ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

Предваряя описание примеров неудачной реставрации, К. Бойто однажды воскликнул: «Какому большому числу ошибок реставрация может быть причиной!»9. Современные подходы к консервации-реставрации предопределяют критическое отношение к прежнему опыту чрезмерных интервенций, проявлявшихся не только в виде неоправданных, недостоверных дополнений поврежденной формы, но и в виде радикального раскрытия оригинала, приводившего к удалению патины и исторически ценных следов времени.

Дереставрация — относительно новое понятие, под которым понимается отрицание предпринятой в прошлом реставрации произведения посредством удаления следов прежних воздействий. Действительно, в наши дни становится возможным выделить практику дереставрации в особый вид воздействия на памятники культуры, поскольку повторные реставрации, как определяется этот вид работ согласно русской терминологии, предпринимаются все чаще во всем мире.

Примеры такого рода работ многочисленны: достаточно вновь вспомнить опыт удаления доделок Дж. Монторсоли на скульптурной группе «Лаокоон» в 1955 — 1957 годах или опыт удаления следов прежних реставраций на двух холстах Василия Васильевича Кандинского (1866 — 1944) из собрания Музея современного искусства в Нью-Йорке, которые, составляя единый комплекс, долгое время существовали порознь. Проблема дереставрации затрагивает все виды произведений: от изделий прикладного характера до памятников архитектуры. Необходимость повторных реставраций часто бывает вызвана различными условиями бытования произведений одного мастера и, соответственно, различными методами их реставрации, что приводит к большим различиям в облике однотипных произведений. Так, на грандиозной выставке произведений Казимира Севериновича Малевича (1878 - 1935) 1989 года в Музее Стеделийк в Амстердаме обнаружились значительные расхождения между реставрированными и не реставрированными полотнами, во-первых, и между картинами, происходящими из различных музеев России, Европы и Соединенных Штатов Америки, во-вторых. Это послужило основанием для проведения операций по унификации их облика путем удаления потемневшей ретуши и блестящих лаковых пленок и др. Другой причиной вмешательства часто становится необходимость удаления изменившихся в своих характеристиках по отношению к оригиналу старых реставрационных дополнений. Дело иногда доходит до курьезов. Одним из последних примеров может служить опыт консервации-реставрации декоративных панно Арабескового зала Строгановского дворца в Санкт-Петербурге. Уже в ходе реставрационных работ, выполняемых одновременно двумя различными бригадами реставраторов, выявились различия не только в данных технико-технологических исследований, но и в методах реставрации, что с неизбежностью ведет к тому, что части единого ансамбля по завершению работ будут не адекватны друг другу. Это делает очевидным необходимость дереставрации в данном случае еще до окончания первой реставрации.

В связи с практикой повторных реставраций возникает проблема установления пределов повторного вмешательства, так как одна дереставрация может следовать за другой бесконечно по мере развития технологии и изменения художественных вкусов. Процесс имеет тенденцию быть бесконечным. Достойное похвалы стремление к аутентичности оригинала может поставить произведение под угрозу: ведь каждое новое вмешательство таит в себе и новые опасности для его сохранности. Например, предпринятое более двадцати лет тому назад выпрямление покоробленной деревянной основы новгородской иконы XV века «Земная жизнь Христа» (собрание Новгородского музея-заповедника) привело к новым деформациям доски и вызвало необходимость повторной реставрации. Это в свою очередь грозит трудно предсказуемыми последствиями в будущем.

Есть и другая сторона проблемы: ценностный аспект. С течением времени следы старых реставраций приобретают определенное историческое значение и сами становятся фактом истории культуры. Дереставрация в процессуально-технологическом аспекте практически не отличается от других типов вмешательства в исторически сложившуюся материальную структуру объекта. Она, как и раскрытие, предполагает удаление отдельных позднейших дополнений и замену их новыми (ререставрация), что по сути составляет момент истолкования произведения. Поэтому в тех случаях, когда повторная реставрация становится действительно необходимой и неизбежной, она должна следовать принципу минимального вмешательства, который только и может сдерживать последствия новых прочтений произведения искусства в ходе актуализации объекта.

Другой принципиальный момент заключается в том, что дереставрация как акция активного воздействия должна рассматриваться в ряду альтернативных возможностей, использующих косвенные методы превентивной консервации и документирования состояния произведения с помощью фотографической фиксации.

В интересах уточнения структуры реставрационного воздействия на памятники искусства очень важно обозначить дереставрацию как специфический вид вмешательства, в котором, тем не менее, проявляются общие закономерности реставрационной деятельности.

Первоисточник: 
Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. БОБРОВ Ю.Г. - М., 2004
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.