ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

Порядок и содержание описания:

1. Время исполнения авторской росписи, записи.
2. Техника исполнения росписи, записи.
3. Мастера /авторы росписи, иконописцы/.
4. Общее содержание, характер росписи:
а. сюжетный
б. сюжетно-орнаментальный
в. персональные изображения
5. Тематика росписи /основные сюжетные мотивы/:
в. кому посвящён храм, приделы /престолы/
б. литературные основы сюжетов: ВЗ или НЗ
-апокрифы /сочинения не принятые церковью/
-агиография /жизнеописание святых./
-гимнография /сюжеты песнопений, молитв, гимнов/
в. персональные изображения
-состав святых их иерархия
+Саваоф
+Иисус
+Дух Святой
+Силы Небесные
+Богоматерь
+праотцы
+пророки
+апостолы
+святители
+мученики
+преподобные
+проповедники
г. орнаментальная роспись, её характер, основные мотивы /ростительный, геометрический, смешанный, героико-алегорический, зооморфный, геральдический/.
6. Иконографическая программа росписей /общий идейный замысел/:
а. определённые особенности тематического цикла, его внутренняя организация
б. начало и конец росписи /слева направо по часовой, наоборот, с соблюдением хронологии или нет, параллельно, попарно, перекрещиваются/
в. смысловые и хронологические аспекты
7. Местоположение /топография//перечень и последовательность сюжетов в интерьере в зависимости от этнографического канона ансамбля стенописи и конструктивных частей здания/
а. четверик
-купол /Вседержитель, Силы Небесные, Вознесение и др./
-барабан /праотцы, пророки, апостолы/
-паруса /евангелисты и их символы/
-арки подпружные:
+щёки центрального барабана /Спас Эмануил, Спас Нерукотворный, Ветхий Деньми, Троица/
+перемычки и склоны /апостолы из семидесяти - изображаются в святительской одежде или в хитоне и гематии с перекинутым омофором/
-другие своды /разобрать/
-столпы /сверху вниз/ мученики или войны, преподобные, праведные//
-стены
+определить количество ярусов, найти начало росписей /смыслового центра/
+перечислить сюжеты
+определить изображения в панельной части стены
+её оформление
-проёмы оконные, дверные:
+на перемычке серафимы
+на откосах мученики или преподобные
б. алтарь
-средняя апсида
+конха /Богоматерь Оранта, Евхаристия и др./
+столпы /святители/
+в проёмах /святители или орнамент/
-боковые апсиды
+характер свода, проёмов
в. трапезная
г. приделы
д. галереи
е. колокольня
-для всех помещений дать характеристику росписей:
-сводов
-стен
-столбов
-арок
-оконных и дверных проёмов
8. Живописно-декоративные особенности росписей.
a. масштаб изображений и их отношение к архитектуре
б. расположение и компоновка композиции
-регистрами/ярусами/, сколько их есть ли горизонтально-вертикальные членения
-ритмическое расположение композиции в пределах яруса /непрерывное расположение композиции; вертикальные разгранки/
-"ковровое" сплошное расположение пространства в сюжетах
-иконное расположение сюжетов в виде изолированных икон, панда, медальонов
-обрамление:
+вид его /живописное, рельеф /лепной, резной/, живописная имитация/гризайль//
+конфигурация обрамления
+цветовое решение
в. надписи
-где и как расположены
-краткие или пространные
-источник текста
-цвет
-характер начертания текста
+размер
+промежутки
+стилевые особенности /устав, вязь/
г. колорит росписи в целом
-личное, нимбы, одежды, пейзаж, архитектура и т.д.
-выделить характер сочетания цветов
д. манера исполнения /художественные приёмы мастера/
-характер рисунка /контур, силуэт и т.д./
-карнация /разделка личного/
-общий язык мастера /живописность, контраст, мягкость, грубоватость, жёсткость и т.д./
Первоисточник: 
Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.