ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Включает:
1. Сбор исходных (разрешительных) документов для введения памятника в реставрационный цикл.
2. Проведение противоаварийных работ.
3. Выполнение научно-исследовательских работ (НИС).

1.ИСХОДНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Для введения памятника в реставрационный цикл (согласно инструкции № 118) необходимы следующие документы:
1. ЗАЯВКА. Письмо запрос заказчика (пользователя или собственника памятника) в органы охраны памятников культуры. К ней прилагается:
2. АКТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАМЯТНИКА. Составленный на основе визуального обследования памятника с комиссией в лице: заказчика, реставратора (подрядчика), органа охраны (контроль). АКТ включает в себя подробное описание состояния сохранности и выявления причины разрушения.
3. РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ОРГАНАМИ ОХРАНЫ И МИН. КУЛЬТУРЫ. Вместо разрешения может быть и протокол с разрешением на работы и задания.
4. РЕСТАВРАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ (или протокол). Выдается органом охраны памятника. Составляется при участии заказчика и подрядчика.
5. Договор подрядчика и заказчика, на выполнение реставрационных работ включает справку о финансировании.
6. ВЕДОМОСТЬ ОБЪЕМОВ РАБОТ (объемно-дефектная). Составляется бригадиром (или опытным реставратором) на основе натуральных обследований конкретных участков росписи: простукивание, обмеры, вычисление площадей; с добавлением объемов на: НИС, архивы, фотографические работы, отчет.
7. СМЕТА (сметная стоимость работ). Исполняется подрядчиком: реставрационное задание, объёмно-дефектная ведомость, действующие нормы расценок на реставрацию монументальной и станковой живописи. Смета утверждается заказчиком, подрядчиком в органах охраны и передаётся подрядчику до начала работ.
8. ПРОЕКТ АРХИТЕКТУРНОЙ РЕСТАВРАЦИИ. Выполняется в архитектурной проектной мастерской (архитектором). Служит обоснованием научно-архитектурной реставрации. Автор проекта осуществляет контроль за техническим состоянием памятника (несущих конструкций, кладки и т.п.). Следит за тем, чтобы ремонтно-строительные работы предваряли консервативно-живописные.
Нормативно-отраслевые документы:
1. Инструкция №118 по ведению реставрационных работ произведений монументальной живописи памятников истории и культуры (М. 1987) Утверждено Мин. Культ. СССР от 14.03.85 №118
2. Приказ №366 «О мерах по совершенствованию работ комиссий по аттестации и реставрации» МК СССР 18.09.85

2. ПРОТИВОАВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ

1. Нанесение профилактических заклеек
2. Бортовое закрепление
3. Локальное укрепление красочного и штукатурного слоя
4. Подведение прижимных и страховочных устройств
5. Постановка маяков
Составляет акт аварийного состояния бригадир или органы охраны памятников.

3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

Цель НИС работ:
1. Для выбора научно-обоснованного МЕТОДА реставрации /направления работ/.
2. Отработки МЕТОДИКИ ведения реставрации.
3. Для выбора оптимального режима в период будущего функционирования памятника.
НИС работы начинаются на стадии предварительного исследования памятника и могут продолжаться на основной стадии работ.
Объём и перечень НИС работ определяется различными причинами:
1. Историческо-культуриая значимость
2. Наличие предшествующих исследовании.
3. Наличием специалиста, аппаратуры и оборудования,
4. Объём работ, смета...

ОБЩАЯ ПРОГРАММА НИС РАБОТ

Предполагает комплекс мероприятий:
1. Предварительные натурные исследования.
2. Архивно-библиографические исследования.
3. Физические и физико-химические /неразрушающие/ и лабораторные
4. Биохимические исследования.
5. Экспериментально-реставрационные работы.
6. Предложения, рекомендации по проведению памятника в экспозиционный вид.
7. Отчёт о НИС работах.

1. Предварительные натурные исследования

1.Визуальные обследования
Исполнитель: бригадир или художник реставратор высшей катего-риикатегории /ХРВК/.
а. Определить МЕСТА отставания и отслоения штукатурки.
б. Выявить причины поражения штукатурки.
в. Выбираются участки для проведения пробных укреплений и раскрытия живописи.
г. Определяются места отбора лабораторных проб.
2.Фотофиксация.
Исполнитель: фотограф-специалист.
а. Метод выборочной съёмки - общий вид интерьера
-фиксация наиболее характерных дефектов /для рест.совета/
б. "Протокольная" фиксация состояния памятника до реставрации,
-общий вид всего интерьера
-последовательно каждую композицию
-фрагменты композиции с дефектами состояния
3.Кроки.
Исполнитель: опытный реставратор.
Выполненные от руки обмерные чертежи
-развёртки основных конструктивных элементов памятника /стен, сводов, проёмов/ с проставленными размерами площадей.
Примечания:
-используется для объёмно-дефектной ведомости и для вычерчивания схем-картограмм
-носят вспомогательный характер, исполняются на миллиметровке в карандаше
-к отчёту не прилагаются
4.Схемы-картограммы.
Выполняются реставратором на основе кроков.
Чертежи - развёртки основных конструктивных элементов памятника в определённом масштабе с условными обозначения состояния живописи, характера и размера разрушения поверхности до реставрации.
5. Зондажи /пробные раскрытия/.
а. Определяют места и виды зондажей /в зависимости от конкретных задач реставрации/.
б. Фиксируют зондажи на схемах, на фото и описывают.
Описание технического состояния памятника и живописной поверхности до реставрации./СМ.ТЕМУ 8-11/

2. Архивно-библиографические исследования

/ СМ. ТЕМУ 15 /

3. Физико-химические и лабораторные исследования

а. Неразрушающий /оптико-аналитический/ метод исследования предполагает использование аппаратуры, чувствительной к инфракрасным /ИК/ видимым, ультрафиолетовым /УФ/ и рентгеновским лучам.
Цель: определение живописных наслоений, их количество, качество сохранности и возможности раскрытия.
б. Лабораторные /химические и физико-химические/ исследования предполагают отбор микропроб красочного слоя и грунта в наименее ответственных местах специалистом сотрудником лаборатории.
Цель: определение состава материала и связующих.
ДОКУМЕНТ - письменное заключение которое полностью помещается в отчёт.

4.Биохимические исследования

-микологические /грибки/
-бактериологические
-энтомологические /жуки/ и т.п.
Микропробы выполняются специалистами и готовятся письменные заключения о наличие микроорганизмов и необходимости использования биоцидов, антисептиков, а так же подбору реставрационных материалов с учётом их биостойкости.
Цель: определение заражённости микроорганизмами и выявление их роли в процессе деструкции красочного и штукатурного слоев.

5.Экспериментально-реставрационные работы.

Виды работ:
а. Пробы укрепления живописи.
б. Пробы на удаление живописных поверхностей
в. Выполнение зондажей /пробных раскрытий/.
НЭР фиксируют с помощью записей /рецептура, инструменты, экспозиция/ в рабочем дневнике, места проб отмечают на схемах-картограммах.
Изучается микроклимат памятника /температурно-влажностный режим /ТВР//. Итог НЭР - "МЕТОДИКА"/ утверждена реставрационным советом/.

6. Предложение по приведению памятника в экспозиционный вид

Дополнение больших участков утраченного грунта. Моно или полихромное погашение вставок пли белых пятен в местах утрат красочного слоя. Воссоздание живописи.

7.Отчёт о НИС работах

Оформляется в соответствии с существующими гос. стандартами.
/см. тему 20-23, 27/
Первоисточник: 
Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.