ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Характер восполнения утрат зависит от целей этой операции, которые могут быть технико-функциональными или художественными. В последнем случае они имеют направленность на поддержание образности, выраженной в материи, либо на реализацию некоторой реставрационной модели. В последнем случае характер восполнения утрат в большой мере связан с предполагаемым типом общественного потребления памятника. Поэтому представляется полезным выделить в структуре реставрационного воздействия на объект такой специфический вид работ, как приспособление.

Термин нашел свое применение главным образом в отношении архитектурных сооружений. Действительно, наилучший путь сохранения зданий — это продолжать ими пользоваться, что, несомненно, предполагает некоторую модернизацию и адаптационную переделку их отдельных элементов. Можно было бы оставить проблему приспособления только в сфере технико-строительных задач реставрации архитектурных объектов. Но с нашей точки зрения реставрационное воздействие в целом есть в определенном смысле приспособление объекта к интересам общества, иначе говоря, его актуализация, содержащая момент адаптации с неизбежной при этом модернизацией.

Утилитарный смысл термина расширяется, если приложить его ко всей области реставрационного воздействия на памятники культуры и искусства. Если при реставрации зданий приспособление предполагает комплекс инженерных решений, например, устройство коммуникаций, систем кондиционирования или освещения, то при реставрации движимых объектов понятие «приспособление» имеет более широкий смысл. Оно означает комплекс различных операций, призванных придать произведению вид или свойства, которые обеспечат ему не только дальнейшую сохранность, но и возможность играть свою роль в системе культуры, то есть адаптируют, включают его в современную культуру. Нужно сказать, что это утверждение столь же приложимо к памятникам архитектуры. Даже музеефикация объекта, то есть придание памятнику статуса и вида исторического «документа», как уже не раз отмечалось выше, также есть форма приспособления к современному типу потребления. Табу, накладываемое современными принципами научной реставрации на право вторжения в подлинную материю и структуру памятника, остается в силе как главный критерий в оценке пределов приспособления.

Поясним суть операций по приспособлению памятника на примере консервации. Для сохранения произведения живописи на холсте чаще всего достаточно укрепления основы и красочного слоя. Но для того, чтобы картину, особенно большемерную, можно было экспонировать на стене, необходимо увеличить прочность основы посредством ее дублирования на новый холст. Еще более нагляден опыт упрочения основы при реставрации «Maesta» Дуччо, где сложная конструкция поддержки авторской основы была создана для обеспечения возможности показа объекта в вертикальной позиции как целостного произведения. Если же говорить о различного рода восполнениях утрат живописи, то все они делаются ради приспособления произведения к условиям общественного потребления. Операции по приспособлению объекта, то есть созданию возможностей его актуального использования, не должны нарушать баланс исторических и эстетических ценностей произведения, сложившийся в сохранившемся объеме материальной формы. И, конечно, не наносить ущерба сохранности подлинной материи объекта.

Собственно говоря, по большому счету приспособление включает в себя все реставрационные операции. Но представляется необходимым выделить этим термином ряд специально ориентированных на приспособление операций, которые могут различаться между собой в зависимости от характера объекта. Так, городская скульптура (в открытом городском пространстве) потребует одних специальных процедур, скажем, защитного покрытия, а станковая пластика, находящаяся в музейном интерьере, — других. Икона, возвращаемая в церковный обиход из музея, несомненно требует некоторого специального приспособления в виде замены тонировок утрат на стилизованное воссоздание первоначальной живописи, использование более стойких лаковых покрытий, устройство специального киота-витрины и т.п.

Задачи приспособления памятника к определенному типу функционирования в обществе придают конкретный, реальный характер реставрационному вмешательству, определяют его методологию и методику. Очевидно, что просто «консервация», как бы это благородно ни звучало, на самом деле есть некоторая абстракция. В идеале, реставрируя и сохраняя произведения «для будущего», реставратор реально укрепляет разрушенный объект в расчете на конкретные условия хранения, экспонирования и общественного потребления.

Приспособление, с другой стороны, составляет важный момент действий, определяемых понятием «валоризация». Этот термин означает «наделять ценностью», или «придавать ценность». В русской терминологии в отличие от европейской этот термин не используется, хотя действия, которые он обозначает, столь же неизбежны при консервации и реставрации памятников культуры. Существует и близкое, но не адекватное понятие о «ревалоризации», что означает «возвращение ценности, утраченной объектом». Оба термина отражают методологические аспекты операций по приспособлению (адаптации) объекта, то есть включению его в культуру, что делает его ценным.

Именно «валоризацию», достигаемую, заметим, посредством приспособления, имел в виду Д.С. Лихачев, когда говорил о необходимости приведения памятника в ценный для общества вид, что является одним из важных условий его сохранения для будущего.

Первоисточник: 
Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. БОБРОВ Ю.Г. - М., 2004
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.