ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 
Янковская Е.П.
Яйцо не только хрупкий,
но и быстро портящийся предмет,
и не одна коллекция погибла,
благодаря этому неприятному свойству яиц.
С. К. Кулжитский

Писанка (пасхальное яйцо) является символом плодородия и благодати, приносимых весенним солнцем. Писанки были распространены в местах, где жили славяне. Предки славян начинали год с весны, дарение и употребление яиц знаменовало пробуждение и обновление природы. Почитание куриного яйца связано с символическим значением курицы и петуха у этих народов. Яйцо — естественный символ творения и творческой силы.

По технике изготовления пасхальные яйда подразделяются на:

а) малеванки, крашенки;

б) писанки;

в) рисованки, или скробанки (узор процарапан).

Для каждой местности характерны свои узоры. Орнамент писанок перекликается с орнаментом традиционных керамических изделий и текстиля.

Писанки, изготовленные на юге России в конце XIX в., отличались яркостью и большим количеством красок; изготовленные чуть севернее, они несколько теряли в яркости и пестроте красок, но выигрывали в разнообразии орнамента; еще ближе к северу техника рисунка становится слабее, число красок уменьшается до двух; немного севернее появляются скробанки, далее исчезают и они, и появляются пестро окрашенные яйца без узоров.

В Российском этнографическим музее хранится более 3300 писанок.

Первые коллекции пасхальных яиц поступили в Этнографический Отдел Русского Музея Императора Александра III в 1902 г. По поручению Этнографического Отдела сотрудник музея И. А. Зарецкий собрал коллекцию украинских писанок в с. Диканька Полтавской губернии, Полтавского уезда.

В 1902 г. от Е. Р. Романова среди других предметов были закуплены первые белорусские писанки.

В экспедициях 1903 г. в Полтавской и Харьковской губерниях Зарецкий по поручению музея среди других предметов вновь приобретает украинские писанки и инструменты для их изготовления.

В 1905 г. наряду с новыми поступлениями украинских писанок появляются болгарские из Бессарабской губернии.

Регулярно пополняя коллекции, Этнографический Отдел так же вкладывал средства в приобретение писанок поляков, сербов, словаков.

Сегодня коллекция писанок РЭМ — одна из крупнейших и старейших в Европе.

А ведь писанка изначально не была предназначена для столь долгого хранения, поскольку материалом для нее служило главным образом живое (сырое) яйцо. К тому же сама технология росписи, когда воск, краски и масло перекрывают поры

скорлупы, способствует ускорению и активизации комплекса физико-химических и ферментных процессов в белке и желтке.

Изучение коллекционных описей позволило сделать следующий вывод: реставрацией писанок в музее не занимались до 1970-х гг. (десятки писанок просто исключены из коллекций в 1925-м и сотни — в 1955 г., последнее списание произошло в 1960 г.).

Исследование самих коллекции в фондах музея принесло интересные результаты: были обнаружены различные способы сохранения писанок, которыми пользовались изготовители, а так же реставраторы. В одних случаях сохранность пасхальных яиц вызывает восхищение, в других — сожаление о том, что при проведении консервации не были удалены остатки содержимого внутри яйца и проделанная работа не имела смысла.

Огорчает тот факт, что музейные сотрудники более полувека не были знакомы с изданной в 1899 г. в Москве работой С. К. Кулжитского «Описание коллекций народных писанок». Являясь хранителем Лубежского Музея Е. Н. Скаржинской, автор подробно описал причины разрушения писанок и предложил некоторые способы их сохранения. Наблюдая за сохранностью коллекции музея Е. Н. Скаржинской, С. К. Кулжитский уже тогда понял, что главная причина разрушения в том, что содержимое яйца, не удаленное сразу, со временем становится причиной его разрушения (яйцо либо взрывается, либо разлагается, либо засохший комочек окаменевшего желтка в дальнейшем может разбить скорлупу изнутри).

Кулжитский пишет, что заведующий Любежского музея в 1888-1891 гг. Ф. И. Каменский усердно приводил писанки в порядок (выдувал их, подклеивал разбитые экземпляры).

Сам же С. К. Кулжитский предложил способы удаления содержимого из писанки, если яйцо полусырое или сварено вкрутую. Нужно выбрать на поверхности писанки место, узор которого повторяется на другой стороне писанки, пробить отверстие величиною в серебряный пятачок и маленькой ложечкой вынуть содержимое, тщательно соскабливая его со стенок яйца. Вычищенные писанки положить на тарелку и выдержать несколько часов в духовой печи, пока последние остатки белка и желтка не высохнут совершенно. Температура печи при этом не должна быть слишком высокой, иначе пострадают нежные краски, особенно зеленая.

Автор утверждал, что таким образом можно сохранить даже те писанки, которые пришли в состояние полного разложения, надо только на время работы отбросить всякую брезгливость.

Судя по писанкам из более поздних коллекций РЭМ, реставраторы использовали этот прием (выпиливание фрагмента скорлупы и выборку содержимого). При этом после удаления содержимого дополнительно покрывали скорлупу изнутри клеем с различными наполнителями (солома, опилки). В более поздних работах реставраторы разрезали скорлупу на два части при помощи иглы, а удалив содержимое, склеивали фрагменты.

В коллекции музея есть поврежденные писанки, заполненные воском, парафином.

Если эти материалы плотно прилегают к внутренним стенкам скорлупы, то яйцо сохраняется долгое время. В тех случаях, когда белок и желток не удалялись перед заполнением скорлупы воском или парафином, в дальнейшем происходит отлипание наполнителя, воск или парафин проваливается, что в дальнейшем может послужить дополнительной причиной разрушения писанки.

Существовал и такой способ сохранения писанок, как укрепление сохранившихся фрагментов на скорлупу яйца меньшего размера.

В 1970-х гг. кто-то из реставраторов РЭМ даже стажировался за границей по поводу реставрации писанок. Получив необходимые навыки, реставраторы пытались не только склеивать отдельные фрагменты, но и полностью восстанавливать форму, восполнять утраты, воссоздавать орнамент росписи по аналогии с сохранившимися мотивами.

В 1980-х гг. полностью сменился состав реставрационной мастерской. Поскольку не велось научной документации по реставрации писанок, в 1990-х гг. все пришлось начинать сначала. Хранители приносили коробочки с разбитыми, взорвавшимися или разлагающимися писанками. Первые опыты по удалению содержимого из пасхальных яиц, по обеззараживанию скорлупы, укреплению фрагментов пропиткой, соединению разрозненных фрагментов проводились на безномерных экспонатах.

Внутри некоторых писанок обнаружены следы жизнедеятельности кожееда, плесневых грибов. Скорлупа отдельных яиц размякла.

Самой первой и самой сложной задачей было удаление содержимого из скорлупы.

Как уже говорилось в начале статьи, в отличие от вареных крашенок, писанки чаще делались из сырых яиц.

А окаменевшее сочетание белка и желтка на внутренних стенках скорлупы требовало особых размягчителей. Во-первых, размягчающий состав во время работы не должен проникать в поры скорлупы, потому что для росписи использовали не только натуральные, но и анилиновые красители, а иногда и те и другие (коллекция украинских писанок № 4230, 1924 г.), и трудно предугадать их реакцию на его воздействие. Во-вторых, необходимо, что бы размягчитель легко удалялся, так как хрупкая скорлупа не выдерживает даже малейшего давления.

Удаление содержимого с внутренних стенок скорлупы яйца проводилось при помощи расслаивателя (микроскальпель с секирообразным полотном, развернутым под углом 90° по отношению к ручке) и микропинцета. После того как была удалена основная масса (засохшая смесь сырого белка и желтка), на стенках осталась тонкая плотная пленка желтого цвета.

Пленка была удалена следующим образом. Внутренняя поверхность скорлупы покрывалась тонким слоем 20%-ного клея КМЦ, после набухания пленка удалялась вместе с клеем при помощи расслаивателя и микротампонов. Затем проводилась дезинфекция скорлупы 3%-ным раствором катамина АБ, наносимым мягкой кистью.

Следующим этапом была пропитка фрагментов скорлупы 3%-ным ВА-2ЭГА (сополимер винилацетата с 2-этилгексилакрилатом), позднее для этих целей использовался 3%-ный АК-211 (сополимер бутилакрилата с метилакрилатом и метакриловой кислотой. Рекомендован ГосНИИР в 1998 г.). Укрепленные таким образом фрагменты соединялись между собой при помощи 17%-ного АК-211 и маленьких кусочков микалентной бумаги. Для восполнения утрат в нижнем слое использована также микалентная бумага, пропитанная 3%-ным АК-211. На эту основу положена мастика из талька и титановых белил (темпера на основе ПВА). После высыхания поверхность мастиковок шлифовалась при помощи микроваликов из шлифовальной

бумаги. Тонирование восполненных участков проводилось по аналогии с росписью оригинала, но в технике пуантель акварелью «Ленинград» с использованием темперных белил.

Писанки — интереснейший материал для исследования в области декоративного искусства, этнографии и реставрации.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.