ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Виннер А.В., Шахов Б.М.

(Краткое руководство для хранителей музеев, не имеющих реставраторов)

Профилактическая заклейка бумагой поверхности произведений станковой живописи, выполненных маслом или темперой, является предохранительной мерой консервации. Ее цель — предупредить возможное повреждение и в известной мере приостановить разрушение красочного слоя и грунта произведения.

Профилактическая заклейка может быть простой и сложной; в последнем случае она применяется при дублировании и переводе живописи на новое основание и может быть выполнена только квалифицированным реставратором.

Простейшим ее видом является заклейка отдельных участков живописного произведения, она которых вздут или частично растрескался красочный слой и грунт, угрожающие отслоиться. Такую заклейку можно применять при начальной стадии шелушения и незначительном осыпании красочного слоя. Помимо этого, профилактическая заклейка бумагой живописной поверхности произведений, не имеющей повреждений, может быть применена при транспортировке в условиях резкого изменения температуры и влажности, а также при слабом сцеплении красочного слоя произведения с грунтом или с основанием.

В этих случаях живописная поверхность произведения сплошь заклеивается бумагой.

При сильном шелушении красочного слоя профилактическая заклейка допустима лишь после предварительного укрепления поврежденного участка. Это необходимо потому, что, во-первых, частицы шелушащегося красочного слоя могут сдвинуться, а, во-вторых, эти частицы могут настолько прочно пристать к бумаге, что впоследствии их будет трудно от нее отделить.

При заклейке поверхности живописи бумагой необходимо очень осторожно и внимательно относиться к этой, казалось бы, простой операции с тем, чтобы она не способствовала дальнейшему разрушению произведений. Поэтому заклеивать нужно соответствующими материалами, которые обеспечивали бы эластичность клеевого слоя и легко удалялись при необходимости с поверхности живописи.

При профилактической заклейке произведений масляной и темперной станковой живописи надо пользоваться бумагой, свободно пропускающей воду. Лучшим сортом бумаги для этой цели является папиросная «рисовая» белого цвета. Можно также употреблять слабо проклеенную, чистую газетную бумагу. Эти сорта бумаг хорошо впитывают и пропускают влагу и при высыхании дают очень небольшую усадку, не вызывая деформации красочного слоя живописи. Нельзя пользоваться для заклейки плотными, лощеными сортами бумаги, так как они, высохнув, коробятся и скручиваются, отдирая при этом красочный слой живописи. Нельзя употреблять цветную и окрашенную бумагу, обои и т. п.

При заклейке можно применять только легко обратимые и безвредные для живописи сорта клея.

Если профилактическая заклейка масляной живописи производится на длительное время, то следует пользоваться только глютиновым рыбьим клеем, лучшими сортами которого являются севрюжьи и осетровые клеи.

В том случае если профилактическая заклейка делается на короткое время (1—2 месяца), то ее можно при отсутствии рыбьего клея выполнять желатиновым или слабым раствором столярного клея с медом.

Нельзя пользоваться при заклейке крепкими растворами вышеназванных клеев, в том числе и столярным — галертой; совершенно исключено применение необратимых клеев, таких, как силикатный (конторский), синтетический (карбинольные, БФ-2, БФ-4 и др.), крахмальные клеи, казеиновый, и других, трудно обратимых или необратимых клеев.

Для профилактической заклейки можно пользоваться только клеевыми растворами сравнительно слабой концентрации; в качестве пластификатора желательно иногда добавлять мед.

Водный раствор клея приготовляется следующим образом: пластинки клея расщепляют на небольшие кусочки, всыпают в клееварку и заливают дистиллированной водой (16—18°С) так, чтобы вода покрывала клей, и оставляют на 15—18 часов, давая клею разбухнуть и размягчиться. Разбухшая масса отжимается от излишков воды, хорошо разминается руками и помещается в чистую клееварку с теплой дистиллированной водой. Состав варится в водяной бане при постоянном перемешивании до оседания неразварившихся частиц, примерно 20—30 минут. За это время клей растворится в воде. Полученный однородный клеевой раствор в горячем виде процеживают через марлю, сложенную в два-четыре слоя, вводят пластификатор (мед), антисептик1 и хорошо перемешивают массу клея.

Рецепт осетрового или севрюжьего клея (в пластинках) для профилактической заклейки

Клей осетровый сухой 1 сорта 30—40 г

Мед пчелиный натуральный 30—40 г

Вода дистиллированная 860—870 см3

Антисептик (пентахлорфенолят натрия) 0,5 г

Рецепт желатинового клея для профилактической заклейки

Желатина пищевая сухая 30 г

Мед пчелиный натуральный 30 г

Вода дистиллированная 870 см3

Антисептик (пентахлорфенолят натрия в порошке) 0,5 г

Рецепт столярного клея для профилактической заклейки

Клей столярный лучшего качества2 в пластинах 20 г

Мед пчелиный натуральный 30 г

Вода дистиллированная 835—840 см3

Антисептик (пентахлорфенолят натрия) 0,5 г

Пентахлорфенолят натрия разводят в теплой воде при непрерывном перемешивании, пока весь порошок не растворится, а затем раствор тщательно размешивают с теплым клеем.

Профилактическая заклейка делается следующим образом: произведения живописи укладывают на ровную плоскость стола лицевой поверхностью вверх. Приготовляют клеевой раствор и нарезают листки бумаги размером 20 x 20 см. Если поверхность живописи сильно деформирована и разрушена, то листки бумаги следует брать меньшего размера, например, 10 x 10 см. Подготовленный клеевой раствор наносят на листок бумаги ровным тонким слоем посредством флейца в один прием, не водя кистью по бумаге повторно, иначе она легко может разорваться, и тотчас же накладывают листок бумаги проклеенной стороной книзу на живописную поверхность. Это делают следующим образом: один из сотрудников осторожно берет листок проклеенной бумаги за два верхних угла и держит его перпендикуляр/но к поверхности живописи, а другой осторожно прикладывает нижний край листка к поверхности живописи, постепенно опуская листок и осторожно его прижимая сухим широким мягким флейцем, широкой беличьей кистью или тампоном из ваты и марли. Таким образом, листок постепенно накладывают на заклеиваемую поверхность. Оставшиеся случайно под бумагой воздушные пузырьки удаляют, прокалывая бумагу тонкой иглой в вершине пузырька.

В тех случаях когда на поверхность живописи наклеиваются не один, а несколько листков бумаги, заклейку ведут следующим образом: листок за листком накладывают на поверхность живописи таким образом, чтобы каждый из них покрывал предыдущий по краю на 1 см. Наклеивать листки встык не следует, так как при высыхании клея по линии стыка могут произойти разрывы красочного слоя, а возможно, и грунта. Не следует накладывать листки друг на друга более чем на 1 см, так как впоследствии будет трудно удалить наклеенную бумагу.

Заклейка бумагой произведений живописи, выполненных темперой, может производиться теми же способами и на тех же клеевых растворах, которые применяются для заклейки масляной живописи. Вместо клея можно пользоваться эмульсией яичного желтка, если заклейка накладывается на недолгие сроки — не более чем на год.

Эмульсия из яичного желтка приготовляется из одной объемной части желтка и двух объемных частей дистиллированной или кипяченой воды. Желток свежего яйца и вода тщательно размешиваются деревянной палочкой, добавляется антисептик — 2-процентный водный раствор борной кислоты или тимола. Приготовленная таким образом желтковая эмульсия наносится кистью на листок бумаги, а последний накладывается на поверхность живописи ранее указанным способом.

Удаление профилактической заклейки с живописи может производить только квалифицированный реставратор.

Бывают случаи, когда нельзя делать профилактическую заклейку живописи, например, при сильном шелушении и осыпании красочного слоя, требующем предварительного укрепления.

Для того чтобы сохранить произведение, надо положить его горизонтально на стол или подставку лицевой стороной вверху, закрыть листами оберточной бумаги, закрепив их по краям, и срочно вызвать реставратора для укрепления живописи. Оставлять картины в вертикальном положении в этом случае нельзя, так как осыпание красок будет продолжаться. Необходимо на каждое поврежденное произведение составить подробное описание сохранности с указанием характера, размера и места разрушения, записать в рабочем реставрационном журнале или в инвентарной книге процесс профилактической заклейки и состав примененного клея.

Предварительно следует произвести фотосъемку объекта, подлежащего профилактической заклейке.

____________

1 Пентахлорфенолят натрия может быть заменен двойным количеством борной кислоты или тимолом.

2 Пластинка хорошего качества столярного клея окрашена в золотисто-коричневый или коричневый цвет, прозрачная на просвет и тверда.

Первоисточник: 
ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7. М., 1963
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Союз реставраторов России - Секция «Молодых реставраторов»
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.