ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Лекция 3 ВОСКИ, СМОЛЫ И ВОСКО-СМОЛЯНЫЕ КОМПОЗИЦИИ. ПОКРОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Воски

По химическому составу воски представляют собой смесь сложных эфиров жирных кислот и одно- или двух-атомных высших спиртов. Воски бывают животного и растительного происхождения. Животные пчелиный, спермацет, ланолин; растительный карнаубский воск, кроме того существует ряд восков минерального происхождения — ископаемых или продуктов перегонки нефти (озокерит). Почти все воски имеют аморфную структуру, плавятся при температуре 35-100°С, растворяются в большинстве органических растворителей. Помимо терпеновых углеводородов (пинен и скипидар) они растворяются в хлорированных углеводородах (дихлорэтане, трихлорэтилене! хлористом метиле, четыреххлористом углероде), бензине и ароматических углеводородах (ксилоле, толуоле, бензоле).

Пчелиный воск— содержит около 72% эфиров высших жирных кислот и высших спиртов (33% миристилпальмитата), до 13,5% свободных кислот, 12-12,5% углеводородов. Температура плавления 62-70°С; растворяется в хлороформе, бензине, четыреххлористом углероде, плохо растворяется в спирте. Получается из пчелиных сот.

Парафинсмесь предельных углеводородов C18 — С35; температура плавления 40-65°С; не растворим в воде и спиртах, растворим в ароматических углеводородах. Получается из нефти; применяется в смеси с церезином для изготовления свечей.

Озокерит— горный воск, природный продукт, добывающийся в разломах и трещинах горных пород. Содержит парафиновые углеводороды, температура плавления 65-100°С; растворяется в бензине, керосине, бензоле, хлороформе.

Церезин— смесь предельных углеводородов С35 -C55 (алифатического изостроения); температура плавления 65-88°С; растворим в бензоле. Получается из озокерита, петролатума, парафиновых пробок (отложения на стенках трубопроводов при добыче и перекачке нефти). Применяется при изготовлении свечей, при производстве кремов, в качестве оболочек для сыров.

Спермацет— кристаллический воск с температурой плавления 43-54°С; растворяется в эфире, ацетоне, трихлорэтилене, горячем этаноле. Получается из спермацетового жира при переработке китов. Применяется в косметической промышленности и в качестве смягчающего материала при реставрации переплетов.

Ланолин— содержит смесь диэфиров α, β - алкандиолов и жирных кислот С18 — С24, около 10% стеринов. Желтая мазеобразная масса, Тпл 35-37° С. Растворим в бензоле, хлороформе, эфирах. Получается экстракцией из шерсти овец, применяется в косметической промышленности.

Карнаубский воск— содержит более 80% эфиров жирных кислот и высших спиртов, Тразм 84-86° С, растворяется в эфире, горячем спирте, растворах щелочей. Получают из листьев бразильской восковой пальмы. Применяется как компонент полировочных паст, при выделки кожи, в производстве копировальной бумаги.

В воско-смоляных композициях, использующихся для реставрации, применяется исключительно пчелиный воск. Пчелиный воск содержит большое количество примесей — остатков меда, механические примеси пыльцы растений, поэтому перед приготовлением воско-смоляных композиций воск очищают путем промывки водой расплавленного воска с последующим фильтрованием механических примесей. Отбеливание воска производится путем выдержки промытого и отфильтрованного воска на солнце с периодическим смачиванием его водой.

Очищенный пчелиный воск размягчается при температуре 30-40°С, плавится при 61-63° C. Воски, как и все природные материалы, характеризуются чрезвычайной стабильностью, их состав не изменяется в течение столетий, доказательством чему является сохранность картин, написанных в технике энкаустики задолго до нашей эры. По данным Ю.И. Гренберга, в чистой энкаустике связующими пигментов были чистый пчелиный или пунический воск, проваренные с морской водой или раствором соды. Кроме того, в качестве связующих использовались смеси воска с небольшим количеством оливкового масла (восковая темпера) или со смолой — хиосским бальзамом или мастиксом.

Следует отметить склонность восков к кристаллизации при низких температурах, что приводит к изменению физической структуры воска и утрате адгезионных свойств.

В некоторых случаях воск, предназначенный для реставрационных целей модифицируют, добавляя при промывке в воду квасцы, в результате чего увеличивается их твердость и повышается температура плавления.

Смолы

Смолы представляют собой твердые аморфные вещества, не растворимые в воде и растворимые в полярных и ароматических органических растворителях. Они размягчаются при температурах от 55 до 100°С и плавятся при 80-190°С.

Канифоль— температура размягчения 45-75°С, плавления — 100-140°С; не растворяется в воде, растворима в скипидаре, пинене, ацетоне, этиловом эфире, абсолютном спирте, бензоле, хуже — в бензине, керосине. Кроме того канифоль растворяется в водных растворах щелочей и концентрированной уксусной кислоте. Содержится в древесине сосны, ели, кедра, лиственницы. Канифоль содержит 90% свободных смоляных кислот (абиетиновой, пимаровой, неоабиетиновой), что обуславливает высокое кислотное число канифоли (150-175 единиц). В результате окисления этих кислот образуются хиноидные структуры, окрашенные в коричневый цвет. Канифоль имеет низкую влагостойкость и повышенную хрупкость, поэтому ее и используют в смеси с воском, лишенным этих недостатков.

Даммара— содержится в растениях вида даммара, рода Schorea, семейства араукариевых, произрастающих на островах Малазийского архипелага. Имеет более низкие, чем у канифоли значения температур размягчения и плавления (75-80 и 85-100°С соответственно), растворяется в тех же растворителях, что и канифоль. Имеет самое низкое кислотное число (20-30 единиц), так как содержит мало свободных кислот. В ее состав входит 23% даммаровой кислоты, 40% альфа-даммары (растворимой в этиловом спирте) и 22% бета-даммары (нерастворимой в этиловом спирте). Благодаря низкому содержанию кислот она менее склонна к пожелтению, однако, как и большинство смол, характеризуется низкой влагостойкостью, при соприкосновении с влагой и при старении мутнеет.

Мастикс— температура плавления 90-95°С, растворяется в скипидаре, пинене, этиловом спирте, ацетоне и частично в петролейном эфире. Содержится в мастиковом дереве семейства сумаховых Pistacia lentiscus, произрастающем в Греции, Индии, Южной Америке. В состав мастикса входит эфирное масло 2-3%, смоляные кислоты, около 42%, горькое вещество мастицин 5% и около 50% смолистых углеводородов. В результате старения смола желтеет и коричневеет, становится хрупкой, от влаги мутнеет и деструктируется. Кислотное число в 2 раза выше, чем у даммары и составляет 50-75; при добавлении воска или высыхающего масла повышается прочность и влагостойкость, однако воско-смоляные композиции с использованием мастикса по всем характеристикам уступают воско-даммарным и воско-канифольным.

Мягкий копал— в отличие от копаловых смол, представляющих собой твердую нерастворимую смолу, является смолистым соком-бальзамом. Температура плавления манильского копала 103-120°С. Австралийский, Новозеландский копалы называются "каури'', их температура плавления составляет от 111 — 115°С до 140°С. Они размягчаются в воде при нагревании до 75-80°С. Растворяются в маслах при нагревании, и лишь некоторые из них — в органических растворителях.

Шеллак— смола, выделяемая молодыми побегами некоторых растений при участии лаковых червецов. По мнению некоторых ученых шеллак выделяют сами червецы. Шеллак представляет собой тонкие хрупкие чещуйки от светло-желтого до коричневого цвета. В состав шеллака входят: кислоты, шеллачный воск до 5%, вода — 12% и более, примеси до 9%, водорастворимый краситель 5%, белки, углеводы, соли, полимерные компоненты.

Лаки на основе шеллака дают хрупкую пленку; по влагостойкости превосходят лаки из даммары, мастикса и мягких манильских копалов. В процессе старения на свету быстро желтеют.

Сандарак— бесцветная или светло-желтая душистая смола; стеклообразное вещество с температурой размягчения 100-130°С, плотность 1,05-1,09 г/см3, кислотное число -- 117-155. Не растворяется в воде, растворяется в низших спиртах. Получается из коры сандаракового дерева или каллитриса Tetraclinis articulata (Callitris quadrivalis) из семейства кипарисовых, произрастающих в Северной Африке. Сандарак имеет вид желтоватых с белым или буроватым налетом хрупких зерен, комочков, палочек.

В состав сандарака входят три смоляные кислоты, резен, эфирное масло. Лаки на основе сандарака прочные (только в сочетании с пластификатором), окрашенные в оранжевый или коричневый цвет.

Для удобства сравнения свойства восков и смол представлены в Табл. 1 и 2.

Таблица 1. Состав и свойства восков

Название Химический состав Температура плавления,"С Растворители

Карнаубский воск

Смесь сложных эфиров 84-86 Хлороформ.бензин
Ланолин Смесь диэфиров 35-37 бензол, хлороформ, эфиры
Парафин Смесь предельных углеводородов C18-C35 65-100 бензин, керосин, бензол, хлороформ
Пчелиный воск сложные эфиры, свободные кислоты, углеводороды 62-70 хлороформ, бензин, четырех-хлористый углерод, пинен, скипидар
Спермацет Кристаллический воск 43-54 эфир, ацетон, трихлорэтилен, горячий этанол
Церезин Смесь предельных углеводородов С3555 65-88 бензол

Таблица 2. Состав и свойства смол.

Название Кислотное число Температура размягчения, °С Температура плавления, °С Растворители
Даммара 20-30 75-80 85-100 а- даммара-этиловый спирт, б -даммара -скипидар, пинен, ацетон
Канифоль 150-175 45-75 100-140 скипидар, пинен, ацетон, этиловый эфир, абсолютный спирт, бензол
Мастике 50-75   90-95 скипидар, пинен, этиловый спирт, ацетон
Мягкий копал "каури"   75-80 111-140 в маслах при нагревании, в органических растворителях
Сандарак
117-155 100-130   в низших спиртах
Шеллак 55-75 77-85   частично в спирте

Воско-смоляные композиции

Технология приготовления всех воско-смоляных композиций одинакова и осуществляется в две стадии: сначала растворяют каждую составляющую по отдельности, а затем соединяют в заданных соотношениях. Очищенный и измельченный воск помещают в сосуд, закрытый крышкой, растворяют в пинене или скипидаре при нагревании на водяной бане. Таким же образом растворяют смолу, предварительно измельченную в фарфоровой ступке до порошкообразного состояния, раствор фильтруют в горячем состоянии. Затем раствор воска вливают в раствор смолы при постоянном перемешивании, после чего композицию нагревают на водяной бане до получения гомогенной массы. В монографии под ред. И.П.Горина рекомендуется иной способ: воск расплавляется при температуре не выше 70°С, а смола расплавляется на песчаной бане и соединяется с пиненом при комнатной температуре при постоянном перемешивании; затем оба компоненнта соединяются и тщательно перемешиваются в процессе нагревания на водяной бане.

До появления синтетических адгезивов воско-смоляные мастики были единственными материалами, способными укрепить живопись, написанную на гладких поверхностях. Основные случаи применения воско-смоляных составов перечислены в статье сотрудника ВХНРЦ В.Н.Карасевой :

• при расслоении многослойной живописи;

• при отслаивании масляного красочного слоя от масляного или эмульсионного грунта с большим содержанием масла или от фабричного грунта, с которого не удален тальк;

• в случае необходимости размягчения жесткого масляного грунта;

• в том случае, когда красочный слои и грунт сильно деструктированы и имеется опасность проникновения раствора рыбьего клея через разрушенные элементы структуры в холст;

• в том случае, когда в результате усадки холста произошло сморщивание красочного слоя вместе с грунтом;

• при ожогах красочного слоя, в результате чего он становится очень хрупким;

• при вздутиях и осыпях красочного слоя на картинах, выполненных на металле, дереве, на картинах, ранее укрепленных воском и на картинах, пораженных плесенью.

Для реставрации станковой масляной живописи В.Н.Карасева рекомендует воско-даммарные композиции следующего состава: отбеленный воск: даммара: пинен — 2:1:1.

Для приготовления этой композиции она рекомендует 100 м.ч воска расплавить в эмалированной или фарфоровой посуде на закрытом огне; 50 м.ч высушенной мелко истолченной даммары помещают в фарфоровый стакан, заливают 50 м.ч пинена, фильтруют через ткань и нагревают на водяной бане до полного растворения.

Для приготовления воско-канифольной мастики автор рекомендует на 100 м.ч воска — 30 м.ч канифоли и 50 м.ч пинена. Вместо пинена можно использовать венецианский терпентин, у которого тепература кипения ниже, чем у пинена, поэтому воско-смоляные композиции быстрее сохнут, кроме того он повышает липкость мастики. Приведенные соотношения компонентов могут вариироваться в зависимости от конкретной реставрационной ситуации.

Отмечается нецелесообразность применения в качестве смоляного компонента копала, так как он долго остается липким, размягчает красочный слой и со временем темнеет.

Технология применения воско-смоляных мастик для реставрации станковой масляной живописи предусматривает нанесение с помощью флейца горячей мастики на бумажную кальку, которую переносят на укрепляемый участок и тщательно приглаживают руками; через два часа кальку проглаживают утюжком, нагретым до 60-70°С; проглаживание производят в несколько приемов, поскольку при длительном прогревании воск может потемнеть. Кальку удаляют через 5-7 часов после окончания проглаживания. Оставшуюся на поверхности мастику удаляют смоченным бензином ватным тампоном.

Воско-канифольные мастики уступают по свойствам воско-даммарным, однако нужно иметь ввиду, что при контакте с влажным воздухом даммарный воск белеет.

Наблюдения за картинами, реставрированными с помощью: воско-смоляных композиций показали, что последствия этого способа реставрации могут быть самыми негативными.

Оказалось, что, во-первых, воск пропитывает все элементы живописного материала, во-вторых, он взаимодействует со структурными элементами живописи, что приводит к необратимым последствиям.

Объективные доказательства этому были представлены шестью! авторитетными исследователями, независимо друг от друга. Они отмечают, что в ряде случаев воск окрашивал или изменял цвет живописных слоев и грунта; в ряде случаев наблюдалось размягчение красочного слоя живописи на масляном связующем; часто наблюдалось набухание и растрескивание красочного слоя, укрепленного пчелиным воском. По свидетельству многих реставраторов дублирование картин с помощью воско-смоляных композиций сопровождается окрашиванием белого грунта в местах утрат красочного слоя, прорывов и царапин, цветовая гамма картины при этом непредсказуемо изменяется. Г. Бергер приводит свидетельства того, что пропитка красочного слоя воском или содержащими пчелиный воск композициями вызывает образование вздутий красочного слоя, которые затем образуют кракелюр определенной конфигурации, часто наблюдающийся на старых картинах, сдублированных с помощью воско-смоляных мастик.

Таким образом, взаимодействие воска с красочным слоем приводит, с одной стороны, к окрашиванию адсорбирующих воск материалов живописи, с другой, — к разрушению красочного слоя.

Другим не менее важным негативным воздействием воска на материал картины является пропитка воском нитей холста. Г. Бергер и Х. Зелигер представили убедительные доказательства взаимодействия воска и смолы с целлюлозой, ускоряющего процесс деструкции целлюлозных молекул.

Большие трудности встречает также операция удаления воска перед использованием других типов адгезивов при повторном дублировании.

Наконец, отмечаются случаи разрушения большемерных картин, дублированных с применением воско-смоляных композиций, вследствии того, что утяжеленный холст обнаруживает склонность к вязко-эластичному течению под нагрузкой (весом дублировочного холста), что приводит к повреждению всех элементов живописи.

На основании наблюдений за поведением картин и опираясь на результаты специальных научных исследований, следует считать доказанным, что:

• воск окрашивает грунты;

• изменяет цвет и фактуру красочного слоя;

• ряд восков изменяет свою окраску при старении;

• красочные слои на маслянном или смоляном связующем набухают в восках, что создает опасность травмирования красочного слоя при механическом удалении воска с поверхности живописи;

• пчелиный воск в некоторых случаях вызывает растрескивание красочного слоя; воск окрашивает все содержащие целлюлозу подложки, такие как холст, картон, бумагу;

• некоторые из восков ускоряют деструктивные процессы, происходящие при старении целлюлозных материалов; низкая структурная прочность восков делает неэффективным любое последующее реставрационное вмешательство;

• воскосодержащие адгезивы способствуют развитию значительных пластических деформаций, протекающих под действием собственного веса картин;

• холст, пропитанный воском, становится более хрупким;

• если воск проник на оборот холста, он адсорбирует пылевые загрязнения, которые трудно удалить;

• воско-смоляные композиции непригодны для реставрации живописи на клее-меловых грунтах и склейки фарфора, так как грунт темнеет, а клеевые швы становятся отличимыми;

• воско-смоляными мастиками нежелательно пользоваться в тех случаях, когда укрепленный объект находится в регионах с жарким климатом или подвергается действию прямых солнечных лучей;

• нежелательно также использование этого материала в неотапливаемых памятниках, расположенных в условиях воздействия низких температур, поскольку из-за кристаллизации воска может произойти нарушение адгезионной связи;

• наиболее существенным недостатком этого материала является невозможность проведения повторной реставрации каким бы то ни было другим реставрационным материалом.

Учитывая представленные неопровержимые свидетельства пагубного влияния воска и воско-смоляных композиций, на конференции ICOM (Международного Совета Музеев) в 1975 году было принято решение о нежелательности использования восксодержащих материалов для дублирования и укрепления красочного слоя произведений станковой масляной живописи.

Несмотря на запрет использования воска и воско-смоляных композиций для реставрации станковой масляной живописи, в некоторых странах (Франция, Германия) эта технология до сих пор находит широкое применение, особенно при реставрации поздней живописи; в России встречаются случаи использования воско-смоляные мастик для реставрации стенописей, выполненных маслом.

В Таблице 6 приведены соотношения компонентов воско-смоляных композиций, наиболее часто применяющихся в реставрации настенной масляной живописи.

Таблица 6.

Состав воско-смоляных композиций, рекомендуемых В.В.Филатовым для реставрации настенной живописи.

№ пп Наименование компонентов Содержание компонентов в смеси, г
1 2 3 4
1 Воск 100 60 100 100
2 Пинен 100 100 100 100
3 Канифоль 50-60 60    
4 Дамарный лак 30%     100  
5 Копаловый лак       100

Соотношение компонентов может измениться в сторону увеличения или уменьшения содержания воска, в зависимости от конкретной реставрационной ситуации.

Разогретую до 60°С массу рекомендуется наносить на укрепляемый участок с помощью кисти или подводить под отставшие участки шприцом, затем на укрепляемый участок накладывают фторопластовую пленку и проглаживают утюжком или обогреваемым шпателем.

Для укрепления позолоты сотрудники ГЦХРМ им.Грабаря рекомендовали использовать очищенный воск, растворенный в пинене или скипидаре, без добавления смолы.

Воско-смоляные композиции широко использовались в отечественной практике реставрации станковой и настенной масляной живописи, предметов прикладного искусства из керамики и фарфора, дерева, камня, реставрации резного золоченого декора вплоть до появления синтетических материалов, заменивших их полностью или частично.

* * *

• Воски представляют собой аморфные вещества, состоящие из смеси сложных эфиров жирных кислот и одно-двухатомных спиртов; плавятся в интервале температур 45-100°С, растворяются в терпеновых углеводородах (пинен, скипидар), хлорированных соединениях (дихлорэтан, трихлорэтилен, хлористый метил, четыреххлористый углерод), бензине, ароматических углеводородах (ксилол, толуол, бензол).

• Смолы — аморфные вещества, образующиеся в стволах и корнях некоторых растений, основными компонентами которых являются смоляные кислоты, одно- или многоатомные спирты (резинолы), эфиры смоляных кислот и резинолов, инертные углеводороды (резены). Смолы размягчаются и плавятся в интервале температур 20 — 175°С, растворяются в спиртах, терпеновых и ароматических углеводородах, ацетоне.

• Воско-смоляные композиции, широко применявшиеся для реставрации живописи, приготавливаются путем сплавления воска и смолы и растворении в пинене либо смеси, либо каждого компонента в отдельности.

• Экспериментально доказано негативное влияние воска на все элементы живописного произведения, в связи с чем на конференции ICOM в 1975 году применение воска для реставрации станковой масляной живописи было признано нежелательным.

Литература

1. Алексеева М.Н., Черкасова, Рецептура водных растворов осетрового клея для дублирования станковой масляной живописи, Сообщения ВЦНИЛКР, 1974, №20,с19-26.

2. Вейсс Артур, Макромолекулярная химия желатины, 1971, изд. Пищевая промышленность.

3. Гренберг Ю.И. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. М., Изобразительное искусство, 1987 г.

4. Изопольская Н.В. Применение глютиновых клеев в реставрации темперной живописи. Культура и искусство в СССР. Серия: Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация, М., ГБЛ, в.6, 1985, cl-15.

5. Карасева В.Н. Укрепление красочного слоя и грунта воско-смоляными мастиками. "Вопросы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства", М.,1960, с27-28.

6. Лелекова О.В. Современное состояние реставрации древнерусской темперной живописи: проблемы и перспективы. Обзорная информация, Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей, вып.2, М., ГБЛ, 1985. cl-40.

7. Лелекова О.В., Укрепление произведений древнерусской живописи, Сообщения ВЦНИЛКР №17-18, 1966, с 97-112.

8. Любавская Е.А. Исследование глютиновых клеев. Культура и искусство в СССР, Серия: Реставрация и консервация музейных художественных ценностей. Экспресс-информация, 1985, в 6, М, ГБЛ, с 6-10.

9. Марготьева А.Р., Быкова Г.З., Способ изготовления пергаментного клея и его применение в реставрации древних рукописей. Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация., ВНИИР, М., 1983, в.8(38), С144-148.

10. Назарова И.В., Малачевская Е.Л., О некоторых свойствах пленок осетрового клея. В кн.: Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Информкультура, ГБЛ.Реф.сб. -М., 1979, в.1, с 6-12.

11. Назарова И.В., Малачевская Е.Л., Изучение процессов, происходящих при раскрытии темперной живописи с помощью органических растворителей, Культура и искусство в СССР. Серия: Музейное дело и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. М., ГБЛ, 1985, в.2, с 6-12.

12. Назарова О.Н. Изучение физико-механических и физико-химических свойств рыбьего клея с добавками катамина АБ и меда, Экспресс-информация. Культура и искусство в СССР. Серия: Музейное дело и охрана памяткиков. Реставрация и консервация музейных ценностей. М., ГБЛ, 1984, в.9 с 27-28.

13. Назарова О.Н., Потапов Е.Э., Исследование методом ИК-спектроскопии; процессов старения рыбного клея, содержащего катамин АБ и мед, Музейное дело и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных! ценностей. М., ГБЛ, 1984, в.7, с 6-8.

14. Петушкова Ю.П., Определение влагосодержания и состояния воды в пергаментах и коже методом ядерного магнитного резонанса. Серия: Реставрация, исследования и хранение художественных ценностей". Экспресс-информация, в.З, 1982, М., ГБЛ. с .

15. Плендерлис Г. Дж. Консервация древностей и произведений искусства. В сб. Сообщения ВЦНИЛКР, в.10-11, М., 1961, с .

16. Реставрация икон. Методические рекомендации. Всероссийский Художественно-Реставрационный Центр им. академика И.Э.Грабаря, М., 1993 226 с.

17. "Реставрация произведений графики", Методические рекомендации. Мин культуры РФ, ВХНРЦ им.акад. И.Э.Грабаря.М., 1995, 183 с.

18. Рылов М.А. Приготовление мездрового клея, костяного и желатина. М. 1905,7 с.

19. Сорокина У.В., Сравнительные данные по пластификации животных юге ев, употребляемых в реставрационной практике, Сообщения ГЦХРМ № 1968, с 36-42.

20. Тростянская Е.Б., Томашевич , Сорокина Е.В., Клеевые составы для дублирования, Вопросы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства, М., Изд. Академии Художеств СССР, 1960, с 173-182.

21. Филатов В.В. Русская станковая темпера. Техника и реставрация. М. 1964. 222с.

22. Филатов В.В., Методы и способы раскрытия первоначального слоя древнерусской станковой живописи. Сообщения ВЦНИЛКР, 1964, приложение 3, вып.1, с 53-75.

23. Филатов В.В.," Техника и реставрация темперной живописи." М., 1990.

24. Федосеева Т.С, Алексеева Л.Д., Пищик И.И. Метод оценки эффекта гота стификации осетрового клея добавками водной сополимерной дисперсии Культура и искусство в СССР. Серия: Реставрация и консервация музейных ценностей, в.6, М., 1985, с 14-16.

25. Федосеева Т.С. Применение синтетических материалов в практике реставрации станковой масляной живописи. Обзорная информация. Консервация и реставрация музейных художественных ценностей. М., 1989. в.5, с 15-19.

26. Федосеева Т.С, Малачевская Е.Л., Проблемы использования современных материалов для реставрации памятников культуры и искусства. Доклад на конференции "Современные принципы реставрации. Конечный результат реставрации", Тезисы докладов, М., 1995, с 81.

27. Яброва P.P. Использование фракционной растворимости для оценки влияния физических и химических факторов на глютиновые клеи, Сообщения ВЦНИЛКР, в. 1(31), 1975, М„ с. 20-26.

28. Яброва P.P. Изучение эффектовности пластификации глютинового осетрового клея, пластификация медом и подбор новых пластификаторов, Сообщения ВЦНИЛКР, М., в.1(31), 1975, с 3-20.

29. Berger G.A., Zeliger H.J., Вредное и необратимое влияние воска на произведения станковой масляной живописи (ICOM Committee for Conservators, 4th Triennal Meeting. Venice, 1975. 75/11/2, p 146).

30. Berger G.A., Роль напряжений в процессе сохранности живописи на холстах. Исследования некоторых понорам. ICOM Committee for Conservators 5th Triennal Meeting, — Ottawa, 1981. — 81/ 2/ 3.- p 1 — 12.

31. Berger G.A., Russel W.H. Новые исследования в области напряжений в произведениях масляной живописи на холстах и их вклад в проблему сохранности живописи, ICOM Committee for Conservators 7th Triennal Meeting. Copenhagen, 1984. -84.2., p 7-9.

32. Berger G.A., Russel W.H. Некоторые реставрационные операции в свете новейших исследований напряжений. ICOM Committee for Conservators 8th Triennal Meeting.— Sydney, 1986.-v.l — p 127-136.

33. Karpowicz А., Старение и разрушение белковых сред, Studies in Concervation, 1981, v 26, #4, p 153-160.

34,Resin in Concervation. ICOM Committee for Conservators 11 th Triennal Meeting. Edinburg, 1996. 35. Raymond H., Lafontain, Понижение скорости пожелтения даммарового лака путем использования антиоксидантов, Studies in Concervation, 1979, v 24, №l,p 14-22.

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ФЕДОСЕЕВА Т.С. РИО ГосНИИР, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.