ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Реставрация фарфорового декора зеркальной рамы (Россия, середина XIX в.)

Николаева Н.В. (ГИМ)

В августе 2002 г. в Государственном Историческом музее проходила выставка "Царская охота". Одним из ее экспонатов было настенное зеркало в стиле "старого мейсена", работы русских мастеров середины XIX века. Фарфоровый декор с клеймом Императорского фарфорового завода. В литературе отмечается, что в николаевское время зеркальные рамы и подзеркальники использовались очень часто, преимущественно изготовленные по проектам А.А.Новикова. В 1847 г. императрице Александре Федоровне была поднесена "рама большая с лепными цветами, листьями, птицами". Автором этого проекта, исполненного в стиле рокайль, несомненно, являлся А.А.Новиков.

Экспонат представляет собой деревянную лакированную раму, богато декорированную фарфором с позолоченными металлическими литыми накладками (инв. № ГИМ65291/ ДП1138).

От времени и условий хранения хрупкий фарфоровый декор существенно пострадал: сильное загрязнение, многочисленные утраты, разболтанный крепеж. Чтобы придать зеркальной раме экспозиционный вид необходимо было серьезное реставрационное вмешательство.

В отдел реставрации экспонат поступил в марте 2002 г., сроки реставрации установили жесткие, и, поскольку в работе были задействованы реставраторы по дереву, металлу и керамике, вопрос демонтажа фарфорового декора и металлических накладок на Реставрационном Совете стоял под номером один.

Учитывая состояние фарфора, сильно загрязненного металла и разрушенной деревянной основы, Реставрационный Совет постановил, что демонтаж необходим. Изготовили планшет из пенопласта, все фарфоровые накладки были тщательно пронумерованы и перенесены на планшет. Рабочие моменты подробно фотофиксировались.


Демонтаж фарфорового декора зеркальной рамы (рама после демонтажа декора и пенопластовый планшет с фарфоровым декором до реставрации)

При демонтаже фарфорового декора возникли непредвиденные сложности: деревянный крепеж листьев, цветов, колонок и других фрагментов пришел в полную негодность — он обламывался у основания фарфоровых накладок.

После демонтажа фарфор был промыт в теплой воде с бесщелочным мылом с добавлением 1% аммиака, локально положены компрессы из смесевых растворителей (вода + раствор аммиака + ацетон 8:1:1; ацетон + этиловый спирт 1:1).


Доделки фарфоровых деталей декора (без тонировок) Старый деревянный крепеж декора

Установка нового металлического крепежа на фарфоровые детали декора

При реставрации декора (восстановление утрат) были использованы приемы прямой и инерционной аналогий. Формы снимались силиконовой слепочной массой "Байер" для стоматологических работ. Крупные утраты и новоделы из гипсополимера (гипс Titanit + 10 % водная дисперсия ПВА), мелкие утраты и сколы — составы "циокрин" с наполнителем (стеклянная микросфера + тальк 1:1) — такое соотношение компонентов позволяет добиться качества доделок, по прочности и светопроницаемости близкого к фарфоровой массе.

В процессе восстановления декора было изготовлено 13 новоделов листьев.

Для тонировок использовались акварель с добавлением поливинилацетатной темперы (белила), для консервации тонировок — лак на основе кремнийорганических смол.

Замена старого крепежа осуществлялась следующим образом: обломанный у самого основания фарфора деревянный штырь высверливается с помощью бормашины, затем в полом отверстии каждого цветка, листа и других фрагментов с помощью мастики (на основе эпоксидной смолы) закреплялся металлический штырек.

Восстановленный фарфоровый декор был перенесен с планшета на отреставрированную раму. На выставке зеркало украшало интерьер охотничьего домика.



Общий вид рамы до реставрации и ее фрагмент после реставрации

Первоисточник: 
Реставрация музейных ценностей. Вестник 1-2004 (№9); М. ВХНРЦ 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.