ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Химико - технологическое исследование материалов, найденных в погребениях некрополя Вознесенского монастыря Московского Кремля

Голиков В.П., Лантратова О.Б., Синицына Н.П.

Введение

Вдова Дмитрия Донского Евдокия, которая основала в Московском Кремле Вознесенский монастырь, решила устроить некрополь в подземельях собора Вознесения Господня. Сама Евдокия Донская скончалась в 1407 г. и первой была погребена в этом некрополе. С этого момента Вознесенский собор стал местом упокоения женщин из великокняжеских и царских семей Российского государства. Последнее погребение в нем было совершено в 1731 г.

В 1929—1930 гг. комплекс построек Вознесенского монастыря был разобран. Благодаря усилиям сотрудников Оружейной палаты в то время удалось спасти от уничтожения все обнаруженные под полом Вознесенского собора гробницы с останками женщин из царской семьи. Было принято решение о перезахоронении останков из некрополя Вознесенского собора. Кроме того, предполагалось музеефицировать некрополь. В связи с этим была создана реставрационно-исследовательская группа «Исторический некрополь». Помимо реставрационных работ в задачи этой группы входили исследования, необходимые для проведения перезахоронений останков и музеефикации материалов погребений на строго научной основе. В процессе этих исследований предполагалось получить информацию о погребенных женщинах из царской семьи и их погребальном инвентаре.

Данная работа является результатом комплексных исследований погребального инвентаря из 23 захоронений некрополя Вознесенского собора, проведенных в 2000-2004 гг.*.

* При первом упоминании погребенных рядом с их именем в скобках указаны даты их захоронения. При последующем их упоминании даты, как правило, уже не ставятся.

1. Объекты исследований

В данной работе были изучены следующие объекты из погребального инвентаря захоронений некрополя.

1) Текстиль, обнаруженный чаще в виде фрагментов различной величины, реже — в виде частично разрушенных изделий.

2) Красные печати, обнаруженные в некоторых захоронениях среди текстильных фрагментов.

2. Задачи исследования

В данной работе ставились следующие задачи.

1) Для текстиля:

• Исследование природы волокон.

• Исследование технологии изготовления нитей.

• Изучение технологии ткачества.

• Изучение набора материалов и технологии изготовления золотных нитей, которые применялись в вышивках и в некоторых видах плетеной тесьмы.

• Определение набора красителей и технологии крашения.

• Изучение материалов и технологии раскраски поверхности некоторых тканей.

2) Для печатей:

• Исследование набора минеральных компонентов.

• Исследование набора органических компонентов.

• Исследование технологии изготовления печатей.

Кроме того, для каждого из изученных объектов погребального инвентаря были исследованы процессы трансформации материалов в саркофагах, прошедшие как с момента их захоронения, так и после вскрытия в 1929—1930 гг.:

• Деструкция нитей и индивидуальных волокон (филаментов) текстиля.

• Коррозия металла в золотных нитях.

• Типы загрязнений и отложений на поверхности и в объеме текстиля. Помимо этого, важной задачей был анализ количества тканей различных видов

в каждом захоронении. Эта задача была поставлена в связи с присутствием в погребениях множества фрагментов тканей с одинаковой структурой переплетений нитей, но различной степенью деструкции. Без специальных методических приемов часто не представлялось возможным отнесение фрагментов к одной или разным тканям.

3. Методы исследований

Подобные комплексные исследования материалов, обнаруженных в захоронениях, предприняты впервые. Особая сложность работы заключалась в том, что большинство обнаруженных материалов подверглись значительной трансформации за время пребывания в саркофагах. Поэтому для их корректной идентификации часто приходилось адаптировать известные методы исследований к конкретным задачам, а в отдельных случаях разрабатывать специальные методические приемы.

Анализ природы текстильных волокон, материалов печатей, состава металла золотных нитей

Анализ этих характеристик проводили по ранее описанным методикам [1, 2].

Анализ красителей

Анализ состава красителей и технологии крашения в текстиле проводился по методикам, разработанным одним из авторов [5—8].

Однако при исследовании красителей в текстиле из погребений некрополя возникли специфические затруднения.

Практически все изученные фрагменты текстиля имеют окраску. При этом цвет текстиля может быть обусловлен следующими причинами:

• Авторским крашением природными органическими красителями.

• Естественным старением биополимеров волокон.

• Наложением на авторскую окраску окрашенных веществ (хромогенов), возникающих за счет естественных процессов разложения и вторичного синтеза нетекстильных материалов в погребениях;

• Деструкцией авторских красителей за счет различных агентов, существующих в саркофагах.

Поэтому выявление сохранившихся красителей в нитях и волокнах, а также анализ состава красителей в текстиле из погребений сопровождался значительными методическими затруднениями. Эти затруднения удалось преодолеть благодаря следующим методикам, ранее разработанным одним из авторов:

• Предварительный микроскопический поиск красителей, сохранившихся в текстильных волокнах.

• Микрохимические методы оценки протравных катионов в объеме волокон.

• Избирательная экстракция из волокон различных типов красителей набором специальных агентов.

• Идентификация красителей в экстрактах с помощью хроматографии и спектрофотометрии.

Для сравнения этими же методами регистрировались растворимые органические загрязнения.

Для идентификации красителей использовалась коллекция эталонных природных органических красителей Центра исторических и традиционных технологий РНИИКПН им. Д. С. Лихачева, а также литературные данные из работ [3—9].

Качественная и полуколичественная оценка деструктивных изменений в нитях и отдельных волокнах (филаментах) текстиля

Для корректного принятия решений о стратегии и тактике реставрации тканей из погребений необходимо учитывать их реальную степень сохранности, а также виды разрушений. Однако часто во внешне благополучном текстиле волокна и нити могут быть сильно повреждены, но этого не видно даже при наблюдении в микроскоп МБС при стократном увеличении. Оценка потери первоначальных свойств тканей в соответствии со стандартными физико-механическими методами в данном случае невозможна из-за практически полной утраты их прочности. Поэтому оценивать степень деструкции тканей из погребений, и вообще археологических тканей, необходимо по другим критериям, на уровне отдельных волокон и нитей.

Предварительно авторы разработали классификацию типов и степени повреждений волокон и нитей археологического текстиля [10, 11]. Кроме того, была разработана методика оценки типов и степени деструкции на микропробах волокон и нитей археологического текстиля [10, 11]. Это позволяет определять набор и степень повреждений в любом, даже очень незначительном конкретном фрагменте текстиля из некрополя и сравнивать текстиль из разных погребений по этим характеристикам [10, 11].

В работах [10, 11] также указаны основные факторы разрушения текстиля в погребениях. К указанным «естественным» факторам разрушения текстиля в захоронениях в данном случае добавляются еще и неблагоприятные физико-химические воздействия внешней среды, характерной для бытования погребений некрополя после их перемещения в подвал Архангельского собора Московского Кремля — высокие значения влажности и температуры, а также их колебания. Эти физико-химические факторы способны сами по себе разрушать текстильные волокна. Однако их воздействие наиболее опасно тем, что они резко активизируют работу микроорганизмов и насекомых, что усиливает процессы биодеструкции текстиля.

Определение типов загрязнений и отложений на поверхности текстиля

Проведены детальные исследования природы нерастворимых загрязнений на поверхности текстиля. Такая работа необходима для выяснения общей картины процессов трансформации органических и неорганических материалов в захоронениях.

Основные методы экспериментального исследования

Для исследований использовались следующие методы:

• Оптическая микроскопия в проходящем и/или отраженном поляризованном свете при увеличениях 200—400 х; фотофиксация результатов осуществлялась с помощью микрофотографии.

• Электронная сканирующая микроскопия.

• Гистохимия.

• Микрохимия.

• Термический анализ.

• Инфракрасная спектрофотометрия (ИК-спектроскопия).

• Качественный и количественный элементный анализ с помощью рентгеновской флуоресценции.

• Тонкослойная и жидкостная хроматография.

4. Результаты экспериментальных исследований погребального инвентаря

Ниже приведены основные результаты исследований материалов из 23-х погребений некрополя, преимущественно принадлежащих женщинам разного возраста.

4.1. Природа текстильных волокон

В изученном текстиле были найдены различные волокна.

а) Шелковые волокна

В большинстве захоронений, принадлежащих к моменту смерти светским особам, обнаружен текстиль, изготовленный только из шелковых волокон — шелковые ткани, тесьма, шнуры, сшивные нити и нити вышивок.

б) Шерстяные волокна

Однако, помимо светских, в некрополе были найдены захоронения особ, которые к моменту смерти приняли монашеский сан. К ним относились, в частности, захоронения Ирины Годуновой (1603 г.), Екатерины Шуйской (1626 г.), Марии Нагой (1608 г.), Параскевы Михайловны Петровых-Соловых (1622 г.). Характерные для монашеских облачений ткани, а также шнуры и тесьма были изготовлены в основном из шерстяных нитей. В то же время вышивки и сшивные нити шерстяных схим выполнены шелковыми нитями.

в) Растительные волокна

Для текстиля из этих волокон характерны следующие особенности:

• Эти волокна были найдены в текстиле как светских, так и монашеских захоронений.

• Текстиль из растительных волокон встречается значительно реже, чем текстиль из шелка и шерсти.

• В некоторых тканях из растительных волокон изготовлены как уточные, так и основные нити, в то время как в других тканях из растительных волокон выполнены только уточные нити.

• Растительные источники, из которых были изготовлены нити текстиля в изученных погребениях, было весьма затруднительно идентифицировать; от растительных волокон часто остаются практически только оболочки, что связано либо со значительной деструкцией волокон в погребениях, либо с применением нестандартных растительных источников, например крапивы.

К текстилю с растительными волокнами относятся некоторые ткани из 3-х захоронений:

• Из растительных лубяных волокон, возможно льна, была изготовлена схима из захоронения старицы Иулиании (1579 г.). Вышивка схимы выполнена шелковыми нитями.

• В захоронении Марии Темркжовны (1569 г.), жены Ивана Грозного, помимо шелковых тканей обнаружены мелкие рассыпающиеся фрагменты ткани полотняного переплетения из растительных волокон.

• Среди немногочисленных шелковых фрагментов из захоронения Софьи Палеолог (1503 г.) была обнаружена атласная ткань, в которой нити основы шелковые, а нити утка изготовлены из растительных волокон, напоминающих волокна ткани из захоронения Марии Темрюковны. Вероятно, эту ткань можно отнести к иноземным атласным тканям, которые в Средние века обозначались на Руси как «кутня». В них нити основы были шелковые, а нити утка — «бумажные» [12].

Авторы предполагают, что для более корректной идентификации растительных волокон необходимо провести дополнительные консультации со специалистами-ботаниками.

4.2. Оценка принадлежности фрагментов текстиля одной или разным тканям в погребении Елены Глинской (1538 г.)

Во многих погребениях ткани деструктированы до размеров мелких фрагментов с одинаковой структурой переплетений, но с сильно отличающейся толщиной нитей. Поэтому трудно объективно оценить, относятся ли эти фрагменты к одной или нескольких тканям.

Было предположено, что эти различия по толщине связаны не с авторским решением, а с различной степенью деструкции нитей. Для решения задачи отнесения различных фрагментов к одной или разным тканям в спорных ситуациях было предложено использовать такой параметр, как расстояние между центрами соседних нитей. По мнению авторов работы, если деструкция нитей происходит одинаково

с обеих сторон нити, то этот параметр будет наиболее устойчивым и удобным для микроскопического измерения даже очень маленьких фрагментов сильно деструктированных тканей и при значительной трансформации других текстильных характеристик.

Эта проблема была наиболее острой для фрагментов тканей в захоронении Елены Глинской. В нем было найдено множество фрагментов камки без ткацких кромок, с плохо различимым ткацким рисунком. В то же время фрагменты имели одинаковую структуру переплетения нитей, но нити в них заметно отличались по толщине.

В соответствии с вышеописанным критерием, были измерены такие параметры, как расстояния между центрами соседних нитей как утка, так и основы. Оценка этого параметра в 54-х фрагментах тканей позволила выявить 2 вида камчатных тканей (камки) в погребении Елены Глинской. При предварительном исследовании, когда в качестве критерия сравнения использовалось не расстояния между центрами соседних нитей, а толщина нитей, то получалось, что в этом погребении могло быть 7 разных камчатных тканей.

Подобная процедура может быть полезной и для любых других фрагментов тканей из погребений, в которых произошли сходные процессы изменения толщины нитей.

4.3. Качественная и полуколичественная оценка деструктивных изменений в нитях и отдельных волокнах (филаментах) текстиля

В текстильных волокнах и нитях большинства тканей исследованных захоронений из некрополя были выявлены практически все виды повреждений в соответствии с классификацией из [10, 11]:

• Одновременные тотальные поперечные изломы и разрывы всех волокон (филаментов) в одной нити за счет склеивания волокон в нити клеющими веществами, возникающими при частичном распаде плоти.

• Многочисленные поперечные разрывы отдельных волокон.

• Поперечные и продольные изломы волокон.

• Исчезновение сердцевины волокна с сохранением его внешней оболочки в результате работы микроорганизмов.

• Круглые или эллипсоидальные отверстия в волокнах, вызванные личинками насекомых или микроскопическими червями.

• Эрозия боковой поверхности волокон при локальном действии протеолитических экзоферментов различных микроорганизмов.

• Уменьшение степени регулярности упаковки биополимеров в волокнах, возникающее при их естественном старении и воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды.

• Локальные вздутия волокон.

• Утоньшение нитей за счет микробиологической деструкции их боковых поверхностей.

Интегральная полуколичественная оценка степени разрушения текстиля по методике работы [10, 11] в исследованных погребениях позволила сделать следующие выводы:

• Наименее разрушенными являются шелковые нити вышивок и сшивные нити.

• Шелковые ткани сохранились лучше шерстяных.

• Волокна многих шерстяных тканей полностью утратили первоначальные морфологические признаки. Это сильно затруднило их идентификацию.

• Для растительных волокон было затруднительно четко выявить набор и степень повреждений. Так как их принадлежность к конкретным растениям не была установлена, оказалось невозможным сравнение разрушенных и исходных волокон.

• Если сопоставить разрушения основных тканей из погребений некрополя разного времени, можно отметить отсутствие прямой корреляции между временем захоронения и степенью разрушения тканей. Так, ткани, изъятые в 1980-х гг. из некоторых захоронений, сохранились гораздо лучше тканей, изъятых в последние 3—4 года (например, различные фрагменты налобной погребальной повязки Марии Долгорукой). Вероятно, очень большой вклад в ускорение процессов деструкции текстиля внесли неблагоприятные условия бытования саркофагов в последние двадцать лет.

4.4. Анализ красителей текстиля из погребений

Исследование авторских красителей, особенно протравных, было крайне затруднено в большинстве случаев из-за их значительной деструкции и обилия окрашенных растворимых и нерастворимых загрязнений. Часто анализ проводился на пределе чувствительности применяемых методов.

В тканях и нитях были обнаружены красные, синие и черные (или темно-коричневые) красители.

4.4.1. Красные красители

В большинстве изученных образцов красного текстиля были обнаружены красители марены, источником которой, наиболее вероятно, является марена красильная (Rubia Tinctorum). Были найдены такие красные красители марен, как пурпурин, псевдопурпурин, псевдопурпурин-гликозиды, ализарин.

Эти красители присутствуют в различных соотношениях в текстиле из нескольких погребений:

• В волокнах и нитях шелковой ткани платья Марии Долгорукой (1625 г.). Преобладание псевдопурпурина в смеси красителей позволяет предположить, что первоначально ткань имела красный цвет чистого тона.

• В шелковых волокнах шнуров красных печатей из погребений Екатерины Шуйской и Марии Долгорукой, шелковых нитях ткани «наволочки» из погребения Марии Темрюковны, шелковых нитях вышивки монашеских облачений, в различных шелковых шнурах из некоторых захоронений. Обнаруженное соотношение красителей марены в этом текстиле позволяет предполагать, что он имел коричневато-красный цвет.

Кроме того, в текстиле из более поздних погребений XVII в. найден краситель карминовая кислота, источником которой могла быть кошениль, а также различные виды кермеса. В зависимости от природы протравного катиона карминовая кислота дает различные оттенки холодного красного цвета. В данной работе не представлялось возможным корректное определение протравного катиона из-за сильного загрязнения и минерализации тканей.

Этот краситель найден в следующих погребениях:

• В шелковых нитях ворсовой основы бархатной обуви (пинеток) из захоронения Феодосии Ивановны Романовой.

• В красных шелковых нитях фрагмента вышивки, найденной в безымянном детском захоронении (№ 45).

4.4.2. Синие красители

В текстиле многих захоронений некрополя обнаружен классический синий кубовый природный краситель индиготин, источником которого являются индигоносные растения индиго и вайда.

Необходимо отметить, что индиготин чаще всего встречается в следующих видах текстиля:

• В шелковых нитях основы большинства сохранившихся кромок камчатных,

репсовых, тафтяных тканей.

• В волокнах нитей вышивки большинства монашеских облачений.

• В нитях основы кромки атласной ткани типа «кутня» из захоронения Софьи Палеолог.

• В нитях основы и утка камчатной ткани отделки горловины шерстяной мантии из захоронения Марии Нагой.

Индиготин использовался либо для однократного кубового крашения текстиля в синий цвет, либо для двукратного крашения кубовым индиготином и желтыми протравными красителями в зеленый цвет [3-9]. К сожалению, невозможно реконструировать первоначальный цвет данного текстиля.

Это происходит по нескольким причинам:

• Желтые протравные красители в условиях пребывания в саркофагах разрушаются значительно более интенсивно, чем кубовый индиготин, который является эффективным антисептиком.

• Текстильные волокна могут окрашиваться желтыми растворимыми загрязнениями и продуктами собственной деструкции.

• На поверхности волокон осаждаются нерастворимые желто-коричневые продукты.

В настоящее время весь текстиль, содержащий индиготин, имеет разные оттенки зеленого цвета.

4.4.3. Черные (или темно-коричневые) красители

Несмотря на присутствие темных загрязнений, в темных шерстяных тканях из всех монашеских захоронений, а также в ткани схимы старицы Иулиании из растительных волокон были обнаружены протравные красители из класса Танидов. Эти красители окрашивают в черный или темно-коричневый цвет волокна, предварительно протравленные солями железа [3-9].

4.5. Техника и материалы росписи налобной погребальной повязки из захоронения Анны Шуйской (1609 г.)

На поверхности камчатной ткани нескольких фрагментов налобной повязки Анны Шуйской обнаружены детали живописного креста. Живопись состоит из нескольких слоев:

1. Протеиновая проклейка лежит на шелковой ткани.

2. Поверх протеиновой проклейки лежит красный красочный слой, состоящий из киновари с добавками красно-коричневого органического пигмента.

3. На некоторых деталях живописного креста поверх красного слоя лежит «твореное золото».

В настоящее время не представляется возможным определить, утрачена ли позолота на отдельных живописных фрагментах (т. е. красный слой является подготовительным под золото), или живопись первоначально была двухцветной.

Связующим в живописных слоях является протеин, т. е. крест написан в темперной технике.

4.6. Золотные нити

В некоторых видах текстиля присутствуют золотные нити, изготовленные из металла.

4.6.1. Хорошо сохранившиеся нити

Результаты исследования металла золотных нитей микрозондовым методом суммированы в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования пряденых золотных нитей в текстиле из погребений некрополя

 

№ п/п Погребенная особа Изделие Состав и технологические особенности изготовления золотных нитей*
1 Анна Алексеевна Романова Вышивка налобной повязки Сплав серебра (Ag) 84 % и золота (Аи) 16 %
2 Феодора Алексеевна Романова Вышивка налобной повязки Сплав серебра (Ag) 84 % и золота (Аи) 16 %
3 Анастасия Старицкая Вышивка налобной повязки Серебро, позолоченное с наружной стороны
4 Марфа Михайловна Романова Вышивка налобной повязки Серебро, позолоченное с наружной стороны
5 Софья Михайловна Романова Вышивка налобной повязки Серебро, позолоченное с наружной стороны
6 Безымянное детское погребение № А-836 Вышивка налобной повязки Серебро, позолоченное с наружной стороны
7 Мария Темрюковна Вышивка налобной повязки Серебро, позолоченное с наружной стороны
8 Безымянное детское погребение № 45 Тесьма отделки рубашечки Серебро (Ag)
9 Евдокия Старицкая Вышивка рукавов платья Серебро, позолоченное с двух сторон

Обозначения сторон пряденых золотных нитей: внутренняя — сторона золотных нитей, примыкающая к нити текстильной основы; наружная — сторона золотных нитей, противоположная к нити текстильной основы.

Достаточно хорошо сохранившиеся пряденые золотные нити обнаружены в следующих текстильных изделиях из захоронений некрополя:

• В вышивках налобных погребальных повязок из многих погребений (см. табл. 1).

• В вышивке рукавов платья Евдокии Старицкой (1559 г.).

• В тесьме отделки рубашечки из безымянного детского захоронения (№ 45). Ширина металлической полоски золотных нитей — 0,35—0,55 мм, толщина —

0,04—0,06 мм. Все металлические полоски золотных нитей имеют S-крутку. Нити текстильной основы, которые обвивают металлические полоски при изготовлении золотных нитей, также, вероятно, имеют S-крутку, хотя этот факт не всегда можно установить однозначно.

Непряденые золотные нити не найдены в текстиле из 23-х изученных погребений некрополя.

4.6.2. Золотные нити в виде следов

Особый интерес вызывают остатки почти исчезнувших золотных нитей. Эти остатки найдены в некоторых камчатных тканях, в кромки которых, вероятно, была введена единственная золотная основная нить, Золотные нити этого типа были найдены в тканях из следующих погребений:

• Елены Глинской (1538 г.).

• Безымянного детского захоронения № 45.

• Марии Владимировны Старицкой (1569 г.).

В кромках практически отсутствовали сами золотные нити. Были обнаружены лишь их следы в виде полностью прокорродированного серебра, превратившегося в сульфид AgS. В одной из таких тканей, помимо продуктов коррозии серебра, были найдены следы золота. Это свидетельствует о том, что данная нить была позолочена. Не исключено, что она изготовлена в виде сплава серебра и золота, хотя почти полное превращение нити в сульфид делает такой технологический вариант маловероятным.

Наиболее вероятной текстильной основой всех изученных золотных нитей этого типа могла быть шерсть, следы которой были обнаружены среди темных остатков сульфида серебра.

4.7. Красные печати

В погребениях Екатерины Шуйской (1626 г.) и Марии Долгорукой (1625 г.) обнаружены сильно разрушенные красные печати округлой формы.

Кроме того, на поверхности тканей из некоторых погребений были найдены следы красных материалов, которые также были отнесены к остаткам печатей:

• На ткани савана в захоронении Марфы Михайловны Романовой (1633 г.) найден круглый след с мелкими красными частицами.

• В погребении Пелагеи Михайловны Романовой (1629 г.) обнаружено несколько красных крупинок, которые, вероятно, являются остатками печати, полностью утраченной к настоящему времени.

Сохранившиеся печати имеют слоистую структуру.

Печать состоит из минеральных и органических компонентов, практически идентичных во всех найденных печатях:

• Единственным минеральным компонентом является красный природный монокристаллический пигмент киноварь. На поверхности печати найдены

карбонаты и глинистые минералы, которые отсутствуют во внутреннем объеме печати. Вероятно, они относятся не к авторским минеральным компонентам, а попали на поверхность как загрязнения.

На поверхности печати из захоронения Марии Долгорукой обнаружены следы темно-красного протеинового лака.

В качестве органических связующих были использована смесь протеина, смол и камедей. Содержание органических связующих было незначительным по сравнению с минеральными компонентами. Было ли такое соотношение минеральных и органических компонентов первоначальным авторским решением, или оно возникло из-за деструкции органических связующих во время бытования в саркофаге, оценить невозможно. Однако наблюдаемое в настоящее время соотношение этих материалов в печатях объясняет их высокую хрупкость, а также неустойчивость к разрушению из-за деструкции связующих.

На поверхности печати из захоронения Марии Долгорукой, а также рядом с нею были обнаружены потемневшие материалы в форме листочков. Анализ показал, что это обрывки бумаги, состоящей из небольшого числа лубяных волокон и значительного количества проклеивающего материала. Возможно, что в этом погребении к печати была прикреплена бумажная «разрешительная» грамота, сопровождающая усопшую в мир иной.

5. Анализ загрязнений текстиля

На поверхности текстиля в большинстве погребений присутствовали посторонние вещества, которые были отнесены к отложениям или к загрязнениям. Часто эти посторонние вещества находили также и вне поверхности текстиля. В изученных погребениях были найдены несколько типов отложений и/или загрязнений, которые при предварительной оценке были разделены по цветовым характеристикам. После определения их состава выяснилось, что светлые отложения являются минералами, а темные — органическими веществами различной природы.

Светлые минеральные отложения

1. В светлых белых или желтоватых отложениях, которые вначале относили к так называемому «тлену», были обнаружены только минеральные компоненты:

• Кальцит (карбонат кальция) — основной компонент известняка саркофага.

• Сульфаты, нитраты, фосфаты, оксалаты кальция — продукты деструкции органических и неорганических материалов в саркофаге, а также продукты их взаимодействия между собой.

• Силикаты — привнесены в погребение извне в виде пыли и песка.

2. В желтых отложениях были найдены в основном глинистые минералы (слоистые алюмосиликаты).

Темные органические загрязнения

• Наиболее распространенными черными и темно-коричневыми загрязнениями на поверхности текстиля, а также между его нитями и волокнами, были типичные аморфные почвенные вещества типа гуматов. Эти вещества — продукты глубокой деструкции органических соединений плоти и их вторичного синтеза в условиях почвы или саркофагов [10, 11].

• В складках платья Марии Долгорукой было найдено значительное количество специфических материалов в виде; волокнистых структур. Анализ показал, что это части клеток микроскопических грибов — гифов и спор.

• На некоторых тканях обнаружены ярко-зеленые отложения, которые состоят, по-видимому, из клеток микроскопических водорослей.

• На поверхности большинства тканей присутствует множество хитиновых покровов насекомых и/или их личинок, которые участвовали в деструкции плоти погребенных. Одним из наиболее распространенных видов насекомых этого типа является могильная муха.

Исследования показали, что состав загрязнений на тканях из различных погребений практически одинаков и не зависит от возраста погребений.

Примечания

1. Identification of Textile Materials. The Textile Institute. 7-th Edition. Manchester, 1985.

2. D. Catling, J. Grayson. Identification of vegetable fibres. London; New York, 1982.

3. D. Cardon, du G. Chatenet. Guide des teinture naturelles. Paris, 1990.

4. Hofenk de J. H. Graaf. Natural dyestuffs for textile materials. Origin. Chemical constitution. Identification. Amsterdam, 1969.

5. О. Б. Лантратова, В. П. Голиков, О. В. Орфинская, О. Ф. Владимирова, В. Л. Егоров. Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея — комплексов одежд XIII—XIV вв. М., 2001.

6. В. П. Голиков. Природные органические красители музейных текстильных изделий // Экспресс-информ. М., 1981. Вып. 1.

7. V. P. Golikov. Spectrophotometric determination of red and violet natural dyes in museum textiles. Sidney, 1987.

8. В. П. Голиков. Исследование красных археологических тканей из Новгородского музея-заповедника / Исследование археологических тканей // Экспресс-информ. М., 1996.

9. La Fabrica dei colori (Pigmenti e coloranti nella pittura e nella tintoria). Roma, 1995.

10. В. П. Голиков, О. Б. Лантратова, Н. П. Синицына. Классификация повреждений волокон и нитей археологического текстиля в почве и саркофагах // Материалы IV Международной конференции «Консервация памятников культуры в единстве и многообразии». Санкт-Петербург, 21-24 октября 2003 г. СПб., 2003. С. 113-124.

11. В. П. Голиков, О. Б. Лантратова, Н. П. Синицына. Анализ причин и классификация повреждений волокон и нитей в археологическом текстиле // Тезисы докладов IV международной научно-практической конференции «Реставрация музейных памятников в современных условиях. Проблемы и пути их решения». Киев, 20—23 мая 2003. Киев, 2003. С. 27.

12. В. Клейн. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М., 1925. С. 62.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.