ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Повреждение археологической керамики микроскопическими грибами

Митковская Т.И., Коваль Э.3.

По сравнению с другими материалами (деревом, кожей, тканью, железом) изделия из глины более устойчивы к воздействию различных деструктивных факторов, в том числе и повреждениям, вызываемым микроскопическими грибами. Глиняные изделия, как наиболее массовая категория археологической культуры, являются ценным источником данных древней истории, этнографической, технологической и художественной информации.

Процессы разрушения археологической керамики при хранении в музеях известны реставраторам давно, однако информация приводится всего в нескольких публикациях [1, 2, 3] и ограничивается констатацией внешних повреждений и общими указаниями, касающимися роли микроорганизмов в процессах разрушения музейной керамики.

Наиболее полные сведения по исследованию повреждений керамики музейных фондов Украины микроскопическими грибами приведены в работах Г. М. Новиковой [4, 5]. Отдельные ссылки на роль грибов в процессах деструкции (без указания видового состава) имеются в статьях А. В. Шияновой [6, 7]. Известны также случаи повреждения микромицетами музейной керамики в хранилищах Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта [8]. Повреждения археологической керамики микромицетами не всегда имеют внешние проявления и обычно замечаются хранителями и реставраторами только тогда, когда поверхность экспоната покрывается характерным «плесневым» налетом.

Обследование коллекций керамики, хранящихся в фондах Национального музея истории Украины, Национального заповедника «София Киевская», Одесского археологического музея и музея Института археологии НАН Украины, показало, что многие предметы имели признаки повреждений. При визуальном осмотре это проявлялось в виде мицелиального налета разного цвета, плотности и размеров, пигментных пятен, вкраплений, кристаллических образований. На лаковых и гладких поверхностях повреждения практически не отмечались, а преобладали на пористой керамике и разрушенных участках: сколах, трещинах, в местах склеивания, отслоения лака, на грузилах, сделанных со стенок амфор. Наиболее пораженными оказались керамические изделия с крышками, а также предметы, хранящиеся в застойных зонах, и особенно в металлических ящиках, т. е. без циркуляции воздуха.

Для дальнейших исследований было отобрано 234 образца разных типов керамики: трипольской, кипрской, скифской, изготовленной на гончарном круге, краснолаковой, чернолаковой, рыболовного снаряжения и архитектурно-бытовой. Образцы просматривали под бинокулярным микроскопом. При значительном развитии колоний отмечались изменения структуры поверхности. В некоторых случаях наблюдались колонии до 1—1,5 мм в диаметре, неокрашенные или темные, без спороношения. При выделении в культуру также не удавалось установить их таксономическую принадлежность. Микромицеты выделяли принятыми в микологии классическими методами, в том числе методом селективной изоляции [5, 9].

В результате таксономического анализа идентифицированные микромицеты отнесены к 36 видам 13 родов трех подотделов: Zygomycotina, Ascomycotina, Deuteromycotina. По видовому разнообразию и встречаемости доминировали роды Penicillium (12 видов) и Aspergillus (9 видов), представители которых обнаружены во всех обследованных музеях на всех типах керамики. Род Cladosporium был представлен тремя видами, остальные роды 1... 2. В 10 % проб были ассоциации грибов и бактерий. В монокультуре колонии бактерий не отмечались.

Частота встречаемости видов рода Penicilliumколебалась от 9 % до 100 %, видов рода Aspergillusот 5 % до 75 % и зависела от типа керамики. Наиболее часто выделялись Aspergillusnidulans, A. niger, A. repens, A. fumigatus, A. sydowi, A. versicolor, виды рода Cladosporium, Penicilliumcyclopium, P. expansum.

Из различных типов керамики было изолировано разное количество видов микромицетов. Наиболее разнообразным оказался видовой состав на керамике, изготовленной на гончарном круге (19 видов) и архитектурно-бытовой (13), наименее — на скифской (4).

Сравнение результатов по выделению микромицетов из различных повреждений показывает, что определенному характеру повреждений соответствовал определенный вид гриба. Так, на кухонной гончарной посуде из пушистого налета выделялся Penicilliumexspansum, из темного налета внутри серолощеного горшка — Aspergillusfumigatus, из оливкового налета на сковороде — P. cyclopium, а из вкраплений по краю сковороды — Acremoniumstrictum; из налетов на сколах чернолаковой керамики выделены: желто-зеленого — Aspergillusficuum, серого — Mortierellaissabellina, темного — CladosporiumcladosporioidesuPenicilliumcyclopium, с черных вкраплений — P.fellutanum, с пятен внутри канфара — Chaetomiumsp.; с оливкового и темного налетов на сколах краснолаковой керамики выделены Trichodermasp. и Aspergillus sydowi, а из темных мелких колоний на светло-глиняной — Aspergillusversicolorи Penicilliumlanoso-caeruleum.

Объяснить эти данные не представляется возможным, поскольку необходимые для сравнительного анализа и обобщения сведения о возрасте каждого из них, технологии изготовления, методах обработки при раскопках, консервации и режимах хранения не всегда фиксировались надлежащим образом. Совершенно отсутствуют данные об инфицированности образцов при непосредственном извлечении из почвы, санитарном состоянии помещений, где они хранились до передачи в фонды музеев.

Видовой состав грибов, развивающихся на музейной археологической керамике окончательно не установлен, а имеющаяся информация не позволяет сделать достоверные выводы о приуроченности отдельных видов к археологической керамике и конкретно характеризовать их участие в процессе разрушения. Однако анализ полученных нами данных и сравнение их с имеющимися позволяет сделать вывод о преобладании на археологической керамике некоторых видов. Не совсем корректно утверждать, что Aspergillusnidulans, A. niger, A. versicolor, Cladosporiumcladosporioides, Penicillium expansum, P. fellutanum, Alternaria alternata, выделенные и нами, являются главными деструкторами, но преобладание их на этом субстрате и по данным других авторов может служить свидетельством их участия в процессах биодеструкции [4, 8, 10].

Такой материал, как керамика, создаваемый человеком с использованием определенных технологий, которые при обжиге превращают глину в безводный силикат, отличающийся твердостью, огнестойкостью и водостойкостью, в природе не встречается. Поэтому для большинства видов микромицетов керамика становится труднодоступной. К категории «неростовых» керамика относится по таким показателям, как отсутствие доступной органики и доступа воды. Освоение подобного субстрата может осуществляться только теми видами микромицетов, которые продуцируют активные метаболиты и способны адаптироваться к условиям лимитированных трофических субстратов.

Возникновению деструктивных процессов, вызываемых микромицетами, способствуют несовершенные технологии изготовления, влияющие на «старение» керамического материала, а также механические повреждения, нарушение целостности поверхности вследствие консервации или реставрации. Одной из основных причин повреждения микромицетами музейной керамики является несоблюдение оптимальных параметров температурно-влажностного режима. Наиболее уязвимыми оказались керамические изделия с шероховатыми и деструктированными поверхностями, что способствовало их большей увлажненности. Экспонаты с плотным черепком и гладкими поверхностями были более устойчивы к поражению микромицетами. Но так как колебания температуры и влажности способствуют образованию конденсата на гидрофобных поверхностях, часто небольшого количества влаги в сочетании с поверхностными загрязнениями бывает достаточно для начала развития грибов на лаковых и глазурованных образцах.

Примечания

1. Консервация и реставрация памятников истории и культуры // Реставрация музейных и археологических предметов из силикатных материалов. Экспресс-информация. М., 1993. Вып. 6.

2. М. Rudy. Zniszczenia i konserwacja renesansowych kafli Wielkiego Pieca z Dworu Artusa w Gdansku // Ochrona Zabytkow. 1996. № 3. S. 251-258.

3. Реставрация музейной керамики. Методические рекомендации. М., 1999.

4. Г. М. Новикова. Микромицеты, повреждающие музейную керамику // Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Киев, 1989.

5. Г. М. Новикова, Э. 3. Коваль. Особенности выделения и культивирования микромицетов, поражающих музейную керамику // Выделение, идентификация и хранение микромицетов и других микроорганизмов. Вильнюс, 1990. С. 106—110.

6. А. В. Шиянова. Повреждения керамики, вызванные деятельностью микроорганизмов, и методы борьбы с ними // Украинский керамологический журнал. 2001. № 1. С. 45—48.

7. А. В. Шиянова. Состояние керамических материалов Трипольской культуры, их консервация и реставрация // Тезисы докл. III Междун. науч.-практ. конф. «Проблемы сохранения, консервации, реставрации и экспертизы музейных ценностей» (Киев, 22—24 мая 2001 г.). К., 2001. С. 184-185.

8. И. А. Гончарова, И. Г. Каневская, А. Г. Рубченя. Повреждение музейной керамики микро-мицетами // Микология и фитопатология 1991. 25. Вып. 4. С. 309—311.

9. Методы экспериментальной микологии. Справочник. Киев, 1982. С. 378—379.

10. Т. И. Митковская. Микромицеты, выделенные из керамики фондов Национального заповедника «София Киевская» // Украинский ботанический журнал. 2003. № 5. С. 510— 516.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.