ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Мартьянова С.А.

В Отдел произведений прикладного искусства ГосНИИР из Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко поступили на реставрацию два комплекта обивки кресел, выполненных в технике русского ткачества (гобелен). В 1930 г. эти кресла стиля рококо были куплены у частного лица и, по всей вероятности, были частью мебельного гарнитура, состоящего из шести кресел и дивана (в настоящее время в музее находятся три кресла и диван). Отсутствие клейм и подписей затрудняет атрибуцию, установление даты и места изготовления гарнитура.

Известно, что с конца XVII в. королевские мануфактуры во Франции производили каминные экраны, а также мебельные обивки и ковры с изображениями на сюжеты басен Лафонтена в обрамлении растительных орнаментов, причем до конца XIX в. повторялись старые образцы. В изображениях на обивке кресел из Краснодарского музея можно увидеть подобные сюжеты. Есть определенные основания предполагать, что эти кресла входили в состав мебельного гарнитура, который мог быть привезен в Россию из Франции и датирован серединой — второй половиной XVIII в.

Перед началом реставрационных работ обивка кресел была демонтирована.

На обивке сиденья парного кресла (инв. № Пр-448) изображена сцена из басни Лафонтена «Волк и ягненок». Возможно, источником для создания рисунка на гобелене была гравюра.

На обивке спинки того же кресла - сюжет «Мальчик, играющий на музыкальном инструменте», который, вероятно, не относится к басням Лафонтена. Однако орнаментальные мотивы, размеры и цветовая гамма изображений на гобеленах сиденья и спинки кресла идентичны. Следов реставрационных вмешательств не обнаружено.

На обивке кресла (инв. № Пр-453) изображены сцены на сюжеты басен Лафонтена «Лиса и журавль» (спинка) и «Кот и петух» (сиденье). На этом кресле, в отличие от парного (инв. № Пр-448), были обнаружены следы реставрационного вмешательства. Над изображением головы кота имеется сквозной диагональный разрыв, склеенный по краям темным веществом. По музейным сведениям, во время оккупации Краснодара немецкими войсками это кресло было испорчено и в 1946 г. отреставрировано, причем спинка его была вырезана из сиденья другого, также испорченного кресла (инв. карточка музея).

Состояние сохранности экспонатов было оценено как неудовлетворительное. Реставрации предшествовали предварительные исследования, которые выявили наличие различных материалов в обивке кресел: нити основы — хлопчатобумажная ткань; уток, образующий узор, — шелк и шерсть. Были сделаны пробы на текучесть красителей и расчет возможной усадки гобелена после очистки и устранения деформации. Общее поверхностное пылевое загрязнение предусматривало сухую и водную очистку с применением ПАВ. Многочисленные разрушения и утраты нитей утка укреплялись на основу иглой.

Одной из важных задач при реставрации было сохранение размеров гобелена, что позволило бы установить его при монтаже на прежнее место. Это сопровождалось определенными трудностями, так как в процессе реставрации возможна усадка ткани. Не исключалось усиление натяжения нитей утка при обойке, а также механическое повреждение гвоздями целостной структуры ткани. С учетом всего этого было предложено в случае возможной усадки ткани в процессе укрепления нарастить гобелен иглой на 1,5—2 мм, а если этого окажется недостаточно, попытаться опустить подушку сиденья на 1 см. Однако этого не потребовалось, так как после очистки гобеленов (сухой и водной с применением ПАВ) размеры сиденья в результате исправления деформации изменились незначительно (на 1—2 мм по длине), размеры спинки сохранились без изменений.

При дублировании (газ в два слоя) ткань основы была растянута в раздвижные пяльцы (в размер сиденья и спинки кресла). Для натягивания ткани на подлокотники были сделаны рамки. Чтобы сохранить сгиб переднего края сиденья, газ натягивали в пяльцы не очень туго. Под все утраты были подведены фрагменты шелкового репса, сохранившиеся нити основы четко ложились между горизонтальными рубцами репсового плетения. Для укрепления иглой нитей основы на дублировочный материал были выбраны нити из газа в два сложения. Укрепление иглой проводилось в технике «прикреп»: сначала стежком две нити, через одну нить — еще две вместе, при этом захватывалась одна нить из предыдущего прикрепа и одна новая. Этот метод оказался более удачным, чем рекомендованная в этих случаях реставрационная сетка.

Вместо утраченных нитей основы ткани на спинке, сиденье и подлокотниках добавлялись новые. И спинка, и сиденья, и подлокотники были сдублированы на двуслойный газ ниткой из газа в два сложения с помощью иглы швом «вперед иголка» по всей поверхности; расстояние между проходами иглы — 1 см.

Чтобы закрепить разрушенный край гобелена на сиденье кресла, были выкрашены отрезанные кромки льняного полотна шириной 1 см и затем укреплены хлопчатобумажной ниткой № 60 с помощью иглы в технике «реставрационная сетка». За обрезанный край гобелена выпускалось 1—2 мм дублировочной кромки, чтобы проколы от гвоздей не оказались на самом краю и не прорвали край насквозь.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.