ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
1. часть. Персональные изображения
2. часть. Многофигурная композиция
3. часть. Орнаментальные композиции.

Введение:

конкретные сюжеты в стенописи и иконописи по содержанию и схеме построения композиции могут быть представлены в виде:
-персонального изображения /1 часть/
-многофигурных сюжетов /2 часть/
-орнаментов /3 часть/

Оформление записей.

Заголовок:
1. наименование сюжета
2. местоположение в интерьере
3. № схемы картограммы
4. №№ фото
5. описание сюжета /см. схему части 1,2,3/

1часть. Персональные изображения

1. имя, иерархия /принадлежность святого к иерархической лестнице или лику/см. иерархию святости//
2. тип изображения по композиционной схеме /оглавный, оплечный, попоясной, стоящий, сидящий/
3. поза
а. положение головы, фигуры /прямо-лично /в фас/, в 3/4 повороте, влево или вправо, в ракурсе, в профиль, коленопреклонённый, припадающий ниц /распластанный по земле/, туловище прямолично, а голова и ноги в ракурсе/
б. голова /лик//прямо,3/4,склонена к плечу/к какому//
в. взгляд куда на кого направлен
г. жесты рук
-благословение
+вид двуперстно /Саваоф, Хр. , святители/
+вид именословно /Иисус, святители, Предтеча/
-откровение /принятие вести с открытой ладонью и отведённой в сторону/
-молящиеся /оранты//ладони закрытые перекрещенные на груди/
-"эмоциональные" жесты /удивления, страха, неприятной вести/
-указующий перст или ладонь, на что и на кого направлен - руки поддерживают предмет /евангилие, икона, модель храма /часто рука покровенна//
4. образ /подобие /персональный возрастной тип /младенец, отрок, отроковница, юноша /ж, м/, средовек, старвц, старица/
5. лик - "личное"
а. овал лица /продолговатое,круглое с тяжелым подбородком/
б. волосы и борода
-по цвету
-по длине
-по форме
+волосы /шапкой, кудрявые, волнистые, пряди густые, растрёпанные, разделка прядей/есть ли/, залысины /взлызлый лоб//
+борода /борода округлённая, клином, раздвоенная/
в. приёмы письма личного /корнация//светлая или тёмная, санкирь, охрения, притенения, подрумянка, пробела/
6-7. ОДЕЯНИЯ И АТРИБУТЫ
№№
иерарх.
Персонажи
(по иерарх, групп)
Одеяния, нимбы Атрибуты Примечания
I. Саваоф -хитон, гиматий
- нимбы:
1. круглый,
2. 8-ми угольный,
3. Треугольный,
4. 8 уг. ,треуг. в круге,
5. сияние (круг. , треуг. )
скипетр, держава, свиток труб.  
II. Иисус Христос 1. хитон, гиматий (клав на хитоне)
2. царские одежды, корона
3. архиерейские одежды, митра
- нимб круглый, с
перекрестием, сияние
- писание (ЕВ. ):
1. закрытое (обрез, переплет)
2. Открытое (текст)
- свиток закр.
- больш. крест
 
III. Дух Святой - голубь белый
(сероватый)
- нимб круг. , 8 уг. ,
сияние
   
IV. Силы небесные:      
  - серафимы 6-крылые, огненные    
- херувимы 2-крылые, зеленые   окраска м. б.
- архангелы 1. "Чиновные "наоборот"
одежды": хитон,
гиматий 2. воин, одежды: тельник (рубаха, сорочка), броня (кольчуга, панцирь), порты (штаны), шлем (с плюмажем), платок (ширинка), перевязь, плащ корот. и длин. Крылья с подкрыл ками (папоротками)
   
- ангелы - мерило (жезл, посох) - зерцало или сфера
- послухи (тороки)
- воин. : меч, щит, копье
- др. атрибуты власти, "служений": рипиды, ветвь (Рав), цветы, фонарь, мол ния, труба, ковчег и т. д
V. Богоматерь 1. туника, мафорий (3 звезд. ), чепец, плат (убрус)
2. царские одежды
3. нимб круглый (желт, . белый цвет)
- свиток, книга, скипетр, держава, ветвь с цв. , пряжа и. т. д.
VI. Праотцы - хитон, гиматий свитки труб  
VII. Пророки дорожн. сандалии
- нимб круглый
открытые у пророков (текст).
Авель агнец
Сиф свиток
Ной ковчег (лад. )
Мельхиседек подир, ефод, накидка, кидар поднос, сосуд
Аарон   жезл процв.
Моисей   скрижали
Давид царские одежды лира, гусли
Соломон   храм
Даниил корот. Туника,
плащ, сапоги, фриг.
шапочка
 
Илия милоть (власяница),
плат
нож
И. Предтечи 1. Власяница (милоть)
2. Хитон, гиматий (чин. )
агнец, И. П. голова, свиток откр. , закр. Ангел пустыни с крыльями
VIII. Апостолы-12 -хитон, гиматий, сандалии - свиток, еванг.  
1. Апостолы:      
Петр   - ключи, свиток "кулечком"  
Павел   - Книга, меч, свиток  
Андрей   - посох + крест  
2. Евангелисты:      
Матфей   - ангел  
Марк   -лев  
Лука   - телец  
Иоанн   -орел  
3. Апостолы из "70" - хитон, гиматий, омофор (2 вар. дьякон, или свят, одежды)    
IX. Святители, священнослуж. - Общие назв. : "риза верх", "риза ниспод"    
1-й чин диакон. - стихарь, орарьпоручи - нимб круглый кадило    
Стефан    
Лаврентий    
1-й чин сващенослуж. - лонь, епитрахиль, поручи, палица, скуфья (митра) камень, ветвь, кадило евангелие  
3-й чин епископск. - подризник, сакос, омофор,поручи, палица, митра (или клобук) книга, посох, панагия, крест "орлец"  
X. Мученики - общ. вар. :хитон, гиматий (длин, или корот. туника)
- нимбы круглые
крест, свиток, ветвь общее: одеяния отличаются в зависимости от сословной
1. Царь - царские одежды (муж. ): шуба (низ-подбой) кафтан (полукафтанье) - вроде далматика (хитона с каймой - передником или подольником) с поясом, шапка с тульей (заломами, опушью) корона, венец, скипетр, держава (яблоко), крест
2. Князь - рубаха (сорочка) порты (ногавицы) доспехи (латы, панцирь), плащ короткий (приволока), длин, (корзно) фибула (застежка, брошь), сапоги (кампагий), шлем меч, щит, копье, крест
3. Боярин
4. Воин
5. Целитель - длин, или корот. ( туника (хитон),гиматий (плащ-накидка) ларец (ковчег), палочки,ложки, сосуд (чаша)  
6. Мученицы - туника, мафорий (или плат убрус) свиток, сосуд, ларец, крест
XI. Преподобные (монахи, иноки) - ряса, мантия, параманд книга, свиток
- простые иноки, монахи

(аналав), куколь
- нимб круглый

- схимники - схима (ряса, мантия, аналав с куколем с крестами)
- пустынники - полуобнаж. с перепояс. (аскеты) (Или власяница)
- столпные - ряса, мантия, куколь столп
- блаженные - полуобнаж. , хитон, гиматий книга, свиток
- монахини (инокини) - ряса, мантия, свиток параманд, куколь, апостольник (повой, убрус)
- преподобно-мученицы - ряса, мантия свиток, крест
XII. Праведники см. Группу одежд X. -Мученики    
1. Царь
2. Князь
3. Боярин
XIII. Простецы - хитон, туника (кор. , длин. ), накидка    
1. См. Филатов В. В. Реставрация Станковой темперн. Живописи. М. 1986, с. 131-135.
2. Нимбы (описания для всех иерарх, групп): очертания, окраска, опушь (контур, ободок), орнамент: (а) живописный или (б) рельефный - цировка (клетки, полосы), "канфаренный" (точками), тиснение (штамповка), чернь и т. д.

9. конфигурация или формат композиции /прямоугольник /панно/, круг
/медальон/,квадрат, овал и т. д. /
10. обрамление /живописное, рельефно-скульптурное/
а. ширина и толщина разгранок
б. цвет /окраска//монохромная, полихромная, гризайль/
11. фон /свет //цвет/окраска//
12. позём /земля,подножие/
а. высота,
б. окраска
13. архитектурные постройки
а. где происходит действие /внутри, снаружи/
б. назвать постройки /храм, палаты, крепостные стены, беседка /киборий// символ Богородицы, обозначает действие, происходящее в храме/
в. обозначить цвета
14. пейзаж /ландшафт/
а. горки /лещадки/
-очертание
-окраска
б. деревья, кустарник /1 предмет означает рощу/ в. луг и т. д.
15. надписи /полиграфия/
а. местонахождение и размещение надписи /вертикальное /колончатое/, горизонтальное /строчное//
б. содержание /воспроизводится текст авторский и современный, литературная основа/
в. полиграфия
-графика /характер начертания букв: устав, полуустав, вязь/
-манера написания - цвет букв
-размеры /высота, ширина, промежутки, сжатость или размах написания/
-запись и авторский текст /сравнить по всем параметрам: местоположение, полиграфия, цвет, размер/ 16. колорит /можно описывать по ходу все детали/
17. живописная манера, приёмы мастера:
-пропорции
-рисунок
-живописность, графичность исполнения образов
-палитра
-краски
-мазок
-письмо /корпусная, плотная, лессировочная/

2 часть. Многофигурная композиция /аналогично вышеописанному/.

Содержание записи:
1. что изображено
2. какой эпизод иллюстрирует сцена
3. литературный источник
4. персонажи
/перечислить начиная с главного/
а. дать характеристику каждого персонажа
б. место
в. позы
г. жесты
д. возрастные типы
е. одежды
ё. атребуты
5. фон /архитектурный персонаж, среда/
6. аксессуары обстановки
7. надписи
/см. пункт 15 часть I/
8. обрамление
9. колорит
10. приёмы письма

3 часть. Орнаментальные композиции.

Заголовок /см. выше/
Содержание записи:
1. стилевая характеристика орнамента
2. местоположение /своды, стены, перемычки и т. д. /
3. техника исполнения /живописная /палитра, краски, масло/, рельеф /лепной, резной, имитация/
4. вид орнамента /по набору элементов: растительный, геометрический/
5. тип орнамента по композиционному построению/обрамляющий, центрический симметричный, замкнутый, канделябр, сетчатый /бесконечный/, арабески, картуш, ковровый и т. д. /
6. характеристика конкретной орнаментальной композиции:
а. начертание
б. обрамление, основной принцип:
-ритм
-симметрия, ассиметрия
-определить рапорта
-перечень основных элементов /волна, улитка, акант, меандр, бегунок, спиралевидный, бутоны, розетки, трилистник, лилия, гребешки, ионик/
-масштабность/соответствие величинам/
7. колорит
8. живописная манера
Первоисточник: 
Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.