ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Реставрация камина «Встреча Волъги Святославовича и Микулы Селяниновича»

СОЛОЦИНСКАЯ Л.В., ЛЮБЧЕНКО Ю.А.

(из коллекции Музея народного искусства имени С.Т.Морозова)

12 февраля 2004 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства состоялась презентация камина "Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича" из собрания Музея народного искусства им. С.Т.Морозова, отреставрированного группой реставраторов отдела реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря под руководством реставратора высшей категории, заслуженного работника искусств России Ю.А. Любченко.

Представление отреставрированного камина проводилось в рамках выставки "Москва в Париже. 1900", посвященной Павильону кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Майолика Врубеля, керамика Головина, художников Абрамцевской гончарной мастерской, керамической мастерской Строгановского училища, а также мебель, выполненная в мастерских Абрамцева, Талашкина, конкурсные проекты Павильона и серия фотографий Парижской выставки 1900 г. позволяли проникнуться атмосферой Русского Павильона, фасад и интерьер которого походил на затейливо-узорчатый, сказочный "древнерусский" терем.


Камин после реставрации в экспозиции выставки «Москва в Париже. 1900 г.» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Москва, 2004 г.

Фрагменты изразцового панно камина при демонтаже

Несомненно, майоликовое панно "Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича", выполненное в гончарной мастерской Абрамцево С.И.Мамонтова по проекту М.А.Врубеля, являлось главной доминантой как нынешней выставки на Делегатской улице, так и экспозиции парижского Павильона в 1900 году. Искусство русского модерна, представленное на Всемирной выставке 1900 г., было по достоинству оценено мировой художественной общественностью. Участие нового поколения русских художников в данной выставке стало знаменательным явлением и для культуры России, во многом определило дальнейшее развитие русского изобразительного искусства. М.А.Врубеля удостоили золотой медали Парижской выставки за камин "Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича".

Отреставрированный камин, представленный на нынешней выставке в ВМДПНИ, — один из пяти ныне существующих вариантов, причем, наиболее близкий, по мнению специалистов, первоначальному, показанному в Париже (парижский вариант не сохранился).

Поводом для реставрации камина из собрания Музея народного искусства им. С.Т.Морозова послужила подготовка к проведению крупномасштабных реставрационных работ в музейном здании в Леонтьевском переулке, где камин представлен в постоянной экспозиции.

В 2003 г. реставраторами был произведен демонтаж облицовки камина и перенос ее с установкой-монтажом в помещение ВМДПНИ на Делегатской улице.

Перед установкой каждый изразец (а всего облицовка камина состояла из более чем 150 фрагментов) прошел полную реставрационную обработку лицевой и оборотной сторон: очистку от загрязнений, удаление позднейших записей масляной краской, переклейку неудачных поздних реставрационных склеек, мастиковку сколов, тонировку.

Новый монтаж позволил скорректировать положение изразцов, избавиться от лишних тонировок и привнесенных гипсовых наслоений и целых фрагментов, маскировавших смещения и перекосы изображения предыдущего монтажа, пустоты в швах между изразцами.

При нынешней реставрации каждый из изразцов был укреплен на соответствующем месте без гипсового монтажа и склейки. Точно составленные фрагменты облицовки исключили необходимость в специальных корректирующих изображение, догипсовках фона.


Фрагмент экспозиции с камином в Павильоне кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. (Фотография из собрания научной библиотеки Музея народного искусства им. С.Т.Морозова)

Фрагменты изразцового панно камина после реставрации

Интересны находки во время реставрации, относящиеся к вопросу участия самого Врубеля в изготовлении и росписи представленного варианта камина.

Для последующих исследователей, несомненно, важны выявленные и зафиксированные (сфотографированные в процессе реставрации) пометки на обороте изразцов сюжетной части камина: несколько прочерченных знаков, напоминающих либо букву ять «Ъ», либо перевернутую цифру «2» и одна надпись, нанесенная кистью керамической краской, читаемая как буква «Б».

Наконец, при очистке изразцов от загрязнений и позднейших записей реставраторами была раскрыта надпись в левом нижнем углу майоликового панно: «Испол. у С.И.Мамонтова по рис. Врубеля». При этом надпись сделана при изготовлении изразцов, а не в более позднее время.

Известно, что М.А.Врубель зимой 1899— 1900 г. особенно интенсивно работал в Абрамцеве. Он в сотрудничестве с П.К.Ваулиным, большим знатоком технологии изготовления керамики, тонкостей восстановительного обжига, изразцовой майолики, собственноручно подготавливал экспонаты для предстоящей Всемирной выставки1.

Имеется немало свидетельств, что первые экземпляры майолики по рисункам Врубеля всегда расписывались самим художником и только последующие — другими мастерами абрамцевской мастерской2.


Оборотные стороны двух изразцов с прочерченным знаком в виде буквы «ять» («Ъ»), либо цифры «2» и буквы «Б».

Раскрытая в ходе реставрации надпись в левом нижнем углу изразцового панно: «Испол. у С.И.Мамонтова по рис. Врубеля»

Все эти обстоятельства, а также весьма допустимая вероятность одновременного изготовления дублирующего варианта камина на случай неудач при обжиге, либо непредвиденных утрат при транспортировке и т.п., позволяют полагать, что, в данном случае, мы, возможно, имеем дело с авторским экземпляром камина.

Проведенная реставрация позволила впервые за многие годы увидеть майоликовый камин Врубеля таким, каким он был задуман художником, «в полной мере оценить мастерство керамистов, в конце XIX века освоивших сложнейшую технику восстановительного обжига, смело и талантливо экспериментировавших с керамическими эмалями и "люстрами"».

Ныне монументальное полихромное майоликовое панно предстало во всей своей цветовой полнозвучности: жемчужно-серый, сиреневый, глубокий коричневый, разные оттенки синего, зеленого, теплый молочно-белый — их сочетание, "сплавленность" делает изразцовую поверхность похожей на самоцветы.

Использованные глазури, отличающиеся ярким, перламутровым, порою металлическим блеском, разнообразием фактур, богатством колористических возможностей, бесконечным разнообразием чисто живописных эффектов, всегда привлекали художника.

Погрузившись в стихию мамонтовского художественного кружка, М.А.Врубель, как и многие другие русские художники конца XIX в., увлекся идеей возрождения национального искусства и создания нового синтетического стиля. В истории русского искусства это было время яркого всплеска неорусского стиля в зодчестве, живописи, театральной декорации, художественных ремеслах.

Идея синтеза в национальном стиле занимала Врубеля в орнаменте изразцов, керамических панно, декоративной скульптуре — главном предмете его занятий в гончарной мастерской Абрамцево, с которой его связывает целое десятилетие творческой деятельности, начиная с 1890 г.

Тема панно для камина — былина о Микуле и Вольге, богатыре-пахаре и богатыре-воине — дала литературно-поэтическую канву для живописной трактовки образа русского народа. Мелодика сказания, его глубокая духовная содержательность, самобытность красочного повествования нашли свое преломление в неповторимой врубелевской изобразительной манере. Типические черты художественного стиля художника выявляются в соединении реального и фантастического сверхреального, в орнаментально-ритмической системе организации плоскости, в декоративно-плоскостном принципе обработки поверхности. Колорит произведения основан на использовании не реальных, пленэрных, а воображаемых цветовых соотношений, имеющих символический смысл.

Художник отдается во власть яркой цветистой нарядности, русской лубочности, декоративности, включая в композицию затейливую арку с "гирькой", навершие с изображением человеко-птиц сиринов.

Несомненно, панно "Вольга Святославович и Микула Селянинович" — один из ярчайших примеров врубелевского понимания неорусского стиля, его поисков в реализации идеи возрождения национального искусства через создание поэтически-сказочного образа русской былины.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Суздалев П.К. Врубель. - М.: Сов. художник, 1991.

2. Яремич С.П. М.А.Врубель. Жизнь и творчество. - М.: Изд. И. Кнебель, 1911.

Первоисточник: 
Реставрация музейных ценностей. Вестник 1-2004 (№9); М. ВХНРЦ 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.