ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Поскольку мы установили, что общество востребует в качестве актуальных ценностей не только сами материальные памятники, но и значения, которыми они наделяются, постольку возникает необходимость определить понятия о реконструкции и воссоздании объектов в системе реставрационной деятельности. Практически оба термина обозначают схожие действия. Однако все же следует различать их на основе коренного словарного смысла термина. Реконструировать — значит коренным образом переустроить что-либо с целью улучшения, усовершенствования.

Именно в этом значении термин используется, когда говорят о реконструкции здания. В этом случае смысл вполне понятен и однозначен. Использование же его в другом значении, а именно в том, в каком он традиционно применяется для определения действий по восстановлению в былом виде утраченной формы практически или теоретически, является не точным. Хотя легко заметить в этом действии желание «улучшить» оригинал. Так, Ханна Ендржеевска (Erdrzejewska) определяет реконструкцию как дополненение недостающих элементов формы памятника путем воссоздания их из нового материала в тех случаях, когда требуется творческое вмешательство5. Такое толкование, исходно примененное и в настоящем тексте ради соответствия общепринятой терминологии, ведет ко многим недоразумениям. Поэтому единственно правильным будет ограничить понятие реконструкции действительно переустройством объекта либо посредством реального вмешательства в его материальную структуру, либо путем создания теоретической (проект) или практической (копия) модели, что вполне согласуется с толкованием, предложенным в свое время Б.Н. Засыпкиным.

Однако реконструкция может предполагать такое переустройство объекта или его части, которое ведет в результате к восстановлению первоначальной формы как она представляется автору реконструкции. Очевидно, что такого рода переделки связаны с нарушением status-quo памятника и ведут к уничтожению некоторых исторически ценных в большей или меньшей мере образований. Подобные работы по реконструкции (в прямом смысле) практически запрещены Венецианской хартией, которая отдает предпочтение сохранению исторических памятников.

Необходимо согласиться с мнением о том, что реконструкция, особенно в отношении движимых памятников, является нежелательной акцией и предпочтительно должна иметь место в виде самостоятельной модели. Реконструкции могут подвергаться лишь элементы поддержки или технической конструкции, изменения в которых обеспечивают сохранность произведения. Например, перевод живописи на новую основу практически является реконструкцией. Полностью запретить такие операции, как предлагают некоторые специалисты, по всей видимости, невозможно, так как перевод живописи на новую основу или перенос стенописей из разрушенных зданий иногда спасает произведение от гибели. Кроме того, существует специальная методология реконструкции разрушенных зданий, когда упавшие, но подлинные блоки или камни устанавливаются на свое место, то есть здание или его фрагмент возводится вновь. Такая практика получила название «анастилоз». При анастилозе, широко применяемом во всем мире, дополнения новой кладки ограничены рамками консервационных задач. Яркий пример из этой практики — реставрация Эрехтейона и Парфенона на афинском Акрополе. Однако подобным методом собираются из разрозненных фрагментов многие другие произведения искусства: например, античные амфоры, произведения скульптуры и т.п. Одним из самых замечательных образцов анастилоза в реставрации древнерусской живописи является опыт Александра Петровича Грекова (1910 — 1995) по собиранию из обломков фресок XIV века церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде. Значение термина, образованного от греческого «подбирать», «высоко поднимать», вполне позволяет применять его в реставрации в качестве определения специфической формы реконструкции фрагментаризированных объектов, как движимых, так и недвижимых.

Первоисточник: 
Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. БОБРОВ Ю.Г. - М., 2004
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.