ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

ТЕМА 18. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННОЙ ЖИВОПИСНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ ДЕФЕКТА И РАЗРУШЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

1 часть. Цель работы

- зафиксировать с помощью условных обозначений дефекты состояния стенописи /видимые и скрытые/, в определённом масштабе, зондажи, пробы в т.ч. выполненные предыдущими реставраторами, основные выполненные реставрационные операции, прописи на изображениях древней и поздней живописи.

2 часть. Значение живописно-графической документации в реставрационной практике:

1.Дополняет текст отчёта.
2.Имеет преимущество перед текстом в виду большей визуальной информативной ёмкости, "сигнальные знаки" позволяют профессионалам в течение нескольких минут - получить представление об объекте его сохранности и выполненных процессов.

3 часть. Виды живописно-графической документации.

Схемы-картограммы фиксируют состояние живописи на разных этапах работы:
1.До реставрации /материал: карандаш, миллиметровка, цветовая маркировка, условные обозначения/.
2.Схемы состояния памятника после реставрации с обозначением выполненных процессов, особенно скрытых /материал: туш, калька, цвет/

4 часть. Требования к оформлению схем-картограмм:

1.Должна быть единообразность для комплекта схем одного отчёта
2.На схемах в изображённом масштабе даётся чертёж развертка стены свода и т.д. /вместо развёртки может быть чертёж-развёртка памятника, их оси, для куполов, сводов, их проекция/.
3.Выбор масштаба зависит от общего размера памятника, его конструктивных частей, от размера композиции и насыщенности рисунка.
Масштаб соблюдается в пределах схем всего отчёта. Для фиксации отдельных деталей изображения может использоваться другой масштаб.
4.Рисунок композиции наносится схематично, прориси должны воспроизводить характерные особенности оригинала и масштабно соответствовать размерам подлинника.
5.На схему наносятся условные обозначения дефектов состояния
живописной поверхности и др.
Под чертежом или сбоку в рамках помещаются условные знаки
для обозначения дефектов живописи.
6.Пояснительные надписи к чертежам.
Заголовок:
1.строка - название памятника, сюжета, его датировка
2.строка - наименование части интерьера /более мелким шрифтом/. Шрифт и размер зависят от общего масштаба схемы /не рекомендуется крупный и жирный шрифт/.
7.Размер листа схемы в одном направлении не должен превышать 62 см. /ширина бумаги типографской копировальной машины /1980//
8.Компановка листа чертежа:

1- заголовок
2- чертёж в средней части листа
3-линейный масштаб
4-условные обозначения
5-рамка 1 см. от края листа 6-штамп /в правом нижнем углу примыкает к рамке размер произвольный, примерно 10x13 см./

5 часть. Оформление живописно-графических материалов проекта реконструкции памятника.

1.Готовится при воссоздании утраченной живописи.
2.Включает: картоны, эскизы, кальки, шаблоны, выкраски и т.п.
3.Все эти листы оформляются аналогично схемам, сопровождаются пояснительными надписями и штампами /помещают снаружи или на обороте/.
Примечание: складывают таким образом, чтобы можно было прочесть информацию на штампе.
организация
памятник
название чертежа
руководитель организации Ф.И.О. подпись М 1:20
руководитель работ    
чертил     № листа
картограмму составил    
калькировал     дата

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ ДЕФЕКТА И РАЗРУШЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ:

- трещины в кладке
- утраты штукатурки с обнажением белокаменной кладки
- с обнажением кладки из плинфы
- из дикого камня
- кладки из кирпича
- с обнажением левкасных гвоздей (кляммеров)
- отставание штукатурного грунта от кладки (однослойное)
- отставание штукатурного грунта от кладки с шатанием и вздутием
- трещины в штукатурном слое
- деструкция верхнего штукатурного слоя
- глубокая деструкция штукатурного слоя
- расслоение штукатурного слоя
- старая бортовая обмазка в хорошем состоянии
- старые вставки цементной штукатурки
- старые вставки гипсовой штукатурки
- старые вставки глиняной штукатурки
- утраты красочного слоя (потертость, смытость)
- шелушение красочного слоя
- распыление красочного слоя
- темперно-клеевая запись
- масляная запись
- поверхностные загрязнения
- поражение плесенью
- пушистые высолы (емчуга)
- стекловидные высолы (емчуга)
Первоисточник: 
Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.