ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
СОКОЛОВА О.А.

Икона "Царь царем"1, поступила на реставрацию в Вологодский филиал ВХНРЦ в числе других памятников из Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Она происходит из местного ряда 2 Успенского собора Великого Устюга, служившего в послевоенные годы складским помещением.

Икона долгое время находилась в сыром, неотапливаемом помещении, что отрицательно повлияло на состояние грунта и красочного слоя. В 1976 году в Великоустюжском музее на ней выполнены консервационные работы, после чего она была вывезена в Вологодскую СНРПМ, где несколько лет находилась под профилактической заклейкой. В 1997 году икона поступила в Вологодский филиал ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, и автором данного сообщения на ней выполнены реставрационные работы.

Проведенные исследования показали качественную подготовку основы иконы. Несмотря на большой размер и неблагоприятные условия хранения, доска иконы недеформирована и не имеет трещин. Мастер использовал ровную, вы сушенную сосновую древесину с мелкослойной шириной годичных колец, состоящую из одиннадцати частей. Соединение досок прямое, плотное. Доски дополнительно скреплены двумя сквозными сосновыми шпонками.

Плотная паволока холста прямого полотняного переплетения, серого цвета, повсеместно находится на основе иконы. До выполнения реставрационных работ наблюдались многочисленные отставания и вздутия паволоки.


Икона «Господь-Вседержитель» до реставрации (под слоем старой профилактической заклейки)

Икона «Господь-Вседержитель». 1750г. Общий вид после реставрации

Данные химического анализа фунта подтвердили, что основным наполнителем является гипс. Рыхлый грунт в значительной степени потерял связь с паволокой и красочным слоем. На поверхности видны утраты и большое количество размытостей грунта. Тонкий красочный слой яичной темперы находился под сплошным слоем профилактической заклейки. Сквозь нее с трудом просматривалась иконография сюжета.

Трудоемким было удаление старой профилактической заклейки. С учетом большого содержания клея на иконе, живопись укреплена путем удаления излишков клея с поверхности и одновременно подведением клея под вздутия не более 8%-ной концентрации.

Икона поновлялась. Под слоем плотной записи коричневого колера находились фрагменты изображения на золоте: подлокотники, спинка трона, отдельные фрагменты изображения одежды, надпись "Господь Вседержитель". Перед нами открылся образ Иисуса Христа в яркой колористической гамме.

Колорит иконы содержит всю цветовую па литру пигментов. На ней встречаются: охры желтая, темная, сиена натуральная, охра красная; киноварь; баканы; белила цинковые; черная. Манера письма автора отмечена созвучностью сочетаний нескольких оттенков красного, зеленого, синего, охристого, коричневого. Красочный слой содержит несколько слоев лессировочных прописок. Можно сказать, что объем строится цветом. Интенсивность пигментов темперных красок равномерно перекликается с золотом по изображению престола и фрагментов серебра на одежде.

О составе пигментов можно сказать, что зеленые, синие, коричневые мелкого помола, охряные пигменты стерты крупнее. На личном письме использовались пигменты тончайшего перетира, по качеству сравнимые с фабричными красками XIX века. Личное письмо написано в несколько слоев. Санкирь — светло-зеленый, чуть видим на изображении рук, но хорошо просматривается на живописи лика. Цвет волос темно-коричневый. Охрение выполнено красной охрой, в первой прописи наносится почти по всей поверхности лика и плавно переходит в тень. В слой подрумяны добавлено немного белил и киновари. Затем небольшими площадями наносятся высветления с плавными переходами в основной колер лика. Белки глаз высветлены зеленью с примесью белил. Зрачок — чернь. Письмо лессировочное. Цветовой контраст не нарушен. Просматривается правильность рисунка губ, глаз, носа.


Фрагмент нижней части иконы с авторской надписью. Макросъёмка

В местах утрат подведен реставрационный левкас. В связи с большими утратами оригинала на данном памятнике, в ходе его реставрации возникли серьезные проблемы по их нейтрализации. На этом и хотелось бы остановиться подробнее. Проблема тонирования утрат авторской живописи была и остается актуальной в практике реставрации русской иконописи. Этому вопросу посвящены работы многих авторов3.

Несмотря на большое количество утрат авторской живописи основных элементов иконы, вопрос реконструкции и воссоздания даже не стоял на повестке дня. В местах утрат было вы полнено "пригашение" белых пятен с применением акварельных красок "Ленинград". При богатой колористической палитре автора, в тонировании применялся сравнительно небольшой набор колеров — охра светлая и золотистая, сиена натуральная и сажа. В качестве способа погашения утрат использованы метод "пуантели", мелкой штриховки, строго в границах утрат. Тонировки выполнены в тоне светлее оригинала. По остаткам красочного слоя и графьи вы полнены кальки - реконструкции. Авторское изображение митры не сохранилось, но по сохранившимся кусочкам и по аналогиям можно предположить, что она была одноярусной, кайма декорирована рисунком с множеством завит ков, в верхней части завершается крестом.

На иконе изображен Иисус Христос в саккосе, сидящим на престоле. Волосы темные, ниспадающие на плечи. Небольшие усы, клиновидная бородка. Голову венчает нимб с сиянием в виде острых зубцов и утолщений волнистых линий. Христос представлен со скипетром в правой и сферой в левой руке, являющихся символами царской власти. Престол декорирован орнаментальной росписью и богатым затейливым рисунком в местах изображения Евангелистов. Они представлены своими символами: лев, орел, ангел, телец. Перспектива изображения трона направлена вглубь иконы и расплывается на светло-розовом фоне с исходящими лучами. Живописное полуовальное завершение дополняется светло-желтым изображением сферы. На иконе она представлена не как сияние, а как вход в небесный мир, охраняемый ангелами. В подножии Христа - орнаментированный кар туш с головкой херувима в верхней части. В картуше каноническая надпись, выполненная в две строчки: "Мною царие царствуют и сильни пишут правду"4.

После удаления старой профилактической заклейки, поверхностных загрязнений и потемневшей олифы в нижней части иконы открылась надпись: "Написан сий святый образ 1750 году апреля 13 дня". Письмо круга Василия Колмогорова. В период своего расцвета Великий Устюг был центром уникальных видов искусства, многое бытовало только в этом городе и его окрестностях.

Автор иконы, очевидно, следовал сохранившимся до этого времени без искажений образцам так называемой "строгановской" школы и работам царских изографов. Иконы XVIII века часто писали профессиональные художники, получившие академическое образование и использовавшие европейскую технику и иконографию. Живопись в отличие от предыдущей эпохи становится более реалистичной.

На примере данной иконы ощутимо стремление художника применить принципы традиционной иконописи, и, вместе с тем, создать пространство в перспективе и преодолеть традиционную плоскость иконы. Лучшие великоустюжские мастера не уступают в умении царским жалованным иконописцам. Икона является тому подтверждением.

В процессе реставрации данного памятника ставилась задача выявить индивидуальность манеры письма автора, максимально сохранив ее, ограничиваясь в тонировках только "погашением" белых пятен. Необходимость тонирования памятников иконописи следует решать индивидуально для каждого реставрируемого предмета.

______________

1.   Икона "Господь Вседержитель", 1750 г., ВУГИАХМЗ, инв.№22418, разм. 206x160 см, реставратор Соколова О.А., публикуется впервые.

2.   Данная икона указывается в инвентарно-охранной описи Успенского собора Великого Устюга от 22 февраля 1974 года.

3. По проблемам тонирования и реконструкции утрат в древнерусской живописи высказывались И.Э.Грабарь, Н.В.Перцев, В.В.Филатов, Г.И.Вздорнов, Л.А.Лелеков. См.: Теоретические проблемы современной реставрационной науки. - Художественное наследие. Сборник научных трудов. ВНИИР. Внеочередной выпуск. М., 1989. С.14.

4. Притча Соломонова. Гл.8,15. "Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду".

 

Первоисточник: 
Вестник Реставрация музейных ценностей №8 2-2002 1-2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.