ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Опыт реставрации живописных вставок в памятниках шитья XVIII—XIXвв.

Рыжова О.О.

1. Пелена шитая «Богоматерь с младенцем в окружении херувимов» (XVIIIв., 53x66 см).

Место хранения: фонды Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Живописные вставки

В шитом золотом среднике, на фоне красного бархата, в иконографическом типе «Богоматери Балыкинской» [1]. Богоматерь с младенцем на коленях изображена в ракурсе, в трехчетвертном повороте. Живописные части изображения Богоматери и младенца (так же, как и шитые) трактованы объемно. Руки Богоматери в молитвенном жесте сложены перед грудью, голова склонена чуть влево, взгляд полуопущенных глаз устремлен на младенца. Густые локоны Марии рассыпаны по плечам, голову венчает корона. Младенец также изображен в ракурсе, полулежащим на коленях Богоматери. Его колени сведены, правая ручка прижата к груди, а левая покоится на колене. Головка поднята и взгляд устремлен на лицо матери. Благодаря полуулыбке на устах Богоматери и младенца создается ощущение покоя.

Изображение в среднике выдержано в монохромной, теплой красно-коричневой гамме, моделировки выполнены в традиционной технике высветлений, положенных на более темную основу.

По углам пелены расположены изображения херувимов. Четыре херувима исполнены в холодной цветовой гамме. Оливково-серый тон ликов с белильными высветлениями перекликается с мерцающим холодным тоном серебряных блесток на крыльях и обрамлении. С теплой гаммой живописи Богоматери, основным цветом красного бархата пелены их связывают мягко трактованные коричнево-охристым тоном локоны и четко очерченные киноварью губы.

Технологические особенности (по результатам микрохимических лабораторных исследований)

Стратиграфия живописных вставок такова:

1. Бумага желтовато-серого цвета, рыхлая, толщиной 1 мм, в один слой, проклеена.

2. Холст тонкий, мелкозернистый, прямого полотняного плетения.

3. Грунт однослойный, тонкий, белый, масляный, наполнитель — свинцовые белила [2].

4. Красочный слой (проба отобрана с теневой партии локонов Богоматери) — частицы сурика свинцового и твореного золота на клеевом связующем.

Состояние сохранности

Утраты живописи вместе с основой на изображении локонов и рук Богоматери, частично утрачена левая ручка младенца. На изображении херувимов бумага по всей площади со значительными разрывами и затеками неизвестного происхождения. Холст-основа деформирован, жесткие заломы по всей площади изображения; жесткий кракелюр, отставшие от основы-холста частицы красочного слоя с грунтом и утраты последнего. Красочный слой хрупкий. Наблюдается полное, либо частичное расслоение между бумагой и холстом.

Реставрация

Вышеописанные технико-технологические особенности структуры живописных вставок и виды повреждения диктовали следующие условия выбора адгезива: это должен быть безводный адгезив, возвращающий эластичность грунту и холсту, бумажной основе, а также способный склеить их между собой. При укреплении желательно применять минимум нагрева.

В качестве адгезива был выбран ПВБ клеевой [3].

Для реставрации демонтированных с шитой основы живописных вставок с изображением херувимов был приготовлен 4—5%-ный спиртовой раствор ПВБ (для раствора использовался спирт этиловый медицинский 96%-ный). Этим раствором проводилась подклейка к холсту-основе с лицевой стороны отставших частиц красочного слоя с грунтом. Раствор подводился с кисти по кракелюру под частицы красочного слоя, с последующей укладкой фторопластовым шпателем, через фторопластовую пленку, без нагрева. Следующим этапом была пропитка оборотной стороны холста-основы с живописью 2%-ным спиртовым раствором ПВБ, но уже с нагревом, чтобы устранить деформации. Раствор аналогичной концентрации использовался для пропитки бумажной основы живописной вставки. После этого бумага слегка проглаживалась и прессовалась. Последним этапом консервации была склейка бумажной основы и живописи на холсте. Использовался 10%-ный спиртовой раствор ПВБ.

Изображение Богоматери с младенцем не демонтировалось с шитой основы. Утраченные фрагменты моделировались следующим образом: распушенные волокна старого холста пропитывались 4—5%-ным спиртовым раствором ПВБ и полученной массой заполнялась утрата. Затем 10%-ным спиртовым раствором ПВБ наклеивался кусочек старого холста, подобранного к авторскому по зернистости, и фрагменту придавалась объемная форма с помощью нагрева. Следом подводился реставрационный грунт и выполнялось живописное восстановление акварельными красками (решение реставрационного совета). В качестве связующего в реставрационном грунте был использован 2%-ный раствор ПВБ, наполнитель — сепарированный мел [4].

2. Пелена шитая «Богоматерь с младенцем в окружении херувимов и серафимов» (XVIIIв. (?), 35x40 см).

Место хранения: фонды Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Живописные вставки

На фоне красного бархата в шитом золотом среднике изображена Богоматерь в иконографическом типе «Богоматерь Знамение». По углам пелены — изображения шестикрылых серафимов. Средник окружен сонмом херувимов. В живописной гризайлевой технике, в холодной цветовой гамме исполнены все телесные части херувимов, серафимов, Богоматери и младенца. Живописные и шитые части изображения трактованы объемно.

Технологические особенности

(по результатам микрохимических лабораторных исследований)

Стратиграфия живописных вставок такова:

1. Мелковолокнистые древесные опилки, пропитанные животным клеем.

2. Бумага белого цвета, из мелковолокнистого целлюлозного волокна (100 %) [5], пропитанная клеем животного происхождения.

3. Ткань красного цвета, очень тонкая, прямого полотняного плетения.

4. Грунт однослойный, тускло-красного цвета; наполнитель — свинцовые белила, охра красная; связующее — масло.

5. Красочный слой (проба отобрана с «блика» на лбу младенца) — свинцовые белила, масло.

6. Покровной слой — клей животного происхождения, черные вкрапления. Состояние сохранности

Основным видом повреждения, как и в предыдущем случае, были устойчивые деформации основы, расслоение между тканью и бумагой, жесткий и хрупкий красочный слой, отстающий от тканой основы вместе с грунтом. Как и в предыдущем случае, связь красочного слоя с грунтом хорошая, но сцепление грунта с тканой основой отсутствует.

Реставрация

Описанный выше опыт подклейки частиц красочного слоя с грунтом и устранения деформаций основы при помощи спиртового раствора ПВБ не удался. Эффекта не было никакого, раствор как будто уходил в песок. Повышение концентрации ПВБ в растворе так же ни к чему не привело. Положительный результат дали пробы 5 % СЭВ С2Н5ОН:Н2О = 70:30 [6]. При подклейке частицы красочного слоя с грунтом приобретали пластичность и легко укладывались фторопластовым шпателем через тонкую фторопластовую пленку.

Сложнее было с устранением жестких деформаций основы. Следует подчеркнуть, что основа живописных вставок — пустотелая, очень жесткая и хрупкая. Чтобы представить сложность задачи, достаточно сравнить ее с яичной скорлупой (тем более что демонтаж вставок, как в предыдущем случае, был невозможен).

Выход был найден: в местах утрат красочного слоя с грунтом до основы методом пропитки вводилась водно-спиртовая смесь (1:2) до тех пор, пока основа на ощупь не становилась пластичнее. Затем проводилось насыщение 5 % СЭВ С2Н5ОН:Н2О = 70:30. И, наконец, последним этапом было заполнение пустот массой, состоящей из распушенных волокон старого холста, пропитанных 4—5%-ным спиртовым раствором ПВБ. Данной массой формировался и поддерживался объем

живописных вставок. В некоторых случаях как слабый пресс использовался мешочек с песком. Весь процесс проходил без нагрева.

В качестве связующего в реставрационном грунте, как и в первом случае, использован раствор ПВБ 2%-ной концентрации, наполнитель — сепарированный мел.

На реставрационном совете принято решение в местах утрат тонировать акварелью, в технике «штриха», без реконструкции элементов.

3. Плащаница «Христос с атрибутами страстей и евангелистами» (XVIIIв., 140x80 см) (ил. 3).


Ил. 3. Плащаница «Христос с атрибутами страстей и евангелистами». XVIII в. Фрагмент

Место хранения: Свято-Троицкий Ионовский монастырь в Киеве.

Живописные вставки

Изображение на плащанице отличается подробно проиллюстрированным страстным циклом [7]. Центральную и большую часть средника занимает живописное фронтальное изображение Иисуса Христа в рост. По углам средника, в своеобразных клеймах, — изображения евангелистов. Телесные партии и атрибуты евангелистов — живописные. На кайме из черного бархата надпись: «БЛАГООБРАЗНЫЙ ИWСИФЪ, СЪ ДРЕВА СНЕМЬ ПРЕЧИСТОЕ ТЬЛО ТВОЕ ПЛАЩАНИЦЕЮ ЧИСТОЮ WБBHBЪ И БЛАГОУХАНИМИ ВО ГРОБЪ НОВЪ ПОКРЫВЪ ПОЛОЖИ».

Живопись в целом подчинена теплой красно-коричневой гамме. Прозрачные теплые тени и холодные, выполненные деликатным полупастозным мазком белильно-зеленоватые света гармонируют с золотыми и серебряными нитями удивительно тонкого, выполненного в филигранной технике шитья.

Технологические особенности (по результатам визуальных наблюдений и микрохимических лабораторных исследований)

Основой для живописного изображения центральной фигуры Христа служит тот же холст, на котором выполнено и шитье.

1. Холст, среднезернистый, плотного полотняного плетения, проклеенный растительным клеем.

2. Грунт двухслойный, тонированный:

• первый слой розового цвета (эмульсионный): наполнитель — мел, охра красная; связующее — животный клей, масло;

• второй слой более яркого розового цвета (масляный): наполнитель — свинцовые белила, охра красная (больше, чем в первом слое); связующее — масло [8].

3. Красочный слой (проба взята с телесных частей изображения Христа и «света») представляет собой два прозрачных слоя свинцовых белил на масляном связующем.

4. Покровной слой — животный клей.

Стратиграфия живописных вставок с изображениями евангелистов в целом похожа на стратиграфию живописных вставок пелен из фондов Лавры.

1. Основа — общая для всей плащаницы — холст, среднезернистый, плотного полотняного плетения, проклеенный растительным клеем.

2. Бумага тряпичная желтоватого цвета, состав 100 % лен, представляет собой сочетание длинноволокнистых и коротковолокнистых тряпичных волокон, причем длинноволокнистые преобладают (80 % : 20 %). Бумага проклеена растительным клеем.

3. Ткань, очень тонкая, прямого полотняного плетения, разных цветов. Например: на живописной вставке с изображением евангелиста Матфея — светло-бежевого цвета, на живописной вставке с изображением евангелиста Марка — темно-зеленого цвета, на живописной вставке с изображением евангелиста Луки — светло-серого цвета, на живописной вставке с изображением евангелиста Иоанна — светло-розового цвета.

4. Грунт розового цвета.

5. Красочный слой.

Состояние сохранности

Плащаница поступила в реставрацию в аварийном состоянии.

На изображении Христа живопись была наполовину утрачена. Волнообразные деформации основы-холста и поражение его плесенью спровоцировали обширное и повсеместное осыпание красочного слоя. В местах чудом сохранившейся живописи сцепление грунта с основой отсутствовало. Сохранившиеся фрагменты живописи представляли собой «мозаику» из множества мелких частиц, отлетавших от основы-холста при малейшем движении.

На живописных вставках с изображениями евангелистов, наряду с отсутствием некоторых элементов изображения, сохранившиеся также имели плохое сцепление с основой. Наблюдалось расслоение элементов вставок между собой: бумага отслаивалась от основы-холста, ткань отслаивалась от бумаги, грунт с красочным слоем осыпался, не имея сцепления с тканью.

Реставрация

При подклейке частиц грунта с красочным слоем к основе-холсту на изображении Христа и к основе-ткани на изображении евангелистов хорошо показал себя уже опробованный спиртовой раствор ПВБ в качестве адгезива.

При подклейке частиц грунта с красочным слоем на изображении Христа пришлось повысить концентрацию ПВБ до 10 %. Подклейка проводилась с кисти, по кракелюру, с последующим легким прессованием мешочками с песком, без нагрева.

Подклейка грунта с красочным слоем на изображении евангелистов проводилась 4—5%-ным спиртовым раствором ПВБ, с укладкой фторопластовым шпателем через тонкую фторопластовую пленку и последующим легким нагревом для устранения деформаций.

При подклейке между собой расслоившихся элементов живописных вставок на изображении евангелистов ПВБ оказался неэффективен даже в 10%-ной концентрации. Зато спиртовой раствор ПВБ для пропитки той же 10%-ной концентрацией оказался эффективен уже после однократного применения. При помощи данного раствора и были подклеены все отслоившиеся между собой элементы живописных вставок с изображением евангелистов.

В реставрационном грунте, как и в первых двух случаях, в качестве связующего использован раствор ПВБ 2%-ной концентрации, наполнитель — сепарированный мел.

По решению заказчика утраты были живописно восстановлены масляными красками. Восстановление велось строго в пределах утрат, в технике «пуантели» (ил. 4).


Ил. 4. Плащаница «Христос с атрибутами страстей и евангелистами». XVIIIв. Фрагмент после реставрации

4. Плащаница «Положение во гроб». (Конец XIXв., 85x120 см. Полтавщина).

Живописные вставки

В среднике изображен лежащий Христос, вокруг него предстоящие Богоматерь с женами-мироносицами и ангелами, в ногах — склонившийся Иосиф Аримафейский. Кайма украшена орнаментом и надписью «БЛАГООБРАЗНЫЙ IOСИФЪ СДРЕВА СНЕМЪ ПРЕЧСТОЕ ТЪЛО ТВОЕ ПЛАЩАНИЦЕЮ ЧИСТОЮ ОБВИВЪ ИВОНММИВОГРОБЪ НОВЪ ПОКРЫВЪ ПОЛОЖИ». По углам изображения евангелистов.

В живописной технике выполнены изображение тела Христова, лики и руки всех предстоящих. Светотеневая моделировка и собственно живописная техника отличаются простотой. Нет сложных многослойных построений живописной фактуры, какие наблюдались в предыдущих памятниках XVIII в. Красочный слой сглажен, напоминает эмаль. Красочная гамма почти монохромна.

Технологические особенности (по результатам визуальных наблюдений)

Основа живописных вставок — свинцово-оловянистый сплав. В качестве грунта нанесена масляная краска голубовато-серого холодного тона. Все живописные вставки в той или иной степени деформированы, а в некоторых местах имеются разрывы металла. Однако сцепление красочного слоя с грунтом и грунта с металлической основой удовлетворительное. Продуктов коррозии не наблюдается.

Реставрация

Живописные вставки были демонтированы с шитой основы и поступили в распоряжение реставратора живописи.

Перед выправлением механических деформациий и склейки разрывов металлической основы была нанесена профилактическая заклейка с лицевой стороны.

Нанесение профилактической заклейки с одновременным укреплением красочного слоя и грунта проводилось водным раствором осетрового клея 7—8%-ной концентрации с добавлением меда (1:1) и катамина [9]. Проглаживание утюжком проводилось через фильтровальную бумагу и фторопластовую пленку. Фильтровальная бумага менялась по мере увлажнения.

Устранение деформации и склеивание разрывов основы проводилось реставраторами по металлу, обороты металлических вставок были покрыты антикоррозийным покрытием.

В места утрат красочного слоя до основы подводился масляный грунт, удалялись загрязнения, утраты живописно восстанавливались.

5. Плащаница «Положение во гроб». (Не ранее 1880-х гг., 90 х 120 см, Москва (?)) (ил. 1).


Ил. 1. Плащаница «Положение во гроб». Не ранее 1880-х гг. Москва (?). Фрагмент

Место хранения: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Живописные вставки

В среднике изображен лежащий Христос, вокруг него — предстоящие Богоматерь с женами-мироносицами и ангелами, в ногах — склонившийся Иосиф Аримафейский, в головах — Никодим. Кайма украшена орнаментом и надписью «БЛАГОВЕРНЫЙ IWCИФЪ СЪДРЕВА СНЕМЪ ПРЕЧТОЕ ТЪЛО ТВОЕ ПЛАЩАНИЦЕЮ ЧИСТОЮ WБBHBЪ ИВОНЯМИ ВОГРОБЪ НОВЪ ПОКРЫВЪ ПОЛОЖИ». По углам — изображения евангелистов.

В живописной технике выполнены изображения тела Христова, ликов и рук всех предстоящих. Трактовка ликов еще более упрощена: линии бровей, носа, глаз и губ — четкие, графические, придают изображению сухость. Красочный слой тонкий, проступает фактура ткани-основы. Красочная гамма почти монохромна.

Технологические особенности (по результатам визуальных наблюдений)

Основа живописных вставок — многослойный картон, которому была придана объемная форма. На картон наклеена очень тонкая ткань. Сцепление красочного слоя с грунтом и грунта с тканой основой удовлетворительные. Живопись покрыта плотным слоем стойких загрязнений.

Живописная вставка с центральной фигурой Христа — фрагментирована. Произошло полное расслоение живописи на тканой основе и основы-картона. Наблюдаются устойчивые деформации-заломы. Живопись покрыта плотным слоем стойких загрязнений.

Реставрация

Живописные вставки были демонтированы с шитой основы и поступили в распоряжение реставратора живописи.

На живописных вставках с изображением предстоящих была произведена проклейка водным раствором желатины 5—7%-ной концентрации [10] с помощью тампона, с одновременным нанесением профилактической заклейки и проглаживанием электрошпателем через фильтровальную бумагу и фторопластовую пленку. Замена фильтровальной бумаги производилась по мере увлажнения. Затем проводилось удаление загрязнений и ретушь утрат акварельными красками.

Реставрация центральной живописной вставки с изображением Христа проводилась в несколько этапов. Поскольку фигуре с изображением Христа был придан объем, было очень важно его сохранить.

Была изготовлена деревянная подставка полусферической формы. Дерево обтянули тонкой фторопластовой пленкой. На этой подставке и проводилось укрепление живописи на тканой основе, укрепление картонной основы и последующая склейка их между собой.

Для укрепления живописи на тканой основе с лицевой и оборотной стороны использовалась методика и материалы, применяемые в реставрации станковой масляной живописи. Для устранения заломов использовался нагрев и мягкий пресс (в виде мешочков с песком).

Основа-картон состоял из нескольких слоев общей толщиной около 5—6 мм. Лицевая сторона картона-основы (имеется в виду та сторона, к которой должен крепиться холст с живописью) была укреплена путем пропитки 6—8%-ным осетровым клеем с добавлением катамина. В местах сломов, с лицевой стороны, были сделаны заклейки из равнопрочной бумаги (в несколько слоев) с помощью того же осетрового клея 6—8%-ной концентрации [11]. Оборотная сторона картона-основы была укреплена водным раствором поливинилацетатной эмульсии в отношении 1:5 [12], с последующим легким прессованием и сушкой между слоями фильтровальной бумаги. После укрепления тканой основы с живописью и основы-картона, обе части были склеены при помощи водного раствора осетрового клея 10%-ной концентрации (1:1), с добавлением меда и катамина. Во всех случаях использовался слабый нагрев и мягкий пресс.

Удаление загрязнений, живописное восстановление утрат, нанесение защитного лакового покрытия проводились по правилам реставрации произведений станковой масляной живописи (ил. 2).


Ил. 2. Плащаница «Положение во гроб». Не ранее 1880-х гг. Москва (?). После реставрации

Интересно, что при демонтаже плащаницы, в процессе подготовки к реставрации, в подкладке были найдены: «Ведомости московской городской полиции, 12 ноября 1880 г.; «Мирской толк», журнал литературы и общественной жизни, 30 января 1883 г.; «Современные известия», 16 июня 1883 г. и фрагмент бумаги с прорисью.

По данным микрохимического лабораторного анализа бумага с прорисью представляет собой смесь длинноволокнистых и коротковолокнистых целлюлозных волокон в соотношении (70 % : 30 %). Бумага с оборота проклеена крахмальным клейстером, с лицевой стороны нанесен меловой грунт. Следы чернил содержат ионы Fe+.

Опираясь на эти факты, можно предположить, что плащаница была изготовлена в мастерских Москвы или Московской области не ранее 1880-х гг.

Автор статьи имеет счастливую возможность наблюдать за вышеозначенными произведениями. И по прошествии времени, наверное, возможно будет сделать первичные выводы, насколько эффективны оказались материалы и правильны выбранные методы для реставрации живописных вставок на столь различных основах в памятниках шитья XVIII-XIX вв.

Автор статьи выражает благодарность: О. Л. Гончар (съемка и фотографии); В. И. Терпило (микрохимический анализ грунтов и красочного слоя); И. И. Руденко (анализ бумаги); В. В. Назару (реставрация шитья).

Примечания

1. Земная жизнь Богородицы и описание святых чудотворных ее икон/ Сост. С. Снесорева. Ярославль, 2000. С. 202.

2. Однослойные белые масляные грунты, со свинцовыми белилами в качестве наполнителя чаще всего встречаются в произведениях украинских мастеров конца XVIII — начала XIX в. Это не может быть окончательным выводом, но данное обстоятельство может служить отправной точкой в уточнении времени и места создания рассматриваемого памятника. Об этом см.: Г. Н. Горохова, М. Г. Кононович. Исследования грунтов живописных произведений русских художников XVIII в. // Русская живопись XVIII в. Исследования и реставрация. Сборник научных трудов. М., 1986. С. 102, 140—143.

3. При выборе между ПВБ и ПВС предпочтение было отдано первому из-за высокой гидро-фильности пленок ПВС. Об этом см.: Е. П. Мельникова, К. И. Маслов. Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи. М.; СПб., 2000. С. 35,43.

4. Ф. И. Прендель, О. Ф. Владимирова. Реставрация живописи на металле. Из опыта реставраторов Государственного Исторического музея // Грабаревские чтения, V Международная научная конференция. М., 2003. С. 229.

5. Подобное обстоятельство свидетельствует в пользу более поздней датировки не ранее середины XIX в. Об этом см.: И. Ю. Меркулова. Дореставрационные исследования и уточнение датировки стеклярусного оклада иконы «Положение во гроб» из фонда Государственного Исторического музея // VIнаучная конференция. Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. М., 2002. С. 196—197.

6. Е. П. Мельникова, К. И. Маслов. Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи. М.; СПб., 2000. С. 103; Реставрация произведений графики. Методические рекомендации. М., 1995. С. 37.

7. Иконография и силистика рассматриваемой плащаницы — тема отдельной публикации. В данный момент отметим лишь то обстоятельство, что источниками для иконографической программы послужили западноевропейские лицевые издания Библии и Евангелия и что вышло это произведение, несомненно, из столичной мастерской.

8. Подобные грунты характерны для русских художников конца XVIIIв. // Русская живопись XVIII в. Исследования и реставрация. Сборник научных трудов. М., 1986. С. 104.

9. Реставрация произведений станковой масляной живописи. М., 1977. С. 196—197.

10. Реставрация произведений графики. М.. 1995. С. 35.

11. Реставрация произведений станковой масляной живописи. М., 1977. С. 192.

12. Е. П. Мельникова, К. И. Маслов. Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи. М.; СПб., 2000. С. 39; Реставрация произведений станковой масляной живописи. М., 1977. С. 192—193.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.