязнением окружающей среды. Это сказывается и на сохранности памятников. Уже более 60% природных экосистем Земли изменены техногенным вмешательством. Неблагополучная среда обитания в той или иной мере отражается на жизни каждого третьего жителя нашей планеты. В связи с этим во всем мире задачи охраны окружающей природной среды стоят в ряду наиболее важных общечеловеческих задач, а рациональному использованию природных ресурсов и защите биосферы и памятников от загрязнения придается первостепенное значение.

Проблема охраны окружающей среды и памятников — сложная и многоплановая и требует рассмотрения и решения с разных позиций и на разных уровнях: как на уровне отдельного человека, предприятия, отрасли, так и государства и мирового сообщества в целом. Но всегда базовой научной основой принятых решений будет экология.

Итак, сохранить памятники истории и культуры, постичь основы искусства реставрации нельзя без знания основных законов существования и развития природы и допустимых нагрузок на нее в результате человеческой деятельности.

В предлагаемом учебном пособии в двух первых главах освещены общетеоретические вопросы: основные понятия о науке экологии как теоретической базы охраны окружающей среды и памятников, основы учения о биосфере, экосистемах Земли и ее компонентах. Рассмотрены взаимодействия систем, изложены основные законы, принципы и правила экологии. Определено место памятников в экосистеме и рассмотрены особенности взаимодействия между компонентами природно-техногенных систем в случае нарушения в них равновесия и устойчивости. Проанализированы глобальные проблемы окружающей среды, экологии и здоровья человека, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы,

В третьей, четвертой и пятой главах учебного пособия рассмотрены прикладные аспекты экологии — экологические требования при строительстве и реставрации. Уделено внимание теоретическим и правовым основам управления качеством окружающей среды, рассмотрены аспекты экологического законодательства как формы сохранения культурного наследия. Изложены принципы и методологические подходы к экологической оценке материалов для «устойчивого строительства» и «устойчивой реставрации» в рамках международной концепции обеспечения требований «устойчивого развития» и международных стандартов управления качеством серии ISO — ИСО-9000 и ИСО-14000. Рассмотрены эколого-экономические основы природопользования для сохранения экосистем, а также практические вопросы применения основ экологических знаний при реставрации и организации экомониторинговых исследований и оценке состояния недвижимых памятников истории и культуры.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации высшего профессионального образования по направлению «Реставрация».

Идея создания учебников и учебных пособий по этому направлению принадлежит профессору, кандидату архитектуры, заслуженному архитектору России Пруцыну Олегу Ивановичу.

Учебное пособие представляет собой первое базовое издание экологической направленности с прикладными аспектами по сохранению памятников в условиях экологических проблем в био- и техносфере.

 

* Н.Ф. Реймерс. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы)//«Россия молодая». — М, 1994. - 367 с.

Первоисточник: 
Экология. Основы реставрации. В.П. Князева М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.