ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

МЕТОДЫ РЕСТАВРАЦИИ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА XVI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОР. МОСКВЫ

Гиршберг В.Б.

Обширные земляные работы, проводящиеся в связи с реконструкцией нашей столицы, часто дают весьма интересные и важные археологические находки 1.

Материалы, собранные археологами после соответствующей научной обработки, консервации и реставрации, поступают в столичные музеи.

В собрании Музея истории и реконструкции гор. Москвы хранится уникальный старинный женский головной убор (волосник) 2, найденный при прокладке траншеи 5 октября 1948 года на углу Большого Знаменского переулка (ныне ул. Грицевец) и Знаменки (ныне ул. Фрунзе).

Волосник был сильно смят, запачкан землей и глиной, имел утраты (рис. 1). Он поступил в музей вместе с частью крышки белокаменного саркофага, в котором был обнаружен.

На крышке вырезана дата смерти погребенной: «Лета 7111-го года марта в 30 день...», т. е. 30 марта 1603 года.

Волосник не подвергся немедленной обработке, а хранился в фондах музея Москвы при комнатных условиях в течение трех месяцев. В январе 1949 года он был передан в Гос. исторический музей для укрепления.

Рис. 1. Волосник до реставрации.

В нашем распоряжении имеется заключение ныне покойного реставратора тканей Гос. исторического музея Ю. С. Карповой, которая 27 января 1949 года дала описание необходимых, по ее мнению, работ по консервации волосника и высказала предположение о невозможности предотвращения и задержания осыпей металла с серебряного кружева3.

Работы были проведены мастерской реставрации тканей Гос. исторического музея под руководством и при непосредственном участии Ю. С. Карповой.

Волосник — женский головной убор. В отличие от головных уборов типа кокошника он делается из мягких материалов и без твердого каркаса. В. И. Даль дает следующее объяснение этого термина: «волосник (наголовок, чепечник, косник, шлык, подубрусник, шамшура) — род шапочки, иногда простеганной, надеваемой бабами под повой или платок»4. П. П. Савваитов, следуя И. Е. Забелину, так определяет конструкцию подобного рода головного убора: «Волосник — сетка или шапочка для уборки волос, с обшивкою по околу...»5 (рис. 2 и 3).

Рис. 2. После реставрации. Вид спереди.

Рис. 3. После реставрации. Вид с затылочной части.

Волосник музея, о котором идет речь, состоит именно из этих двух частей. Верхняя часть его — сетчатая шапочка, по форме напоминающая скуфейку, сшита из куска плетеного кружева. Основа кружева — шелковая крученая нить, обложенная серебром. Узор кружева представляет собой плетенку (типа жгута), продольные «пряди» которой то чисто серебряные, то позолоченные. Это чередование создавало мягкий блеск и мерцание цветов. В настоящий момент часть металла с нитей осыпалась.

По раскрою и форме кружевная часть волосинка напоминает усеченную пирамиду со слегка округлым основанием и скругленными верхними углами. Подобная форма приобретается волосником благодаря тому, что полоса кружев описанного раскроя сгибается пополам и сшивается по боковому и верхнему краям. Скругление же верхних углов получается оттого, что по вершине убора пропущена нить, слегка стягивающая кружево. Этот прием приводит к образованию подобия гребешка по верху убора.

Нижняя часть волосника — очелье или ошивка. Она представляет собой полосу шелковой ткани, шитую золотом. Вышивка не окружает всей головы. В затылочной части волосника от тех мест, где за ушами должны проходить косы, поставлена простая шелковая ткань без какого-либо узора. Косы укладывались в специальные вырезы, формой напоминающие полуциркульные арочки. На краях правого выреза сохранились пришитые матерчатые (шелковой же ткани) петельки. Надо полагать, что подобные петельки были и на краях левого выреза и служили, очевидно, для тесьмы или узкой ленты, которая пропускалась в них и, стягивая волосник под косами, удерживала его на голове.

Вышивка очелья исполнена в настил нитью, обложенной золотом. Техника настила складывается здесь, как обычно, из двух процессов: выкладывания золотными нитями узора и прикрепления их тонкой шелковой нитью к фону 6.

Мотив вышивки волосника чрезвычайно интересен как в композиционном отношении, так и по содержанию.

В центре композиции помещено «древо жизни», с симметрично расположенными вправо и влево ветвями. С обеих сторон к нему стремятся фантастические животные — единороги. За единорогами снова расположено по дереву и по такому же животному, устремленному к центру композиции.

Мотив единорога древнего происхождения. В России изображение этого фантастического животного встречается уже с XI века7.

В русском прикладном искусстве наиболее распространен тип единорога, аналогичный изображенному на волоснике. Иконографически он известен почти во всех видах монументального и прикладного искусства с XII века вплоть до XIX столетия.

Истолкование этого изображения было различным. Часто оно сводилось к символу «Необоримой силы». Победить ее могла только «Дева непорочная». По всей вероятности, именно эта легенда лежит в основе сюжета гравюры XV века неизвестного мастера школы Филигверра (Италия). Художник изобразил сидящую женщину, у ног которой в позе полнейшего смирения лежит единорог, положив свою голову на ее колени 8. В этом отношении интересна также серия французских ковров (из шести штук) начала XVI века, хранящихся в музее Клюни. Посвященные символическому изображению пяти чувств, они объединены общим названием «Дама с единорогом». В каждой композиции единорог занимает важное место. Так, на ковре, символизирующем «Зрение» (La vue), белый единорог, поставив передние копытца на колени дамы, смотрится в зеркальце, которое она держит в правой руке9.

Осмыслением единорога, как образа чистоты и непорочности, можно объяснить выбор сюжета вышивки на очелье волосника.

Несомненно, этот волосник был парадным головным убором. Его большую материальную ценность определяли не только золото, серебро, дорогие ткани, но и высокие художественные достоинства шитья и кружева.

Обычай обряжать умершего в лучшие одежды известен в погребальных обрядах многих народов самых различных эпох. Он убедительно объясняет находку шитого золотом волосника в белокаменном саркофаге 1603 года10.

Заключение Ю. С. Карповой четко определяет круг тех консервационных работ, которые проведены с волосником.

Прежде всего весь предмет подвергся чистке. Производилась она механическим путем мягкой кистью и такой же щеточкой. Затем под кружево осторожно была подведена основа из редкой легкой ткани типа марли; ткань тонирована в серый цвет.

Тонкой льняной нитью мелкими стежками «перед иглой» были прикреплены слабые участки кружева и особенно края в местах утрат. Всего заделано 11 лакун, т. е. укреплена вся поверхность кружева. Края у стыка кружевной сетки с очельем были прошиты той же льняной нитью сплошным плотным «швом перед иглой».

На очелье в нескольких местах золотное шитье отошло от фона, так как тонкие нити древнего шитья, прикрепляющие настил, разрушились от времени. Здесь реставратор использовал иной прием. Поскольку золотые нити могли отойти от фона и вместе и в отдельности, что исказило бы рисунок вышивки, нужен был более широкий шов, не закрывающий, однако, раппорта. Таким новым, типа «ришелье», швом темно-красной толстой крученой нитью («ирис») закреплены по контуру фигуры двух единорогов. Причем основание треугольника этого шва обращено к контуру, а вершина — внутрь фигуры.

Нижний край очелья имеет орнаментальный пояс в виде «византийских» завитков, единых по принципу с рукописями 11. В отличие от рукописного орнамента из «византийских завитков» в орнаменте нашей вышивки они не смыкаются своими округлостями, а перекрещиваются.

«Византийские» завитки вышивки довольно резких очертаний сливаются в непрерывную цепочку. Сверху и снизу она обрамлена полосами, подобными узеньким «валикам», которые имеют косую (влево) «насечку». По своему характеру орнамент нижнего края очелья находит аналогии в памятниках прикладного искусства Руси XV—XVI столетий. Техника выполнения орнамента на нижнем крае очелья — настил золотной нити в прикреп.

В целях консервации предмета нижний край очелья простеган плотным «швом перед иглой» темно-красной нитью («ирис»).

Ошивка в затылочной части между вырезами для кос дублирована на новую основу. Прикрепление произведено льняными нитями простым швом через край. Утраченный кусок затылочной части ошибки дополнен шелковой тканью коричневого тона.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что основная и необходимая часть консервационных работ с волосяником проведена.

Эта работа Ю. С. Карповой примечательна не только высоким техническим мастерством, но, главным образом, большим художественным чутьем и тактом реставратора-художника.

Прежде всего удачно найден цвет дублирующих тканей. В очелье он не повторяет цвета подлинника, но, несколько отличаясь, прекрасно гармонирует с ним. Цвет вновь подведенного под сетчатую шапочку фона совершенно отличен от цвета кружева. Однако глухой нейтральный серо-пепельный тон его не только не мешает восприятию общей цветовой гаммы верхней древней части волосника, но выявляет и усиливает тусклый блеск серебряных и золотых нитей.

По консервации волосника проведен комплекс сложных и удачных работ. Они обеспечили ему относительную прочность и отчасти восстановили былой художественный облик, что дало возможность экспонировать это уникальное произведение древнерусского прикладного искусства в залах музея Москвы в течение ряда лет.

Нами в общих чертах прослежена реставрация волосника.

Можно считать, что она прошла известное испытание во времени, так как в отреставрированном виде предмет около десяти лет хранился в фондах и уже пятый год экспонируется. Значит, в настоящее время он живет интенсивной жизнью, поскольку экспозиционные климатические условия много сложнее, нежели в хранилище.

Все же нельзя считать, что работы по консервации и реставрации волосника завершены. Известно, что всякая ткань находится в состоянии непрерывного движения волокон и нитей; а «видимый покой ветхой ткани еще не гарантирует ее сохранности» 12.

Привнесение в реставрируемый предмет разнородных волокон интенсифицирует его внутреннее движение. А при примененном в данном случае способе реставрации именно это имеет место. Помимо того, что сам волосник отличается чрезвычайно сложной и разнохарактерной основой, в которую входит шелковая ткань, крученая нить с металлической обкладкой (спряденное золото), составляющая кружево, шелковая ткань является фоном для золотной вышивки. Кроме этого, реставратором внесены: бумажная ткань, типа марли, льняная нить, прикрепляющая эту ткань к волоснику, нить типа «ирис», закрепляющая золотную вышивку, шелковая ткань. Пришивка подведенной ткани по контуру лакун ведет к местному натяжению волокна реставрируемого предмета, что также способствует ускорению процесса его разрушения.

Поэтому необходимо констатировать, что не все работы по консервации и реставрации волосника полностью проведены. Методы пропитки и наклейки, рекомендуемые Н. Н. Семеновичем 13, дают возможность создать условия относительного покоя волокна. Возможно, применение методов Семеновича в данном случае гарантировало бы более продолжительную сохранность самого древнего волокна и позволило бы задержать или прекратить осыпь металла с нитей кружев и вышивки.

Вопрос о разработке методов закрепления металлической обкладки золотных и серебряных кружев, тканей вышивки чрезвычайно актуален, поскольку в собраниях многих музеев Советского Союза имеется огромное количество предметов подобного типа, требующих серьезного и незамедлительного реставрационного вмешательства.

Методы реставрации тканей, предложенные Н. Н. Семеновичем, представляют большой интерес. Однако, как свидетельствует Д. Н. Марковский в предисловии к книге, они «не могут быть окончательными»14 и требуют продолжения изысканий в этом направлении и усовершенствований.

___________

1 См., например, сб. «По трассе первой очереди Московского метрополитена», М., 1936; «Материалы и исследования по археологии СССР», выпуски 7, 12, 44, которые специально посвящены археологии Москвы; «Археологические памятники Москвы и Подмосковья» (пятый выпуск трудов Музея истории и реконструкции Москвы), М., 1954; М. Г. Григорьев. Древняя Москва. Сб.: «По следам древних культур», М., 1953, стр. 329 (на вклейке дано изображение волосника после консервации); а также отдельные статьи в журнале «Советская археология» и в сб.: «Нумизматика и эпиграфика», т. I, M., 1960.

2 Инв. № 4172 (561—1). Размеры волосника: длина 240 мм, высота по оси, проходящей через лобную часть, 140 мм, высота по оси, проходящей через затылочную часть, 110 мм.

3 «Реставрационная мастерская тканей Гос. исторического музея считает необходимым в целях консервации головного убора № 561—1 Музея истории и реконструкции г. Москвы произвести следующие работы: чистку вышивки на бортике головного убора, укрепление ткани фона на подведенную соответствующего фона ткань на том же бортике убора, на остальной части головного убора нити плетения почистить и укрепить на тонкую ткань в целях дальнейшего задержания от разрушения плетения. Возможность дальнейшего осыпания серебра с нитей удержать невозможно. Карпова Ю. 27/I-1949 года».

4 В. И. Даль. Толковый словарь, т. I, M., 1956, стр. 235.

5/sup> П. Савваитов. Описание старинных русских утварей, одежды, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПБ, 1896, стр. 20.

6 Ткань, служащая фоном, имеет в настоящее время коричневато-лиловый цвет, который она приобрела, видимо, в результате разложения органической пурпурной краски purpura, извлекаемой из морской улитки murex brandaris.

7 См., например, в «Изборнике Святослава» (1073 г.) изображение фантастического животного с одним рогом под названием: «КОЗЬЛЬРОГЪ»; аналогичное животное в списке XV века Козьмы Индикоплова названо «ЕДИНОРОЖЕЦ». Этот более древний тип единорога несколько отличен от разбираемого нами.

8 Очерки по истории и технике гравюры. М., 1941, стр. 6 (гравюра «Дама с единорогом»).

9 Символика ковров из музея Клюни значительно сложнее и богаче, чем в первом примере.

10 К сожалению, имя погребенной в надписи на гробовой крышке не сохранилось: часть строк оказалась утраченной. Поэтому невозможно отнести волосник к определенному лицу.

11 Т. Б. Ухова. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собрания Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Записки Отдела рукописей ГЛБ, вып. 22, М., 1960, стр. 209. .

12 Н. Н. Семенович. Реставрация музейных тканей. Теория и технология. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1961, стр. 12.

13 Н. Н. Семенович. Цитир. соч.

14 Н. Н. Семенович. Цитир. соч.

Первоисточник: 
ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7. М., 1963
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.