ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

НОВЫЙ МЕТОД ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСЛЯНЫХ КРАСОК

Девятов М.М.

(Лаборатория по технологии и технике живописи Ленинградского государственного художественного института им. И. Е. Репина)

Можем ли мы в скором времени иметь прочные масляные краски, не желтеющие и не темнеющие в процессе высыхания?

Это один из самых острых вопросов, касающихся художественных материалов. Да, мы можем иметь краски, которые не теряют ни характера цвета после высыхания, ни силы светоотражающих способностей, то есть практически не желтеющие и не темнеющие и при этом достаточно физически прочные.

От оптической и физической прочности связующего масляной краски, то есть масла, зависит судьба подавляющего числа произведений современного изобразительного искусства.

Качество связующего во многом влияет на сохранность произведения.

Краткая характеристика связующего современных отечественных красок

Вот некоторые данные, характеризующие оптическую и физическую сохранность красочного слоя произведений нашего изобразительного искусства, хранящихся в музеях СССР, по наблюдениям реставрационных мастерских, изложенные в статье Б. В. Иогансона:

«Многие произведения советских живописцев, несмотря на незначительный срок, прошедший с момента их создания, подвергаются разрушению: трескается и осыпается красочный слой, краски темнеют, разрушается холст, в результате чего картины изменяются иногда до неузнаваемости».

Преждевременное старение и разрушение произведений масляной живописи зависит от целого ряда условий, таких как: 1) качество всех исходных материалов живописи (основа, грунт, пигменты, связующее), 2) умение профессионально грамотно использовать в работе эти материалы, 3) условия хранения произведений.

Предметом предлагаемой статьи будет лишь вопрос о качестве связующего материала масляной краски и о влиянии его на оптическую и отчасти физическую сохранность масляной живописи.

Все достоинства и недостатки оптических свойств связующего становятся особенно наглядными в смеси с белым пигментом. Поэтому, чтобы не усложнять задачу, характеризуя то или иное связующее, все испытания и сравнения разных видов связующих относятся только к белилам, стертым на них.

Цинковые белила Ленинградского завода художественных красок через 8 месяцев после накраски, по данным измерения на фотоэлектрическом колориметре непосредственного отсчета КНО-3, дали следующие результаты: светосила овеженанесенной краски — 93,6 ед., та же краска через 8 месяцев — 85 ед., то есть падение светосилы краски равно 8,6 ед. При визуальном сравнении этих накрасок они выглядят как две совершенно разные. Первая воспринимается не белой краской, а вполне определенным цветовым тоном.

Следует заметить, что глаз художника легко улавливает и оттенки, отличающиеся десятыми долями единиц светосилы. Потеря светосилы в 8,6 ед. для тона живописной краски — величина огромная, полностью искажающая ее первоначальный тон.

Кроме падения светосилы, краска очень сильно изменяется в цветовом отношении, принимая ярко выраженный грязновато-желтый оттенок. Изменение тона и цвета накраски белил полностью зависит от связующего, на котором затерт пигмент. Таким же образом меняют тон все краски нашей палитры и особенно краски холодных оттенков: сиреневые и голубые, но перемена этих тонов «а них менее заметна, чем на белилах или на разбелах этих же красок1.

Светоотражающая сила и белизна грунта, которая также определяется чистотой и оптической прочностью связующего белил (в случае масляного и полумасляного грунта), есть единственный источник света картины, написанной масляными красками. Потеря светосилы и чистоты цвета в грунте или в красочном слое неизбежно ведет к самым сильным изменениям колорита картины.

О льняных и подсолнечных маслах

В Лаборатории техники и технологии живописных материалов Академии художеств СССР были проведены испытания по обработке льняных и подсолнечных масел старыми и современными способами. Пробы этих масел различной обработки и плотности были стерты с небольшим количеством белого пигмента (цинковых белил) и нанесены на опытные холсты для наблюдения за эффективностью результатов различных методов обработки масел. По истечении 6 лет можно сделать следующие выводы:

1. Льняные масла, обработанные различными способами очистки, оксидации и полимеризации, приобрели известное улучшение физических свойств (прочность, эластичность, глянцевость), но все без исключения потемнели и пожелтели в той или иной степени; накраски хранились в условиях средней освещенности.

2. Подсолнечные масла, очищенные и обработанные теми же методами, также улучшили свои физические свойства, но в отличие от льняных масел очень незначительно изменились в тоне. То, что подсолнечные масла практически не желтеют, было известно давно. Возможность применения их в качестве связующего в масляной живописи впервые была указана Ф. Петрушевским. Однако некоторые свойства подсолнечного масла препятствовали его широкому применению в качестве связующего. Это прежде всего его медленное высыхание и недостаточна прочная, легко растрескивающаяся пленка. Поэтому льняное масло, не обладавшее этими недостатками, не было вытеснено подсолнечным.

Как теоретические предпосылки исследователей (Ф. Петрушевский, Д. Киплик), так и практические наблюдения и лабораторные испытания приводили к выводу о необходимости серьезной работы над подсолнечным маслом как над основой для получения высококачественного связующего, особо ценного для нас еще и тем, что подсолнечное масло — самое дешевое и доступное отечественное сырье.

По предложению заведующего кафедрой лаков и красок Ленинградского Технологического института, ныне покойного профессора С. Я. Дринберга, лабораторией завода Художественных красок в 1958 году были начаты работы по обработке подсолнечного масла, в частности, пентаэритритом.

Несколько позже Всесоюзный научно-исследовательский институт жиров предложил лаборатории завода образец пентаэфиров жирных кислот подсолнечного масла, обладающих рядом новых интересных свойств, но требующих дальнейшей работы над ними. В лаборатории завода, руководимой М. Г. Дороговой, работу над пентаэфирами жирных кислот подсолнечного масла ведет старший инженер Е. Т. Степанова. В 1960 году были получены первые образцы цинковых белил на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла.

Пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла

Подсолнечное масло, как и все жирные высыхающие масла, состоит из глицередов. Путем специальной обработки в автоклавах при температуре + 225°С и давлении 25 атмосфер в присутствии воды происходит процесс расщепления глицеридов подсолнечного масла на глицерин и жирные кислоты. В дальнейшем производят этерфикацию жирных кислот подсолнечного масла путем соединения их с четырехатомным спиртом-пентаэритритом, то есть замещения глицерина (трехатомного спирта) более активным веществом пентаэритритом, в результате чего и образуются пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла. Этерификация производится при высокой температуре без доступа кислорода воздуха. В процессе ее попутно происходит полимеризация масла.

Пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла в сравнении с обычным подсолнечным маслом приобретают ряд новых свойств:

1) скорость высыхания масла увеличивается более, чем вдвое;

2) масло дает эластичные пленки, не уступающие по прочности пленкам льняного масла;

3) масло с пигментом имеет хорошую пастозность без добавления воска или стеарата алюминия;

4) пленка такого масла практически не желтеет.

Таким образом, пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла не только не уступают лучшим образцам льняного масла, но превосходят их по самым важным и ценным для живописи свойствам.

Цинковые белила, затертые на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла

Лаборатории живописи института им. И. Е. Репина были предложены Ленинградским заводом художественных красок для исследования первые образцы цинковых белил на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла. С 20 апреля 1960 года была начата работа над этой краской в двух направлениях:

а) лабораторные испытания опытных белил и их сравнения с цинковыми белилами завода художественных красок серийного производства, а также с цинковыми белилами фирм «Лефран» и «Винзор»;

б) практическое испытание белил в живописной работе на холсте.

Целью испытания было определение сравнительных и абсолютных сроков высыхания новых белил и особенностей процесса выдыхания, определение светосилы белил и характера ее изменения в процессе высыхания и хранения при различных условиях (свет, тень, полутень и т. д.). Одновременно проводилась проверка прочности и эластичности красочного слоя белил, а также сила сцепления белил с грунтом и прочность сцепления между слоями красок три повторных переписках (наслоениях). Принимали во внимание вязкость, подвижность и удобство работы красками кистью на холсте.

За всеми опытными образцами и сейчас ведутся систематические наблюдения. За истекший год накопились некоторые сведения, которые мы приведем здесь в качестве предварительных результатов.

О времени и характере высыхания белил

Наблюдения за временем и характером высыхания белил проводились с помощью прибора «ВИ-4» и визуально.

Процесс высыхания любых масляных красок разделяется на несколько этапов и протекает различно в зависимости от состава и свойства связующего, пигмента и других условий.

Образование поверхностной пленки является первым видимым этапом этого процесса и естественным моментом прекращения подвижности краски. В таких случаях мы говорим, что краска подсохла или «остановилась» и дальнейшая обработка ее кистью невозможна. Но основная масса еще долгое время остается жидкой и сырой под поверхностной пленкой. Эта пленка замедляет дальнейшее нормальное высыхание слоя краски, препятствуя доступу кислорода воздуха во внутренние ее слои. Чем дольше происходит процесс так называемого «сквозного» просыхания и связанных с ним явлений, тем это хуже для качества масляной краски.

Поэтому в дальнейшем, обращаясь к характеристике высыхания той или иной краски, буду выделять два момента в процессе ее высыхания:

а) момент образования поверхностной пленки;

б) сквозное или полное просыхание красочного слоя. Разрыв во времени между началом высыхания и моментом

полного или сквозного высыхания красочного слоя у различных красок значительно колеблется и зависит от многих причин, из которых главной является состав и свойства связующего краски. Одним из очень важных качеств масляной краски является сравнительная величина этого разрыва во времени между двумя моментами высыхания.

Художник заинтересован в красках, которые, с одной стороны, давали бы достаточное время для работы «по сырому», т. е. до образования первой пленки, с другой стороны, имели бы возможно короткий срок полного или «сквозного» высыхания, без которого нельзя безнаказанно вести дальнейшую работу (см. табл. 1).

Понимать полное или «сквозное» высыхание следует здесь весьма относительно, только как сравнительную величину скорости твердения красочного слоя равной толщины.

Условно сроком «сквозного» просыхания испытуемой накраски толщиной в 1 мм будет считаться момент, когда слой настолько отвердел, что прибор «ВИ-4» перестает оставлять заметный след (вдавленность) на поверхности накраски. Действительное полное просыхание продолжается еще довольно долго, часто более года.

Ниже приведена таблица (см. табл. 1) о сроках и характере просыхания белил, а также некоторые выводы и замечания.

1. Опытные цинковые белила, как видно из таблицы, высыхают значительно быстрее серийных цинковых белил завода.

2. Поверхность опытных белил несколько более блестяща, чем серийных.

3. Специфические отклонения в сроках и характере высыхания дали цинковые белила фирмы «Винзор». Эти белила имеют самое медленное поверхностное просыхание (образование пленки) и самое быстрое сквозное твердение слоя. Кроме того, вскоре после нанесения поверхность их приобрела некоторую полуматовость, усиливающую светоотражающую силу белого тона.

При наблюдении за высыханием испытуемых белил в различных условиях опытные образцы обнаружили любопытное свойство: срок высыхания их почти не зависит от условий хранения (свет, тень, полутень), то есть образование поверхностной пленки у серийных цинковых белил Ленинградского завода на прямом свету— 18 дней, в тени —32 дня (разница — 14 дней); белил фирмы «Виизор» на свету — 20 дней, в тени— 32 дня (разница— 12 дней); белил фирмы «Лефран» на свету — 6 дней, в тени — 11 (разрыв — 5 дней); опытных цинковых белил на свету — 11 дней, в тени — 12 дней (разрыв — 1 день).

Каждому художнику хорошо знакомо явление сседания или сморщивания пленок льняного масла и некоторых красок, затертых на нем, особенно таких, как изумрудная зеленая, кобальт синий, охра и др. Это сседание слоя масляных пленок в процессе высыхания — типичное свойство льняных масел. Замечательно, что новое связующее полностью лишено этого недостатка.

Об изменении цвета и светоотражающей силы белил в процессе высыхания и хранения в различных условиях

Наблюдение за поведением всех взятых для сравнения образцов цинковых белил проводилось по следующим оптическим свойствам:

1) Светосила, или светоотражающая способность, или яркость белил; 2) характер цвета белил по теплохолодности; 3) степень отклонения этих двух свойств в процессе высыхания и хранения в различных условиях.

Овеженакрашеные опытные цинковые белила очень незначительно отличаются от серийных цинковых белил завода. Они имеют более чистый холодноватый тон, но меньшую светосилу. В сравнении же с белилами фирмы «Лефран» и «Винзор» опытные белила несколько уступают им по силе светоотражающей способности.

Так, свеженанесанные из тубы цинковые белила различных образцов по силе светоотражающей способности дали следующие результаты при измерении на фотоэлектрическом колориметре непосредственного отсчета (КНО-3):

Цинковые белила ЛЗХК —93,6

Опытные на пентаэфирах — 92,6 2

Фирмы «Лефран» — 96,2

Фирмы «Винзор-Ньютон» — 93,9

Важно заметить, что все свеженанесенные белила незначительно отличаются друг от друга как по светлоте, так и по цветовому оттенку.

По истечении 12 месяцев высыхания и хранения в различных условиях с белилами произошли сильные изменения. Свеженакрашеные белила, которые имели незначительные отличия, теперь резко усилились.

Сравнивая все накраски, находившиеся в различных условиях хранения (свет, полутень, тень), можно заметить, что самые значительные изменения произошли с накрасками белил, помещенными в условия рассеянного света (полутень), а не в тени, как это обычно принято считать. Ниже приводятся результаты наблюдения за изменениями опытных накрасок испытуемых цинковых белил, произошедшие за год, по сравнению со свеженанесенными накрасками, взятыми из тех же туб.

Серийные цинковые белила Ленинградского завода художественных красок дали очень заметное падение тона или светлоты и, кроме того,, приобрели ярко выраженный грязновато-желтый оттенок. Они дали наиболее значительные изменения, причем эти белила резко выделяются из всех сравниваемых образцов.

Цинковые белила фирмы «Лефран» дали значительно меньшее изменение тона, однако заметно пожелтели.

Цинковые белила фирмы «Винзор» дали незначительное изменение тона и приобрели слабый тепло-розоватый оттенок. Кроме того, вскоре по нанесении у них появилась полуматовая бархатистая поверхность, изменяющая их светоотражающие свойства.

Опытные белила на пентаэфирах приобрели за это время чуть заметное изменение тона и стали несколько теплее по оттенку. Самые незначительные в количественном отношении изменения дали образцы белил на пентаэфирах.

Хотелось бы обратить особое внимание на это свойство новых белил. Известно, что одно из самых ценных достоинств масляной краски — способность не менять своего тона и цвета в процессе высыхания и хранения. Это одно из свойств, которое выдвинуло масляную краску как живописный материал на ведущее место в мировой практике станкового изобразительного искусства. Но мы также знаем из практики, что масляная живопись, тем не менее, со временем в той или иной степени темнеет и желтеет, это почти целиком связано со свойствами примененного связующего, то есть масла. Не одно поколение художников, используя свой опыт, знания и изобретательность, искало пути преодоления этих отрицательных свойств масла. Потемнение масла было и остается одним из самых больных вопросов.

Главное достоинство масляных красок— стабильность цветового и светового тона в процессе высыхания и хранения во времени. Поэтому вся сравнительная ценность масляных красок будет зависеть от величины отклонения тона и цвета краски во время высыхания и хранения, от тона и цвета той же краски в сыром виде. Цинковые белила на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла дали самое наименьшее отклонение из всех сравниваемых цинковых белил.

Величина отклонения светоотражающей способности всех образцов белил была так же измерена с помощью фотоэлектрического колориметра непосредственного отсчета КНО-3.

Серийные белила завода через 12 месяцев дали падение светосилы на 8,3% —12,5% (колебания зависят от условий хранения образцов).

Белила фирмы «Лефран» за этот же срок дали падение светосилы от 7,2% до9,2%, белила «Винзор» — от 2% до 4%.

Опытные белила на пентаэфирах за то же время дали падение светосилы от 1,4% до 2,4%.

Из приведенных данных видно, что в этом наиболее ценном оптическом качестве цинковые белила на пентаэфирах не только не уступают цинковым белилам лучших фирм, но даже превосходят их, не говоря уже о серийных белилах нашего Ленинградского завода.

О «поведении» цинковых белил на новом связующем в практической работе и о других свойствах

Во время работы на холсте опытные белила на пентаэфирах не показали каких-либо новых свойств по сравнению с серийными белилами. Они также подвижны под кистью, пластичны, имеют достаточно выраженную фактуру, но чуть повышенный блеск. Над проверкой таких свойств опытных белил, как эластичность красочного слоя, сохранность кроющей способности белил, прочность сцепления с грунтом и между слоями краски, хранение краски в тубе и т. д., также ведутся опыты, но судить об их результатах еще рано, так как для этого нужен более длительный срок наблюдения. Но уже предварительные наблюдения над краской с новым связующим и свойства самого связующего дают достаточную гарантию, что и в этих качествах краски на пентаэфирах во всяком случае не будут уступать серийным цинковым белилам. Через определенное время, по мере накопления материала, будут опубликованы и эти данные о новом связующем.

Хотелось бы высказать заводу следующие пожелания: наряду с белилами, позволяющими долго работать «по сырому», часто необходимо иметь и быстросохнущие белила. Такие, скорее всего масляно-лаковые белила позволили бы выполнять плотный светосильный фактурно-выраженный подмалевок, по которому уже вскоре можно вести дальнейшую работу. Это значительно расширило бы и обогатило технические возможности художника. Такой подмалевок мог бы выполняться темперой. Однако мы, к сожалению, не имеем оптически и физически надежной темперы. Кроме того, темпера лишена таких фактурных и пластических возможностей, как масляная краска. Процесс старения красок темперы отличается от подобного процесса в масляных красках. Связанные с ним оптические и физические изменения могут нарушить гармоническое единство колорита картины.

О некоторых слабых свойствах белил на новом связующем

Целый ряд существенных качеств современной масляной краски, как-то: характер поверхности краски (блеск, матовость), твердение красочного слоя, сцепление слоев краски между собой — во многом зависят от сроков и характера просыхания, связанного с образованием и характером поверхностной пленки краски. Быстрое образование прочной, плотной, блестящей и непроницаемой пленки является причиной ряда отрицательных свойств краски, приготовленной на новом связующем.

1. Образование такой пленки, как мы уже говорили выше, препятствует нормальному глубинному просыханию красочного слоя значительной толщины, где краска, не имея достаточного доступа кислорода воздуха, остается долгое время полужидкой. Это, с одной стороны, сокращает срок работы «по сырому», а с другой стороны, не позволяет переходить к повторным пропискам, которые невозможно безнаказанно делать по такой полупросохшей краске.

2. Наличие такой плотной непроницаемой пленки, хотя и имеет известные достоинства, но в то же время является препятствием прочного сцепления с последующими красочными слоями. Высохшая масляная пленка не только ни в коей мере не растворяется холодным связующим того же состава и непроницаема для него, но даже плохо смачивается им без специальной обработки. Поэтому отслоение повторных прописок в картине, писанной такими масляными красками, неизбежно. Вопрос только в том, когда и в какой степени это произойдет, а то, что это произойдет, не вызывает сомнений. В таких случаях применение лака типа «Ретушь» Вибера в некоторой степени устраняет недостатки, но такого лака наша промышленность не выпускает.

Отслоение повторных прописок в масляной живописи — печальное следствие начавшегося в конце прошлого века широкого применения чисто масляной живописи, в отличие от масляной лаковой — старых мастеров. Падение культуры применения смол и различных живописных лаков, любовь к чистой краске из тубы еще более усугубили последствия этого явления.

А ведь именно смолы и эфирные масла, так или иначе вводимые в красочную пасту (в составе связующего или в виде живописного лака), надежно обеспечивали монолитное оплавление слоев живописи.

3. Полуматовая поверхность масляной живописи в целом ряде случаев имеет бесспорное оптическое преимущество в современном светлом интерьере, и неудивительно, что это качество масляных красок так ценится современными художниками. Этой полуматовой поверхностью не обладают ни серийные белила завода, ни, тем более, опытные белила на пентаэфирах. Последние принципиально имеют тот же характер просыхания, что и серийные белила, с образованием еще более плотной, блестящей, непроницаемой пленки. Поэтому все вышеперечисленные отрицательные свойства, присущие в значительной степени серийным краскам завода, свойственны и новой краске в той же, если не в большей, степени.

Пути возможного устранения этих недостатков лежат в поисках средств, изменяющих процесс высыхания красочного слоя с нарушением непроницаемой поверхностной пленки и возможным отдалением срока образования ее. Введение в связующее слаболетучих эфирных масел, легко растворимых смол и воска может быть одним из положительных средств в этом направлении. Краски фирмы «Винзор» в значительной мере лишены указанных недостатков.

Наличие блестящей поверхностной пленки у белил является следствием несколько повышенного количества связующего в белилах по отношению к пигменту. Излишек связующего в белилах не повышает их кроющей и светоотражающей силы и, следовательно, не может быть положительным качеством. Кроме того, процесс старения связующего — масла и связанные с ним оптические изменения будут первой причиной деформации, то есть потери светосилы белил, которая, как правило, начинается с поверхности.

В заключение хочется сказать следующее: новые цинковые белила в большинстве своих наиболее ценных свойств резко превосходят серийные цинковые белила завода, и поэтому уже сейчас есть все основания перейти к серийному выпуску масляных красок на новом связующем. Однако некоторые свойства нового связующего требуют дальнейшего усовершенствования.

Говоря о целом ряде бесспорных преимуществ пентаэфиров жирных кислот подсолнечного масла перед традиционным связующим (льняное и ореховое масла), на котором завод работает уже десятки лет, нельзя не думать, не потеряет ли новое связующее своих свойств через такой продолжительный срок? Не появятся ли какие-либо неожиданные последствия после его использования?

На это можно ответить следующее: о преимуществах подсолнечного масла знали уже более ста лет назад, и вплоть до наших дней точка зрения на это масло не изменилась. А так как этирификация жирных кислот подсолнечного масла сообщает ему еще целый ряд положительных свойств, о которых говорилось выше, то ни с научной точки зрения, ни с практической нет никаких оснований сомневаться в достоинствах нового связующего и по истечении длительного времени.

Выводы

По истечении года работы над опытными белилами можно сделать ряд замечаний и выводов о свойствах нового связующего.

1. В отношении сроков высыхания уже на данной стадии работы цинковые белила на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла заметно превосходят серийные цинковые белила Ленинградского завода (см. табл. 1).

ТАБЛИЦА № 1

ВРЕМЯ И ХАРАКТЕР ПРОСЫХАНИЯ ЦИНКОВЫХ МАСЛЯНЫХ БЕЛИЛ НА ПРЯМОМ СВЕТУ

2. По устойчивости светоотражающей способности и сохранению чистоты цветового оттенка в процессе высыхания и хранения опытные белила резко превосходят серийные белила завода. В сравнении с образцами лучших зарубежных фирм они также заметно превосходят их по устойчивости и стабильности своего тона и цветового оттенка во времени.

3. По пастозности, подвижности и удобству в работе опытные белила не показали каких-либо заметных отклонений от серийных белил завода.

4. Краски на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла в условиях серийного производства экономически, несомненно, выгодны, так как связующее их почти вдвое дешевле ныне применяемого заводом.

5. Следует еще раз обратить серьезное внимание завода на отрицательные свойства поверхностной пленки нового связующего. Без устранения этого недостатка нельзя гарантировать высокого качества красок на новом связующем.

6. Пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла являются связующим, которое значительно превосходит по своим наиболее ценным качествам связующее, применяемое заводом художественных красок в настоящее время. От оптических и физических свойств этого связующего зависит сохранность подавляющего числа произведений советской современной живописи. Одной из причин катастрофического ее разрушения, отмеченной всеми музеями Союза, является недостаточно высокое качество связующего современных масляных красок.

Поэтому надо сделать все необходимое для того, чтобы можно было перейти в самом скором времени к широкому, массовому производству масляных красок на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла.

______________

1 Попутно следует заметить, что в казеиново-масляной темпере Ленинградского завода художественных красок масляная фракция связующего точно такая же, как и в масляных красках. Образцы белил этой темперы, испытанные нами, дали такое же изменение тона, как и масляные цинковые белила завода.

2 Невысокая светосила опытных белил отчасти обусловлена тем, что пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла получаются пока еще значительно окрашенными, что со временем может быть устранено.

Первоисточник: 
ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7. М., 1963
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Союз реставраторов России - Секция «Молодых реставраторов»
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.