ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

МУЗЕЙ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В КИРИЛЛОВЕ (К ИСТОРИИ ОДНОГО НЕОСУЩЕСТВЛЕННОГО ПРОЕКТА)

Смирнов И. А.

В нашей стране первая попытка создания музея деревянной архитектуры была предпринята в 1930-е годы в Коломенском, под Москвой. Первоначально предполагалось, что туда будут свезены наиболее интересные памятники деревянного зодчества со всех республик СССР. Однако вскоре от этой идеи пришлось отказаться. После Великой Отечественной войны утвердился принцип создания музеев-заповедников на основе местного характера экспозиции. Поэтому пути пошли устроители музеев в Великом Новгороде, Кижах, Архангельске, Костроме, Суздале. В начале 1960-х годов был разработан проект создания экспозиции из памятников деревянной архитектуры и в Кирилловском историко-художественном музее (ныне Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Кириллов Вологодской области).

Первые практические шаги по созданию экспозиции на территории музея (на территории Нового города Кирилло-Белозерского монастыря) были вынужденной мерой - в связи с развернувшимся строительством Волго-Балтийского водного пути. Еще в предвоенные годы при проведении подготовительных работ для строительства нового канала стало ясно, что часть населенных пунктов Кирилловского района попадает в зоны затопления и подтопления. Необходимо было организовать переселение людей, перевезти дома, имущество, надворные и общественные здания, памятники архитектуры. Практическая работа по осуществлению этого началась с 1945 года. Планы по перевозке памятников согласовывались с Вологодским областным управлением культуры, Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (в дальнейшем - ЦНРПМ), Госстроем РСФСР и представителем Главного управления культпросветучреждений Министерства культуры СССР. Перевозка памятников деревянной архитектуры осуществлялась по решению Вологодского областного отдела по делам архитектуры. Место их установки на территории музея было согласовано с ЦНРПМ, проводившими исследовательские работы и разрабатывавшими проектно-сметную документацию по памятникам Кирилло-Белозерского монастыря. В 1957 и 1959 годах была осуществлена перевозка церкви Ризоположения и ветряной мельницы. Размещение двух интересных памятников деревянной архитектуры на обширной и свободной от застройки территории Нового города поставило перед музеем проблему дальнейшей работы по их сохранению и популяризации.

К 1960 году в СССР уже имелся небольшой опыт создания музеев деревянного зодчества. Практика работы показала, что перевозка деревянных сооружений с одновременной их реставрацией и организацией экспозиций, доступных для большого количества посетителей, наиболее действенна и для охраны памятников, и для их популяризации. К созданию таких музеев подталкивали и многочисленные примеры исчезновения деревянных сооружений. Довольно остро коснулась эта проблема и Кирилловского района. Разработчики проекта экспозиции деревянной архитектуры в Кириллове отмечали, что за период с 1948 по 1963 год из полутора десятков деревянных мельниц, стоявших вдоль тракта Вологда - Кириллов, было сломано больше десяти. Мельница в с. Щелоково Ферапонтовского сельсовета, неоднократно привлекавшая внимание художников, в 1962 году лишилась крыльев и находилась на грани полного разрушения. Частичное обследование территории Кирилловского района специалистами ЦНРПМ в 1963 году показало, что многие из интереснейших деревянных сооружений на территории бывшего Чарозерского района (эта территория входила до 1918 года в состав Кирилловского уезда, затем была выделена в самостоятельный Чарозерский район, который в декабре 1955 года вошел в состав Кирилловского района), выявленных и обмерянных в 1950-х годах И. В. Маковецким и Т.А.Лапшиной, уже перестали существовать. Так, например, в деревне Булыкино разрушились мельница и два амбара. Экспедиция ЦНРПМ выявила ряд интересных и характерных для Кирилловского края жилых и хозяйственных построек, которые могли стать объектами для создаваемого музея деревянной архитектуры. В качестве первоочередного объекта для перевозки в Кириллов была указана деревянная церковь Ильи Пророка (1696 г.) из г. Белозерска. На необходимость такого решения повлияло то, что после ликвидации Белозерского краеведческого музея памятник остался безнадзорным. Кроме того, церковь нуждалась в реставрации. Архитектор Б.В. Гнедовский в 1961-1962 гг. предлагал перевезти в Кириллов деревянную Успенскую церковь Александро-Куштского монастыря (в настоящее время находится в Спасо-Прилуцком монастыре под г. Вологдой).

После обследования района в 1963 году был разработан Проект планировки части территории, отводимой для создания экспозиции памятников деревянного зодчества. Автор проекта - Н. Дмитриева, главный архитектор проекта - С.С. Подъяпольский.

Схема расположения памятников на территории Нового города Кирилло-Белозерского музея

Приложение к проекту экспозиции памятников деревянного зодчества. 1963 г.

Для размещения памятников деревянной архитектуры была выбрана часть территории Нового города Кирилло-Белозерского монастыря, слева от аллеи, ведущей от Казанской башни к Святым вратам, общей площадью 2,5 га. Размещение памятников деревянной архитектуры внутри монастырских стен, по мнению автора проекта, имело свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно было отнести благоприятные условия для показа памятников, определенную изолированность данного фрагмента территории от основной части монастырского ансамбля, наличие исторических сведений о размещении на данной территории деревянных хозяйственных построек Кирилло-Белозерского монастыря, присутствие на данной территории сторожевой охраны. К явным недостаткам относились сравнительно незначительные размеры площадки, не позволяющие создать полноценный музей деревянного зодчества, как в Кижах или в Малых Корелах, сосредоточение памятников деревянного зодчества внутри крепостных стен создавало для них новую искусственную среду, не характерную для их обычного расположения в открытом ландшафте. Последнее обстоятельство авторы проекта попытались скрасить за счет выборочного озеленения территории.

Вологодский областной отдел по делам архитектуры, проанализировав плюсы и минусы данного проекта, пришел к выводу, что данная площадка отвечает основным требованиям для создания экспозиции памятников деревянной архитектуры.

Небольшие размеры площадки диктовали строгий отбор памятников и их количество. Автор проекта предложила для экспонирования два жилых дома, 10 амбаров, две бани, мельницу, две церкви. Дома должны были привезти из села Ромашево и деревни Поспелово, амбары - из сел Гриденское,

Никифорово, Козлово, Булыкино, Ефимово, Сергееве бани - из сел Ефимово и Коварзино.

Дома, амбары, бани предполагалось разместить в пределах отведенной площадки по принципу свободной планировки, т. к. небольшое количество памятников не позволяло создавать «полное подобие обычной вологодской деревни». Вход посетителей на территорию экспозиции памятников деревянного зодчества автор проекта предлагала осуществлять через Святые ворота Малого Ивановского монастыря. Тем самым новая экспозиция связывалась с подлинными деревянными сооружениями монастыря: часовней Кирилла и сенью над крестом. Почти в центре экспозиционной площадки предполагалось поставить Ильинскую церковь как главную доминанту объекта. Кроме привозных памятников деревянного зодчества, предлагалось включить в экспозицию музеефицированные фрагменты стен Острога (крепостного сооружения, воздвигнутого для защиты наиболее уязвимого участка стен монастыря XVI века в период польско-литовского нашествия).

Проектом предусматривалось озеленение экспозиционной площадки. Деревья и кустарники должны служить фоном для экспозиции деревянных памятников, создавать необходимое окружение для изб и амбаров, в отдельных случаях отделяя их друг от друга и закрывая участки крепостных стен Нового города, на фоне которых будут проектироваться памятники. В то же время деревья и кустарники не должны были загораживать стены полностью. Состав проектируемых к высадке деревьев, по предложению разработчиков проекта, должен был соответствовать местным породам: береза, рябина, ива, вяз, ель. Среди кустарников должны были преобладать смородина, черемуха, лещина, спирея, бересклет.

Вертикальная планировка участка по проекту предполагалась незначительная, практически не изменяющая сложившийся рельеф местности и состоящая из засыпки канав, частичной срезки грунта у стен выявленного Острога. Она дополнялась прокладкой дорог и дорожек, соединявших отдельные группы памятников.

Для «правильной организации музея» автор проекта предлагала восстановить частично утраченную часть стены Ивановского монастыря на участке от Святых врат до Братского корпуса протяженностью 50 погонных метров либо устроить деревянное заполнение между кирпичными столбами существующей ограды. Предлагалось ограждения из штакетника вокруг церкви Ризоположения и мельницы убрать, а на некоторых участках территории предполагалось установить несколько типов жердяных изгородей, типичных для Кирилловского региона.

Процесс создания экспозиции деревянных памятников в Кириллове не получил дальнейшего развития. Возможно, это и закономерно. На фоне великолепного каменного архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря деревянные постройки, вероятно, потеряли бы свою значимость, привлекательность, своеобразность, утратили свою привычную связь с окружающим ландшафтом. Однако осуществление проекта позволило бы спасти типичные и интересные памятники народной архитектуры Кирилловского района. Новая экспозиция под открытым небом позволила бы сделать более интересной и разнообразной обзорную экскурсию по Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику, особенно для иностранных туристов. Темы истории возникновения и застройки монастырских слобод, развития и жизни монастырской вотчины, народная культура русского Севера в этой экспозиции получили бы новое звучание.

Деревянным памятникам Кирилло-Белозерского музея-заповедника, ставшими, по замыслу автора проекта, основой для разработки экспозиции деревянных памятников в Кириллове, уделяется очень мало внимания в литературе, посвященной изучению и популяризации архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря. Попытаемся хотя бы частично восполнить этот пробел.

Церковь Положения риз Богоматери была возведена в 1485 году. Дата строительства церкви известна из клировой записи и антимниса, освященного ростовским архиепископом Иоасафом. Внимание архиепископа Иоасафа к храму объяснимо: церковь срублена на его средства в торговом селе Бородава, стоявшем в устье речки с одноименным названием при впадении ее в Шексну. Долгое время село входило в состав владений Ферапонтова монастыря. Монастырь, вероятно, заботился и о сохранности храма. После упразднения обители в конце XVIII века заботу о церкви взяли на себя прихожане храма. Во второй половине XIX века храм снаружи был обшит тесом и выкрашен, а главки и кровли покрыли железом. В 1919 году церковь получила охранное свидетельство как уникальный памятник истории и культуры, в 1930-е годы были взяты на музейный учет иконы и утварь храма.

Церковь Ризоположения из с. Бородава. Вид с севера. Фото В. Румянцева. 1958 г.

В ноябре 1937 года Президиум Кирилловского райисполкома принял решение о закрытии действующего храма и его последующей перевозке на территорию музея «для охраны и использования в экспозиционной и научной работе». Однако планы по перевозке сбылись только после окончания Великой Отечественной войны. Архитектор Борис Васильевич Гнедовский разработал проект реставрации памятника. Контролировал работу по перевозке церкви инспектор по охране памятников архитектуры Вологодского облисполкома А.К. Ведров. «В снежный декабрь 1957 года, - писал в областной газете «Красный Север»

Церковь Ризоположения. 1485 г. Село Бородава. Вид с юго-запада. Фото 1930-хгодов

Церковь Ризоположения из с. Бородава. Вид с северо-запада. Фото В. Румянцева. 1958 г.

А. К. Ведров, - бригада плотников Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской вывезла в Кириллов бывшую Бородаевскую церковь. Там плотники под руководством архитектора Криулина и прораба Харова собрали ее на заранее подготовленном фундаменте». В литературе, посвященной Кириллову, можно встретить немало разночтений, в том числе и по этой дате. С.С. Подъяпольский в «Путеводителе по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря», изданном в Вологде в 1966 году, сообщает, что церковь перевезена в 1958 году. В ряде изданий фигурирует дата перевозки - 1959 год. Искусствовед Н.Д. Троскина при составлении паспорта указывает на то, что реставрационные работы на памятнике были произведены в 1960 году.

Документы, имеющиеся в отделе письменных источников музея, позволяют уверенно подтвердить первую дату. Работы по маркировке сруба, демонтажу металлической кровли, сортировке конструкций церкви были завершены к декабрю 1957 года. Вся работа была оценена в 1374 рубля. На 1958 год был заключен подрядный договор между музеем и Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской о переносе и реставрации «церкви Бородаевского погоста». По договору, Вологодские мастерские выполнили монтаж рубленых стен, бочки и обрешетки, изготовили и установили на место новые кокоры-курицы, тесовую кровлю, охлупни, лотки, потоки, потолки, кресты, каркасы барабанов и глав, главы покрыли «осиновым лемехом штучной работы», смонтировали оконные и дверные заполнения, с запада и юга прирубили паперти. Вся работа по переносу и реставрации церкви по смете была оценена в 56 тысяч рублей, на деле выплатили немного больше, т. к. в процессе выявился ряд работ, не учтенных сметой. В отделе письменных источников музея-заповедника сохранились фотографии В. Румянцева, который ряд лет работал в музее. На этих снимках видна только что собранная на заранее подготовленном бетонном столбчатом фундаменте церковь. Фотографии сделаны летом 1958 года. Снимки В. Румянцева зафиксировали дополнения в основном срубе церкви, выполненные при ее реставрации. Четко видна замена окладного бревна и двух бревен под номерами 7-8 (нумерация венцов идет снизу вверх) на северной стороне трапезной церкви и бревен №№ 8, 25 на северной стороне в самом объеме церкви. Вероятно, заменены одно-два бревна, находящихся чуть выше примыкания к стене кровли трапезной на западной стороне церкви. Замену этих бревен подтверждает не только свежий вид древесины, хорошо заметный на фотографиях, но и отсутствие на них порядковой маркировки, сделанной в 1957 году перед разборкой сруба. Поэтому указанный нами в статье порядковый номер обозначает место нового бревна в срубе памятника, а подлинное бревно с этим номером было, видимо, выбраковано при разборке и перевозке памятника. Кровля на церкви, лемех на главках, паперти выполнены также из новых материалов. На фотографиях В. Румянцева хорошо видна и кровля алтарной части храма, выполненная на два ската и увенчанная небольшой бочкой с полицами и миниатюрной главкой. Возможно, какие-то мелкие работы по реставрации памятника перешли и на 1959 год, т. к. музей взял на себя заботу об эксплуатации памятника с 10 февраля 1960 года.

Церковь Ризоположения располагается в настоящее время на территории Нового города у северной стены Ивановского монастыря. Она относится к клетскому типу храмов. В плане церковь состоит из прямоугольника храма, вытянутого по оси В-3, и квадрата трапезной, к которой с запада и с юга примыкают паперти. На западную паперть ведет крыльцо. Алтарная часть церкви в плане не выявлена. Трапезная несколько шире храма и выступает за пределы его западной стены. Очень выразительна объемно-пространственная композиция памятника, в которой доминирует храм, завершенный клинчатой кровлей с широкой полицей и луковичной главкой на круглом барабане. Северная и южная стены храма имеют ярко выраженный повал. Алтарная часть храма понижена по отношению к храму, кровля на ней устроена на два ската и увенчана маленькой главкой.Трапезная по высоте равна алтарной части и перекрыта двухскатной кровлей. Невысокие паперти имеют кровлю с одним скатом. Стены храма рублены «в обло» с остатком. Кровли над храмом и алтарем имеют слеговую конструкцию и крыты досками, края досок паперти вырезаны в форме усеченной пики. Главы барабанов покрыты деревянным лемехом с городчатым завершением. Слеговая кровля трапезы имеет курицы с потоками. По гребню всех кровель проходят охлупни упрощенной формы. Выходы слег закрыты простыми причелинами, лишь причелины трапезной и крыльца имеют нарезку зубчиками. Паперть имеет каркасную конструкцию. Ее кровлю поддерживают квадратные в плане столбы, пространство между которыми забрано на половину высоты горизонтально положенными досками. В интерьере двухскатная кровля открыта в храм, но над алтарной частью устроено перекрытие, средняя часть которого горизонтальна, а боковые имеют едва заметные скаты к наружным стенам. Аналогично устроено перекрытие в трапезной, которая открывается в храм широким прямоугольным проемом. Сохранились нижние части алтарной преграды. Иконы из иконостаса церкви еще в январе 1956 года были вывезены на реставрацию в Музей им. Андрея Рублева. В настоящее время часть икон возвращена в Кириллов, а часть по-прежнему находится в московском музее. Полы в церкви деревянные, из плах. Бревна стен в интерьере имеют подтес. В церкви два типа оконных проемов с косящими колодами и волоковые. Косящятыеокна имеют почти квадратную форму и расположены по одному на южной и восточной стенах храма и северной стене трапезной.

В 1981-1982 гг. по инициативе музея-заповедника лабораторией НИЦМ В/О «Союзреставрация» было проведено дендрохронологическое изучение дерева архитектурных памятников с целью определения и уточнения хронологии их строительной истории. В результате одновременно было отобрано 60 образцов строительного дерева конструкций и интерьеров архитектурных памятников, в том числе 14 из церкви Ризоположения. Образцы брались по возможности из всех интересных, сточки зрения датирования, деревянных конструкций в виде поперечных спилов бревен и кернов. Десять кернов было взято из различных венцов всех четырех стен четверика и четыре спила из южной и северной стен четверика и южной стены трапезной. Дендрохронологические исследования этого уникального памятника показали наличие двух хронологических горизонтов в основном срубе церкви:

1) 70-е годы XV века (по спилам),

2) 80-90-е годы XV века (по кернам).

Тем самым дендрохронологические исследования подтвердили письменную дату постройки этого уникального клетского храма русского Севера.

Сорок пять лет жизни памятника на новом месте не прошли для него бесследно. В 1973, 1983 годах проводились обследования церкви. Обследование 1983 года показало, что по сравнению с 1973 годом сруб церкви не претерпел каких-либо существенных изменений. Однако деревянная кровля пришла в неудовлетворительное состояние. За девять лет, прошедших от предыдущего осмотра, пораженные участки древесины значительно увеличились, на отдельных участках появились сквозные разрушения. Слой толи между верхними и нижними рядами двухрядной кровли местами сгнил. Особенно сильно разрушилась кровля папертей. Более половины кровли покрыто растительностью. На главке частично утратился лемех.

Церковь Ризоположения из с. Бородава. Современный вид

Возможно, это произошло, по мнению специалистов, проводивших обследование, из-за ржавчины крепежных гвоздей или расширения гнилью гвоздевых отверстий в лемехе. Разрушилась до состояния деструкции древесина охлупня и водосточных желобов. В последних имелся толстый слой мха и росла трава. Комиссия пришла к выводу о необходимости срочного ремонта деревянной кровли. В заключении указывалось и на то, что «эти мероприятия нельзя откладывать, т. к. увеличение дефектов кровли может в ближайшее время отрицательно сказаться на общем состоянии древесины памятника». В августе 1983 года Кирилловскому реставрационному участку (подразделение Вологодских реставрационных мастерских, осуществлявших реставрацию памятников на территории Кирилловского района) было предложено провести работу по изготовлению сгнивших элементов памятника (кровельный тес, охлупни, потоки, кресты). Установка новых элементов была намечена на следующий год после «старения материалов». Одновременно предлагалось заблаговременно подготовиться к антисептированию памятника, а для этого завезти химикаты, предложенные Сенежской лабораторией. 11 апреля 1984 года была подписана смета на реставрационно-ремонтные работы. Общая стоимость работ на памятнике оценивалась в 9,4 тысячи рублей. Сметой предусматривались разборка тесовой кровли, охлупней, потоков, куриц, подзоров, лемеха, маркировка деталей. После этого следовали изготовление новой кровли в два слоя с кладкой изоляционного слоя из бересты, реставрация деталей кровли - куриц, потоков, охлупней, химико-консервационные, огнезащитные работы. В середине 80-х годов XX века значительная часть этих работ на памятнике была осуществлена, в том числе изменена форма кровли на алтаре - бочка была заменена на двухскатное покрытие. Изготовил лемех из осины и покрыл главы церкви плотник Кирилловского реставрационного участка Анатолий Павлов.

Ветряная мельница. Фото 2005 г.

В мае 2005 года вновь был проведен осмотр технического состояния церкви Ризоположения. Комиссия выявила, что доски тесовой кровли и лемеха главок покрыты толстым слоем лишайников, под которыми, вероятно, имелась гниль. Деревянные водостоки забиты ветками и сухими листьями, под которыми также возможно наличие гнили. Бревна сруба деструктированы поверхностным выветриванием с образованием глубоких трещин в древесине. На земле вплотную к нижним венцам сруба растет высокая трава, затрудняющая проветривание подпольного пространства и удерживающая влагу вблизи древесины. Рассохлась и выпала перекладина креста над главкой апсиды.

Члены комиссии предложили провести ряд мер, рассчитанных на сохранение памятника, в том числе: заменить доски с очагами гнили, обработать всю древесину бесцветным антисептическим составом, восстановить утраченную перекладину креста на малой главе, в летнее время удалить слой растительного грунта по всему периметру церкви на глубину до 30 см. Затем на это ложе насыпать слой гравия для отвода влаги от стен церкви.

Летом 2005 года в музее-заповеднике начались работы по выполнению данных рекомендаций: заготовлена древесина для замены кровли на церкви и трапезной Осенью того же года музеем были проведены работы по частичной замене сгнившей кровли на памятнике. Работы по смене кровли окончились в летний сезон 2006 года.

Деревянная ветряная мельница расположена на территории Нового города у северной стены Малого Ивановского монастыря. Она представляет собой характерный тип мельницы-столбовки. Ее композиция оченьтрадиционна: нижняя часть - так называемый «ряж» - устроен в виде невысокой четырехгранной пирамиды, верхняя часть мельницы - амбар-клеть - крыт на два ската. Основа конструкции - столб, врытый в землю, вокруг которого поворачивается верхняя часть. На лицевую сторону мельничного амбара в левом нижнем углу выходит горизонтальный вал с шестью дощатыми крыльями. Вращение вала при помощи передач передается жерновам. С западной стороны к амбару прикреплена пара «поводов», или «воротил», которыми мельница поворачивается и закрепляется в нужном положении. С левой стороны клети амбара устроена небольшая галерея с односкатной кровлей, на которую ведет навесная лестница. Небольшой дверной проем с галереи открывается в амбар, перекрытый внутри потолком на два яруса. В углу амбара расположена лестница, ведущая на второй ярус.

Внутри мельницы почти полностью сохранилось мельничное оборудование. В нижнем ярусе мельничного амбара располагается новый горизонтальный вал, на котором закреплено кулаковое колесо(шестерня). Конструкция рамы колеса крестовая, состоящая из двух брусьев, непосредственно закреплена в прорезях вала. Обод колеса состоит из двух слоев, набранных из 8 сегментов каждый и скрепленных между собой металлическими болтами. Кулаки (зубья) изготовлены, скорее всего, из березы, с тыльной стороны кулаки зафиксированы деревянными шпильками. Цевочное колесо (шестерня) состоит из 8 цевок. Оно закреплено на вертикальной металлической оси - «порхлице». Верхняя часть оси входит в зацепление с верхним жерновом, а нижняя часть упирается в металлический башмак поперечной балки. С помощью клиньев осуществляется регулирование толщины помола. В углу стоит ларь для муки из досок, скрепленных шпонками. В верхнем ярусе мельничного амбара над лестницей имеется ворот для подъема мешков. Из состава «постава» сохранились пара каменных жерновов на обвязке и бункер, или «турик», в который засыпалось зерно. Из мельничного оборудования в памятнике отсутствуют кожух, или «обечайка» жерновов, лотки, рама бункера, детали и приспособления для регулировки процесса помола.

Ряж мельницы собран из нетолстых круглых бревен, амбар мельницы - из бруса «в лапу» с остатком и покоится на консольной конструкции. В сравнении с аналогичными постройками данная ветряная мельница лишена суровой монументальности, которая характерна для большинства более ранних сооружений данного типа. В то же время она представляет традиционный тип деревянной мельницы-столбовки, когда-то очень распространенной на русском Севере. По статистическим сведениям за 1902 год, в Новгородской губернии имелось 2422 ветряные мельницы, из них 882 располагалось в Кирилловском уезде, т. е. свыше трети. Мельница сохранила свои формы без значительных утрат. После ее перевозки была осуществлена частичная реставрация. Элементы сруба, ряжа и механизмов мельницы частично заменены или вычинены. Лопасти мельницы (крылья) были выполнены не по проекту уже при установке мельницы на территории музея. Защита древесины антисептиками не осуществлялась. Частичная замена элементов ряжа выполнялась и позже. Однако надо отметить, что опорные столбы ряжа и центральный столб не заменялись, частично они укреплялись с помощью вставок, объединяющих проволочных скруток и т. д. За 45 лет эксплуатации мельница понесла некоторые утраты. В 1978 году ветром были сломаны крылья. В 1980 году архитектор Н.В. Каменев предложил срочно провести пропитку памятника и заменить сгнившие элементы мельницы. Работы должны были выполнить рабочие Кирилловского реставрационного участка. Руководство участка в течение трех лет игнорировало предложения специалистов по реставрации и пропитке памятников деревянной архитектуры, и только в летний сезон 1982 года работы были проведены. Химическая консервация памятника сделана по рекомендациям и под контролем специалистов Сенежской лаборатории.

Техническое обследование памятника, выполненное гл. архитектором СБ. Куликовым и гл. инженером Г.А. Ровинским в 1999 году, показало, что основные конструкции мельницы находятся в аварийном состоянии. В результате просадочных явлений, связанных с деструкцией деревянных опор сруба и опоры центрального столба, а также просадки валунного фундамента под деревянными опорами, мельница получила аварийный наклон на северо-запад. Деревянные конструкции ряжа и сруба мельницы на 30% поражены гнилью. Вал для крепления крыльев лопнул. Обследование показало, что памятник нуждается в срочной разборке, замене фундамента, реставрации опор и части сруба.

В 1999 году была осуществлена реставрация мельницы. Во время реставрационных работ были устроены новые фундаменты под ряж, выправлен наклон мельницы, заменена нижняя часть опорного столба и часть сгнивших элементов ряжа, проведена пропитка древесины, изготовлены новый вал и крылья, заменена незначительная часть бруса амбара. Реставрационные работы выполнили рабочие ОАО «Ивановореставрация» по договору с администрацией Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Несмотря на то, что мельница является самым молодым по возрасту памятником на территории музея и привезена на его территорию всего лишь 45 лет тому назад, с ее биографией далеко не все ясно. Г. Бочаров и В. Выголов в своем исследовании, посвященном архитектурным памятникам Вологды, Кириллова, Ферапонтова и Белозерска, сообщают, что она перевезена в музей из деревни Горка, и датируют ее XIX веком. Искусствовед Н.Д. Троскина из ЦНРПМ при составлении паспорта в 1980 году датировала ее концом XIX века. Она же сообщает, что мельница привезена в музей в 1960-х годах из деревни Воробьево. В альбоме «Кирилло-Белозерский монастырь», выпущенном в издательстве «Искусство» в 1969 году, в экспликации к плану Кирилло-Белозерского монастыря указано, что мельница привезена из села Щелково. В комплекте открыток (издательство «Аврора», 1974) сообщается, что мельница сооружена в XIX веке и перевезена из деревни «Горки (окрестности Ферапонтова монастыря)». СБ. Куликов и Г.А. Ровинский (ЦНРПМ) в акте обследования мельницы 1999 года указывают, что ветряная мельница была сооружена в 20-е годы XX века и была перевезена в музей в середине 60-х годов из деревни Щелково.

При подготовке статьи мы попытались разобраться хотя бы с рядом вышеназванных утверждений. Большинство современных специалистов, работающих с кирилловскими памятниками, считают, что в музей привезена мельница, обмеры которой сохранились в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева. Действительно, в этом музее чертежи и обмеры деревянной мельницы изд. Щелково Вологодской области (в Кирилловском районе имеется ряд деревень с таким названием, в том числе в Горицком и Ферапонтовском сельсоветах). Обмеры мельницы, принадлежавшей когда-то Александру Павловичу Бибиксарову, были сделаны в июле 1938 года. В том же фонде имеется рисунок мельницы, выполненный СЧураковым в 1937 году. Надпись под рисунком указывает, что эта мельница из деревни «Щелково около Ферапонтова монастыря». Рисунок и обмеры выполнены явно с одного и того же памятника, что позволяет точнее сделать его географическую привязку. Однако даже беглое знакомство с обмерами памятника позволило усомниться в том, что именно эта мельница перевезена в Кириллов. Мельничный амбар обмерянной мельницы собран из бруса сечением 8-9 х19,5-20 см, а амбар мельницы в музее собран из бруса сечением 10x15 см.

Учитывая, что перевоз памятника связан со строительством Волго-Балта, логичнее предположить, что она перевезена в музей из деревни Горка Горицкого сельсовета, стоявшей на берегу реки Шексны, так как место, где она стояла, попадало в зону затопления. Ветряную мельницу у деревни Горка, находившейся недалеко от сохранившейся до настоящего времени деревни Звоз, зафиксировала рукописная Специальная лоция реки Шексны, выполненная Е.М. Лучковым в 1958 году. Музей принял мельницу от реставраторов в декабре 1961 года.

Деревянная часовня, или сень над крестом, на месте пещеры Кирилла расположена на склоне холма рядом с церковью Иоанна Предтечи.

По преданию, крест был поставлен над «кельей ископанной в земле преподобным Кириллом». Время возведения первого креста неизвестно. Ныне существующий крест поставлен в 1994 году. Стоявший до него (в настоящее время он находится в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника) тоже был довольно поздней копией. По мнению искусствоведа Н.Д. Троскиной, стилистический анализ его формы и частично сохранившейся живописи на лицевой поверхности креста не дает убедительных оснований для точной датировки, но некоторые косвенные факты, как, например, форма гвоздей, использованных для набивки филенок, позволяет датировать его не ранее второй половины XIX века. Н.Д. Троскиной не удалось установить и точную дату сооружения сени над крестом. По стилистическим данным она отнесла ее к XVII столетию. Архимандрит Варлаам писал в 1859 году, что, видимо, часовня над землянкой Кирилла возведена в начале XVII века, т. к. в «описи 1718 г. она называется «новопоставленной часовнею, что над землянкой-келией чудотворца Кирилла». И. Остроумов в 1897 году сообщал, что часовня «деревянная под навесом на каменных столбах построена около 1700 г. на том месте, где была келья св. Кирилла».

Сень над крестом. Вид с севера. Фото нач. XXв.

В основании постройки лежит сруб из трех оструганных бревен, рубленных в «обло» в углах с остатком. Сруб нижней обвязки уложен на валуны. В четырех углах верхнего венца установлены резные столбы, связанные между собою верхней обвязкой в два бревна (прямоугольного сечения). Бревна верхней обвязки по периметру имеют повал. Объем деревянной сени перекрыт дощатой кровлей на четыре ската. Пространство между угловыми резными столбами заполнено в нижней части глухими досками, в верхней - сквозными деревянными решетками. Входом в деревянную сень служит дверца решетчатой конструкции на северном фасаде.

Строение покрыто на четыре ската кровлей из досок в два слоя. Конструкция кровли стропильная. Стропила установлены по четырем граням кровли и стянуты коньковым бревном.

Данная часовня демонстрирует один из типов широко распространенных на Севере России построек, которые возводились над обетными крестами или местом, особо почитаемым.

Над деревянной часовней для ее сохранения установлена каменная сень. Она построена после 1801 года по образцу каменной сени над деревянной часовней Кирилла. Граф М. Толстой, побывавший в Кирилло-Белозерском монастыре в 1868 году, писал, что «обе часовни покрыты в 1811 году навесами на каменных столбах».

Сень сделана из кирпича на известковом растворе в виде беседки, имеющей в основании четыре столба, соединенных арочными перемычками с архивольтами и замковыми камнями. Первоначально, судя по чертежам новгородского архитектора Праве 1830 года, ка менная сень завершалась четырехгранным шатром, крытым тесом. Позднее над ней было устроено покрытие в виде восьмигранного купола с кровлей на четыре стороны, вынос которой подшит снизу досками и образует карниз простого профиля. На куполе поставлен восьмигранный барабан, несущий главку луковичной формы. На главке установлен крест. Все деревянные конструкции были обшиты кровельным железом. Памятник за время существования подвергался неоднократным ремонтам и переделкам. В середине восьмидесятых годов XX века была заменена железная кровля на медное покрытие и восстановлен утраченный крест.

Сень над крестом. Вид с севера. Фото Н.В. Каменева. 1978 г.

Техническое обследование деревянной часовни в ноябре 1983 года показало, что ее обвязка, решетчатые заполнения северной стороны, дверь, кровля находятся в плохом состоянии. Процент утраты первоначального облика (с учетом технического состояния) достиг 30.

Развернувшаяся в музее в начале девяностых годов XX века подготовка к празднованию 600-летия Кирилло-Белозерского монастыря ускорила начало реставрационных работ на меморативных памятниках.

В конце 1993 года началась подготовка к реставрации сени (изготовление отдельных элементов часовни по ранее разработанному проекту). 20 января 1994 года сень над землянкой была разобрана. Научно-методический совет музея-заповедника принял решение при реставрации сени максимально сохранить подлинник - столбы, решетки, верхнюю обвязку, стропильные конструкции сени. В столярной мастерской музея в феврале-марте 1994 года по старым образцам и проекту были изготовлены нижняя обвязка, решетки и решетчатая дверь на северную часть сени. Подгонка и предварительный монтаж деревянных конструкций были осуществлены на базе мастерской музея. Окончательный сбор сени на подготовленном основании состоялся в апреле того же года. В то же время был изготовлен и новый крест для установки в сени, т. к. основание старого креста сгнило.

Техническое освидетельствование сени, проведенное в 2002 году, зафиксировало удовлетворительное состояние всех деревянных конструкций.

Маленькая деревянная часовня расположена на западном склоне крутого холма Ивановского монастыря, несколько выше того места, где первоначально находилась пещера Кирилла, отмеченная ныне крестом с сенью над ним. Клетская деревянная часовня, по преданию, была сооружена собственноручно Кириллом по прибытии его на Белоозеро в 1397 году. Существующая постройка поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры конца XIV века.В описи 1601 года сказано, что «на монастыре же у Святых ворот часовня древяна невелика, где чюдотворец Кирилл водрузил крест». Эту информацию, по словам архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Варлаама, подтверждают и описные книги 1622 г. В описи 1718 года о часовне пишется подробнее: «На меньшем же монастыре часовнеца рубленная, тесана с обе стороны, поставление Преподобого Кирилла чудотворца». В своей работе, посвященной описанию историко-архитектурных древностей монастыря, Варлаам сообщает, что в «настоящем столетии (в XIX в. - И.С.) часовня, видимо, не подвергалась никаким изменениям и носит черты глубокой древности». Архимандрит Варлаам оставил для нас и очень подробное описание часовни:«Часовня сия деревянная, рубленая в замок, из соснового лесу, обтесанного с обеих сторон, четырехстенная, несколько продолговатая, в стенах крепкая; пол в оной деревянный (новый); потолка не имеет; покрыта тесом на гвоздях, со скалою на два ската, вход в оную с западной стороны через небольшую дверь, в щите которой наверху прорублено малое окно и к нему прибита железная решетка; другое волоковое окно находится в южной стене и закрепляется деревянной задвижкою изнутри часовни».

В 1981-1982 гг. с целью уточнения времени строительства часовни для дендроанализа было отобрано 13 кернов из ее стен и балок. Ввиду плохой сохранности дерева удалось обработать только 6 образцов. Исследуемые образцы показали, что в основном срубе часовни использованы стволы сосны, относящиеся к 30-м годам XVIII века. Установлено, что в 50-х годах того же столетия в северной стене 5-й венец был заменен на новый.

В плане часовня имеет прямоугольную форму. Вход расположен на западной стене сруба. Часовня срублена из бруса «в лапу» без остатка. Бревна сруба подтесаны снаружи и изнутри. Угловые стыки этого небольшого сруба закрыты вертикальными досками, прибитыми коваными гвоздями и предохраняющими концы бревен от влаги. Сруб поставлен прямо на землю, без фундамента. Небольшой клетский объем часовни завершен двухскатной кровлей, уложенной по слегам и крытой тесом за два раза. В верхней части стены часовни имеется чуть заметный повал в три бревна. Дверной проем имеет прямую перемычку, смещен от центра влево. Он оформлен колодой, напоминающей косящатую. Сохранилось полотнище двери. Дверь навешена при помощи железных петель-жековин. Дверной проем за время своего существования растесывался, дверная коробка менялась. Небольшое квадратное оконце находится на южной стене. Гвозди кованые, крупного размера. Сохранился деревянный пол, набранный из двух слоев досок толщиной до 7 см. В нем в юго-восточной части имеется небольшое отверстие округлой формы - раньше здесь был колодец с водой «весьма вкусной», о котором упоминал профессор СП. Шевырев, посетивший монастырь в 1850 году. В часовне находились три креста. Один из крестов в настоящее время - в экспозиции музея. Два других находятся в часовне. Один из них укреплен на восточной стене часовни, второй - в деревянном футляре, ранее остекленном с лицевой стороны, - стоит рядом с северной стеной на полу. В 1981-1982 годах из этого креста и креста, находящегося в экспозиции музея, были взяты восемь кернов: из основания креста, нижней, средней и верхней перекладин. Четкая синхронность всех графиков роста годичных колец, сравнение их с дендрошкалами Новгорода, Пскова, Карелии и данными, полученными при аналогичном изучении свай Ивановского и Успенского монастырей, позволили с большой достоверностью хронологически отнести изготовление этих крестов к первой четверти XVII века.

Часовня Кирилла представляет собой традиционный тип маленьких клетских часовен, широко распространенных на Севере России. Формы часовни предельно просты и лаконичны, что придает строению суровый аскетический образ, напоминающий о его строителе, основателе монастыря Кирилле Белозерском. Воспроизводя формы древней часовни, постройка дает возможность гипотетической реконструкции Кирилловской обители начального периода ее существования, когда недалеко от маленькой часовни и пещеры Кирилла стояли простая деревянная церковь Успения и деревянные кельи первых немногочисленных иноков.

Деревянная часовня, поданным архимандрита Юрьева монастыря Амвросия, в 1807 году была «ограждена... каменной галереей, покрытой железом». Архитектурный облик сени над часовней аналогичен каменной сени над пещерой Кирилла. Видимо, они построены по одному проекту. Первоначально, судя по чертежам 1830 годов новгородского архитектора Праве, каменная часовня завершалась четырехгранным шатром, крытым тесом. Позднее часовня получила восьмигранный купол, завершенный луковичной главкой на барабане. Ведомость Кирилло-Белозерского монастыря 1871 года сообщает, что «в арках каменного шатра над деревянной часовней Преподобного Кирилла на Ивановском монастыре для предохранения от сырости и освещения внутри сделаны решетчатые стены и выкрашены кроном на масле». К 1910 году решетки были остеклены. Позднее с южной и северной сторон в арочных проемах появились закрытые конструкции с глухим столярным заполнением. С восточной стороны проем был заложен необрезными досками, сбитыми в щит. С западной стороны сохранялась деревянная решетка с устроенным в ней входом. Остекление ее к началу реставрационных работ было полностью утрачено.

В середине 80-х годов XX века на каменной сени старое железное кровельное покрытие было заменено на новое, выполненное из листовой меди, и восстановлен утраченный ранее крест.

В апреле-июле 1994 года изготовлены новые решетчатые заполнения в арочные проемы каменной сени. После монтажа заполнений они были остеклены.

Указом Президента РФ № 275 от 2 апреля 1997 года «часть территории Кирилло-Белозерского монастыря в г. Кириллове, именуемая Малым Ивановским монастырем, с расположенными на ней памятниками истории и культуры была передана в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви». Священный Синод Русской православной церкви 6 октября 1998 года дал благословление на открытие на этой территории действующего Кирилло-Белозерского монастыря. Таким образом, деревянные и каменные сооружения Малого Ивановского монастыря получили нового пользователя, за Кирилло-Белозерским музеем-заповедником сохранились функции государственного контроля за состоянием и грамотной эксплуатацией пользователем памятников архитектуры.

Часовня Кирилла. Фото нач. XXв.

В июле 2002 года произведен осмотр технического состояния памятника. Комиссия отметила общее неудовлетворительное состояние несущих конструкций каменной сени, а также ветхость древесины, как на самом срубе часовни, так и на кровле. С восточной стороны сруба выявлено заметное поражение древесины жучком-древоточцем.

Дальнейшая работа по сохранению, реставрации памятников деревянной архитектуры на территории Малого Ивановского монастыря будет зависеть от совместных усилий Кирилло-Белозерского мужского монастыря и Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Сень над часовней Кирилла. Фото Н.В. Каменева. 1980 г.


Литература и источники:

  1. Амвросий. Описание Кириллова Белозерского монастыря,учиненное первоклассного Юрьевского монастыря Архимандритом и Новогодской семинарии ректором Амвросием. 1811 г.
  2. Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь М. 1850г. Часть 11, стр. 3-4.
  3. Варлаам. Описание историко-археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре. М. 1859, с. 64-66.
  4. М.Толстой. Путевые письма с Севера. М. 1868 г., с. 77
  5. Обозрение Арсением Архиепископом Новгородским и Старорусским епархии. С 1 по 16 июля 1910 года. НЕВ№№ 46-51.
  6. История русского искусства. М-Л, 1958 г., т. 11, с. 23.
  7. И.В. Маковецкий. Архитектура русского народного жилища. М. 1962, табл. 123, фото 117,121,123.
  8. С.С. Подъяпольский. Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Вологда. 1966.
  9. Альбом. Кирилло-Белозерский монастырь. Издательство «Искусство» Л. 1969 г.
  10. Бочаров Г., Выголов В. Вологда, Кириллов. Ферапонтове Белозерск. М. 1980 г.
  11. Буклет. 500 лет церкви Ризоположения села Бородавы. Вологда. 1986. Отв. за выпуск В.Т. Воеводова.
  12. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. С-Пб. 1998, с. 163.
  13. И. Смирнов. Кресты Кирилла Белозерского. // ж. «Чело» Новгород. № 11998 г., с. 11-14.
  14. Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского. Автор-составитель Э.Д. Добровольская. М. 2000, с. 22-25.
  15. Н. Петрова. Церковь Ризоположения. //ж. «Чело» Новгород. № 1/2002 г., с. 27-29.
  16. Проект планировки части территории, отведенной для создания экспозиции памятников деревянного зодчества. М. 1963 г. ОПИ КБИАХМЗ (Отдел письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника), ДПА (Делопроизводственный архив), д. 39.
  17. Ведомость о фабриках и заводах Новгородской губернии (статистические материалы) за 1902 год. ОПИ КБИАХМЗ.
  18. Отчет. Дендрохронологическое дарование памятников архитектуры Кирилло-Белозерского музея-заповедника. ОПИ КБИАХМЗ ДПА № 255.
  19. Научно-техническая документация (Документы по ремонту и реставрации памятников Кирилло-Белозерского монастыря на 1958 г.) ОПИ КБИАХМЗ. ед. хр. 4.
  20. Журнал архитектурно-авторского надзора по Кирилло-Белозерскому и Горицкому Воскресенскому монастырям. 1979-1994 гг. ОПИ КБИАХМЗ.
  21. Паспорт Кирилло-Белозерского музея. 1960 г. ОПИ КБИАХМЗ ДПА, оп. 1.
  22. Заключение по состоянию деревянной кровли наружных конструкций церкви с. Бородава.1983 г. Научно-технический архив. ОПИ КИАХМЗ. Дело № 40.
  23. Книга приказов Кирилло-Белозерского музея-заповедника. 1957-1961 гг. ОПИ КБИАХМЗ.
  24. ГМА им. Щусева Р У №№ 3250-3252.
  25. Специальная лоция р. Шексны. 1958 г. ОПИ КБИАХМЗ.
Первоисточник: 
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ, РЕСТАВРАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ. Сборник Методическое сопровождение мониторинга недвижимых памятников Вологодской области; Вологда 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.