ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Методы реставрации пергаментных рукописей в значительной степени зависят от качества пергамента, которое в свою очередь определяется способом его выделки, временем и регионом его изготовления, а также условиями его хранения.

Античные пергаменты Греции и Рима были очень высокого качества (достаточно тонкие и светлые), однако в V-VIII вв. искусство изготовления пергамента на территории Римской империи пришло в упадок, а в Северной и Средней Европе его еще не научились делать, поэтому рукописи VI-Х вв написаны на жестком пергаменте желтоватого цвета, напоминающем толстую глянцевую бумагу.

В ХIV — ХV вв появилась светская литература, поэтому изготовление пергамента перешло из рук монастырей в руки городских ремесленников; появились различные сорта пергамента, в том числе тонкий бархатистый велен. Из дошедших до нашего времени источников известно, что пергамент выделывался из шкур баранов, овец, телят; самый тонкий — из мертворожденных ягнят и телят.

Шкуры подвергались различным операциям, в ходе которых сначала удалялись волосы и верхний слой кожи — эпидермис, затем жировая прослойка и прилежащие к ним участки подкожной клетчатки, после этого кожу шлифовали и выглаживали ее поверхность. В некоторых областях выделывали только одну сторону кожи — со стороны бахтармы, в Северной Европе в целях экономии выделывали обе стороны; часто в поверхность пергамента втирали мел, который впитывал остатки жира, не удаленного в предшествующих операциях.

Материал, который мы называем словом "пергамент", представляет собой весьма неоднородный материал неопределенного химического и физического строения, что и обуславливает разнообразие материалов и методических подходов к реставрации и консервации рукописей на пергаменте.

Строение пергамента

Как показали микроскопические исследования, основным компонентом пергамента, изготовленного из дермы животных, является белок коллаген, содержание которого составляет около 90% от веса сухого вещества дермы. Молекулы коллагена, сформированные в виде фибрилл, образуют волокна, в промежутке между которыми — пустоты. Рельеф поверхности пергамента, как волосяной, так и мездровой стороны, образован коллагеновыми волокнами и фибриллами, ориентированными в различных направлениях.

Виды повреждений пергамента.

Пергамент является очень прочным и долговечным материалом, поэтому сравнительно большое количество рукописей дошло до нас в хорошем состоянии.

Отмечаются деформации и механические прорывы листов пергамента, но чаще всего повреждения вызваны жизнедеятельностью микроорганизмов, приводящей к полной утрате аморфной части и разрыву коллагеновых волокон.

Характерными свойствами пергамента является его щелочность и высокая гигроскопичность. Первое свойство обуславливает его повышенную стабильность, так как в условиях избыточной щелочности материал меньше подвергается воздействию кислой окружающей среды, содержащей кислые оксиды серы и азота, и лучше противостоит разрушительному действию микроорганизмов. Второе же обстоятельство является основной причиной повреждения рукописей и документов. При этом для пергамента губительна как избыточная, так и пониженная влажность воздуха. В условиях пониженной влажности (менее 40%) в результате потери воды материал претерпевает значительное изменение объема (усадки), вследствие чего листы рукописей деформируются, что часто приводит к осыпанию чернил и красочного слоя. Особенно драматические последствия наступают при необратимой утрате связанной гидратной воды (см. лецию №2).

Хранение рукописей в условиях повышенной влажности (свыше 70%) также приводит к повреждению пергаментных рукописей: вследствие анизотропии пергамента адсорбированная влага неравномерно распределяется в объеме, что приводит к деформации листов рукописей, их сморщиванию, а иногда и слипанию; книги, подвергавшиеся действию влажного воздуха часто не закрываются, так как края страниц набухают в большей степени, чем внутренние части листов, кроме того, в условиях повышенной влажности активно развивают свою деятельность микроорганизмы, которые необратимо разрушают материал.

Наиболее часто встречающиеся виды повреждения пергамента можно разделить на механические, биологические и химические, в результате которых наблюдаются:

• коробление листов без потери эластичности;

• коробление с одновременной склейкой листов, ороговение и потеря эластичности;

• прорывы, чаще в местах, прилегающих к корешку;

• прозрачность;

• осыпание красочного слоя миниатюр иллюминированных рукописей, осыпание чернил;

• утрата отдельных фрагментов, биоповреждения, порезы, кружево-подобное выпадение пергамента под кислыми железо-галловыми чернилами, а также зелеными и синими пигментами, содержащими медь.

Технология варки пергаментного клея

Основным адгезивом для реставрации пергамента является пергаментный клей. Упоминания о пергаментном клее относятся к X в.; предполагается, что в качестве связующего грунта для миниатюр он применялся даже ранее — в VI в. Систематические исследования свойств пергаментного клея, в зависимости от технологии его изготовления, были проведены в ГосНИИРеставрации А.Р. Марготьевой. Для этих исследований пергаментный клей варили из современного пергамента, изготовленного из телячьей кожи на Московском предприятии "Москожобъединение" по ТУ-РСФСР-12-7692-82 "Пергамент для реставрации рукописей и перплетов ценных и редких книг".

Операция замачивания. Исследования показали, что в процессе набухания в воде увеличивается только толщина образца пергамента, линейные размеры остаются неизменными. Скорость поглощения воды изменяется во времени: в течении первого часа поглощается основное количество воды (90-100% к исходному весу образца), в последующий интервал времени скорость набухания уменьшается и достигает постоянной величины через 4-6 часов.

Температура и продолжительность варки. В трактате Ченнино Ченнини оптимальной продолжительностью варки пергаментного клея считается время, по истечении которого остается треть первоначального объема воды. По данным Д.Вехтера клей нужно варить в течении 24 часов при 70°С.

Исследования А.Р.Марготьевой показали, что наилучшие адгезионные свойства получаются при варке в течении 6 часов при температуре 70°С. Процесс варки осуществляется в стеклянной или керамической посуде на водяной бане.

Выход клея зависит от температуры и продолжительности варки: так, в результате варки клея при температуре 40°С в течении 5 часов получается клей, концентрация которого составляет 0,3%; при 50°С — 0,5%; при 60°С — 0,95%. Следует отметить, что температура перехода коллагена в растворимое состояния для разного сырья различна: для кожи теленка она составляет 63°С, коровы — 65°С, овцы — 58-62°С, козы — 64-66°С, кролика — 59-60°С. Выход клея пропорционален загрузке, чем выше загрузка, тем выше концентрация полученного клея, наибольшая концентрация достигается при содержании 6-7 г сухого вещества на 100мл воды.

Д.Вехтер разработал состав пергаментного клея с добавлением виноградного уксуса и этилового спирта, приготовление которого рекомендуется осуществлять по следующей методике: кусочки пергамента размером 10x2 мм помещают в сосуде водой и прогревают на водяной бане в течении 24 часов (в 3 приема, по 8 часов в день). На 500 мл воды — 30 г пергамента, после чего к двум частям горячего раствора добавляют 1г винного уксуса (5%) и одну часть 96% этилового спирта. Полученный таким образом клей имеет низкую вязкость при комнатной температуре и более биостоек, чем клей, сваренный по стандартной методике.

Стандартный пергаментный клей, как и все глютиновые клеи, небиостоек, поэтому для сохранения клея в течение длительного времени в него добавляют 3-5% Катамина АБ. Также как и в случае применения осетрового клея, антисептированного Катамином, эта операция приводит к некоторому снижению адгезионной прочности. Без Катамина водный раствор пергаментного клея может храниться в холодильнике 2-3 недели, при этом емкость, в которой хранится клей не следует закрывать плотной крышкой, достаточно прикрыть ее слоем марли или фильтровальной бумагой. Хорошо высушенные пленки могут храниться в условиях пониженной влажности в течении длительного времени.

С целью снижения вязкости клея и улучшения его смачивающей способности, в клей целесообразно добавлять этиловый спирт.

Основные правила приготовления пергаментного клея:

• для приготовления клея лучше использовать тонкий (толщиной 70-90 мкм), эластичный пергамент;

• для получения клея рабочей концентрации (3-4%) загрузка сухого пергамента должна быть не менее 7г на 100 мл воды;

• для достижения оптимальных эксплуатационных свойств клеевого шва тонкий пергамент следует варить на водяной бане при температуре 75-80°С в течении 5-ти часов; пергамент средней толщины, а так-

же более толстый и жесткий следует варить при температуре 75-80°С в течении 8 часов (два дня по 4 часа).

Недостатки пергаментного клея: высокая вязкость при малых концентрациях, склонность к гелеобразованию, необходимость подогрева, гигроскопичность и большое содержание воды в готовом клее.

Материалы для реставрации живописи миниатюр на пергаменте

В отечественной и зарубежной практике наиболее привычным материалом для укрепления красочного слоя миниатюр иллюминированных рукописей является пергаментный клей. В национальной библиотеке в Вене (Австрия) Д.Вехтер предложил для укрепления красочного слоя миниатюр модифицированный уксусом и спиртом клей, который наносили на миниатюру с помощью пульверизатора, после чего покрывали лист шелковкой и помещали пергамент в пресс.

По аналогии с укреплением распыленного и шелушащегося слоя станковой темперной живописи, укрепление которого ранее производилось с помощью воско-даммаровой мастики, В.В.Филатов в 1963г предложил модифицированную методику укрепления красочного слоя миниатюр на пергаменте воско-смоляными композициями, заменив даммарный лак на фисташковый. Этот способ дал хорошие результаты, но требовал очень высокой квалификации реставратора, поскольку, во-первых, существует опасность проникновения мастики на оборот живописи, и во-вторых, проглаживание утюжком может привести к появлению блеска на поверхности миниатюры.

Кроме пергаментного клея и воско-смоляных композиций в качестве адгезивов и консолидантов красочного слоя применяли желтковые и белковые эмульсии, растворы камедей и другие природные материалы. Однако к началу 70-х годов стало ясно, что ни один из известных способов не только не решает проблемы реставрации живописи на пергаменте, но зачастую приводит к таким нагативным последствиям, как изменение тональности и фактуры живописи, при том, что технология применения вышеописанных способов сложна и неудобна. По мнению таких высокопрофессиональных реставраторов, как Г.З.Быкова, работать с растворами глютиновых клеев даже низкой концентрации неудобно из-за их высокой вязкости, склонности к гелеобразованию и необходимости постоянного подогрева. Но особенно драматичными являются последствия, проявляющиеся при длительном хранении, эксплуатации или экспонировании рукописей в условиях переменной влажности. Эти особенности поведения глютиновых клеев являются следствием их повышенной гидрофильности и различной способности клея и пергаментной подложки поглощать воду или водяные пары, поэтому несмотря на высокие физико-механические (прочность клеевой пленки при растяжении по данным

А.Р. Марготьевой составляет 80-90 МПа) и адгезионные свойства пергаментного клея, высокую стабильность и родственную природу с субстратом, в условиях неблагоприятного температурно-влажностного режима вероятность повторного разрушения укрепленной живописи очень велика.

В начале 70-х годов в институте реставрации были начаты работы по изысканию синтетических материалов, способных решить задачу надежной и долговременной реставрации живописи на пергаменте без ущерба для ее эстетического восприятия, однако лишенных вышеперечисленных недостатков. Одними из первых материалов, оказавшихся пригодными для использования в реставрационных целях, были фторсодержащие полимеры, называемые фторлонами — сополимеры фтористого винилидена с гесафторпропиленом (Ф-26), или трифторхлорэтиленом (Ф-32) или тетрафторэтиленом (Ф-42); в Эрмитаже для этих целей использовали фторлон марки Ф-42л, который является фтор-эпоксидным лаком (ТУ-6-05-1884-80).

Во ВНИИРе для укрепления распыленного красочного слоя миниатюр, для закрепления водорастворимых чернил и раскрашенных инициалов, а также для реставрации пергамента, разрушенного биоагентами был рекомендован и успешно применен фторлон марки Ф-26 в виде 1-2 % (для укрепления распыленного красочного слоя и чернил) и 3.-5% (для реставрации разрушенного микроорганизмами пергамента) растворов в смеси растворителей — ацетона, этилацетата и бутил-или амилацетата в соотношении 1:1:1;

Обработка чувствительного к воде текста и цветных инициалов 1-2% раствором фторлона позволяет в дальнейшем осуществлять удаление загрязнений с листов пергамента с помощью водных препаратов.

Кроме того, с использованием фторлонов в ВНИИРе была разработана методика укрепления пергамента, разрушенного в результате воздействия микроорганизмов, либо чернил или пигментов. За рубежом для устранения такого рода повреждений применяют метод доливки пульпой, состоящей из пергаментной крошки и связующего, с применением вакуумных столов. В качестве связующего в этом случае применяют пергаментный клей, растворы эфиров целлюлозы и др. Этот метод дает хорошие результаты, однако неприменим в том случае, когда пергамент темнеет от воды или от нее остаются ореолы.

Для укрепления деструктированного пергамента по методике ВНИИР пергаментную стружку смешивают с 5% раствором фторлона марки Ф-26л, наносят эту смесь на пораженный участок, накладывают тефлоновую пленку и кладут груз. Разрывы пергамента по сгибам листов можно склеить фторлоном без наполнителя. Применение безводного клея позволяет избежать деформаций, матовая пленка фторлона практически незаметна.

Однако с помощью фторлонов материалов не удается решить проблему укрепления красочного слоя с повреждениями типа жесткого шелушения, так как растворы в органических растворителях не способны размягчить жесткий кракелюр красочного слоя темперной живописи или позолоты и не могут обеспечить надежной подклейки вследствии плохих адгезионных свойств этого класса соединений.

Для решения этой проблемы был рекомендован материал СЭВ (см. лекцию № 6), специально разработанный в НПО "Пластполимер" (Ленинград) по техническому заданию ВНИИР. Поскольку этот полимер растворяется в смеси воды и спирта (30:70), с помощью 3% растворов удается устранить жесткое шелушение красочного слоя, сохранив при этом неизменным цвет и фактуру живописи. В работе А.В.Ивановой и М.В.Юсуповой было показано, что СЭВ, как и фторлоны, не влияет на гигроскопичность и влагоотдачу пергамента и не препятствует проведению повторной реставрации или проведению операций устранения деформаций пергамента методом отдаленного увлажнения.

Ранее в качестве адгезивов для реставрации миниатюр были опробованы водные дисперсии марок СВЭД и ВА-2ЭГА, они обеспечивали надежное склеивание темперно-клеевого красочного слоя с пергаментом, однако высокое содержание воды в разбавленных до 1-5% дисперсиях нередко приводило к деформации пергамента. Тем не менее, средневековые рукописи, реставрированные с использованием этих материалов в 70-х годах Г.З. Быковой, до сих пор находятся в отличном состоянии.

Усовершенствование технологических свойств синтетических клеев проводилось в различных направлениях, в частности в направлении снижения скорости испарения спирта при работе с водно-спиртовыми растворами СЭВ. В результате испарения спирта на кисти быстро формируется пленка полимера, создающая определенные неудобства в работе. Скорость испарения этилового спирта удалось снизить путем частичной его замены этил- или метилцеллозольвом (1:1).

Материалы для реставрации кожаных переплетов

Исследования, проведенные в ГосНИИР А.Р.Марготьевой, показали, что клеи ПФЭ-2/10 и МПС-1 образуют прочные, достаточно эластичные и водостойкие клеевые соединения. В процессе старения эти полимеры желтеют и становятся нерастворимыми. К таким же выводам пришли К.И. Андреева и Л.В. Жаркова. ПВА дисперсия, часто использующаяся для подклейки кожаных переплетов к деревянной или картонной основе, обладает высокой адгезией к любым подложкам, удобна в применении, однако низкие значения РН, низкая водостойкость и нарастающая жесткость клеевого шва делают нежелательным применение ПВА клея для этих целей. Кроме этих клеев, в исследовании, проведенном во ВНИИРе, были испытаны водные растворы поливинилового спирта и метилцеллюлозы (10% концентрации), мучной и мездровый клеи. Исследования показали, что наиболее прочную склейку обеспечивают клеи ПВА и мездровый, при использовании мучного клея прочность связи в 10-15 раз, а в случае метил-целлюлозы — в 30 раз меньше, чем при использовании ПВА и мездрового клея. Поскольку прочность связи является хотя и важной, но не единственной характеристикой клея, пригодность того или иного адгезива следует оценивать, исходя из природы авторского материала и степени его сохранности. Если клеевой шов не несет больших механических нагрузок, можно применять мучной клей. ПВА целесообразно применять при изготовлении новых переплетов. Сотрудники Государственной Библиотеки РФ считают целесообразным использовать ПВА в сочетании с мучным клеем.

Закономерности формирования клеевого шва при использовании синтетических адгезивов

В.П.Голиковым и З.Ф.Жариковой были проведены исследования, имевшие целью установить некоторые особенности формирования пленки на поверхности пергаментов различной структуры. Методом флюоресцентного зонда изучали пространственное распределение полимерных адгезивов (СЭВ) в пергаментах различного возраста и происхождения. Исследователи показали, что в результате однократной обработки волосяной поверхности пергамента 19в. 3% раствором СЭВ, на его поверхности образуется пленка, материал не проникает вглубь пергамента, и увеличение числа пропиток приводит к увеличению толщины клеевого шва. При обработке с мездровой стороны полимер проникает вглубь пергамента, и чем больше число пропиток, тем больше глубина проникновения. Однако существует предельное количество пропиток, после которого начинает формироваться пленка.

Чем выше концентрация раствора, тем быстрее начинает формироваться пленка. В случае данного конкретного пергамента при одинаковой исходной концентрации раствора СЭВ (5%) и одинаковом числе пропиток (5) на волосяной стороне образовалась пленка толщиной 135 мкм, а на мездровой — 57 мкм. Исследования также показали, что распределение реставрационного материала зависит от типа пергамента и степени его сохранности: так, на греческом, западноевропейском XIV в., древне-русском XIII в. наблюдалось достаточно глубокое проникновение полимера в пергамент.

Удаление загрязнений с пергамента

Одной из самых распространенных операций при реставрации пергаментных рукописей является удаление поверхностных загрязнений; это наиболее трудоемкая операция, поскольку обычно каждый лист рукописи содержит загрязнения, делающие текст или участки живописи плохо читаемыми. Выбор способа удаления загрязнений диктуется видом пергамента: так, на гладком греческом пергамента загрязнения лежат на поверхности волокон, поэтому механические способы с применением скальпеля неприменимы, так как при этом способе очистки можно изменить фактуру поверхности; с такого пергамента загрязнения легко удаляются органическими растворителями и органо-водными растворами.

Очистка западно-европейского и древне-русского пергамента осложняется тем, что жир, копоть, пыль, воск проникают между волокнами коллагена, образуя устойчивые связи, поэтому прежде всего нужно ослабить эти связи механической обработкой с применением ластиков или жесткой кисти, хотя этот способ малоэффективен. Водная очистка таких пергаментов также недопустима, поскольку вымывается втертый в пергамент мел, и могут потечь чернила, заставки и цветные инициалы.

Для удаления пыли, копоти и грязи были разработаны разнообразные смывки, которые представляют собой органо-водные составы, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ). Для удаления жировых пятен, воска, масла приходится применять растворители, такие как петролейный эфир, бензин, уайт-спирит, они не смешиваются с водой и безвредны для здоровья реставратора. В некоторых смывках используют спирты — этиловый и изопропиловый, которые хорошо смешиваются с водой.

Известны попытки очистки пергамента хлорсодержащими растворителями, обычно использующимися в бытовых химчистках. Эти растворители хорошо смешиваются со спиртами и другими растворителями. В перечне реагентов для очистки пергамента следует упомянуть фреоны — низкокипящие фторуглеводороды, нерастворимые в воде, хорошо смешивающиеся с другими органическими растворителями; они эффективно растворяют жиры и при этом не разрушают волокна пергамента, однако оказалось, что жировые загрязнения хорошо удаляются только с предварительно увлажненного пергамента, при этом существует опасность частичного размывания чернил; с сухого пергамента грязь практически не удаляется.

Как индивидуальные вещества, так и органо-водные составы полностью не решают проблему удаления загрязнений с пергамента, так как растворители удаляют грязь только с поверхности, при этом возможно разрыхление волокон, а смывки полностью не удаляют загрязнения и в некоторых случаях изменяют фактуру пергамента.

Достаточно эффективным оказался способ очистки с использованием перхлорэтилена (ПХЭ), предусматривающий пропитку этим растворителем фильтровальной бумаги, которую затем помещают между листами рукописи. Листы помещали в плотно закрывающуюся емкость, на дно которой был налит перхлорэтилен, и выдерживали их в этой емкости в течении 4-5 часов. Сушку производили с использованием сухой фильтровальной бумаги в вытяжном шкафу. Такая обработка позволяет удалить жир, засаленности углов, но при этом не удаляются следы капель воска, потемнения от действия воды и некоторые другие виды загрязнений. Достоинством этого метода является возможность одновременной обработки нескольких листов, сохранение цвета и фактуры пергамента, не появляется прозрачность и жесткость. Тем не менее после такой обработки приходится дополнительно очищать пергамент ватными тампонами, смоченными ПХЭ или смесью бензина и этилового спирта.

В настоящее время наиболее эффективным средством для удаления загрязнений с пергамента считается силикагель, пропитанный растворителями. Силикагель — это высушенный и прокаленный диоксид кремния. В литературе описан состав зарубежного производства, представляющий собой аэрозоль, состоящий из силикагеля и черыреххлористого углерода. После нанесения на загрязненную поверхность состав высушивают, затем удаляют с поверхности жесткой кистью, при этом цвет пергамента не изменяется. Недопустимо его попадание на текст. Аналогичный состав отечественного производства выпускается в виде пасты ("Минутка"), которую втирают в пергамент в течение 10-15 минут, после чего высушивают и удаляют кистью. С использованием силикагеля в ГосНИИРе разработана эффективная методика удаления олифы с листов пергамента.

* * *

• Реставрация пергамента включает следующие основные операции: удаление загрязнений, устранение деформаций, склейка, укрепление деструктированного пергамента, укрепление красочного слоя иллюминированных рукописей.

• Основным адгезивом при реставрации пергамента является пергаментный клей, который приготавливается из нового или старого пергамента путем варки на водяной бане при температуре 75-80°С в течении 5-8 часов; для получения рабочей концентрации (3-4%) загрузка сухого пергамента должна составлять не менее 7г на 100 мл воды.

• Для укрепление деструктированного пергамента предложена методика, предусматривающая использование (3-5%) растворов фторлонов марки Ф-26 в смеси растворителей; 1-2% растворы этого полимера рекомендованы для закрепления водорастворимых чернил и укрепления распыленного красочного слоя.

• Для укрепления красочного слоя иллюминированных рукописей предложены синтетические адгезивы СЭВ, СВЭД-33 и ВА-2ЭГА.

Литература.

1. Андреева К.И., Жаркова Л.В. Исследование свойств некоторых полимеров,

перспективных для укрепления красочного слоя миниатюр на пергаменте. Проблемы сохранности документальных материалов. Л. 1977.

2. Быкова Г.З. Средневековая живопись на пергаменте (техника, сохранность, реставрация). Исследования, консервация, реставрация средневековых рукописных памятников. Экспресс-информация. М.,1990, вып.2,с25-32.

З.Быкова Г.З., Иванова А.В., Об укреплении современной темперно-клеевой живописи полимерными материалами. Сообщения ВЦНИЛКР, М., 1972, в.28, с10.

4.Волчкова М.А., Дефекты основы пергаментных рукописей и их устранение. Исследования, консервация, реставрация средневековых рукописных памятников. Экспресс-информация. М.,1990, вып.2, с25-32.

5.Жарикова З.Ф., Голиков В.П., Окуньков B.C. Анализ пространственного распределения реставрационных полимерных материалов в пергаменте с помощью флюоресцентных зондов. Исследования, консервация, реставрация средневековых рукописных, памятников. Экспресс-информация. М.,1990, вып.2,с36-43.

6. Иванова А.В., Применение синтетических полимеров для укрепления средневековых миниатюр на пергаменте. Сообщения ВЦНИЛКР, М., 1972, в28, с10.

7. Марготьева А.Р. Материалы, применяемые при реставрации пергаментных рукописей. Исследование, консервация и реставрация средневековых рукописных памятников. Экспресс-информация, М.,1990, вып.2, с8-14.

8. Михайлов А.Н. Коллаген кожного покрова и основы его переработки, М.,1973.

9. Мокрецова И.П. Проблемы реставрации средневековых пергаментных рукописей. Обз.информация. Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей, М., ГБЛ, 1977.

10. Нечипоров Ф.Г., Петушкова Ю.Н. Способ обработки коллагенсодержащих материалов. Авт. свид. №1074533, 1983.

11. Ребрикова Н.Л., Мульдияров П.Я. Электронно-микроскопическое изучение пергамента. Бюллетень экспериментальной биологии и медици-ны,1982,12,с104-107.

12. Перминова О.И. Новый метод консервации кожаных переплетов старинных книг. Исследование, консервация и реставрация средневековых рукописных памятников. Экспресс-информация, М.,1990, вып.2, с14-18.

13. ПерминоваО.И., Городничева Е.А. Пергамен, некоторые проблемы его сохранности. Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Проблемы сохранности книжных памятников. Экспресс-информация, М.,1993,вып.З, с 14-18.

14. Wachter- Restaurierung und Erhaltung von Buchern Archivalien und Graphiken- Wien-KcJn-Graz, 1975, s 16,42,69,159,167.

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ФЕДОСЕЕВА Т.С. РИО ГосНИИР, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.