ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Технология подготовки графического протокола описания сохранности произведения масляной живописи.

ГОЛУБЕЙКО А.И., МАХАЛОВ Е.М., МОНАСТЫРСКИЙ И.Л.

При отправке выставок в качестве сопровождающей документации требуется описание сохранности произведения, прилагаемое к акту выдачи. Наиболее распространенной на сегодня формой в ГТГ является текстовое описание. В Государственном Русском музее практикуется смешанная форма: текст и прорись с пометками, разбитая на квадраты. Однако нагляднее является форма текста с изображением (черно-белым или цветным), на котором условные знаки нанесены на места тех или иных повреждений. Идея создания такой формы с использованием компьютера была выдвинута еще несколько лет назад заведующим в те годы отделом реставрации масляной живописи А.П.Ковалевым. На сегодня методика проработана в деталях сотрудниками отдела и реализована в виде отработанной технологии уже при подготовке нескольких выставок, в том числе и зарубежных.

Применяемая вначале технология была обусловлена имевшимся на тот период в отделе оборудованием. Первый ее этап включал телесъемку (режим стоп-кадра) оригинала или репродукции профессиональной камерой, подключенной через адаптер к персональному компьютеру и телемонитору. Процесс телесъемки управлялся программой с компьютера.

Изображение в формате TARGA 512*400*256 кадрировалось и центрировалось этой же программой и записывалось на винчестер. Вся аппаратура для телесъемки была компактно установлена на передвижном столике, входившем в обычный лифт, что позволяло перемещаться по всем фондам и экспозиции музея.

На втором этапе изображение конвертировалось в формат BMP, для совместимости с форматами графического и текстового редактора. В случае недостаточного качества исходного изображения — изменялись его контрастность и яркость с помощью программы iPhoto Plus. В качестве графического редактора для нанесения на изображение пиктограмм (условных значков) применялся PAINT-BRUSH с использованием дисплея большого формата (48 см по диагонали).

Нанесение пиктограмм состояния сохранности, хранящихся на винчестере компьютера в виде небольших отдельных файлов, выполнялось непосредственно реставратором. Для нанесения контуров областей, отвечающих пиктограммам, использовались опции: линии, прямоугольник, овал. Как значки, так и линии наносились в двух режимах: белое изображение на черном и черное на белом. Режимы были настроены так, что фон значков становился невидимым.

На третьем, последнем этапе, в редакторе WORD в специально разработанные формы с логотипом музея вводилась учетная информация о произведении, его изображение и расшифровка только тех значков, которые использованы при описании данного произведения. Сверстанный графический протокол распечатывался на лазерном или струйном принтере.

Отдельно скажем несколько слов об условных значках. Они создавались на основе образного представления того или иного состояния сохранности и уже потом сравнивались с использующимися в других музеях и корректировались, если это было необходимо с точки зрения авторов. Значки сначала рисовались в редакторе в большом формате, затем уменьшались конвертором до заранее определенного на опыте размера и снова редактировались для создания необходимого разрешения. Это позволило сделать их достаточно хорошо узнаваемыми даже без пояснений. Значки разбиты на рубрики: живописная основа, грунт и живописный материал, покровный слой, подрамник. В отдельную группу для удобства выделены типы кракелюра.

В результате эксплуатации системы и вследствие появления в последние годы новых технических средств процесс создания графического протокола упростился. Теперь съемка произведения производится компактной цифровой фотокамерой "Olimpus", обеспечивающей более высокое качество изображений, чем телекамера и не требующей одновременной работы в паре с компьютером. После завершения съемки изображения перекачиваются в компьютер в формате JPEG.

Второй этап тоже изменился. Для нанесения значков используется редактор "Photoshop", в котором все значки с их расшифровкой сведены в таблицу на экране и просто переносятся на изображение мышкой, а не вызываются из таблицы по названию, как в первом варианте технологии.

На следующем этапе планируется специальная программа, в которой создание графического протокола будет непосредственно связано с базой произведений. В этом случае достаточно для вызова заполненной формы с учетными данными и изображением произведения просто набрать инвентарный № или название. И, наконец, в будущем совокупность графических протоколов в базе данных должна стать новой формой описания истории сохранности произведения.

При апробации действующий вариант системы вызвал интерес и поддержку коллег в ряде музеев, в том числе и за рубежом, в частности, в Финляндии, Франции, Испании. Все это свидетельствует о том, что поиск новых унифицированных и лаконичных форм для описания сохранности произведений необходим, как в нашей стране, так и за рубежом.

Первоисточник: 
Реставрация музейных ценностей. Вестник 1-2004 (№9); М. ВХНРЦ 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.