ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Введение.

Исторически первые серьезные опыты применения синтетических материалов в отечественной реставрационной практике относятся к концу 60-х началу 70-х годов, когда их начали применять в самых различных областях, начиная от склейки и пропитки фрагментов археологических предметов в Эрмитаже и Русском музее до тотального увлечения синтетическими водными дисперсиями при реставрации настенной живописи. В то время, когда реставраторы обратились к синтетическим материалам, развитие химии полимеров в нашей стране находилось в зачаточном состоянии: в промышленном масштабе выпускали 2-3 десятка наименований полимеров — полиэтилены разных марок, полиметилметакрилат (оргстекло), бытовые клеи и полимеры, разработанные для использования в авиационной и ракетной технике. Естественно сначала опробовали бытовые клеи БФ-6, ПФЭ-2/10, эпоксидный клей. Отрицательные результаты не замедлили сказаться. Как уже упоминалось в первой лекции, на склеенной эпоксидным клеем скульптуре проявились окрашенные в красный цвет швы, склеенные с помощью БФ-6 экспонаты разрушились по клеевому шву, кожа, обработанная клеем ПФЭ-2-10 стала хрупкой и растрескалась.

По мере расширения ассортимента полимеров, выпускавшихся для промышленных целей, появилась возможность более широкого выбора, а следовательно, возможность решения реставрационных проблем на более качественном уровне. В результате сформировался круг проблем, которые решаются с использованием преимущественно синтетических материалов: реставрация предметов прикладного искусства из стекла, фарфора, керамики, скульптуры из камня, резного золоченого декора, археологических предметов, иллюминированных рукописей. Современные полимерные материалы в этих случаях используются не только для склейки фрагментов, но и в качестве пропиточных укрепляющих материалов, связующих для доделочных масс и в качестве защитных покрытий.

В реставрации настенной и станковой живописи успешно сосуществуют методы с использованием природных и синтетических материалов, и окончательный выбор в пользу тех или других диктуется конкретной реставрационной ситуацией и личными пристрастиями реставратора.

В практике реставрации станковой темперной живописи и предметов прикладного искусства из тканей подавляющее большинство операций выполняется природными материалами. Это диктуется особенностями техники живописи или фактурой и свойствами текстиля.

В зарубежной практике отчетливо просматривается тенденция к переходу от природных к синтетическим реставрационным материалам почти во всех областях реставрации по следующим причинам: во-первых, использование синтетических материалов не требует высокой квалификации реставратора, с ними проще работать; во-вторых, отдельные операции требуют меньше времени, что ускоряет процесс реставрации в целом, и что абсолютно невозможно в случае работы с природными клеями; в-третьих, они характеризуются повышенной биостойкостью, в результате чего требования, предъявляемые к условиям их хранения и экспонирования не столь жесткие, как для экспонатов, реставрированных природными материалами.

Ассортимент синтетических материалов, нашедших применение в отечественной реставрационной практике пока невелик и включает не более двух- трех десятков наименований; к сожалению, современная экономическая ситуация не позволяет сформировать стабильный ассортимент на базе даже тех материалов, которые получили одобрение реставраторов и выдержали проверку временем. В США и в странах Европы ассортимент синтетических реставрационных материалов насчитывает сотни наименований и непрерывно расширяется.

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ФЕДОСЕЕВА Т.С. РИО ГосНИИР, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.