ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

МАНУСКРИПТ ТЕОФИЛА «ЗАПИСКА О РАЗНЫХ ИСКУССТВАХ»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах» написан в конце X или в первой половине XI века 1 вестфальским монахом Теофилом Пресвитером, известным также под именем монаха Рогира.

А. Эйбнер полагает, что Теофил был монахом Тутило из Сен-Галлена, жившим в IX веке2.

Переводчик манускрипта Теофила на немецкий язык Альберт Ильг в предисловии к переводу3 предполагает, что Теофил жил в X—XI вв. и по своему происхождению был немцем, носившим до пострижения в монахи светское имя Рогирус, а после пострига — греческое имя Теофил.

Теофил-Рогирус — ювелир и художник — жил и работал в Бенедиктинском монастыре Гельмерсгаузен, находившемся в Падерборне (ныне Нижний Гессен). В Кафедральном соборе Падерборна и сейчас хранится ларец работы Теофила, принадлежащий к лучшим произведениям романского ювелирного искусства. Этот ларец выполнен в стиле раннего немецкого средневековья, в технике, очень близкой к описываемой Теофилом в его манускрипте.

Манускрипт Теофила — ценный памятник раннего средневековья. Он состоит из трех книг. В первую входят 45 глав, описывающих различные материалы стенной и станковой живописи и методы выполнения отдельных живописных процессов, а также окраску кожи, изделий из дерева, миниатюрную живопись на пергаменте и бумаге. Вторая книга, состоящая из 31 главы, посвящена изготовлению обыкновенного и цветного стекла, глазурей и керамики. В третьей книге, состоящей из 95 глав, рассматриваются вопросы, связанные с плавкой металлов: железа, олова, меди, серебра, золота и сплавов из них, а также изготовлением из них различных художественных изделий. Четыре последние главы посвящены резьбе по кости, окраске кости, шлифовке драгоценных камней и жемчуга. Из этой книги опущены три главы: 81, 82 и 83 как не имеющие прямого отношения к художественным ремеслам.

Первоначальный текст манускрипта Теофила до нас не дошел, но сохранились двенадцать разновременных списков-кодексов с него.

Самым древним списком «Записки» Теофила является латинский текст, с которого в 1888 г. Альберт Ильг сделал перевод. Рукопись этого кодекса, называемого «Codex quelpherbutanus», в настоящее время хранится в библиотеке герцога Вольфенбюттеля в г. Вольфенбюттеле в Брауншвейгской провинции Германии (№ MS 4347).

Впервые эта рукопись упоминается Генрихом Корнелиусом Агриппой в труде «De incertitudine et vanitate scientiarum», изданном и 1530 г. в Антверпене. Позже, в 1774 году, она была вновь открыта Лессингом, частично изложившим ее содержание в своей диссертации «О древности масляной живописи из Теофила Пресвитера». Эта диссертация была опубликована в VIII томе издания различных рукописей в 1771—1794 г.г. в Берлине, затем в 1841 году — в первом томе издания Тошена в Лейпциге и Лахманном в IX томе его трудов. В 1781 году в Брауншвейге появилась работа Лессинга «К истории литературы из сокровищ библиотеки герцога Вольфенбюттеля», где также упоминалась рукопись Теофила.

Кодекс из библиотеки герцога Вольфенбюттеля (№ MS 4347) написан на 115 больших квадратных пергаментных листах. На второй странице списка читаем:

1. Vitruvis, Architectura, f. 1—85, 2) Theophili Presbiteri, liber de temperamento colorum in nudius corporibus, f. 86—115. Тексты обоих разделов написаны двумя колонками на каждой стороне листа и относятся к началу XII века 4.

Список Вольфенбюттеля — самый полный. Первая книга «Записки о разных искусствах» приведена в этом списке полностью, за исключением последней, 45 главы («О чернилах»). Во второй книге отсутствуют четыре главы. В третьей книге отсутствуют главы 87—95.

Как уже говорилось, «Записка» Теофила была переведена на немецкий язык с этого списка. Недостававшие главы были переведены из других кодексов.

Второй кодекс — «Кодекс Морелли»,— найденный французским энциклопедистом Андре Морелли в 1776 г., находится в Национальной библиотеке в Вене (№ MS 2527). Он относится к началу XII столетия.

Третий кодекс, так называемый «Кодекс Гендре», опубликованный Робертом Гендре, также хранится в Государственной библиотеке в Вене. Этот список с манускрипта Теофила Риттер фон Пергер относит к XII веку, а Фердинанд Вольф — к началу XIII столетия.

Четвертый кодекс «Vindobonensis», находящийся в собрании Национальной библиотеки в Вене, написан в XIII—XIV вв.

Пятый представляет собой копию с рукописи Вольфенбюттельской библиотеки, он хранится в библиотеке Марциана в Венеции (№ MS 2—VI—199).

Шестой кодекс — копия рукописи Вольфенбюттельской библиотеки — находится в Государственной библиотеке Милана.

Седьмой кодекс «Harleian» был обнаружен Гендре среди рукописей Британского музея (№ MS harley 3915). Он относится к концу XII в. Из 120 страниц текста рукописи 115 принадлежат манускрипту Теофила, а пять других составляют различные рецепты, имеющие отношение к искусству и медицине. Этот кодекс является наиболее полным списком с манускрипта Теофила и содержит главы, отсутствующие в рукописи библиотеки Вольфенбюттеля.

Восьмой и девятый кодексы, найденные Распе, относятся к XIII столетию. Один из них, обнаруженный в 1779 году, находится в библиотеке Кембриджского университета (№ MS 1131), другой вначале хранился в библиотеке Тринити-колледжа в Кембридже, а затем был передан в Британский музей (№ 840 А).

Рукопись десятого кодекса, называемого «Лейпцигским» (библиотека Лейпцигского университета), относится к XIVвеку (№ MS 114, sec. XIV).

Одиннадцатый кодекс «Regius» — один из наиболее ранних списков — хранится в Национальной библиотеке в Париже (№ 6741); название его «Theophil liber de omni scieniia pictural artis».

Двенадцатый кодекс, находящийся в Национальной библиотеке в Вене, представляет собой позднюю копию с кодекса «Regius». Он написан в XVII веке (№ MS 11236/Med. 173).

«Записка о разных искусствах» написана человеком, хорошо знакомым с современными ему техническими сведениями в различных областях искусства, в частности, хорошо знавшим технику ювелирного дела, литья, станковой и стенной живописи, миниатюр на пергаменте, росписи по стеклу, керамики и мозаики.

«Записка о разных искусствах» является первоисточником многих сочинений, сообщающих разнообразные сведения о технике художественных ремесел, живописи и их материалах. Авторы почти всех последующих трактатов, начиная с трактатов Ченнино Ченнини, Рафаэля Боргини, Джорджо Вазари и кончая трактатами Пачеко, Паломино, Де Майерна и других, в той или иной мере исходили из данных, приводимых в «Записке» Теофила, дополняя и развивая ее.

«Записка» представляет значительный интерес для современных исследователей, позволяя им глубже понять технику художественных ремесел раннего средневековья. В то же время отдельные рецепты и сведения, сообщаемые Теофилом, могут удивить читателя наивностью представлений автора, а в некоторых случаях и странностью алхимических трактовок. Не надо забывать, что Теофил жил в эпоху раннего средневековья, когда алхимия была очень распространена. Не случайно, поэтому отдельные рецепты Теофила изложены туманным, аллегорическим языком алхимиков (кн. III, гл. 48). Считая необходимым издать текст манускрипта Теофила полностью, редакция сочла возможным оставить подобного рода высказывания, полагая, что они могут быть интересны для читателей.

Значение манускрипта Теофила, как одного из важнейших первоисточников по технике художественных ремесел и живописи раннего средневековья, неоценимо для любого ученого и исследователя, который интересуется техникой художественных ремесел и живописи прошлых столетий, кто занимается вопросами теории и истории искусств, техники и реставрации живописи. Знакомство с манускриптом позволит исследователю, реставратору, а также всем интересующимся художественными ремеслами и различными видами живописи глубже уяснить многие неясные для него вопросы. «Записка» Теофила раскрывает: состав красок и их связующих веществ, применявшихся в различных (видах живописи — станковой, стенной, миниатюрной; разные методы изготовления цветного стекла и изделий из него; плавку металлов и приготовление припоев и черни; способы обработки изделий из металла чеканкой, литьем, резьбой и тиснением; приготовление глазурей для керамических изделий; резьбу по кости и камню; окраску кости и многое другое. Эти процессы художественного ремесла, широко распространенные в раннем средневековье и впоследствии забытые, имеют большое историческое и в известной мере практическое значение и в наше время.

В частности, сведения, сообщаемые в «Записке», могут оказаться особенно полезными при реставрации. Они помогут не только выяснить многие важные вопросы техники производства реставрируемых изделий, но и будут полезны при консервации и реставрации музейных предметов и произведений живописи. Предостерегая от возможных ошибок, они помогут качественно выполнить те или иные реставрационные работы.

Публикуемый перевод манускрипта Теофила выполнен с латинского и немецкого текстов, опубликованных в VII томе «Quellenschliften fur Kunstgeschichten des Mittelalters und Renaissanse» (Wien, 1888), А. Ильгом, под его редакцией и с его примечаниями.

Первая и вторая книги манускрипта Теофила переведены на русски язык с латыни А. А. Морозовым.

Третья книга переведена с немецкого С. Е. Октябревой.

Сверка русского перевода всех трех книг манускрипта с параллельными латинским и немецким текстами выполнена А. А. Морозовым.

Редакция и примечания к тексту перевода — А. В.Виннера.

___________

1 В последние годы многие исследователи относят текст манускрипта Теофила к первой половине X века: История культуры Древней Руси. Т. 1, Академия Наук СССР, М.—Л., 1951, стр. 134; В. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. Академия Наук СССР, М., 1948, стр. 393.

2 А. Еibnег. Malmaterialienkunde als Grundlage der Maltechnik. Berlin, 1909, p. 399.

3 Quellenschriften fur Kunstgeschichte und Kunsttechnik des Mittelalters und der Renaissance, Band VII, Wien, 1888, (ss. I—XVIII).

4 QuellenschrLften fur Kunstgeschichte und Kunsttechnik des Mittelalters und der Renaissance, Band VII, SS. II—IV.

Первоисточник: 
ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7. М., 1963
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Союз реставраторов России - Секция «Молодых реставраторов»
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.