ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 
1 часть. Изобразительный икг(иконографический)
2 часть. Перечень и последовательность икг- исследований конкретного произведеаия /сюжета, изо/

1 часть. Изобразительный икг(иконографический)

– канон - это система строгих правил,
принятых христианской церковью, которым должен следовать художник.
1.Современное определение термина. Постепенно "икг- христианский канон" вобрал в себя целую систему понятий и среди них такие важнейшие:
-на уровне памятника
-ансамбля росписи:
а. синтез архитектуры и живописи /культовое зодчество/
б. христианская тематика /содержание/ росписи
в. литературная первооснова сюжетов, изо /Библия,.../
г. иерархия святости /священноначалие/ персонажей православной
церкви
д. местоположение /"топография"/ сюжетов и персональных изображений в ансамбле росписи храма отвечает иерархии святости - на уровне конкретного сюжета-изо
е. устойчивая композиционная схема для важнейших сюжетов
ё. условность живописнообразного языка иконописи, которому подчинены все элементы художественной структуры произведения: обратная перспектива, 2-х мерность плоскостных изображений, определённый набор линейнообоазных элементов /силуэт, жесты, позы, пейзаж-горы /"лещадки"/, позём, "света"- фон, надписи /определённая "палитра"/, сакральная символика образов /расширение смысла изо - за счёт "подтекста", символического толкования эпизода, понятия, персонально - личностной характеристики образа, колорита и т.д./ - на уровне техники исполнения;
ж. устойчивая система живописных приёмов и последовательности письма:
-доличное и личное,
-личное: санкирь, вохрения, подрумянка, притепения, пробела, опись
з. характеристика технико-технологической операции, материалы, приёмы /методика/:
-выбор определённых материалов /фреска, темпера, натуральные пигменты.../
-структура
-живописной поверхности:
+стенопись: основа, грунт, красочный слой
+иконопись: основа/дерево/, паволока, левкас, красочный слой, защитный слой
2.Работа над "иконографией" отдельного сюжета всегда носит творческий характер, т.к.зависит от многих объективных и субъективных моментов ,а именно:
а. эрудиции исследователя /общий, христианско-богословский/
б. практического опыта /наличие аналогов в предыдущей практической работе/
в. тематика росписи /редкий или распространённый сюжет, простой извод или сложносимволический/
г. от "разработанности" в искусствоведческой науке
д. от наличия и доступности икг – материала /публикации, Фото.../
е. от сроков реальной работы
ё. от финансирования
ж. от общей цели исследования

2 часть. Перечень и последовательность икг- исследований конкретного произведеаия /сюжета, изо/

1.Наименование сюжета, персонажа /его иерархическая принадлежность/
2.Дата памяти, праздника /эпизода или персонажа/ в годовом календарном цикле
3.Литературная первооснова /источник/ сюжета, предание,"легенда"
4.Содержание события, предания, которые легли в основу изо- 2 вариантов:
1 вариант - цитата из текста источника
2 вариант - свободный пересказ текста
5.Описание сюжета, изо - исследуемого произведения по схеме /см. тему 9/: персонажи /образ, одежды, поза, жесты, атрибуты, фон-среда /пейзаж-архитектура/, надписи, колорит.
6. Икг - анализ произведения:
а. история образа /"бытование", легенда.../
б. каноническая композиционная схема /данного сюжета/, её варианты /"основная редакция"/ сюжета и его изводы /переводы/
- краткие или полные /когда возникло первое изо и где, как выглядело, где наиболее распространено /ореал/, когда, где и как изо - на Руси /популярность, редкость и т.д.
в. сравнить исследуемый сюжет с каноном/основная редакция, Полный или краткий извод, характерные особенности, детали изо/
г. определить аналоги /сравнить ретроспективы современные, в т.ч.в других видах искусства/
д. символическое толкование образа, эпизода,деталей - "иконология"
7. Атрибуция /частичная или полная /памятиика/ "искусствоведческий анализ"- выполняется при условии широкого, комплексного исследования памятника/
а. уточнение датировки /по данным реставрации, аналогам, историко-архивным данным/
б. уточнить /определить/ автора-мастера /круг, школу, направление/
в. выявить заказчика /соц. среду/
г. проанализировать технико-технологические приёмы исполнения произведения, манеру письма мастера, стилевые, колористические и др. особенности.
д. определить значение памятника в кругу аналогичных /современных ему/ и в целом для истории культуры
е. дать библиографию, отражающую сведения о сюжете.
Первоисточник: 
Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.