ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Глава 1. «О создании мастерской»

Построй себе просторный и высокий дом, фасад которого расположен на восток. На южной стене сделай столько окон, сколько ты хочешь и сколько ты можешь «поместить, но так, чтобы между двумя окнами расстояние было в 5 футов. Отдели стеной, доходящей доверху, половину дома для производства литейных работ, а также для работы с медью, оловом и свинцом. И снова раздели стеной оставшееся помещение на две части, чтобы приготовлять в одной золото, а в другой — серебро. Окна должны отстоять от пола не больше, чем на фут, их высота должна достигать 3 фута, а ширина — 2.

Глава 2. «О месте для работающих»

Перед окном внутри дома, на расстоянии полутора футов от стены с окнами, вырой канаву поперек, длиной 3 фута, шириной 2 фута, обложи ее досками и брешами, из которых два в середине, напротив окна, выступают на полфута. На них поперек ямы укрепляется стол шириной 2 фута и длиной 3 фута, который закрывает колени сидящего в яме; пол сделай таким ровным, чтобы каждую частицу золота или серебра, которая упадет, можно было собрать. ......

Глава 3. «О рабочей печи»

Около стены, недалеко от окна, слева от сидящего, воткни в землю доску длиной 3 фута, шириной 2 фута, почти в 2 пальца толщиной, которая была бы прочно вбита и имела в центре отверстие шириной в палец, расположенное на расстоянии 4 пальцев от земли. На передней стороне должна быть плотно скрепленная с ней другая доска шириной в 4 пальца, а по длине равная большой доске, прибитой деревянными гвоздями.

Перед ней поставь еще одну доску такой же длины и ширины, так чтобы между ними было пространство в 3 пальца. Укрепи последнюю доску с помощью двух—трех клиньев или деревянных гвоздей. Затем возьми не размолотую и не разведенную водой, а свежевыкопанную глину, положи поначалу немного в то пространство, сильно бей ее (глину) круглым деревом, потом возьми немного еще, и бей снова, и делай так до тех пор, пока не будут заполнены две части пространства, третью же оставь свободной. Затем убери переднюю доску и разрежь глину длинным ножом равномерно опереди и сверху, потом тщательно бей тонким деревом. Затем возьми размягченную глину, смешанную с лошадиным навозом, соедини печь с очагом, покрыв этой смесью деревянную стену, чтобы она не сгорела от огня, и тонким деревом (просверли глину через то отверстие в доске, которое сделано в «ей было раньше, с обратной стороны. Таким образом сложи все печи, нужные для работы.

Глава 4. «О раздувальных мехах»

Затем сделай из бараньей шкуры раздувальные меха следующим образом. Убив барана, шкуру разрежь не снизу, на животе, а, раскрыв в задней части, выверни на обратную сторону и, набив соломой, оставь для просушки. Вслед за тем ее надо выдержать в смеси дрожжей и соли один день и две ночи, на третий день развернуть в длину и еще больше растянуть в ширину. Затем натереть смесью и снова растянуть. Потом нужно сделать деревянную горловину меха, которая проходила бы через шею и здесь была укреплена; в голове должно быть отверстие, через которое проходит железная труба. На широкой стороне мехов, сзади, должны быть прикреплены четыре деревянные палки, из которых две были бы связаны между собой и выходили из середины, а две пришиты к меху так, чтобы соединения их находились в середине, сверху и снизу; там же должны быть пришиты два приспособления для рук из такой же шкуры: верхнее—меньше, куда всовывается большой палец, нижнее—больше, где помещаются остальные четыре пальца. Когда это выполнишь, вставь железную трубу в отверстие печи, добавь в печь спереди и сзади углей и раздуй огонь, чтобы печь высохла. Названия приспособлений и инструментов, используемых при ручной работе, следующие.

Глава 5. «О наковальнях»

Есть наковальни широкие, ровные и четырехугольные, а также наковальни ровные, и с рожками, и круглые наверху, напоминающие половинки яблока, одну больше, другую меньше. Есть еще наковальни в верхней части длинные и узкие, напоминающие два отходящих от ствола рога, из которых один круглый и тонкий к вершине, другой шире, на конце немного загнутый, похожий по форме на большой палец. Наковальни бывают большие и маленькие.

Глава 6. «О молотах»

Существует много видав молотов: большие, поменьше и совсем маленькие, широкие с одной стороны и узкие — с другой. Есть также длинные и тонкие молоты, закругленные вверху, большие и маленькие, а также молоты, имеющие вверху форму рога, широкие внизу.

Глава 7. «О щипцах»

Щипцы должны быть удобны для рук, прочны, с головкой на краях; большие и маленькие. Другие — длинные и тонкие. Похожи на них щипцы для литья — длинные, на концах немного загнутые. Есть еще средние щипцы, которыми держат предмет; один конец этих щипцов должен быть тонким, на другом укрепи просверленный тонкий широкий кусок железа; если ты собираешься разделить маленький предмет, то крепко сожми его. Тонкий конец подводи к тому отверстию, к которому ты хочешь. Есть еще маленькие щипцы, скрепленные на одном конце, а на другом — тонкие; ими размельчают зерна и все, что требует размельчения. Есть щипцы большие и маленькие, которые на одном конце замкнуты и имеют зубцы, а на другом — открыты и немного загнуты. Щипцы для резки — большие и маленькие — составлены из двух частей и скреплены гвоздями.

Глава 8. «Об инструменте, посредством которого вытягивается проволока»

Имеется два тонких куска железа шириной в три пальца, вверху и внизу узкие, с отверстиями в три—четыре ряда. Через эти отверстия протягивается проволока.

Глава 9. «Об инструменте, который называется органариум»

Имеется также железный инструмент, который называется органариум; он состоит из двух кусков железа: одного снизу, другого сверху. Нижняя часть, имеющая толщину и длину среднего пальца, довольно тонкая, с двумя стержнями, в которые снизу вставлен кусок дерева, а наверху возвышаются два толстых гвоздя. Гвозди поддерживают верхний кусок железа, по своей длине и толщине соответствующий нижнему. На нем имеются два отверстия на концах, через них сверху проходят два гвоздя, чтобы оба куска связать друг с другом. Они должны быть хорошо скреплены напильником — на обоих должны быть выпилены углубления таким образом, чтобы отверстия приходились на центр; когда кладешь на большее отверстие длинный и круглый брусок золота или серебра и сильно бьешь по верхней части железа рогатым молотком, а другой рукой поворачиваешь золото или серебро, то получаются круглые зерна, похожие на бобы, во втором отверстии — похожие на горох, в третьем — на чечевицу и так ©се меньше.

Глава 10. «О напильниках, нижняя часть которых вырезана»

Кусок железа делают тонким, как соломинка, длиной в палец и четырехугольным, но с одной стороны шире. Концы, на которые приходятся ручки, загнуты кверху, а снизу по длине сделан разрез, выпиленный наподобие борозды, по обеим сторонам которого имеются острые ребра. Таким инструментом обрабатывают золотую и серебряную проволоку, толстую и тонкую, так, чтобы на ней появились зерна.

Глава 11. «Об инструменте для гравировки»

Далее делаются гравировальные инструменты для углубления. Инструмент изготовляется из чистой стали, длиной в средний палец, тонкий, как соломина, в середине утолщенный и четырехгранный. Один конец вставь в ручку, на другом конце сделай сверху напильником грань, которая спускается книзу; нижняя грань длиннее, она тонко выпилена на конце. В нагретом виде инструмент закаляется в воде. Такой же формы изготовляются большие и маленькие инструменты. Другой инструмент делается также четырехгранным, но шире и тоньше, конец которого — на широкой стороне, так что две грани располагаются наверху, две внизу — длинные и ровные. Таким же образом делаются большие и маленькие. Наконец приготовляется круглый, толщиной с соломину инструмент, конец которого обработан таким образом, что борозда, которую он делает, получается круглая.

Глава 12. «Об инструментах для скобления»

Делаются также тонкие железные скребки; на одном конце они немного шире, а на другом — острые; они бывают маленькие и большие. Некоторые из них изготовляются по желанию изогнутыми, приспособленными к виду работы. Точно такой же формы, но тупые делаются инструменты для полировки изделия.

Глава 13. «Об инструментах, которые пригодны для чеканки»

Приготовляется также инструмент для того, чтобы выдавить чеканные на золоте, серебре и меди портреты, изображения птиц, зверей или цветы. Они длиной в пядь, сверху широкие и снабжены головкой, внизу тонкие, круглые, треугольные или четырехугольные, изогнутые так, как требуют различные виды работ, выполняемые при помощи молотка. Таким же образом делается инструмент такой же формы, только тонкий на конце, где еще более тонким инструментом проделано отверстие, опиленное напильником. Если этим инструментом бить по золоту, серебру или позолоченной меди, то на них образуется очень тонкий круг.

Глава 14. «О резцах (об инструменте для разрезания)»

Резцы делаются такой величины, чтобы они могли свободно поместиться в руке, но были несколько больше. Они должны быть широкими и одинаковой формы, но под рукой, где они выступают, широкими, тонкими и острыми. Резцов делается множество, маленьких и больших, ими разрезается золото, серебро или плотная медь.

Глава 15. «Об инструменте для изготовления гвоздей»

Имеются также тонкие и узко просверленные пластины, при помощи которых большие, средние и маленькие гвозди снабжаются головками (шляпками).

Глава 16. «О формах для литья»

Должна быть также железная форма для литья, длинная, круглая или четырехугольная, в которую вливаются расплавленное золото, серебро или медь. Нужен также железный круг, составленный из двух частей, большой или маленький, ровный или изогнутый.

Глава 17. «О напильниках»

Напильники делаются из чистой стали большими и маленькими, четырехугольными, с тремя гранями и круглыми. Приготовляют также другие таким образом, что они внутри сделаны из мягкого железа, а снаружи покрыты сталью. Когда они сделаны по заданным размерам, которые им хочет придать рабочий, их надо выровнять на особом станке и с помощью острого с обеих сторон молотка сделать насечку. На других насечка делается резцом, о котором говорилось выше. Такими напильниками выравниваются изделия после того, как они предварительно уже были обработаны грубым напильником. Когда они со всех сторон снабжены насечками, то закали их следующим образом.

Глава 18. «О закалке напильников»

Сожги рог быка на огне и поскреби его, добавь третью часть соли и хорошо размели. Затем положи напильник в огонь и, когда он раскалится добела, посыпь его со всех сторон этой смесью. На предназначенные для этого угли, которые сильно разгорелись, тотчас подуй со всех сторон, с тем чтобы смесь не отпала, затем быстро вынь из огня, равномерно закали в воде, вынь снова и умеренно высуши над огнем. Таким же способом ты будешь закалять все, что сделано из стали.

Глава 19. «О том же, о чем шла речь выше»

Сделай подобным же образом из мягкого железа напильники маленького размера, четырехугольные, полукруглые, треугольные, которые ты закалишь этим же способом. Когда на них сделаны насечки молотком, или резцом, или ножом, то покрой их старым свиным жиром, и обложи нарезанными полосками кожи козла, и обвяжи их льняными Нитками. Затем покрой каждый отдельно свежесмолотой глиной, оставив концы свободными. Как только они высохнут, помести их над огнем, дуй сильно, пока кожа не перегорит, и, быстро вытащив напильники из глины, равномерно закали в воде; вынь из воды и высуши их над огнем.

Глава 20. «О закалке железа»

Инструменты для гравировки закаляются таким же образом. Когда они обработаны напильником и готовы к употреблению, концы их кладутся в огонь, и, как только они раскалятся, быстро вынимаются, и закаливаются в воде.

Глава 21. «О том же самом»

Применяется и другой способ закалки железных инструментов, которыми режут стекло и мягкие камни. Возьми козла, которому три года, привяжи его и три дня не давай пищи, на четвертый дай ему есть только папоротник и ничего больше. После того как он два дня будет питаться только папоротником, помести его на следующую ночь в чан с отверстиями на дне, под которые поставь неповрежденный сосуд, чтобы в него собирать урину. После того как ты в течение двух-трех ночей соберешь ее в достаточном количестве, отпусти козла, а в его урине закаляй железо. Точно также в урине рыжеволосого мальчика железные инструменты закаляются лучше, чем в простой воде.

Глава 22. «О тиглях для плавки золота и серебра»

Когда у тебя все материалы под руками, возьми белую глину, смели ее очень мелко, а старые сосуды, в которых раньше плавилось золото и серебро, разбей. Если у тебя их нет, тогда возьми черепки от белого горшка, помести их в огонь от углей, пока они не раскалятся добела, и, если они не лопнут, дай им остыть, и смели их. Потом возьми две части стертой глины, третью — сожженные черепки, смешай с тепловатой водой, тщательно размеси и составь из этого твои большие и маленькие сосуды, в которых ты будешь плавить золото и серебро. А между тем, пока они сохнут, взвесь на весах золото и серебро, с которыми ты будешь работать. Если серебро не чистое, то очисти его следующим образом.

Глава 23. «Об очистке серебра»

Просей золу, смешай ее с водой, возьми испытанный в огне глиняный горшок такой величины, чтобы в нем ты смог расплавить серебро, которое ты должен очистить; положи туда золу, в середину немного, а по краям толстым слоем, и высуши ее на углях. После того как она высохнет, вынь из печи немного углей и поставь горшок с золой под отверстие перед печью, так чтобы воздух из раздувальных мехов был направлен на него, положи сверху углей и раздувай, пока содержимое не раскалится добела. Затем положи туда серебро, добавь немного свинца, расплавь над углями, возьми лозу, хорошо высушенную ветром, размешай тщательно и очисти серебро от всего, что ты усмотришь в нем. После того как ты положил сверху головню, обожженный кусок дерева, нагнетай воздух мехами довольно медленно. Когда после этого ты удалишь свинец и увидишь, что серебро еще не очищено, прибавь снова свинца и действуй с положенными сверху углями как прежде. Если ты видишь, что серебро варится и бьет ключом, то знай, что примешано олово или латунная руда. Разломай кусок стекла на маленькие кусочки, посыпь ими серебро, добавь свинца, принеси угли и сильно нагнетай воздух. Затем посмотри, как и прежде, и удали с помощью дерева грязь стекла и свинца, положи, как и раньше, на это головню и действуй так, пока серебро не очистится.

Глава 24. «О разделении серебра для работы»

Когда серебро очищено, раздели его, если ты хочешь приготовить кубок, на две равные части и сохрани половину, чтобы приготовить ножку и блюдце. Из другой части приготовь вместилище (основную часть кубка), но добавь сюда также немного предназначенного для блюдца. Если это, например, марка 1 серебра, то добавь к половине еще вес двенадцати монет, которые ты напилишь напильником. Если серебpa больше или меньше, то прибавь сообразно с существующим количеством и определи, таким образом, вес каждой части.

__________

1 Марка — старогерманская мера веса. 1 фунт (467,7 г.) = 2 маркам = 16 унциям. 1 марка = 233,85 г. 1 унция = 29,23 г.

Глава 25. «О литье серебра»

Когда сделаны эти приготовления, то помести серебро в один из сосудов, и, когда оно расплавится, посыпь его немного солью, затем вылей быстро в круглую литьевую форму, нагретую под огнем и наполненную расплавленным воском. И если из-за небрежности серебро было нечистым, то расплавь его еще раз, пока оно не будет совсем чистым. Затем приготовь смесь из прозрачных дрожжей и соли, в которой ты погасишь серебро. Делай это столько раз, сколько ты будешь его расплавлять.

Глава 26. «О литье маленького кубка (калика)»1

Когда ты начнешь ковать серебро, то найди центр, отметь его циркулем, вокруг него сделай четырехугольную подставку, чтобы на ней затем поместить ножку. Как только она станет такой тонкой, что ты ее сможешь гнуть рукой, сделай циркулем внутри круг от средней точки (от центра) до половины поперечника и снаружи от его середины к краю. Бей круглым молотком кругами, действуя внутри так, чтобы сосуд от этого удлинился в глубину. Снаружи бей средним молотком на круглой наковальне кругами, продвигаясь к краям — сосуд от этого немного сузится. И так продолжай до тех пор, пока ты не придашь ему форму и объем, зависящие от количества серебра. Когда это сделано, то обработай равномерно снаружи и изнутри напильником также по краю, пока все не станет одинаково ровным. Затем раздели оставленную половину серебра снова на две части, уменьши одну часть до веса шести монет и увеличь этим другую, из которой ты приготовишь ножку, настругав напильником определенное количество серебра и приложив к этой части. Затем отлей и откуй молотком ножку, так же как и чашу, пока она не станет совсем тонкой, за исключением подставки, которую ты пока не делаешь. После утоньшения углуби ее круглым молотком снаружи и внутри и начинай делать средним молотком виток, сначала на круглой наковальне, а затем на удлиненной, с обеих сторон до тех пор, пока ты не сделаешь шейку такой тонкой, какой ты хочешь. При этом внимательно следи за тем, чтобы ты не бил молоткам по одной стороне больше, чем по другой, и виток не свисал с одной стороны, а был в середине, со всех сторон одинаково толстый и широкий. Поставь его на угли и наполни воском; когда воск остынет, то держи ножку в левой руке, а в первой — тонкий гравировальный инструмент. Посади около себя мальчика, который будет бить молоточком по твоему железу в том месте, где ты приставишь, и таким образом обозначь кольцо, которое должно быть кругом между витком и ножкой. Когда ты прикрепишь кольцо, вылей воск и наполни им опять, после того как ножка раскалится снова, чтобы кольцо углубить сильнее чем прежде. Действуй таким образом, пока ты его не изготовишь равномерно со всеми его зернами. Потом обработай напильником и скребком виток снаружи и внутри вокруг ножки, затем его край, а также сделай в центре витка четырехугольное отверстие, какого требует размер подставки верхней чаши, и заполни его плотной серебряной массой, а в ней просверли круглое отверстие. Отдельно сформуй кольцо, которое стоит между витком и верхним сосудом, такого же вида и формы, как тот, который ты сделал под витком гравировальным инструментом — пуансоном. Возьми тупое железо, сделай его гладким сначала на точильном камне, а потом на дубовом бруске с наложенным тертым углем; полируй железом сосуд снаружи и изнутри, виток, ножку, кольцо, которое ты под конец натри сукном и тонко измельченным мелом, пока изделие не заблестит. Когда это закончено, раздели подставку сосуда на четыре части тонким напильником, затем переверни кубок на круглой наковальне так, чтобы он стоял ровно, и приставь пуансон, держа его правой рукой, к витку, и бей по нему средним молотком до тех пор, пока ты крепко не собьешь. Затем серебро, которое ты обработал напильником и скребком, сплавь с оставшимся и вырежь описанный циркулем круг такой ширины, как высота кубка от нижней части ножки до верхнего края или немного больше, внутри выбей углубление, соответствующее ширине верхнего сосуда, так чтобы он мог стоять прямо. И если ты хочешь, сделай внутри циркулем два круга и набросай в центре тупым шилом подобие агнца или десницу господню, нисходящую как бы с неба и осеняющую знамением, и между теми двумя кругами — буквы; выгравируй их начисто гравировальным инструментом и полируй их до такого состояния, как и кубок.

__________

1 «Калик» — кубок особой формы с крышкой и ручками, на витой длинной ножке.

Глава 27. «О большом кубке (калике) и о форме для литья к нему»

Если ты хочешь сделать большой серебряный кубок (калик) из четырех, шести или десяти марок, то сначала очисти и испытай в огне все серебро, потом раздели его, как указано выше. Затем возьми два куска железа одинаковой длины и ширины, в ладонь длиной и с соломину толщиной, равномерно разбей их молотком без повреждений и тщательно выровняй стругом (рубанком). Между ними сделай железную полосу, равномерно отбитую молотком, довольно плотную, согни ее в форме круга по той ширине, какую ты смог бы заполнить серебром, которое ты выльешь в нее. И когда ты ее согнул, то не соединяй концы, а оставь маленькое отверстие, через которое ты можешь вливать серебро. Этот обруч приладь ровно между двумя полосками железа так, чтобы его концы выступали немного снаружи железа, скрепи их прочно тремя согнутыми полосками железа в трех точках: внизу и с обеих сторон от отверстия— и покрой в изобилии размоченной глиной вокруг обруча, между полосками железа и кругом отверстия; сделай форму; когда она высохнет, нагрей ее и вылей в нее жидкое серебро. Все золото и серебро, которое ты расплавишь таким образом, всегда годится для всего, что ты захочешь сделать, если не была допущена какая-нибудь небрежность. Обручи ты измеришь по количеству металла, которое ты хочешь влить в форму, и сделаешь их большими и маленькими. После литья, отковав серебро молотком, как и раньше, и придав ему форму сосуда, наполни его воском и бей по окружности, если хочешь нанести грани одинаковой формы или закругления по форме ложки; каждая из этих работ придает кубку большую красоту. Эти грани укрась чернью, если хочешь, причем серебро сделай немного толще. Сделай так, чтобы одна грань была золотая, другая черная и обе в одинаковом количестве. Отковав молотком, обработай равномерно напильником и скребком; на тех местах, которые ты хочешь сделать черными, изобрази греческие украшения из листьев и углуби их сильными линиями. Землю в них гравируй нежными кругами и тонким рисунком, затем приготовь чернь следующим образом.

Глава 28. «О черни»

Возьми чистое серебро и раздели его на две одинаковые по весу части, добавив третью часть из чистой меди. Когда эти три части ты поместишь в плавильный тигель, взвесь свинца столько, сколько весит половина меди, которую ты примешал к серебру; разломи желтую серу на мелкие кусочки, положи свинец и часть этой серы в медный сосуд, а остаток серы — в другой плавильный сосуд. Как только ты сделаешь жидким серебро с медью, размешай равномерно с углем, тотчас же влей свинец и серу из медного сосуда, снова перемешай тщательно с углем и влей быстро в другой плавильный сосуд с серой, которую ты туда поместил. Убери затем прочь сосуд, из которого ты вылил, и возьми тот, в который ты влил, поставь его на огонь и держи до тех пор, пока сера не начнет плавиться, размешай еще раз и вылей в железную литейную форму. Прежде чем содержимое остынет, разбей его слегка, немного подогрей, снова размельчи и делай так, пока оно не станет совсем мелким, потому что чернь по своей природе обладает тем свойством, что, если ее ковать молотком холодным способом, она тотчас же ломается и растрескивается; точно так же нельзя ее разогревать докрасна, так как она тотчас плавится и вытекает в золу. Тонко измельченную чернь помести в глубокий и широкий сосуд, вылей туда воду, раскроши чернь на маленькие кусочки круглым молотком, и, после того как ты ее вынул из воды, высуши, и положи самое мелкое в гусиное перо, которое ты закроешь; крупные же частички черни положи обратно в сосуд, измельчи и после новой просушки положи в другое перо.

Глава 29. «О нанесении черни»

Когда ты таким образом наполнишь несколько перьев, возьми камедь, сотри кусочек с водой в том же сосуде так, чтобы вода была едва замутнена, увлажни этой водой сначала те места, которые ты хочешь сделать черными, возьми перо, и разрыхли на нем легким железом стертую чернь, так чтобы ты ею смог все покрыть, и действуй таким образом на всех местах. Потом собери много раскаленных углей и прилежно окружи ими поставленный между ними сосуд, но так, чтобы ни один уголек не попал на чернь. Как только чернь начнет расплавляться, возьми сосуд щипцами, поверни его во все стороны, чтобы равномерно плавилось, но смотри, чтобы при этих поворотах ничего из черни не упало на землю. Если при первом нагревании не заполнились все части, то снова увлажни, поставь как и прежде на огонь и старайся, чтобы это не нужно было еще раз повторять.

Первоисточник: 
ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7. М., 1963
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Союз реставраторов России - Секция «Молодых реставраторов»
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.