ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7 (1963)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР. ВСЕСОЮЗНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПО КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ВЦНИЛКР). СООБЩЕНИЯ 7 Под редакцией В. В. ФИЛАТОВА. Москва — 1963
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Девятов М. М. Новый метод изготовления художественных масляных красок
Виннер А. В., Шахов Б. М. О профилактической заклейке
Никифораки Н. А. Новый метод исследования музейных объектов
Гиршберг В. Б. Методы реставрации женского головного убора XVI века из собрания Музея истории и реконструкции гор. Москвы
Виннер А. В. Обзор методов реставрации фаюмских портретов
Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах»

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные мастера станковой живописи пользуются преимущественно масляными красками. Уже в конце прошлого века отдельные художники обращали внимание на относительно быстрое изменение первоначального колорита, появление различных кракелюр, искажающих живопись. Подобные дефекты не устранимы средствами реставрации и почти не могут быть предотвращены даже самым идеальным режимом музейного хранения. Одной из основных причин разрушения масляной живописи являются изменения, происходящие в самом связующем материале масляной краски. Работа, проведенная в лаборатории по технологии и технике живописи Ленинградского государственного художественного института им. И. Е. Репина по сравнительному Испытанию применяемых в настоящее время в живописи масел с пентаэфирами подсолнечного масла, убедительно демонстрирует преимущество последних.

Публикуя в настоящем номере «Сообщений» результаты проведенных исследований в этой области М. М. Девятовым, мы надеемся обратить серьезное внимание специалистов предприятий, выпускающих масляные краски, союзов художников и художественных фондов, художников, обучающих молодежь в институтах, музейных работников и реставраторов на положительные свойства лентаэфиров подсолнечного масла как стойкого связующего для масляной живописи.

Полезные советы хранители музейных фондов и начинающие реставраторы могут почерпнуть из краткого методического пособия, составленного сотрудниками ВЦНИЛКР А. В. Виннером и Б. М. Шаховым — «О профилактической заклейке» произведений масляной живописи, публикуемого в данном выпуске «Сообщений».

При исследовании материалов техники и причин повреждений живописи большую роль в настоящее время получили различные-физические методы исследований, заключающиеся в применении лучей рентгена, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. За последние годы во многих лабораториях и мастерских прибегают к фотографированию произведений на фото-пластинки со слоем, чувствительным к инфракрасным лучам. Примененный во ВЦНИЛКР электронно-оптический преобразователь инфракрасных лучей позволяет изучать произведения при визульном его осмотре через аппарат и фиксировать на специальные фото-пластинки уже обнаруженные и изученные особенности произведения. О работе, проведенной отделом физических методов исследования совместно с отделом методики реставрации станковой темперной живописи и графики, рассказывает статья Н. А. Никифораки «Новый метод исследования музейных объектов». Результаты проделанной за 1961 год работы свидетельствуют о большой пользе, которую может принести электронно-оптический преобразователь инфракрасных лучей в исследовании всех видов экспонатов изобразительного искусства. Внедрение прибора в практику реставрационных мастерских окажет существенную помощь реставраторам и искусствоведам в исследовании произведений.

Частному вопросу реставрации и исследованию редкого женского головного убора XVI века посвящена статья В. Б. Гиршберга, в которой на примере реставрации одного экспоната ставится вопрос о необходимости дальнейшей разработки методов консервации музейных предметов, состоящих из мягких волокнистых веществ и металлических нитей.

Серьезному вопросу реставрации и консервации ценнейших произведений живописи — фаюмских портретов — посвящена обзорная статья А. В. Виннера. Базируясь на изучении литературы и проведенной реставрации фаюмских портретов в различных музеях мира, автор ставит вопрос о необходимости более осторожного подбора материалов и методов реставрации.

Большое место в настоящем выпуске «Сообщений» занимает публикация перевода трактата Теофила — «Записка о разных искусствах», одного из важнейших первоисточников по технике художественных ремесел и живописи средневековья. Авторы почти всех поздних трактатов, начиная с Ченнино-Ченнини и кончая Де Манерном и другими, в той или иной мере исходили из «Записки» Теофила. Отдельные рецепты и сведения, сообщаемые Теофилом, написаны в духе- алхимических трактатов, зашифровывающих содержание иносказательной формой, не расшифрованной до настоящего времени. Но подобных глав в трактате очень мало. Некоторые рецепты и сведения могут показаться для современного читателя наивными, однако они отражают уровень технических познаний средневековья.

«Записка» Теофила имеет большое историческое и в известной степени познавательное значение: в ней указаны забытые приемы и процессы широко применявшихся при создании различных предметов, ставших в наше время уникальными экспонатами музеев. Знакомство с манускриптом позволит реставратору, археологу, искусствоведу, историку — всем интересующимся ремеслами и искусством средневековья — уяснить многие неясные вопросы технологии и материалов экспонатов наших музеев.

Опубликовав в 4 выпуске «Сообщений» тексты манускриптов Ираклия и Берненсиса и публикуя в настоящем выпуске текст манускрипта Теофила, редакция обращается к читателям с просьбой сообщить свои замечания, в частности, указать, целесообразно ли дальнейшее издание других манускриптов, ранее не издававшихся на русском языке, как, например, Страсбургского манускрипта XIV века, манускрипта Амплониуса, трактатов Паоло Ломаццо, Рафаэля Боргини, Пачеко, Паломино и др.

В конце выпуска опубликован перечень тридцати переводов, выполненных сотрудниками отдела научной информации и переводов ВЦНИЛКР, которыми могут воспользоваться в своей работе реставраторы и научные сотрудники музеев и реставрационных мастерских.

Первоисточник: 
ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7. М., 1963
Информисточник: 

Сорокатый Н.

 
 

Отправить комментарий

ар_итектура:
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.