ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

1 часть. СХЕМА СЛОЕВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

-покрывной слой
-красочный слой
-грунтовый слой /под живопись/
-штукатурный слой
-основа /кладка/

2 часть. Методика описания.

1.порядок описания соответственно структуре слоев живописной поверхности /см.схему/
2.технику исполнения живописи начинают описывать с основы, в той последовательности в которой мастер наносил эти слои
3.в пределах каждого слоя описывается:
а. материал
б. связующее
в. техника, приём исполнения слоя
г. внешний вид и т.д.

3 часть. Примерная схема описания слоев живописной поверхности

1. Стена
а. материал /кирпич /его размеры/, камень /происхождение//
б. связующие швов
-состав раствора /известь с наполнителем/
-толщина швов
-их оттенок /цвет/
в. система кладки /тычёк, ложок/
г. толщина стен /определить по проёмам/
д. фактура поверхности стен /бугристая, неровная/
2. Штукатурный слой /основание/
а. материал и связующее /известково-песчаный, цементно-песчаный, гипсовый, алебастровый, эмульсионный грунт/
б. наполнители /песок/ размеры фракции /мелко или крупнозернистый/, оттенок, /галька дроблёная, мраморная крошка, белый камень/толчёный/, кирпич битый /цемянка/, необожженный кирпич, керамика, трубчатые грунты /уголь древесный, волокна пеньки, солома - как капилляры и арматура//
в. количество, толщина слоев и их особенности
г. оттенок /цвет//холодный, тёплый/
д. структура грунта /плотный, твердый, рыхлый, пористый, хрупкий/
е. фактура поверхности /матовая, шероховатая, бугристая /неровная/, с перепадами уровней, с наклёпками/
ё. швы дневные /альфрейка//где проходят, размер грунта/
ж. графья /процарапывание/
-характер исполнения графьи
-вид графьи /по приёму наложения/
з. кляммеры /левкасные гвозди/
-количество на I квадратный метр
-материал
-время и способ изготовления/кованные литые и т.п./
-форма
3. Промежуточный слой /подготовительный слой под живопись/
а. его функции /выравнивающий, изолирующий, оттеночный слой/
б. виды и названия "подготовки"
-шпатлёвка
-обмазка /известковая/
-грунтовка /белая,цветная/
+масляная /свинцовые белила/
+болиус /17в., земляная краска со значительной примесью глины и известняка/
"фалёвский" грунт /масляная краска земляная + мел,19в./
-рефть /раствор толчёного угля на известковом молоке, подготовка под голубец/
в. внешний вид /толщина слоя, характер наложения/по всей иливыборочно//
4. Красочный слой.
а. техника исполнения /краски,пигменты их связующие/:
-фреска
-темпера /клеевая, яичная и т.п./
-клеевая
-масляная
-мозаика
-позолота, серебрение
-энкаустика и др.
б. фактура поверхности, манера, характер мазка /нанесение слоя/
-пастозно, корпусно, плотно
-лессировочно, тонко, жидко
в. пигменты /характеристика основных красок/
-цвет
-происхождение
-"помол"/зерно/
-колорит/общий/
г. приёмы живописные, последовательность письма:
-личное /карнация,санкирь,вохрения,подрумянка,пробела/
-одежды /складки/ общая тональность /темнения, света/
-фон /подкладка - рефть, голубец, охра /без рефти/, позолота и др./
-разгранки /обрамления/
-надписи /где, как, чем/
д. записи поздние:
-количество слоев
-техника каждого слоя /возможная привязка датировки/
-характеристика подробно последнего слоя /или видимого раскрытого/:
+запись полная, частичная пропись/что именно прописано/
+тонировки /где, как, чем выполнены/
+указать манеру, приём исполнения записи, "мазок", колорит ...
-подготовка /шпатлёвка, грунт/
г. позолота, серебрение
-где положена или что прописано /нимб, фон, складки /асист//
-техника исполнения /материал, связь/
+листовое /сусальное/
+"двойник" /золото+серебро/
+творёное
+матовое /ладан+сандарак/
+имитация /"бронза", "поталь" и т.д./
-подготовка под позолоту:
+клеевая /по клеевому левкасу наносится состав осетрового клея, .желатина или чесночного сока/
+полимент /связующая составная паста, масляная подготовка, воск+яйцо+сурик и др. составы, наносятся на левкас на винном или чесночном "подпуске"/
+"гульдфарба" /золотая краска/
+лак /цветной,"мардан"/МА-594//
+охра
5.Покровной /защитный/ слой.
а. материал /виды покрытий/:
-олифа /темпера, станковая живопись/
-лак /масло/
-воск со скипидаром /"глютень"/
-воско-смоляная мастика
б. характер наложения, толщина слоя
-плотный слой
-тонкий, лессировочный
-равномерно
-неравномерно /с затёками, сгустками, наплывами/
в. оттенок
Первоисточник: 
Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.