ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИЛЬИ ПРОРОКА В ГОРОДЕ БЕЛОЗЕРСКЕ

Шургин И.Н.

Ильинская церковь (1696 г.) в Белозерске. Южный фасад. Фото И. Н. Шургина, 2003 г.

Деревянная Ильинская церковь в городе Белозерске - районном центре Вологодской области - попала в поле зрения исследователей в начале XX столетия. С тех пор не раз отмечалось особое историческое и градостроительное значение памятника, ценность художественного оформления интерьера. Вместе с тем ни в одной из публикаций нет ни анализа архитектуры Ильинского храма, ни сведений по истории его строительства. Разноречивы мнения и о его датировке. В изданиях XIX - начала XX веков годом постройки называется 16961. В 1940-е появляется более ранняя дата - 1690 год2. В работах последнего десятилетия можно встретить как раннюю3, так и сравнительно позднюю датировку4, но без каких-либо ссылок на соответствующий исторический источник.

Ильинская церковь стоит за пределами древнего городища Белозерска, в западной части современно го города. Ее центральный объем представляет собой трехъярусную башню: большой (двусветный) четверик, но без подклета, несет еще один четверик значительно меньшего объема и на нем восьмерик, увенчанный большой главой на соответствующе высокой шее и восьмиконечным крестом. На запад сруб основного четверика продолжается низкой трапезной, с востока к нему примыкает меньшей ширины пятигранный алтарный прируб. Основной четверик и трапезная срублены «в обло», в углах, «с остатком», оба верхних яруса - из бруса «в ус», алтарь - из круглого леса «в лапу». Перед входом, расположенным в западной стене трапезной, поставлен тесовый притвор.

Ильинская церковь (1696 г.) вБелозерске. Схематический план

Интерьер, вид на восток

Внутри храма стены гладко стесаны, в собственно церкви и в трапезной - со скруглениями в углах. Потолок в трапезной сделан горизонтальным, по балкам, которые подпирают два резных столба, круглых в сечении. В собственно церкви устроено пирамидальное каркасное перекрытие, по конструкции подобное «небу» в интерьере шатровых храмов. Но в отличие от «неба» перекрытие в четверике Ильинской церкви имитирует не купол, а четырехчастный сомкнутый свод кирпичных храмов второй половины XVII века. Трапезная и четверик собственно церкви соединяются широким проемом, который имеет косящатое обрамление с арочным верхом. Косяки обрамления покрыты многоцветной орнаментальной росписью. Всю восточную стену четверика закрывал пятиярусный иконостас, каркасная конструкция которого на уровне второго яруса заворачивалась на северную и южную стены, достигая их середины. Иконы иконостаса и «неба» современны храму: они датируются девяностыми годами XVII века5.

Ильинская церковь (1696 г.) в Белозерске. Потолок-«небо». Фото И. Н. Шургина, 1990 г.

С начала 1960-х годов иконы хранятся в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике6.

Никаких письменных источников конца XVII века, сообщающих о сооружении Ильинской церкви, пока не найдено - вероятно, они не сохранились. Но в XIX веке в самом храме еще находилась благословенная грамота на его постройку. Сведения об этом содержит документ середины столетия, в нем же фрагментарно пересказывается и содержание благословенной грамоты. Документ озаглавлен «Историко-статистическое описание церквей... Покрова Божией Матери и ... Святаго Славнаго пророка Божия Илии, находящихся в Городе Белозерске», составленное священником Покровской церкви Андреем Светловым. «Построена оная [Ильинская - И. Ш.] церковь в 1696 году при государе Петре I Алексеевиче, с благословения преосвященного Гавриила Архиепископа Вологодского и Белозерского, на месте пребывшей [прежде бывшей - И. Ш.] во имя Покрова Божией Матери, от многолетия обветшавшей, построена иждивением прихожан...»7.

Как выясняется из процитированного текста, благословенная грамота не только называла точную дату строительства Ильинского храма. Она также давала знать о том, что храм был построен не на пустом месте, а сменил предшествовавшую ему ветхую церковь, но не того же посвящения, а во имя Покрова Богоматери. Этому сообщению благословенной грамоты вторит публикация в Новгородском сборнике 1865 года: «Приход Покровской церкви основан в 1626 году с построением деревянной церкви во имя Св. Пророка Илии; до 1752 года он назывался приходом Ильинским, с этого времени (с 1752 г.), когда прихожане на свое иждивение построили церковь каменную во имя Покрова Божией Матери, он стал называться приходом Покровским»8.

Ильинская церковь (1696 г.) в Белозерске. Фрагмент росписи портала. Вид из трапезной. Фото И. Н. Шургина, 1990 г.

Собранные вместе сведения из этих двух документов порождают два вопроса. Во-первых, по какой причине изменилось посвящение нового храма, ставшего Ильинским, если он был построен на месте старого во имя Покрова Богородицы? Во-вторых, как объяснить, что в середине XIX века основательницей прихода Покровской церкви считали Ильинскую, но не существующую, а построенную много раньше? Ответить на эти вопросы помогают «Дозорные» и «Писцовые» книги города Белоозера (нынешнего Белозерска) XVII века, составлявшиеся по указанию московского правительства.

В «Дозорной книге» 1617/1618 года записано:«... На Беле ж озере на посаде за городом на Житной площадке ... (л. 77 об.) «Церковь святого пророка Ильи да предел Покров Пречистые Богородицы, вверх шатром, храм ружнои. А в церкве деисус, а внем 7 образов... На колоколнице 2 колокола, весу в них 5 пуд. Строение мирское. У той же церкви служит поп Антонеи.

На Житной же площадке место таможенные избы пусто.

Места лавочные пустые посацких и всяких людей...»9 - перечисляются 68 лавочных мест, но ни одного «двора» или «дворового места», называемых после описания всех других городских церквей.

В «Писцовых книгах» 1676 года нет храма во имя Пророка Илии. Однако упоминается Покровская церковь, которая, судя по описанию окружающей ее городской топографии, либо была построена на месте храма «святого пророка Ильи» с пределом «Покрова Пречистые Богородицы», либо стояла рядом и была учтена писцами в то время, когда Ильинский храм по какой-то причине был утрачен. «За городом и за посадом церковь во имя Пречистые Богородицы Покрова с пределом, деревянная, клетцки, с трапезою и с папертью, крыта драницами. В церкве:... На колоколне 4 колокола, по смете 15 пуд. Церковь и всякая церковная утварь и колокола строение приходских людей. С восточную сторону старого кладбища ... За городом, на лугу, подле Ильинского нижняго поля:..»10 Название «Ильинское» «нижнего поля», упоминаемого в процитированном тексте после Покровской церкви, по всей вероятности, указывает на принадлежность его прежнему, Ильинскому храму.

Связав сведения всех выявленных источников в хронологическую цепь, удается в общих чертах восстановить предысторию существующей Ильинской церкви. В 1617 году на окраине города, на Житной площадке, уже стоял храм шатрового типа во имя «святого пророка Ильи» с приделом «Покрова Пречистые Богородицы». Вероятно, он был построен и содержался на средства владельцев многочисленных лавок, располагавшихся рядом. Торговля велась, скорее всего, в определенные (ярмарочные) дни привозным товаром, может быть, хлебом (житом). За это в «таможенной избе» с приезжих торговцев взималась пошлина. В «литовское разорение»11 все постройки, находившиеся в непосредственной близости от церкви, были уничтожены и к 1617 году еще не восстановлены: в «Дозорной книге» упомянуты только оставшиеся от них «места пустые». Согласно одному из источников середины XIX века, «построением деревянной церкви во имя Св. Пророка Илии» был ознаменован 1626 год. По всей вероятности, с этой датой следует связывать сооружение храма, сменившего тот, что стоял в 1617 году. Как выглядел храм 1626 года и какой срок существовал, сведений нет. Вместе с тем известно, что в 1670-х годах на его месте или рядом стояла церковь Покрова с приделом неизвестного посвящения. По типу это был уже клетский храм с «трапезою и с папертью». Около него располагалась колокольня с четырьмя колоколами, сменившая «колоколницу», на которой, по «Дозорной книге» 1617/1618 года, висели только два колокола. По-видимому, рядом с ними в 1696 году и была срублена та Ильинская церковь, которая существует доныне.

Таким образом, вырисовывается картина, вполне типичная для своего времени. На участке, где когда-то была «Житная площадка», сформировался архитектурный ансамбль из трех сооружений: двух церквей и колокольни. В подобных случаях одна церковь, главная, оставалась холодной, а вторая строилась теплой, обычно с трапезною и папертью. В Белозерске Ильинский храм всегда оставался холодным, а Покровский, предположительно, был теплым. Именно холодные храмы строились наиболее репрезентативными, выделялись высотой и богатым внутренним убранством.

Ильинская церковь (1696 г.) в Белозерске. Западный фасад. Проект реставрации. Чертеж Б. В. Гнедовского

С момента окончания строительства холодная Ильинская церковь считалась главной в приходе. Она играла эту роль до 1752 года, когда был построен новый кирпичный храм во имя Покрова Богородицы с теплым приделом Антония и Феодосия печерских чудотворцев, которому деревянная Ильинская церковь уступила первенство12.

В XIX веке Ильинская церковь, как и большинство старых памятников, была снаружи обшита досками: первый ярус вертикально, второй и третий - горизонтально. Верхние окна в западной стене скрылись под обшивкой, а в южной и северной - увеличились по вертикали. Над всеми проемами поверх обшивки появились фронтончики с валютными кронштейнами. Тес на кровлях и лемех на главе постепенно сменило железо: в 1854 г. были перекрыты алтарь и трапезная13, а затем и весь храм (городчатый лемех оставался только на шее). Под сруб был подведен кирпичный цоколь. В интерьере трапезной не стало расписных двустворчатых дверей, закрывавших широкий проход в четверик, «которые растворялись во время богослужения и затворялись после литургии, когда совершалась трапеза»14.

В годы советской власти Ильинская церковь была закрыта. Она лишилась необходимого ухода и к середине XX века сильно обветшала. Доски обшивки отваливались, проржавело железо на кровлях и главе, исчезло крыльцо, «поздний железный крест лежал у стен храма. Впрочем, габариты и формы оконных проемов, старого крыльца и других первоначальных фрагментов не требовали углубленного исследования; машинный обмер и зондажи позволили разработать проект реставрации фасадов, который был осуществлен в 1970-е гг.»15. Проект был выполнен Е. А. Черниковым под научным руководством Б. В. Гнедовского в Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР (ныне ЦНРПМ) и реализован силами Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. После реставрации памятник был музеефицирован. За прошедшие с тех пор три десятилетия Ильинская церковь ни разу серьезно не ремонтировалась. В результате храм вновь оказался в аварийном состоянии. В 2004 г. московской реставрационной фирмой 000 «Карэнси» разработан проект противоаварийного укрепления конструкций храма. Однако этот проект до сих пор не реализован.

Покровская церковь (1729 г.) погоста Турна Бологовского районаТверской области. Вид с юго-запада. Рисунок Л. Е. Красноречьева. Публикуется впервые

Среди известных памятников аналогией Ильинскому храму может считаться только церковь Покрова Богоматери (1729 г.) в селеТурны Бологовского района Тверской области. Центральная часть этого ярусного сооружения - двусветный четверик, на котором стояли: низкий четверик, еще один четверик, выше, но значительно уже нижнего, и восьмерик, несколько меньшего объема, чем последний четверик. Переходы между ярусами крылись соответственно на четыре или на восемь скатов. Завершалась ярусная пирамида одной главой. Пятигранный алтарный прируб имел простое пятискатное покрытие. Трапезная под двускатной крышей и примыкавший к ней с запада притвор были одной ширины с церковью. Притвор служил также основанием массивному шестерику колокольни, которая завершалась ярусом звона под низким восьмискатным покрытием со шпилем и крестом. Притвор и колокольня, вероятно, были построены в конце XIX в. Тогда же все здание было горизонтально обшито досками и в нем увеличены окна. Памятник обрушился в 1967 г.16

Целесообразно сопоставить Ильинский храм в Белозерске с Вознесенской (Тихвинской) церковью в Торжке. Построенная в 1717 году - на два десятилетия позднее Ильинской в Белозерске и почти на десятилетие раньше Покровской в Турнах - Вознесенская (Тихвинская) церковь, в отличие от них, относится к широко распространенной разновидности храмов ярусного типа. Нижняя часть Вознесенской церкви представляет собой прямоугольный в плане сруб, вытянутый по оси запад-восток и разделенный поперечным перерубом на два квадратных помещения (трапезную и собственно церковь). С востока в основной сруб врубается пятигранный алтарь. У памятника нет ни развитого подклета, ни галереи. Перед входом в него с запада устроено невысокое одномаршевое крыльцо. Часть сруба, вмещающая собственно церковь, в объеме представляет собой двусветный четверик, возвышающийся над крышами трапезной и алтаря. Он служит основанием пирамиде из трех плавно уменьшающихся восьмериков, полностью открытых в интерьере. Четверик и восьмерики имеют прямоскатные кровли и завершаются главой луковичной формы на шее-барабане и крестом. Нижний ярус до алтаря срублен «в обло», в углах - «с остатком»; алтарь и восьмерики - из стесанных снаружи бревен «в лапу». Внутри храма стены гладкие. Трапезная и алтарь имеют необычной формы бревенчатое перекрытие (в первом помещении - четырехскатное, во втором - пятискатное) - имитацию кирпичных сводов. В башне собственно церкви потолком служит восьмигранная икона Троицы Новозаветной. На стенах второго восьмерика, над иконостасом написаны образы Богоматери и двух святых, простенки по сторонам от них заполнены орнаментом. По периметру верхнего восьмерика изображены херувимы и серафимы. Эти росписи считаются одновременными строительству храма17. Иконостас не сохранился.

Вознесенская (Тихвинская) церковь представляет собой сложившийся тип многоярусных храмов, в XVIII веке распространившихся почти по всей России, кроме Архангельской и Олонецкой губерний. Их главная отличительная особенность - открытый до самого верха интерьер многоярусной башни. При сопоставлении Вознесенской (Тихвинской) церкви в Торжке и Ильинской в Белозерске становится ясно: архитектура второй соответствует одному из начальных этапов на пути сложения многоярусного типа храмов.

Башня Ильинской церкви перекрыта на уровне первого яруса. Но вместе с тем в архитектуре этого памятника отчетливо видно направление творческих поисков строителей. Помещение для молящихся оформлено во многом подобно интерьеру каменных храмов. Это и перекрытие, имитирующее сомкнутый свод с сюжетными росписями. Это и стремление к единству помещений собственно церкви и трапезной за счет широкого прохода между ними. Наконец, росписи непосредственно по дереву - на дверях и косяках этого проема. И хотя дальнейшее развитие ярусных храмов пошло по пути, отмеченному церковью в Торжке, вероятно, конструктивно наиболее оптимальному (поэтому почти нет архитектурных аналогий у Ильинской церкви), храм в Белозерске нельзя считать заурядным. История не сохранила имен его строителей. Однако нет оснований сомневаться в том, что это была артель мастеров, хорошо знакомых с современной им деревянной архитектурой Новгородчины и окружающих земель.

На примере церквей в Белозерске и Торжке можно говорить и о том, что в XVII—XVIII веках сложение новых архитектурных форм и типов совершалось в городской(посадской) среде, а не в сельской. Именно постройки посада, как каменные, так и деревянные оказывали исходное влияние на развитие деревянной архитектуры в целом по стране в этот исторический период.

Примечания:

1 Памятная книжка Новгородской губернии за 1916 г. Новгород, 1916. С. 235.
2 Забелло С, Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942, с. 170.
3 Добровольская Э. Д. (автор-составитель). Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гне-довского. М., 2000, с. 46.
4 Рыбаков Александр. Вологодская икона. М., 1995, с. 32.
5 Там же. С. 32.
6 Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2004, с. 60.
7 НГОМЗ, ф. 14, оп. 1, д. 35 (КП 25986/10548). Описание церквей Покровской и Ильинской в городе Белозерске [сер. 1850-х - начало 1860-х годов]. Л. 4. По свидетельству священника Андрея Светлова, благословенная грамота хранилась в самой Ильинской церкви.
8 Новгородский сборник. Новгород. 1865. Вып. 1, с. 20.
9 1617/18 г. - Дозорная книга города Белоозера «письма и дозору» Г. И. Квашнина и подьячего П. Дементьева // Белозерье. Историко-литературный альманах. Вологда, 1994. Вып. 1, с. 69-70.
10 Из описаний города Белоозера 1670-х годов // Белозерье. Краеведческий альманах. Вологда, 1998. Вып. 2, с. 21. В данном альманахе перепечатана «Выписка из Белозерских писцовых книг письма и меры стольника Никиты Ксенофонтовича Тороканова и подьячего Игнатия Пигина», впервые опубликованная в: Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. С-Пб., 1838, с 253-255.
11 Белозерье. Историко-литературный альманах. Вологда, 1994. Вып. 1, с. 38.
12 ГАНО. Ф. 480, оп. 1, д. 2772. Новгородская Духовная Консистория. Церковные ведомости г. Белозерска и Белозерского уезда 1827 г. Л. 29 об.
13 НГОМЗ. Ф. 14, оп. 1, д. 35 (КП 25986/10548). Описание церквей Покровской и Ильинской в городе Белозерске [сер. 1850-х-начало 1860-х годов]. Л. 4.
14 Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850. Ч. 2, с. 65.
15 Добровольская Э. Д. (автор-составитель). Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского. М., 2000, с. 46.
16 Красноречьев Л. Е., Тынтарева Л. Я. «...Как мера и красота скажут». Л., 1971, с. 65.
17 Галашевич А. А. Памятники деревянного зодчества Калининской области (ярусный тип храма) // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2, с. 106.
Первоисточник: 
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ, РЕСТАВРАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ. Сборник Методическое сопровождение мониторинга недвижимых памятников Вологодской области; Вологда 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.