ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Козырева В.А. (зав. лабораторией научной реставрации графики ГЭ)

Собрание рисунков и гравюр Эрмитажа начало формироваться почти одновременно с картинной галереей, в когда 1768 г. по поручению Екатерины II дипломат Д.А.Голицын приобрел в Брюсселе коллекцию графа Карла Кобенцля, насчитывавшую чуть более четырех тысяч рисунков. В результате энергичной собирательской деятельности к концу XVIII в. была создана основа графической Эрмитажной коллекции. Коллекции графики, образующие ныне секторы гравюр и рисунков ОИЗЕИ, ОИРК, ОВ, склады вались постепенно, на протяжении почти двух с половиной столетий, достигнув количества, превышающего 700 тысяч экземпляров. Среди них уникальные произведения выдающихся западноевропейских, восточных и русских художников и граверов XI—XX вв. Коллекции Эрмитажа на бумаге, преимущественно тряпичной, и пергаменте включают: акварели, гуаши, пастели, чертежи, гравюры и рисунки, исполненные в различных техниках, грамоты, миниатюры на кости, веера, эстампажи, народные лубки, рукописные и редкие первопечатные книги, документы, китайские ассигнации.

В начале формирования коллекций графического материала несложной реставрацией и профилактикой занимались сами хранители.

Поддержание постоянно пополняющихся коллекций и реорганизация музейной деятельности привели к необходимости создания специальной мастерской по реставрации графики, которая была организована в 1921 году. Состояние ряда экспонатов требовало вмешательства реставратора, задача которого состояла в том, чтобы, устранив имеющиеся дефекты, продлить жизнь произведениям и по возможности возвратить им первоначальный вид.

Послевоенные годы, начиная с апреля 1951 г., отмечены для мастерской особенно значительным численным пополнением сотрудников нового поколения, с чьими именами впоследствии связано развитие современных методов научной реставрации в Эрмитаже.

За вторую половину минувшего века в лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа прошли реставрационно-консервационные мероприятия более 21,5 тысячи графических листов и библиотечных материалов XVI-XX вв. Среди них непревзойденные мировые шедевры: "Меланхолия" Альбрехта Дюрера, "Святое семейство" Раймонди, "Чудо с птичкой" Лоренцо Лоли, "Снятие с креста" Рембрандта Харменса ван Рейна, "Бегство в Египет" Тьеполо, "Автопортрет" Гольциуса, произведения П.П.Рубенса, Н.Пуссена, П.Гонзага, А.Матисса, П.Пикассо, а также рисунки и гравюры всех известных рисовальщиков XVIII-XX вв.

Наиболее значительная и ответственная работа лаборатории последних лет представлена реставрацией 89 уникальных графических произведений тринадцати выдающихся мастеров Европы конца XVIII — первой трети XX столетия. Эти произведения готовились для выставки "Шедевры западноевропейского рисунка из частных собраний Германии" (1995-1996 гг.). С волнением художники-реставраторы впервые взяли в руки эти произведения, хранившиеся в условиях особого режима. Среди этих неизвестных ранее шедевров рисунки Франциско Гойи (35 номеров), Доменика Энгра (1 карандашный портрет), Эжена Делакруа (один номер), Оноре Домье (восемь номеров), акварель Винсента ван Гога, этюд Поля Сезанна, шесть рисунков Томаса Роуландсона, пейзаж Франсуа Милле, четыре карандашных зарисовки Адольфа Мен целя, 15 акварелей Поля Синьяка, акварель Анри Тулуз-Лотрека, 4 акварели Эмиля Нольде, одиннадцать рисунков Александра Архипенко.

Для каждого графического произведения нужно было найти особый подход, поэтому, прежде чем что-то сделать, реставраторы обсуждали свой следующий шаг, предварительно проводили лабораторные исследования и находили приемлемые решения. Удаление жестких подклеек старой бумаги проходило с использованием приемов локального ограниченного увлажнения отдельных участков, а также с применением в качестве размягчающего средства при удалении следов потемневшего клея густого раствора метилцеллюлозы. Рисунки Ф.Гойи были наклеены на дублировочные листы бумаги. Их снимали, оставляя только подлинник, его собственную основу, снимали с предельной осторожностью, чтобы не нарушить тоненький лист тряпичной бумаги "верже". Отделение дублировки произведено полностью и с высоким качеством. Утраченные фрагменты подбирали точно такой же бумагой, так как в лаборатории хранится большая коллекция старой бумаги. Подобрав идентичный кусочек, аккуратно встык восполняли утраченную часть оригинала.

Поскольку рисунки лежали в паспарту из грубого коричневого картона низкого качества, его тоже приходилось снимать, предварительно проведя лабораторные исследования на кислотность. На изображении часто встречались жировые и потемневшие клеевые пятна, фоксинги и пигментные пятна, которые нельзя было убрать полностью, не повредив при этом сам шедевр. Такие пятна старались только ослабить, чтобы они не слишком бросались в глаза, не портили общее впечатление от рисунков. Некоторые рисунки, например, произведения О.Домье, Т.Роуландсона, были приклеены большими нашлепками к другому бумажному листу. Из-за такой небрежности бумага-основа сморщилась, лист деформировался, появились изломы, трещины, потертости красочного слоя. Здесь пришлось применять специальную методику, устраняя покоробленность бумаги, и так фактически с каждым экспонатом. При восполнении утрат основы, склейке разрывов, укреплении трещин, проколов, перегибов, изломов и дублировании применяли японскую бумагу с использованием клейстера из пшеничного крахмала, приготовленного по японскому классическому рецепту.

Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира и за последнее время ведет большую научную и выставочную деятельность. Обычно к реставраторам лаборатории из фондов музея поступают произведения графики к плановым выставкам, а их проводится немало в самих залах Эрмитажа и за рубежом. За последние годы подготовлены графические произведения к таким крупным выставкам, как "Николай и Александра" (1996 г.), "Сокровища Екатерины Великой" (1999-2000 гг.), "Французский рисунок и живопись из собрания Государственного Эрмитажа. От Пуссена до Пикассо" (2001 г.), включающая 75 рисунков и 2 гравюры самых разных школ художников с XVI по сере дину XX вв., "Эпоха Рубенса" с 33 рисунками фламандской школы XVII в., "Итальянская жи­вопись и рисунок генуэзской школы XVI-XIX вв. из собрания Государственного Эрмитажа" (2001 г.). Это этюды к общеизвестным шедеврам, значительные произведения в портретном жанре, пейзажи, классические аллегории, архитектурные проекты, декоративные композиции, дворцовые интерьеры и т.д. Например: Ф.Буше "Девушка с розой", Ш.-Л. Клериссо "Храм Си биллы в Тиволи", Н.Пуссен "Пейзаж с фигура ми", Л.Камбьязо "Иоанн Креститель", Э.Мане "Портрет мадам Жюль Гийме" и др.

Нередко при подготовке к выставкам хранители приносят к реставраторам из запасников, фондов и закупочной комиссии экспонаты, когда-то уже подвергавшиеся реставрации. Неумелая, дилетантская, а порой варварская, она доставляет массу хлопот. Каждое графическое произведение представляло не просто уникальный художественный объект, но иногда сложную, загадочную "историю болезни", справиться с которой можно, применяя лишь традиционные и новые разработки методов консервации, с использованием современных материалов и проведением предварительных серьезных научных исследований.

Избранные рисунки, разные по состоянию сохранности, были лабораторно исследованы, любое реставрационное мероприятие тщательно обдумано и проработано, поверхностные загрязнения и запыления бережно ослаблены; трудно удалялись наложенные густо, неравномерными слоями, старые потемневшие клеи, которые стягивали бумагу-основу на рисунках, вызывая тем самым сильную деформацию. Бумага многочисленных старых подклеек, лапок и наклеек, сильно разрушенная, пожелтевшая, хрупкая, порой наклеенная по краю, непосредственно на изображение, удалялась с помощью компресса из густого водного раствора метилцеллюлозы.

Метилцеллюлоза широко используется в практике лаборатории, она прочно удерживает воду в своей структуре и, следовательно, уменьшает влияние влаги на бумагу, предотвращая образование затеков. Отдельные пятна разного происхождения на рисунках ослаблены локально или с применением вакуумного стола низко го давления. Часто встречающая проблема — плотные дублировочные листы, которые приходится снимать с рисунков. Так, например, на рисунках Д.Энгра "Портрет молодой женщины", "Портрет генерала" (вторая половина XIX в.), выполненных графитным карандашом и акварелью, где дублировочные листы отделили от оригинала без опасности повредить структуру и поверхность последнего. Это позволило затем ослабить пигментные пятна и желтизну бумаги-основы. Рисунок стал "дышать", выглядеть ярче, сочнее, исчезли пятна, мешающие эстети­ческому восприятию изображения.

Рисунки XVI-XVIII вв. западноевропейских художников, выполненные на тонкой тряпичной бумаге, хрупкие, сухие, чувствительные к увлажнению, требовали другого подхода. В лаборатории широко используется в таких случаях метод отдаленного увлажнения (так называемый "метод сэндвича"). Рисунок помещали между двумя слоями тонкого холитекса, затем гортекса и увлажненных слоев фильтровального картона. Использование гортекса для отдаленного увлажнения позволяет достигнуть мягкого увлажнения и смягчения бумаги-основы. Влага просачивается в виде пара, при этом растительные клеи размягчаются, наклейки и задники удаляются без увлажнения самого рисунка. На рисунке выравнивается бумага-основа и устраняется покоробленность. Дальнейшее применение этого способа также возможно для устранения деформации красочного слоя и снятия дублировочных листов и старой бумаги. Гортекс обеспечивает превосходную возможность контроля за увлажнением, гарантирует безопасность и простоту применения.

Новые современные материалы, одним из которых является холитекс, успешно используются в разных целях как в качестве подложки при промывании листа, так и для перенесения разрушенных и хрупких произведений графики, также при подклеивании и укреплении разрывов, утрат. Холитекс с гладкой поверхностью используется для прокладывания, предохраняя изображения от механических воздействий.

В прежние времена, особенно в XVIII в., было принято оформлять графические листы в альбомы. На альбомные листы приклеивали офорты, гравюры, рисунки, нанося клей по краям, углам, а иногда покрывая лист целиком. Сейчас возникла проблема при подготовке экспонатов к выставке: как их извлечь и при этом не повредить целостности альбома. Другая сложность связана с тем, что офорты по размеру были больше альбомного листа, и владельцы, не задумываясь о сохранности, складывали их вдвое, а то и вчетверо. При изъятии такого листа из альбома обнаруживаются перегибы, изломы, трещины, разрывы, по краям бывают утраты. В этих случаях разъединение проводится сухим способом с помощью бамбукового шпате ля или с небольшим увлажнением методом отпаривания. Так были подготовлены графические листы (XVI-XVII вв., Франция) к выставке "Праздники, турниры, фейерверки".

Одной из наиболее интересных и сложных работ последних лет явилась реставрация нескольких панорам, таких как "Панорама Санкт-Петербурга" А.Зубова, 1716 г. (бумага, офорт, из восьми частей), "Траурное шествие переноса праха Петра III в Зимний дворец" неизвестного художника конца XVIII в. (бумага, холст, акварель, гуашь, белила, графитный карандаш), "Визит Николая II и Александры Федоровны в 1901 г. в Компьен" Я.Пясецкого (бумага, холст, акварель, гуашь, белила, графитный карандаш). Сложность проделанной работы заключалась в том, что это панорамы большого размера (до 100 м длиной, как, например, последняя), свернутые в рулон. Бумага, наклеенная на ткань, сильно загрязнена, запылена, измята, с утратами, разрывами, различными пятнами; края в ветхом состоянии; наблюдалось отставание ткани от краев бумаги. Работа с такими нестандартными экспонатами — трудоемкая, кропотливая и требовала нетрадиционного подхода при проведении реставрационных мероприятий.

Следует отметить сложную реставрацию девяти гуашей Я.Ф.Хаккерта (1737-1807) "Морские сражения", выполненных на пергаменте с сильной деформацией и покоробленностью пергамента, с нарушением живописного красочного слоя, осыпями и утратами. Была разработана оригинальная методика проведения консервационных мероприятий по закреплению осыпающегося красочного слоя, распрямлению, устранению деформаций пергамента. Удачно определены способы крепления пергамента на паспарту. Сделаны двойные монтировки из нейтрального музейного картона для экспонирования и хранения. Художники-реставраторы высшей категории Е.В.Рудакас и В.И.Хованова, используя свои собственные разработки и рекомендации английского реставратора Николаса Пиквуда, приведенные в статье "Консервация пергамента" (Лондон, 1998 г.), нашли конструктивный и универсальный подход к консервации живописи на пергаменте (1999-2000 гг.).

Серьезная и кропотливая работа проведена художниками-реставраторами при подготовке выставки "Пастели западноевропейских художников XVIII — начала XX вв. в собрании Эрмитажа" (сентябрь 2001 г.). Пастели выполнены на разных основах: бумаге, пергаменте, картоне, холсте, бумаге, натянутой на холст, кальке, замше, в очень разнообразной манере — от наброска до классической живописи с мягкими, пере ходящими тонами. В процессе подготовки к предстоящей реставрации была разработана уникальная, ранее не применявшаяся в Эрмитаже и, как показали поиски аналогий, ни в одном из других музеев страны, программа. Для каждого экспоната был оформлен самостоятельный проект, включающий комплекс научно-исследовательских разработок, совместную работу с научным сотрудником-хранителем по исследованию материалов и технологии, изучение сохранности авторской живописи и предыдущей реставрации, последовательность консервационно-реставрационных мероприятий.

В процессе работы с пастелями накоплен материал, позволяющий обобщить наиболее характерные, чаще всего встречающиеся повреждения, апробированные специфические приемы и способы их устранения с учетом характера и основы каждого произведения, который будет освещен в статьях, готовящихся реставраторами лаборатории. К выставке были подготовлены 65 пастелей, 48 из которых отличает высокая степень сложности реставрации.

За последние годы прошли реставрацию несколько рукописных восточных книг XIII-XIV вв. Для каждого из этих уникальных экспонатов разрабатывалась и нашла применение индивидуальная методика консервации с проведением целого комплекса химико-биологических исследований, использованием новых материалов и оборудования. На выставке представлены три рукописи. Наиболее значительной и сложной в реставрационном плане явилась рукопись "Библия Киликийская", исполненная художником и писцом Хусепом по заказу епископа Карати, на светло-желтом пергамене, богато иллюминированная. Состояние сохранности миниатюр исследовалось на электронном микроскопе фирмы "Лейка" с последующей фиксацией на пленку. Проведены также микроскопические и микрохимические исследования, тонкослойная хроматография красок. Было установлено, что при создании миниатюр использовались природные пигментные краски насыщенных цветов: киноварь, ультрамарин, свинцовые белила, зеленая земля, а также золото. Усовершенствование традиционных и использование новых способов увлажнения пергамена в увлажнительной камере "Lasco" с ультразвуковой обработкой для распрямления пергамена и укрепления осыпающегося красочного слоя на миниатюрах дало блестящие результаты. Увлажнение и тепло способствовали регенерации некоторых связующих веществ, и краски приобрели больший блеск. Это исключило необходимость использования органических растворителей для закрепления красочного слоя. Для рукописи был сделан новый стилизованный переплет.

При художественном восстановлении произведений графики реставраторы лаборатории придерживаются принципа невмешательства в авторский рисунок, ограничиваясь его консервацией. На местах утрат и потертостей красочного слоя тонирование выполняется под общий тон, при этом сохраняя цельность впечатления от авторского произведения. Красочный слой в местах потертостей и осыпей в зависимости от техники оригинала восстанавливается акварелью, гуашью, темперой, пастелью и цветными светостойкими карандашами, и в качестве инструментов применяются кисть, перо, растушевки.

В просторных и светлых помещениях лаборатории многое продумано для облегчения нелегкого труда реставраторов. Вакуумный стол низкого давления позволяет проводить многие процессы в щадящем режиме с большей степенью контроля, чем при традиционных методах работы. Гордостью лаборатории является увлажнительная камера "Lasco" с ультразвуковым увлажнителем. Использование этой камеры существенным образом расширило возможности консервации произведений графики, в том числе пастелей, выполненных на пергаменте. Увлажнительная камера обеспечивает реставратору возможность хорошего и постоянного контроля за экспонатом. В лаборатории она используется постоянно, во всех случаях, где требуется "деликатное" увлажнение и восстановление красочного слоя.

Благодаря лупам с источником ультрафиолетового света можно выявить состояние надписей, обнаружить присутствие старых реставрационных записей; специальные светильники освещают рабочую поверхность под любым углом, а другие — с воздушным потоком — удаляют летучие растворители.

Произведения графики, как для экспонирования, так и для хранения, помещают в паспарту из нейтрального музейного картона высокого качества. Замечательный станок для оформления паспарту фирмы "Valiani" позволяет выполнять универсальные монтировочные работы качественно и профессионально.

Но все же главным всегда остается мастерство исполнителей высочайшего класса, таких как художники-реставраторы высшей категории В.А.Козырева (заведующая лабораторией), О.В.Машнева, Е.В.Рудакас, Т.А.Сабянина, В.И.Хованова, Е.И.Шашкова; художники-реставраторы третьей категории Е.Ф.Татарникова, С.А.Севастьянова; художники-реставраторы по библиотечно-архивным материалам высшей категории М.В.Матвеева и кожаным переплетам А.В.Дегтев. Оформляет произведения графики художник-реставратор третьей категории Н.А.Петушкова.

Лаборатория оснащена компьютерной системой подготовки и архивации научно-реставрационной документации, включающей систему записи и хранения изображений. Большую работу по оформлению состояния сохранности произведений графики по установленному образцу с использованием специальной компьютерной программы ведет сотрудник лаборатории И.В.Гурулева.

Мы сейчас имеем лабораторию, которая на качественно новом уровне осуществляет и решает проблемы консервации графических произведений и проводит экспериментально-исследовательскую и научно-методическую работу.

В феврале 2002 года лаборатория получила выход во всемирную сеть Интернет, имеет электронный адрес: labgraphics@hermitage.ru

Первоисточник: 
Вестник Реставрация музейных ценностей №8 2-2002 1-2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.