ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

1 часть. Цель:

1. Выявление наличия древней /авторской/ живописи.
2. Определение количества живописных наслоений.
3. Определение техники исполнения всех слоев.
4. Определение степени сохранности.
5. Определение с помощью реставрационной пробы на укрепление.
6. Определение с помощью реставрационных проб рецептуры и методики проведения работ.

2 часть. Виды зондажей в зависимости от реставрационных задач:

1. Удаление потемнений и загрязнений покрывного слоя для выявления колорита верхнего слоя росписи.
2. Удаление первого, второго и т. д. красочных слоев для определения вида и сохранности нижележащих слоев /красочного, подготовки, грунта/
3. Удаление всех слоев и основы для выявления её вида и состояния.
4. Послойное раскрытие /после удаления всех видов наслоения в одном зондаже/
5. Шурф /штраба/ - глубокое зондирование живописной поверхности вместе с кладкой; цель-выявление её вида материала и связующих швов.

Последовательное удаление всех видов наслоения в одном зондаже.

Шурф

3 часть. Методика выполнения и оформления зондажей:

1. Выбор местоположения зондажа:
а. в неответственном месте росписи
б. в местах соединения нескольких изобразительных деталей
в. в местах утрат трещин и прочих дефектов
г. в иных местах /в зависимости от задач исследования и реставрации/
2. Размеры зондажей:
а. в стенописи минимальный зондаж 2x2 см.
б. большие размеры зондажем определяет бригадир или комиссия
в. в иконописи размер зондажей определяется индивидуально в соответствии с размером иконы, ценностью, задачами работы
3. Соблюдение порядка последовательного удаления слоев и их оформления:
а. все слои пронумеровываются, начиная с верхнего /покрывного/
б. пронумеровать все зондажи, рядом с зондажем поставить номер
4. Отметить на схемах местоположение зондажа.
5. Фотофиксация:
а. общий вид участка росписи /композиции/
б. крупным планом место выполнения зондажа /до/
в. фотофиксация зондажа /при необходимости на разных стадиях удаления слоев /
г. при съёмках на разных этапах работы соблюдать масштабное соответствие участка раскрытия и деталей изображения
б. Описать выполнение работы /см. часть 4 ниже/

4 часть. Схема описания зондажа

1. Заголовок:
-Зондаж №__;
-название композиции;
-местоположение зондажа в росписи;
-местоположение композиции в интерьере;
-размер зондажа в см. /6х4-от большего к меньшему/;
-номер схемы;
-номер фото;
-исполнитель;
2. Текстоописание.
Зондажи описывают начиная с верхнего слоя росписи к основе:
а. покрывной слой:
-вид покрытия /лак, олифа... /
-состояние /наличие патины, утрат, дефектов//см. темы 6, 11/
б. красочный слой существующей росписи:
-техника исполнения /масло, темпере/
-деталь изображения на участке раскрытия
-колорит
-сохранность /в хорошей сохранности.../
в. подготовка /грунт/:
-материал, вид
-характер наложения /по всей поверхности, частично/
-состояние сохранности
г. красочный слой открывшийся росписи:
-техника исполнения
-сюжет /предметное изображение/
-отметить изменение композиционной схемы, рисунка, размеров фигур, деталей, надписей, колорита
-сохранность открывшегося слоя /удовлетворительное, неудовлетворительное , хорошая, фрагментарная/, зафиксировать записи, тонировки
д. штукатурное основание:
-материал и характер исполнения штукатурного грунта
-наличие графьи, характер /глубокая и т.п. /
-состояние сохранности штукатурного основания
е. основа:
-вид материала кладки /см. тему 6/
-состояние сохранности /см. тему 11/

5 часть. Выводы по результатам зондирования:

1. Характер записи/в целом или частично, что прописано/
2. Количество и перечень всех живописных наслоений, их техника,
датировка, авторство /по возможности/
3. Фактура записи/пастозно, лессировочно, тонировки/
4. Изменение содержания тематики /в целом или на отдельных участках изображения/
5. Изменение колорита /в целом или в деталях/
6. Характеристика сохранности всех слоев /хорошая, удовлетворительная.../
7. Рекомендации по целесообразности удаления поздних живописных наслоений или обоснование предпочтительного сохранения определённого слоя росписи в зависимости от его состояния или художественно-эстетических задач реставрируемого памятника.

Первоисточник: 
Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)
 
 

Отправить комментарий

жи_опись:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.