ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Екатерина Сергеевна Видонова — ученый и реставратор

ЕРМАКОВА Н.В.

В апреле 1925 г. в секцию декоративного шитья Центральных государственных реставрационных мастерских пришла на работу новая сотрудница — Е.С.Видонова.

Екатерина Видонова родилась в Москве в 1888 г., общее образование получила в Первой московской женской гимназии, а специальное — в Строгановском художественно-промышленном училище. Помимо этого Е.С.Видонова окончила классы живописи и рисования в школе художника К.Ф.Юона. Ее учитель в Строгановском училище П.П.Пашков ставил перед слушателями задачу "взяться за создание своей моды, своего костюма для нашего быта и перестать заимствовать моду на Западе"1. В поисках подлинных народных костюмов Екатерина Видонова стала посещать московские музеи и в Румянцевском обнаружила экспозицию крестьянских одежд. Выполнив зарисовки, она обработала собранный материал и представила его на просмотр в училище. Так началась ее работа над русским костюмом и русской вышивкой.

В 1918 г. после ликвидации Строгановского училища группа преподавателей решила создать Учебные художественно-промышленные мастерские костюма при Народном комиссариате торговли и промышленности. Организатором и заведующей мастерской художественной вышивки стала Е.С.Видонова. В начале 1920-х гг. она обучает художественной вышивке учащихся Московского кустарного техникума.

В ЦГРМ Е.С.Видонова "помимо обычных реставрационных работ, промывки, чистки и укрепления тканей", занималась "восстановлением орнамента вышивки на древних художественных тканях и предметах историко-бытового значения"2. В 1927 г. на третьей реставрационной выставке демонстрируются ее работы, в том числе "Пелена с изображением похвалы Богоматери" (1510 г.) из старого городского собора Волоколамска3.

В 1930 г. Е.С.Видонова совместно с Т.Н.Александровой-Дольник направлена в командировку в Новгород для описания памятников шитья и тканей историко-художественного музея, отбора вещей, нуждающихся в реставрации, и инструктирования сотрудников музея по вопросам хранения текстиля. За время командировки сделано описание 97 памятников. Были обнаружены 11 памятников древнего шитья лучших мастерских, "рисунка больших художников и прекрасного технического исполнения", например, поручи, по преданию принадлежавшие Варлааму Хутынскому (XII в.)4, наиболее ранний дошедший до нас образец техники жемчужного шитья, требовавший срочной реставрации.

В том же году Екатерина Сергеевна и Т.Н.Александрова-Дольник командированы в Ленинград с целью "повышения квалификации... путем ознакомления с реставрационными работами ленинградских научных учреждений и осмотра памятников текстиля ленинградских музеев"5. В Эрмитаже Е.С.Видонова и Т.Н.Александрова-Дольник знакомятся с хранением и экспонированием коптских тканей, коллекцией ковров и тканей Восточного отдела, западноевропейскими вышивками Отдела средневековья; в Отделе волокнистых веществ Академии истории материальной культуры - с методами химической очистки и укрепления археологического материала. В 1932 г. Е.С.Видонова и Т.Н.Александрова-Дольник описывали памятники древнерусского шитья в музеях Великого Устюга, Сольвычегодска, Вологды, Архангельска.

В 1934 г. Екатерина Сергеевна Видонова становится заведующей секцией декоративного шитья ЦГРМ. Совместно с Ю.С.Карповой они обследуют состояние памятников текстиля в Загорском краеведческом музее.

После закрытия ЦГРМ в мае 1934 г. сотрудники секции практически в полном составе перешли на работу в Государственный Исторический музей. Как и все сотрудники мастерской реставрации тканей Е.С.Видонова в середине 1930-х гг. принимала участие в укреплении отечественных и трофейных знамен, переданных в ГИМ из Военно-исторического музея. Екатерина Сергеевна реставрировала церковные облачения, шитые картины, веера, зонтики, ширинки, шали, шляпы, фрагменты набоек и другие предметы. Однако наиболее интересными являются ее работы, связанные с археологическими памятниками6, и сложная реконструкция по аналогии парадного платья середины XVIII в. из стихаря.

В 1935 г. Е.С.Видоновой и М.Н.Рождественской проведено сложнейшее укрепление меховой одежды — Катандинского халата, датированного началом нашей эры. После обработки хрупкого и жесткого археологического материала А.Д.Чиварзиным в химической лаборатории, халат удалось развернуть, однако общее его состояние грозило утратой музейного предмета. На реставрационном совещании было принято решение: "... подвести дублирующую ткань под весь халат, как в верхней его части, так и под подкладку, и укрепить разрыхлившуюся кожу на этой ткани... Решено было производить реставрацию каждой части халата отдельно. ... После фотосъемки, обмеров халата, тщательного обследования и записи его, верх был отделен от подкладки"7 . Укрепление кожи производилось на плотной бумажной ткани при помощи тонкой иглы. "Укреплены были разорвавшиеся швы, трещины в коже меха и места утрат. Рисунок узора (повсюду) был прошит по контурам"8.


Коломенское. У фасада ц. Иоанна Предтечи. Справа налево: П.Д.Барановский, В.К.Клейн, Н.Д.Барановская с Олей Барановской, Е.Н.Барановская, З.И.Клейн, Юля Клейн. (Фото из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников»)

Сложной по укреплению древнего шитья явилась реставрация пелены "Надгробный плач" XV в., искаженной в XVIII в., когда фрагменты шитья были переложены с первоначального фона на розоватый атлас, к концу 1930-х гг. выгоревший и обветшавший. В ходе реставрационных работ фрагменты древнего шитья, "сохраняя порядок позиций на фоне XVIII в., были разложены на дублирующей ткани - холсте нейтрального тона. Затем произведено укрепление шитья как по контурам внешним, так и по контурам внутренним... Ветхий атлас XVIII в. с надписями сохранен и положен в сделанный специально карманчик с надписанным номером пелены"9.

В 1940-х гг. Е.С.Видоновой была выполнена реконструкция шитого золотом парадного платья времен Анны Иоанновны или Елизаветы Петровны, пожертвованного в церковь и перешитого в стихарь10. "Во время революции из церкви стихарь этот попал в Третьяковскую галерею, а оттуда, уже в распоротом виде, взят был в Отдел тканей ГИМ. В виду большого разнообразия церковных одежд, имеющихся в коллекциях музея, и отсутствия светских парадных женских платьев XVIII в. в этих собраниях, решено было попытаться воссоздать женское платье из стихаря"11. Перед тем, как приступить к реконструкции, Е.С.Видонова сделала чертеж стихаря в распоротом виде. Были исследованы фрагменты тканей. Реконструированное платье было показано на выставке в ГИМ в 1945 г. "Ткани и одежды, бытовавшие в России в XVII и XVIII вв."12

В 1946 г. в реставрационную мастерскую ГИМа переданы разнообразные фрагменты текстиля, найденные при раскопках в Софийском соборе Новгорода. Смешанный с землей и щебнем материал был жестким на ощупь, хрупким и ломким. Металлическое шитье на нем потемнело и покрылось белыми пятнами засохшей извести. Весь материал Е.С.Видонова разобрала "по однородности". Текстиль был подвергнут сухой чистке, а затем обработке водяным паром. После этого фрагменты одежд почищены вновь, распрямлены и подготовлены к изучению.

Анализ очищенных фрагментов позволил выявить обилие украшений в виде крестов, свидетельствовавших о принадлежности одежд духовному лицу. Затем произведена сортировка фрагментов по характеру тканей и шитья.

Первоначально были отобраны фрагменты камки песочного цвета. После ее исследования удалось выявить раппорт рисунка, для полного восстановления которого "на современную шелковую ткань, покрашенную в надлежащий тон, был переведен рисунок камки и прошит по контурам коричневой шелковой нитью... По рисунку на ткань были наложены фрагменты древней камки и укреплены шелком в цвет"13.

Раппорт ткани оказался составленным клеймами размером 13x13 см, расположенными рядами и украшенными в восточном стиле розетками и пальметками. Рисунок, сделанный археологами при вскрытии погребения, показывал, что одежда окутывала скелет до колен. Было высказано предположение, что остатки камки являются частями древней фелони. В древности при раскрое этих церковных одежд материал располагался в длину, и швы пересекали фелонь поперек. Замеченные на трех фрагментах камки швы подтвердили это предположение.

 
Знамя Сапеги. XVI в. (ОПИ ГИМ. Ф. 500. Ед. хр. 32. Л. 7). Деталь. Фото 1931г.

Затем Е.С.Видонова исследовала разрушенное золотое шитье. Большие кресты, наугольники и малые кресты в кругах были выполнены на однотипной шелковой ткани коричневого цвета с красноватым оттенком. Фрагменты с шитьем имели характерные загибы ткани в 8 мм по краям для нашивки на другую ткань. Перед оформлением этих деталей реставратор изучила миниатюры с изображением церковных одежд XIII, XIV, XV вв., а также иконы и литературные источники.

На основании данного материала был скомпонован узор крестов с наугольниками и соединением наугольников посредством кругов с крестиками, как на изображениях древних фелоней. Основой для крещатого орнамента служила камка, но при реконструкции орнамент нашит на новую ткань в целях показа сохранившихся древних фрагментов камки. Сохранившиеся полоски ткани темно-коричневого цвета с рисунком мелких зигзагов, расположенные вдоль скелета, оформлены при реконструкции одежды как омофор.

Сравнительно крупный фрагмент (31x27 см), сшитый из двух кусков неправильной формы, покрытых вышивкой некрученого шелка с окантовкой золотой нитью, с большими утратами, был укреплен на современной шелковой ткани. "Получился прямоугольник, оконтуренный с одной стороны полностью, а с двух сторон частично полосой золотого шитья. По нашему предположению, таким образом оформленное шитье с золотой каймой могло служить палицей"14.

Среди оставшегося материала Е.С.Видонова сумела выделить полосу серебряного плетения с рядом кругов, помещенных друг над другом, шитых золотом и шелком двусторонней техникой. В кругах были изображения святых с ликами, шитыми шелком. "После отпаривания и чистки обветшавшие нити шелка стали распадаться, и шитье, лишенное скреп, деформироваться. С большим трудом удалось все собрать, по возможности, воедино, и уже в целях дальнейшей консервации пришлось под плетение и шитье подвести плотную основу для укрепления"15, нарушив тем самым двусторонность шитья. Фрагмент, продублированный Е.С.Видоновой, в погребении находился около черепа. Там же найдены бусинки и шелковые кисточки, украшенные золоченой канителью. Среди бусинок были мелкие жемчужины, круглые золоченые и голубые бусины. После изучения литературы найденный материал реконструирован Е.С.Видоновой на современной шелковой подкрашенной ткани как клобук с воскрилиями.

В результате сложных консервационно-реставрационных и исследовательских работ, выполненных Екатериной Сергеевной, восстановлены: "1) часть фелони из камки с реконструкцией полного раппорта рисунка ткани; 2) шитый золотом крещатый узор с наугольниками, служивший украшеньем фелони; 3) фрагмент омофора; 4) палица; 5) клобук с ряснами... по этим фрагментам можно составить представление о почти полном святительском облачении"16.


Сотрудники ГЦРМ. Фото 1929 г. (ОПИ ГИМ. Ф. 500.) Слева направо (сидят): Г.О. Чириков, Б.Н. Засыпкин, Т.Н. Александрова-Дольник, И.Э. Грабарь, Ю.С. Карпова; (стоят): К.Н. Шишова, В.О. Кириков, М.Н. Рождественская, Л.Д. Белякова, Д.Ф. Богословский, Е.В. Шервинский, В.А. Безобразов, М.И. Тюлин, Н.С. Головина, И.И. Суслов, М. Лаговский, П.А. Аверкин, Н.И. Плеханов.

В начале 1950-х гг. Екатерина Сергеевна ушла на пенсию, но ее работа с археологическими материалами не прекращалась. К ней, как ведущему специалисту неоднократно обращались археологи ГИМа. В архиве Е.С.Видоновой сохранился отчет о реставрации фрагментов ткани и кожи, привезенных Северокавказской экспедицией 1957 г.

Большая работа проделана Е.С.Видоновой по введению в научный оборот памятников шитья и древних тканей. Ею опубликованы научные статьи:

-   Катандинский халат //Труды РИМ. Вып. 8. Сборник статей по археологии СССР. - М.: ГИМ, 1938. - С. 169-178;

-   Ткани и шитье XIV в. из раскопок в Болгарах//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — М.-Л.: АН СССР, 1947. - С. 112-117;

- Детская одежда начала XVI в. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — М.-Л.: АН СССР, 1951.-С. 68-75.

Фотографии реконструкций узоров древних тканей, выполненных Е.С.Видоновой, опубликованы в 11 выпуске Трудов ГИМ (ЯКУНИНА Л.И. О трех курганных тканях // Труды ГИМ. Вып. 11.-М.: ГИМ, 1940.-С. 155, 156).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ОПИ ГИМ. Ф. 500. Ед. хр. 1. Л. 5.

2. НВА ГИМ. Ф. 1л. Ед. хр. 89. Л. 69.

3. Фотография пелены хранится в ОПИ ГИМ. Ф. 500. Ед. хр. 33. Л. 24.

4. ОПИ ГИМ. Ф. 500. Ед. хр. 28. Л. 1.

5. Там же. Л. 6.

6. В рабочих тетрадях Е.С.Видоновой сохранились выписки из статей М.В.Фармаковско го, Ю.Сергиевского, Н.П.Тихонова и других ученых, занимавшихся проблемами реставрации археологических тканей. ОПИ ГИМ. Ф. 500. Ед. хр. 13.

7. ВИДОНОВА Е.С. Катандинский халат/Друды ГИМ. Вып. 8. - М.: ГИМ, 1938. - С. 175-176.

8. Там же. С. 176.

9. НВА ГИМ. On. 1. Ед. хр. 785. Л. 23.

10. Материалы архива Е.С.Видоновой, хранящиеся в ОПИ ГИМ, позволяют уточнить атрибуцию этого музейного предмета.

11. ОПИ ГИМ. Ф. 500. Ед. хр. 3. Л. 1.

12. Там же. Л. 8-9.

13. Там же. Л. 54.

14. Там же. Л. 62.

15. Там же. Л. 63.

16. Там же. Л. 69.

Первоисточник: 
Вестник Реставрация музейных ценностей №8 2-2002 1-2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.