ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Комаренко Е.И.

Решение проблемы сохранения памятников культовой архитектуры должно основываться на трех основных аспектах: изучение современного состояния памятников, проведение мероприятий по их реставрации (консервации) и создание оптимальных условий для их сохранности. При разработке методов по созданию оптимальных условий для сохранения культовых сооружений и элементов декоративного убранства их интерьеров (архитектурный декор, настенная живопись, мозаика, иконостасы и др.), кроме комплексного подхода к данной проблеме, необходим индивидуальный подход к каждому объекту исследования.

Были проведены исследования в трех, различающихся по способу эксплуатации культовых зданиях: в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» — здании музейного использования, в Армянском соборе во Львове — действующем храме, Уманском римско-католическом соборе — здании совместного музейно-церковного использования.

Конфигурация внутреннего пространства исследованных культовых сооружений существенно отличается друг от друга, что учитывалось при изучении их микроклимата и разработке рекомендаций по созданию технических средств для его нормализации. Здания представляют собой сооружения сложной геометрической формы, образованные криволинейными поверхностями. Все сооружения имеют массивные ограждающие конструкции. Толщина стен — 1,2—1,4 м. Площади остекленения составляют, как правило, 2—3 % площади ограждающих конструкций. Культовые здания всегда ориентированы строго по сторонам света, с алтарной апсидой на востоке. Поэтому влияние солнечной радиации на микрокоимат различных объемов имеет общие для всех соборов закономерности, а его специфика зависит в основном от количества оконных проемов той или иной ориентации [1].

Определяли динамику изменений параметров воздушной среды в помещениях в холодный, переходный и теплый периоды года. Одновременно фиксировались температура и относительная влажность наружного воздуха.

Уманский собор (постройка XVIII в.) представляет собой сооружение прямоугольной формы со слабо расчлененным внутренним объемом, завершается глухим сводчатым перекрытием. При исследовании микроклимата можно выделить три дифференцированных объема: центральное пространство, пониженные углы основного объема и пространство над хорами, опирающимися на два столпа. Восточная часть завершается полукруглой алтарной нишей. Жертвенник располагается в восточном угловом помещении.

В соборе существует центральная система водяного отопления с чугунными нагревательными приборами, установленными в нижней зоне помещения. Основными недостатками этой системы являются: невозможность создания равномерного температурного режима в объеме всего здания; происходит пересыхание живописи там, где ближе всего к стенам расположены отопительные приборы; концентрация загрязнений настенной живописи на участках стен по пути движения конвективных потоков теплого воздуха. Параметры температуры и относительной влажности в течение года в основном соответствуют оптимальным ( t — 18±2°C, ср = 55±5 %). Отмеченный незначительный перепад температуры по высоте здания приводит и к перепаду относительной влажности воздуха. Причем параметры микроклимата внутреннего воздуха в центральной части собора можно считать репрезентативными по отношению к другим периферическим точкам. В последние два года в соборе проводится богослужение (в выходные и праздничные дни), в результате чего меняется способ эксплуатации здания, а следовательно, и его температурно-влажностного воздушного режима.

Ансамбль Армянского кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы во Львове представляет собой жемчужину средневековой архитектуры. Он построен как трехнефный четырехстолпный храм с одним куполом. На скрещении главного нефа и трансепта возвышается двенадцатигранный барабан, перекрытый куполом изнутри и шатровой крышей извне. В южной оконной нише сохранилась фреска XV—XVI вв., купол украшен венецианской мозаикой с изображением Пресвятой Троицы. Есть хоры, куда ведет лестница, устроенная в толще стены. Для Львовского собора характерна относительная простота и беспрепятственность распределения воздушных потоков, так как отсутствует членение основного объема на отдельные структурные ячейки.

В соборе с 2003 г. введена система ограниченного подогрева, что должно позволить поддерживать температуру воздуха в здании в зимний период на таком уровне, при котором невозможны были бы промерзание ограждающих конструкций, конденсация водяных паров на поверхности живописи и внутри штукатурного слоя [2]. Этот режим является щадящим для сохранности настенных росписей в холодный период года, но некомфортным для пребывания в помещении человека. Температура внутреннего воздуха в таком здании зимой поддерживается на уровне +5—8°С, относительная влажность — 50—60 %.

Софийский собор в Киеве, архитектура которого почти полностью сохранилась с XI в., относится к храмам с очень сложной организацией внутреннего пространства — пятинефным крестово-купольным. Основой композиции служит четко выраженное и хорошо освещенное подкупольное пространство, контрастирующее с боковыми нефами и западной частью собора, разделенной хорами на две части. Такая композиция была основана на сопоставлении разновысоких, различно освещенных, частично изолированных и сообщающихся между собой объемных ячеек.

При исследовании микроклимата собора выявлены дифференцированные объемы, характеризующиеся определенными особенностями формирования микроклимата: центральное подкупольное пространство, алтарная часть храма, пространство над и под хорами. На характер распределения температур внутреннего объема собора большое влияние оказывает существенно изменяющаяся по высоте толщина наружных ограждений. Для воздухообмена в здании является достаточной организация вентиляции алтарной части, отделенной от основного объема иконостасом [3].

В Софийском соборе функционируют две отопительно-вентиляционные системы, установленные в 1953 г. В левом и правом боковых крыльях здания, а также в нартексе работает система центрального водяного отопления, что должно обеспечивать температуру воздуха в помещениях в холодный период года +16°С. В центральной части здания действует центральная система воздушного обогрева, объединенная с вентиляцией, работающей на смеси внешнего и рециркулярного воздуха с увлажнением его по адиабатическому циклу. Указанная система отопления рассчитана на обеспечение в центральной части здания в холодный период температуры внутреннего воздуха +12°С, относительной влажности — 60 %. В теплый период года относительная влажность не регулируется [4].

Анализ динамики средних внутренних температур в соборе на протяжении года показал, что они зависят от периода года и постепенно меняются в зависимости от средней внешней температуры. Так, в холодный период года температура внутри здания была +10—13°С, при смене внешних температур в диапазоне -15 — +5°С. В теплый период года температура колебалась в пределах +17—20°С с постепенным ее снижением до +13°С в осенний период. Средние значения относительной влажности воздуха колебались в холодный период года в пределах 38—60 %, в переходный — 42—60 %, в теплый — 55—70 %. В целом во все периоды года при росте относительной влажности внешнего воздуха происходило увеличение относительной влажности внутреннего воздуха по всем измеряемым уровням собора.

На стенах Софийского собора существует уникальный по своей художественной ценности ансамбль монументальной живописи середины XI в.: мозаики площадью 260 м2 и фрески — 3000 м2.

Для настенных росписей, представляющих собой сложные объекты (многослойные и многокомпонентные системы), условия хранения становятся регулятором не только физико-химическиого, но и физико-механического старения [5]. Серьезные повреждения и разрушения материалов могут быть вызваны понижением температуры ниже 0°С, особенно во влажной атмосфере (имело место в Армянском соборе). Все это отрицательно сказывается на прочности живописного слоя и состояния кладки стен.

Поскольку настенная живопись представляет собой комплекс различных материалов: стена (кладка и связующие), штукатурка (один слой или более), красочный слой, выполненный в различных техниках, — традиционная архитектурная реставрация должна дополняться комплексом мероприятий, без которых невозможно обеспечить оптимальный и стабильный температурно-влажностный режим в здании, а следовательно, и сохранность интерьера.

Рекомендации по нормализации режима в культовых сооружениях должны разрабатываться с учетом мнения различных специалистов: климатологов, гидрогеологов, инженеров-строителей, архитекторов, биологов и др.

Примечания

1. В. А. Бойко, Р. А. Девина, И. В. Илларионова, Цв. Кадийски, Н. И. Родионова, Т. М. Юхно-вец, С. П. Япертас. Средства создания оптимального микроклимата в музейных зданиях и зданиях-памятниках культовой архитектуры. Методические рекомендации. М., 1987.

2. Н. И. Родионова, Т. М. Юхновец. Проблемы климатизации музейных зданий и способы их решений // Реставрация и консервация музейных цшностей. Науч. реф. сб. М., 1995. Вып. 3. С. 7-12.

3. Р. А. Девина, И. В. Илларионова, Н. Л. Ребрикова, В. А. Бойко, Я. Г. Кронфельд, В. Б. Дорохов, Т. В. Логачева. Микроклимат церковных зданий. М., 2000.

4. В. Б. Довгалюк, Н. М. Куковальская, Е. А. Кожан. Температурно-влажностный режим и микобиота воздуха в Софийском соборе г. Киева. Киев, 2000.

5. А. В. Иванова. Причины разрушения настенной живописи // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М., 1975. Вып. 1(31). С. 110—120.

 

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.