ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 
Ефанова С.Р.

Как известно, эмаль — это стекловидный сплав кремнозема, глинозема и различных окислов. По составу эмали разделяют на прозрачные и глушеные, они имеют большую цветовую и тоновую градацию. Богатейшая палитра сплавов еще издревле широко применялась различными цивилизациями и народами в декорировании изделий из металлов и продолжается с успехом использоваться по нынешний день.

Раз эмаль — это стеклянный сплав, значит, она имеет многие качества и свойства стекла, а главное, подвержена таким же процессам разрушения и старения, как стекло. Со временем, под воздействием неблагоприятных условий, эмаль может подвергнуться растрескиванию и расслоению; может начаться иризация и коррозия поверхности; отслоение эмали от металлической поверхности приводит к сколам, выпадению и утратам. Исходя из этого, подход к реставрации различных эмалей должен соответствовать методикам реставрации стекла и фарфора.

Как правило, эмаль накладывается на металлическую поверхность. Даже если она полностью покрывает металл, не учитывать данное обстоятельство во время реставрации невозможно.

Когда на реставрацию поступает изделие из металла, декорированное эмалью, то сначала реставрацию проходит сам металл. Многие эмали достаточно химически стойкие и выдерживают воздействие химических реагентов, применяемых в реставрации металлов. Хотя, естественно, в данном случае это воздействие должно выбираться самое щадящее.

Если в металле требуется убрать деформацию, а эмаль имеет трещины и тенденцию к отслоению, то ее надо обязательно тщательно укрепить путем многократной пропитки полимерами (ПБМА, БМК-5, ПВБ), чтобы как можно больше уберечь эмаль от возможного отслоения. После устранения деформации излишняя концентрация полимера убирается его растворителем. Но это совсем не значит, что любая деформация убирается при укреплении эмали. Как только появляется опасность растрескивания и выпадов, процесс выравнивания деформации прекращается.

После реставрации металла реставратор приступает к реставрации эмалевого покрытия и подбирает методики согласно состоянию эмали. Очистка от поверхностных загрязнений на эмали практически будет осуществлена еще при очистке металла, если убирались продукты коррозии. Если на первом этапе не было химической обработки поверхности, то загрязнения убираются этиловым спиртом — очищая, обезжиривая и обезвоживая поверхность, подготавливая ее для дальнейшей работы.

К сожалению, не всегда возможно осветлить трещины эмали, загрязненные и впитавшие в себя продукты коррозии металла. Кислородо- и хлоросодержащие химические реактивы, применяемые в методиках реставрации фарфора (а именно: в осветлении загрязненных сквозных трещин или цека глазури), не пригодны для применения в реставрации эмалей. Эмаль находится в непосредственной близости от металла, который (особенно медь и медные сплавы) вступает в реакцию с этими реактивами, и загрязнение трещин не устраняется, а, наоборот, усиливается. Поэтому после стабилизации процессов коррозии металла очистка трещин уже не производится и далее надо переходить к укрепляющим процессам.

Любой разрушительный процесс в эмали требует стабилизации и консервации. Образование трещин впоследствии ведет к расслоению и выпадам, утрате не только качеств внешнего вида, но и фрагментов самого экспоната. Поэтому следует тщательно провести обработку эмали укрепляющими составами.

Очень хорошо себя зарекомендовал укрепляющий состав, разработанный во ВНИИР (г. Москва) — 25 % полиметилфенилсилоксан в толуоле. Он отличается глубоким проникновением, высокой прозрачностью и бесцветностью, высокой светостойкостью, тонкостью образующейся пленки, которую при необходимости можно нарастить и благодаря которой можно имитировать блеск эмали. Коэффициент преломления света полиметилфенилсилоксан имеет практически такой же, как и стекло.

Полимеры — ПВБ, ПБМА, БМК-5 — также применяют для пропитки и укрепления трещин эмалей. Выбирают их 3—5%-ные пропиточные композиции и разбавители — ксилол, толуол. Если надо пропитывать белую эмаль, следует помнить, что полимеры ПВБ, ПБМА имеют небольшую светостойкость и со временем слегка желтеют.

Процесс пропитки проводится, как правило, несколько раз, набирая слой или наращивая концентрацию раствора.

Восстановление выпадов и утрат эмали также эмалью было бы наилучшим способом восстановления экспозиционного вида и целостности памятника. Но, как известно, процесс эмалирования требует термической обработки в пределах от +600 до +900°С. При наличии поврежденного, растрескивающегося слоя старой эмали, наложение новой эмали практически невозможно. Вряд ли профессиональный реставратор возьмет на себя смелость подвергнуть экспонат такой термической обработке. Хотя современная индустрия (особенно западная) позволяет иметь большую палитру эмалей, все же весьма трудно правильно подобрать состав красителей и окислов для точного воспроизведения старых эмалей.

В таком случае предлагается не восстанавливать, а имитировать эмали, и для этого надо выбирать материал, который не только будет хорошо ее имитировать, но и являться химически нейтральным к металлу, служащему основой для эмали. В данном случае также сохраняется основной принцип реставрации — привнесение в экспонат легко демонтирующихся материалов.

Глушенные эмали достаточно эффективно можно имитировать мастикой на основе циакрина ЭО с наполнителями из цветных сухих пигментов. Циакрин ЭО — химически нейтрален по отношению к металлам и эмалям, имеет прекрасную адгезионную способность, практически не меняет цвет вводимых пигментов. Мастиковочная масса на основе циакрина и цветных пигментов (стружка цветных пастелей) — безусадочна, после быстрого высыхания прекрасно обрабатывается скальпелем и наждачной бумагой. При составлении колера мастики надо только не забывать, что чем больше в пигменте находится щелочесодержащего вещества, тем быстрее происходит отвердение при замесе на циакрине, поэтому иногда в состав надо вводить гальманин (медицинскую присыпку), который содержит небольшой процент кислоты, способствующий замедлению процесса отвердения.

Блеск эмалей прекрасно имитируют лаковые покрытия, в качестве которых можно применять: кремнийорганические лаки — МСН-7, КО различных марок, Полисил; полимерные лаки — ПВБ-лаковый, PARALOID и т. д. Варьируя концентрацию лаковых растворов, можно добиться имитации в диапазоне от матовых до глянцевых поверхностей. Лаковое покрытие служит не только для имитации блеска, но и консервационно-защитным слоем.

Выбирая лак в качестве связующего, можно достаточно эффективно имитировать прозрачные эмали. В данном случае прекрасной основой является Полисил. Если брать его 25%-ный и более раствор в ксилоле с добавлением красящих пигментов, то получается состав, который при высыхании достаточно точно соответствует выдвигаемым требованиям. Как правило, такую композицию надо наносить несколько раз для достижения нужной толщины слоя.

Не менее эффективным материалом для имитации эмалей с блестящей поверхностью является двухкомпонентный акриловый лак немецкой фирмы MAX MAYER. Этот лак разработан для покрытия автомобильных поверхностей, поэтому химически нейтрален к металлу, устойчив к воздействию света, влаги и тепла. При введении в него цветных пигментов лак прекрасно имитирует многие типы эмалей.

Имитирующие эмаль мастики и лаковые композиции не только восстанавливают утраченный экспозиционный вид у музейных экспонатов, но и являются защитным слоем, который предотвращает дальнейшее разрушение металлической основы.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.