ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Лекция 8 НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Как уже упоминалось в предыдущих лекциях, за рубежом существует несколько крупных фирм, обеспечивающих отрасль синтетическими материалами, разработанными специально для реставрационных целей. Крупнейшими поставщиками материалов и оборудования являются фирмы Lascaux Restauro (Швейцария), Maimairi (Италия), Windsore (Великобритания), Hercules. (Германия).

Фирма Lascaux Restauro предлагает пять марок адгезивов для дублирования, десять видов дисперсий и растворов синтетических смол для укрепления красочного слоя и склейки экспонатов из дерева, бумаги, ткани, кости, стекла, фарфора, керамики, различные типы покровных лаков, материалы для грунтов, мастиковок, пасты для имитации фактуры красочного слоя, растворители, наполнители, пигменты и др. Кроме того, все эти фирмы предлагают реставраторам широкий ассортимент вспомогательных материалов — хлопчатобумажные, льняные и синтетические (из полиэфирных волокон и стекловолокна) холсты разной толщины, нетканые полиамидные материалы типа микалентной бумаги, а также различные виды пленок, липкие ленты, бумагу с гидрофобным покрытием и др.

Адгезивы

В зарубежной практике для дублирования картин на новую основу и укрепления красочного слоя используют два типа адгезивов — синтетические аналоги воско-смоляных мастик и загущенные акриловые дисперсии. Американская фирма Adam Chemical Co. разработала материал Beva 371, представляющий собой термопластичный обратимый композиционный материал на основе сополимера этилена с винилацетатом, содержащий парафин и синтетическую смолу, обеспечивающую липкость. После сплавления компонентов расплав растворяется в смеси бензина и толуола, так что в готовом виде материал представляет собой 40-50% раствор и имеет вазелиноподобную консистенцию. В случае необходимости вязкость материала можно уменьшить до требуемой величины путем разбавления чистым бензином или толуолом или же их смесью.

Технология дублирования с помощью Beva 371 достаточна проста, но требует точного соблюдения температуры и толщины адгезионного шва. Дублирование производится на вакуумном столе, который обеспечивает поддержание температуры с точностью до ± 1°С при степени разряжения 25 мм рт.ст. Исходный продукт Beva 371 разбавляют до 20% концентрации, перед нанесением подогревают на водяной бане до прозрачного состояния, затем с помощью ролика или валика с губчатым покрытием наносят на дублировочную ткань в несколько слоев, каждый последующий слой наносят через б часов после предыдущего, а перед склеиванием ткань с нанесенными слоями нужно выдержать в течении 24 часов.

В случае редких холстов дублировочную ткань перед нанесением Beva 371 нужно проклеить 20% раствором Paraloid B-72 в ксилоле. Температура, при которой достигаются максимальные значения адгезии, составляет 52°С; для этого адгезива требуется очень точное соблюдение температурного режима, так как незначительное отклонение от заданной температуры может привести к существенному изменению прочности связи. Для раздублирования картины достаточно теплового воздействия — либо проглаживания утюжком, либо нагревания феном.

Другой аналог воско-смоляной мастики также поставляется фирмой LascauxRestauroи носит название Adhesive Wax 443-95, он представляет собой сплав микрокристаллического воска и политерпеновой смолы.

В Художественном институте г.Дрезден бывшей ГДР в начале 80-х годов был разработан аналог Beva 371 под названием "Salie83" на основе тех же компонентов, но выпускавшихся промышленностью ГДР: клей приготавливали смешением двух марок сополимера этилена с винилацететом "Miraviten D37" и "Miraviten D47 ХА" (в соотношении 1:1), эти марки отличаются соотношением мономеров, а в качестве смолы использовали смесь двух марок модифицированной канифоли "М-канифоль D80" и "М-канифоль XI00" (в соотношении 1:1); парафин был выбран с температурой плавления 56-58°С. Все три компонента в соотношении 53%, 30%, 17% последовательно расплавляли (сначала Miraviten, затем смолы и парафин), а затем расплавленную композицию разбавляли смесью бензина и толуола (2:1) до достижения 40% концентрации. Технология дублирования аналогична технологии работы с Beva 371: трехкратное нанесение тонких слоев адгезива с интервалом в 20 минут с последующим нагреванием при температуре 55-60°С. Для всех типов адгезивов охлаждение следует проводить под давлением груза (мешочек с песком или вакуумный стол).

В Государственной Третьяковской галерее в Москве А.П. Ковалев выполнил дублирование театральных декораций, написанных Шагалом на тонком полотне, применив разбавленные растворы Beva 371, которые наносились с помощью пульверизатора. В зарубежной практике широко применяют этот материал для быстрого и надежного укрепления ветхих кромок картин.

Второй тип адгезивов, применяющихся за рубежом для дублирования картин на новую основу, представляет собой водные полимерные акриловые дисперсии на основе бутиловых эфиров акриловой и метакриловой кислот: Lascaux Acrylic Adhesive 360 HV, Plextol P550, Plextol B500, Plextol D360, Primal АС33и АС643.

Lascaux Acrylic Adhesive 360 HV — фирма-изготовитель и поставщик Lascaux Restauro (Швейцария) представляет собой водную дисперсию на основе сополимера бутилакрилата и метилметакрилата, загущенную полиметакриловой кислотой. Разбавляется водой до требуемой концентрации, после высыхания образует влагостойкую пленку, которая характеризуется высокой эластичностью. Кроме дублирования картин на новую основу, этот материал рекомендуется в качестве адгезива для склеивания бумаги, тканей, холста с картоном, деревом, штукатуркой и цементом (отечественные аналоги АК-202,211 и 253).

Lascaux Acrylic Adhesive 498 20Х — водная полимерная дисперсия на основе бутилакрилата, размер частиц 0,1-0,2 мкм, загущенная ксилолом (20%). Рекомендуется для полужесткого склеивания бумаги, картона, дерева, наклеивания холста на картон, дерево, штукатурку и цемент. Быстро сохнет и обладает хорошей исходной липкостью.

Plextol B500 — фирма-изготовитель Rohm & Haas (Германия). Водная дисперсия на основе сополимера бутилакрилата и метилметакрилата с акриловой кислотой, которая является внутренним пластификатором; молекулярная масса 100 000, размер частиц — 10-4 см, количество макромолекул в частице 107. Этот адгезив рекомендуется для дублирования холстов, для укладки жесткого кракелюра и вздутий красочного слоя. В США выпускаемый фирмой Rohm & Haas адгезив продается под маркой RohamereB500, этот материал является аналогом дисперсии Lascaux 360HV, но выпускается без загустителя.

Plextol D360 и D498 — водная дисперсия на основе н-бутилакрилата и метилметакрилата, разбавляются водой, рекомендуются для дублирования картин на новую основу.

Primal AC643 — водная дисперсия сополимера этилакрилата с метилакрилатом, выпускается фирмой Rohm & Haas (Германия), продается также под названием Rhoplex AC643.

Lascaux HydroPrimer 750 — водная акриловая дисперсия (30%) с размером частиц 0,06 мкм, без растворителя и пластификатора, РН 8-9, разбавляется водой. Характеризуется высокой проникающей способностью, образует полупрозрачные пленки. Рекомендуется для укрепления красочного слоя настенной живописи и живописи на холсте, а также для укрепления разрушенных грунтов. Смешивается с такими растворителями, как спирты, целлозольвы и др.

Для укрепления красочных слоев масляной живописи на масляных грунтах предлагаются акриловые полимеры в растворах — Paraloid B-72, Plexisol P550.

Следует отметить, что за рубежом, например, во Франции клеи для реставрационных целей имеют маркировку"Musee". Такую маркировку имеет ПВА клей Flexiple, имеющий нейтральные значения РН и образующий, в отличие от отечественных клеев, эластичную пленку.

Консолиданты

Для укрепления пористых и сильно деструктированных объектов (камня, кирпича, штукатурки, дерева) за рубежом широко применяются кремнийорганические продукты классов силанов, силоксанов и силазанов, выпускающиеся фирмой Wacker (Германия).

Итальянские исследователи предложили для защиты камня от влаги новый класс фторированных акриловых полимеров — они обеспечивают эффекивную защиту от влаги, воздействия УФ-лучей и агрессивных загрязнителей воздуха в промышленных городах, но в отличии от кремнийорганических материалов, вступающих в химическое взаимодействие с авторским материалом, эти полимеры частично обратимы. Для укрепления пористых и порошащих объектов применяют диизоцианаты. Японские ученые предложили для укрепления камня комбинацию из акриловых полимеров и силазанов.

Защитные покрытия

В качестве замены природных смол — мастикса и даммары, использующихся для приготовления лаков, рекомендуют использовать низкомолекулярные синтетические смолы класса циклогексанонов (Resin К, Resin N), полибутилметакриловые полимеры (Elvacite 2044, 2045, фирма Du Pont — Франция, Acryloid B67, фирма Rohm & Haas — Германия, Lascaux Varnish 575 — фирма Lascaux Restauro — Швейцария), а также гидрогенезированные углеводородные смолы (Arcon P90, фирма Arakawa, Regalrez 1094, фирма Hercules — Германия).

Новые технологии

В последнее время за рубежом наблюдается тенденция не столько к расширению ассортимента реставрационных материалов (он в основном уже сформирован, и в рамках существующего ассортимента можно решить практически любые реставрационные задачи), сколько к усовершенствованию методов и внедрению новых сложных технологий.

В качестве примера можно привести уникальную технологию напыления в вакууме на руинированные объекты пленки параксилилена, которая образуется в результате полимеризации димера из газовой фазы, что позволяет сформировать тончайшую полимерную пленку, названную"Parylene" и имеющую толщину от 0,25 до 20 мкм; эта технология была успешно опробована при реставрации таких хрупких объектов, как ископаемые растения и насекомые, археологическая кость, изделия из шелка, поврежденные при пожаре книги и в других случаях, когда имеющиеся в распоряжении реставраторов материалы и методы оказываются неэффективными.

В Чехии аналогичная методика использовалась для укрепления разрушенных археологических материалов ("Полифан"). В Петербурге эта методика также была опробована при реставрации пострадавшей при пожаре бумаги.

В заключении следует сказать, что расширение ассортимента реставрационных материалов не является самоцелью, а диктуется конкретными реставрационными задачами, которые сегодня невозможно решить с использованием существующих адгезивов, консолидантов и покровных материалов, и поскольку такие задачи существуют и будут появляться в дальнейшем, ассортимент неизбежно будет пополняться новыми современными синтетическими материалами, которые смогут обеспечить решение реставрационных проблем на новом, качественно более высоком уровне.

* * *

• За рубежом наиболее часто применяющимися в практике реставрации синтетическими материалами являются адгезивы на основе полибутилметакрилата и поливинилацетата и сополимеры на их основе. Широко применяются сополимерные водные дисперсии на основе бутилакрилата.

• Специально для реставрационных целей разработаны синтетические аналоги воско-смоляной мастики на основе сополимера винилацетата и этилена.

• Взамен природных смол предложены синтетические лаки.

• В качестве косолидантов применяются кремнийорганические материалы различных классов.

Литература.

1. Aglietto M., Passaglia E., Taburoni E., Ciardelli F. Новый класс фторирован ных акриловых полимеров: материалы для защиты камня. 10th Triennial Meeting; Washington; UAS- 1993; vol.1, p553 558.

2. Berger G.A. Дублирование термопластичным клеем Beva 371 живописи с прорывами. Study in Conservation, 1975, 20.3, p 126 — 131.

3. Hawker J- ICOM Commitee for Conservation, 8th Triennial Meeting — Sydney, 1986. vl.p161-168.

4. Hering В. Использование термопластичных клеев в реставрации и консервации. Международное совещание группы стран-участниц СЭВ. Тезисы докладов. Москва, 1986., с3.

5. Hering В., Термопластичный клей"Salie 83". Neue Museums Kunge 1986, № 3, S218-224.

6. Ketnath К. Использование акриловых смол и метода теплового склеивания для консервации станковой масляной живописи на холстах. Maltechnik Restauro. 1983, №4, р257-268.

7. Pheuix A., Hedley G., Дублирование без применения тепла и влаги. ICOM Commitee for Conservation, 7th Triennial Meeting — Copenhagen, 1984, 84.2., p38 — 44.

8. Raft A. und K., Beva 371 — новыйклей для реставрации, Maltechnik Restauro, 1973, №1, s 31- 38.

9. Sander I., Bemalte Holzdecken und Tafelungen in Sachen und Probleme ihrer Konservierung. Ulrich Schiessl. Bemalte Holzdecken und Tafelungen. 125s. Verlag Paul Haupt Bern und Stuttgart, 1987.

10. Krystunek J. Применение полифана для укрепления поврежденных архивных и археологических материалов. Musejni a vlastivednapra.ee. 1992. 2, s95-96.

11. Вивденко СВ., Синтетические материалы в реставрации и консервации лессовых памятников. Критерии оценки качества реставрации музейных художественных ценностей. Тезисы докладов М., 1990, с63.

12. Федосеева Т.С. Применение синтетических материалов в практике реставрации станковой масляной живописи. Консервация и реставрация музейных художественных ценностей. Обзорная информация М., Информкультура, 1988, вып.5,с 1-39.

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ФЕДОСЕЕВА Т.С. РИО ГосНИИР, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.