ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Повторная реставрация крупногабаритной росписи из пещерного монастыря Безиклика «Ботхисатва Манчжушри со свитой» XI в.

Степанова Е.П.

Данная статья посвящена проблеме восполнения и тонирования утрат при повторной реставрации уникального буддийского памятника Центрально-азиатского искусства - стенной росписи «Бодхисаттва Манчжушри со свитой» из коллекции Гос. Эрмитажа.

Этот памятник был привезен Первой Русской Туркестанской экспедицией (1909-1910 гг.) под руководством академика С.Ф. Ольден-бурга из монастырского комплекса Безеклик (VI-XII). Монастырь располагался по обрывистому берегу реки, стекающей с горы Богдо-ула. Пещеры вырубались прямо в лессовой толще. Стены несколько раз штукатурились с добавлением мелко рубленной соломы и растительного волокна, грунтовались и расписывались согласно канону. Техника исполнения стенописи Безеклика, как и всех буддийских сооружений на территории Восточного Туркестана, была идентична. Она преимущественно сводилась к контуру и расцветке локальными тонами. Краски размешивались на каком-нибудь животном или растительном клеящем веществе, растворенном в воде. Такая живопись являлась поверхностной, не проникающей в глубину грунта. В росписях Безеклика использовалось большое количество позолоты, т.к. он являлся придворным монастырем уйгурских правителей. Наиболее интересные памятники религиозного назначения относятся к IX-XII векам. Они связаны с Махаяной, где почитание бодхисаттв - существ, достигших высшей степени совершенства, но не покидающих мир для блаженной нирваны, чтобы помочь спастись всем верующим, имело большое значение. Искусство этого периода достигло своего наивысшего расцвета.

Роспись «Бодхисаттва Манчжушри» размером (239х462см.) располагалась на левой стороне глубокой пещеры (18х4м). Композиция была разделена археологами вертикальными и горизонтальными резами на 21 фрагмент. Их снимали со стены со значительным слоем лессовой штукатурки (3-4см.). Фрагменты росписи вместе с коллекцией Турфанского оазиса были доставлены в Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (АН СССР), где монтировались в гипсовые плиты с металлической арматурой, закреплялись клеем животного происхождения, утраты штукатурки грубо заполнялись гипсом. В 1931-1933 годах коллекция С.Ф. Ольденбурга была передана в Отдел Востока Гос. Эрмитажа на постоянное хранение.

Роспись «Бодхисаттва Манчжушри со свитой» датируется X-XI веками и является высокохудожественным образцом танско-уйгурского искусства. Здесь гармонично объединились стилистические приемы живописи Центральной Азии, Китая и традиционного буддийского искусства. С одной стороны - сухость, формализм и декоративность в трактовке форм, а с другой - динамика и движение в построении композиции. В гармоничном единстве большую роль играет цветовая гамма, состоящая главным образом из оранжево-красного, синего и светло-зеленого цветов. Такая яркость и сочность красок типична для безекликского искусства.

Данная стенная роспись была изучена ведущими старшими научными сотрудниками Отдела Востока Гос.Эрмитажа Натальей Васильевной Дьяконовой и Марией Леонидовной Пчелиной. (Прочтение изображения опубликовано встатье «Центрально-азиатские памятники в Государственном Эрмитаже»).

В центре многофигурной композиции «Манчжушри» главный персонаж изображен восседающим на льве в позе лалитасана. В его короне - фигурка Будды Амитабхи. В правой руке бодхисаттва держит жезл «жуй». Его изображение имеет философско-символическое значение китайского происхождения - «что пожелаете». В другой руке - стеклянный сосуд с цветком - это индийский символ жизни. Слева на росписи изображен горный пейзаж с архитектурными сооружениями и человеческими фигурками, трактуемый как монастырь У Тань Шань (пяти пиков) - обиталище бодхисаттвы Манчжушри. Персонаж, ведущий под узду льва - это погонщик-варвар. В центральную часть композиции включены две фигурки детей - символ души. Вокруг главного божества располагаются еще восемь предстоящих: пара хранителей Закона в воинских доспехах с нимбами и мечами, фигуры бодхисаттв без особых примет, монах и чиновник-донатор, изображенный в халате и китайском головном уборе «путоу». Донатор держит в руке ветвь коралла, символизирующую богатство. Центральное шествие обрамляется со всех сторон орнаментом в виде стилизованных облаков. Правую часть многофигурной композиции занимает крупная фигура Вад-жрапани - «несущий молнию». Он в воинском костюме с шарфами и лентами бодхисаттвы, в руке держит мухогонку. Вокруг этого грозного божества — изображение так называемых «зонтиков». Эта орнаментация фона характерна только для искусства Безеклика. Справа от Ваджрапани - горный пейзаж с кустами пионов. Там же изображена курильница на горном кряже. Над ней птица феникс - символ юга, императрицы, женского начала. Птица держит в клюве роскошные ленты, завязанные узлом. Описанный пейзаж, относящийся, скорее всего, к другой композиции, отделен от фигуры Ваджрапани полосой стилизованного орнамента. Такая же полоса служит обрамлением всего панно по верхнему краю. Нижняя орнаментальная полоса с геометрическим мотивом.

В конце 40-х начале 50-х годов ведущим реставратором П.И.Костровым, совместно с химиком И.Л.Ногид и реставратором Е.Г.Шейниной был создан метод, основанный на применении низковязкого полибутилметакрилата, который обладает всеми необходимыми свойствами реставрационного материала - бесцветен, светостоек, химически инертен, устойчив к старению, имеет достаточную адгезию, растворяется в органических растворителях различных классов. Закрепление растворами ПБМА-НВ обратимо, причем обратимость со временем не меняется.

В 1952-53гг. стенная роспись «Манчжушри» прошла реставрацию в лаборатории научной реставрации монументальной живописи (ЛНРМЖ).

Было произведено полное укрепление на поливинилбутирали (ПВБ), затем поверхностное полибутилметакрилатом (ПБМА). Гипс с лицевой стороны по возможности выровнен, пропитан ПВА. Произведено тонирование гипсовых доделок и замастикованных участков казеиново-масляными темперными красками по решению специальной комиссии Реставрационного Совета Гос.Эрмитажа от 25 марта 1954 года.

С июня 2002 года по настоящий момент роспись находится в нашей мастерской на повторной реставрации. Основанием для этого послужило состояние сохранности панно и современные требования в реставрации монументальной живописи.

Фрагменты росписи, как указывалось выше, вмонтированы в гипсовые плиты вровень; в некоторых местах гипс превышает уровень живописной поверхности. Гипс хрупкий, по периметру глубокие трещины, сколы.

Лессовая основа непрочная, с большим количеством растительного волокна. Штукатурка имеет расслоения, перепады уровня по разломам. Разрывы, трещины и утраты основы замастикованы лессовой мастикой, подведены реставрационные кромки, наиболее значительные разрушения штукатурки заполнены гипсом. Края фрагментов по периметру деформированы (приподняты вверх) в результате проклеек животным клеем и монтировки на гипс.

Грунт: тонкий, белый, рыхлый. На некоторых участках росписи верхний штукатурный слой с грунтом имеют крупносетчатый жесткий кракелюр с приподнятыми краями. Потертости и утраты грунта с красочным слоем до лессовой штукатурки.

Красочный слой тонкий, связь с грунтом на некоторых участках слабая. Кракелюр красочного слоя идентичен кракелюру грунта. Имеются мелкие утраты, потертости, незначительные выкрошки красочного слоя до грунта, а также смытости верхних слоев живописи. Первоначальный рисунок композиции, выполненный черным контуром, просматривается сквозь тонкий слой краски. Окончательный контур изображения не всегда совпадает с первоначальным. Контуры ликов и рук бодхисаттв выполнены красным цветом, орнаментов - темно-красным, остальные изображения прорисованы черным контуром. При исследовании проб красочного слоя (метод - РФ А на эл. микроскопе LEO 1420 VP) установлено наличие следующих пигментов: белая глина, ультрамарин, киноварь, тенорит, атакамит (паратакамит), свинцовый сурик.

Фрагменты росписи сильно загрязнены лессовыми затеками и налепами, которые в некоторых местах почти полностью скрывают изображение: верхний левый угол с изображением символов Бодхисаттв. На живописной поверхности имеются темные пятна клея животного происхождения. Тонировки выполнены с частичной реконструкцией (восстановление контуров). Цвет восполнений приближен к авторскому красочному слою с имитацией патины и загрязнений. В некоторых местах тонировки значительно светлее или темнее подлинника, они не всегда закрывают всю площадь реставрационных мастиковок (видны темные лессовые края). Мелкие утраты красочного слоя не затонированы.

Программа проведения реставрационных мероприятий составлена по нашей методике, а ее объем рассчитан на коллективную работу реставраторов. Техническая реставрация памятника - разгипсовка, укрепление лессовой штукатурки и красочного слоя, заполнение утрат реставрационной мастикой не вызвала каких либо затруднений. Важно отметить, что при монтировке фрагментов необходимо объединить их в группы. Это позволит более целостно воспринимать живопись. Роспись, состоящая из двадцати одного фрагмента, будет крепиться на шести блоках из пенопластовых плит ПС-4. Пенопластовая основа имеет следующие характеристики: негигроскопична, легка, достаточно прочна, удобна в обработке, при монтаже и транспортировке.

Перед началом реставрационных процессов было произведено микроскопическое исследование живописной поверхности и прорисовка фрагментов на полиэтиленовую пленку гелиевыми ручками, где отмечался не только контур изображения, но и реставрационные дополнения.

При разгипсовке фрагментов росписи большая часть тонировок ушла вместе с гипсом, и перед реставраторами возник сложный вопрос, связанный с художественной реставрацией: нуждается ли данный археологический памятник в восстановлении тонировок и в раскрытии авторской живописи от загрязнений.

Необходимо подчеркнуть, что реставрационная мастерская монументальной живописи работает по методам научной реставрации, когда действуют принципы ограниченного реставрационного вмешательства, т.е. сохраняется подлинность древних произведений с помощью консервации без живописных дополнений. Это объясняется тем, что поступающие к нам экспонаты являются древними археологическими памятниками, имеющими большую культурно-историческую ценность. Как правило, они фрагментарны и очень плохой сохранности. Однако, в 50-е годы у нас существовал метод восполнения и тонирования (с возможными реконструктивными дополнениями) утраченного авторского красочного слоя на некоторых памятниках Древнего Пенджикента и Восточного Туркестана, несущих большую художественно-образную нагрузку. Поэтому принципы реставрации определялись в каждом отдельном случае (в зависимости от состояния и сохранности памятника). Основная цель применения тонировок с реконструкцией заключалась в широкой популяризации памятников и их целостного восприятия.

Несмотря на то, что в современной реставрации разработана научно-обоснованная шкала классификации памятников по их степени уникальности, культурно-историческому и художественно-эстетическому значению и соответствующие ей допустимые реставрационные мероприятия, на заседании комиссии постановили, что роспись "Манчжушри" требует при повторной реставрации не только всего перечня технической реставрации, но и художественной, включая расчистку живописной поверхности от позднейших наслоений и тонирование утрат. Это обусловлено тем, что, во-первых, данный памятник, формально относящийся к археологической группе, является высокохудожественным образцом монументального изобразительного искусства. Во-вторых, роспись известна мировой науке с восполненными, тонированными и частично реконструированными утратами более 50 лет. В таком виде она была неоднократно опубликована. В-третьих, большое количество резов, разбивающих многофигурную композицию на фрагменты необходимо, по возможности, восполнить и затонировать. Это позволит воспринимать живопись более целостно, как объект эстетического созерцания. В-четвертых, экспозиция памятников Турфанского оазиса требует единообразия в обработке и методе реставрации выставленных памятников. В зале искусства Безеклика уже экспонируется аналогичная крупногабаритная роспись «Пронидхи или обет Будды» XI в. после повторной реставрации с выполненными тонировками и частичной реконструкцией, максимально приближенными к оригиналу.

За последние десятилетия был накоплен некоторый опыт восполнения и тонирования утрат произведений монументальной живописи. Однако этот опыт требует глубокого анализа и научного понимания проблемы. Ведь до сох пор отсутствует фиксированное представление о конечном результате художественной реставрации памятников, и, как следствие нет единых правил тонирования утрат, утвержденных реставрационным советом монументальной живописи. На сегодняшний день наша задача состоит в том, чтобы при повторной реставрации отдельных памятников Восточного Туркестана учитывались обязательные правила восполнения утрат: применение на одной росписи только одной концепции тонирования; тонировки не должны быть темнее и ярче по цвету, чем авторская живопись; не должны искажать подлинник, но быть легко отличимыми от него; не привносить неоправданных дополнений рисунка и цвета; подчеркивать цельность и гармонию произведения.

Существуют три основных метода восполнения утрат:

1) живописная стилизация в технике оригинала,

2) применение «нейтральных» тонировок,

3) восстановление цветотонального единства композиции.

Первый принцип, как правило, используется только в станковой живописи, где необходима абсолютная цельность зрительного восприятия. Здесь допустима имитация авторской живописи. Второй метод обусловлен состоянием памятника и небольшой сохранностью живописи, когда рисунок и цвет не может быть точно восстановлен. Функцию «нейтральных» тонировок имеет реставрационная лессовая мастика, заполняющая утраты штукатурки. В данном случае этот метод не дает целостности восприятия, а является, так сказать, «естественным» нарушением единства, что препятствует прочтению художественного образа.

В случае с реставрацией «Манчжушри», допустим третий принцип художественной реставрации. Он включает в себя следующие условия: ориентация на предыдущие тонировки, реставрационные дополнения (мастиковки, тонировки) должны легко читаться, но одновременно быть незаметными на расстоянии оптимального восприятия произведения. Необходимо учитывать, что художественный материал, используемый для тонировок должен быть не только тождественен авторскому, но и обратим. Восполнение требует научного подхода - главное не степень тонирования, а пределы реставрационного вмешательства (восполнения допустимы только в пределах утрат подлинника) с учетом категорий утрат. Реставрация должна вестись при строгой фиксации всех процессов.

После расчистки красочного слоя от лессовых наслоений авторская живопись стала ярче, светлее, рисунок более четкий, многие детали выявились впервые. Расчистка велась с помощью ватных тампончиков, смоченных в метилэтилкетоне (МЭКе) или МЭК-спирте. Плотные лессовые загрязнения размягчались и послойно удалялись. Раскрытие авторской живописи на некоторых участках проводилось перед укреплением штукатурки с красочным слоем, а на опасных местах, где красочный слой тонкий, рыхлый загрязнения удалялись после глубинного закрепления 10% спирт-ксилольным раствором ПБМА, но даже на таких участках плотные затеки удавалось размягчить и удалить 3% ацетоновым раствором ПБМА, одновременно и закрепляя красочный слой. Плотные темно-желтые клеевые пятна аккуратно удалялись с помощью ватных тампонов, а в некоторых случаях и компрессов, смоченных в горячей воде., клеевая пленка набухала и скатывалась, не повреждая красочный слой. Лессовые мастиковки, замешанные на 12% ацетоновом растворе ПБМА чуть ниже уровня поверхности на 0,1см. Затем ровным тонким слоем наносится меловая мастика, замешанная на том же растворе. (Тонирование по темным лессовым мастиковкам сделает их тусклыми, а добавление белил в колер даст со временем значительное потемнение тонировок. Краска, положенная на белую мастиковку будет чище по цвету и по технике исполнения приблизится к авторской) В целом, тонировки должны иметь теплый оттенок, т.к. даже после расчистки на живописи остается тонкий, въевшийся слой желтоватого лесса. Реставрационные дополнения выполняются на тонсветлее авторской живописи. Тонирование производится акварелью с дополнительным использованием поливинилацетатной темперы. Любые привносимые дополнения основываются только на достоверных фактах. Реконструируются только те контуры, которые легко прослеживаются глазом и убедительно выстраивают форму по аналогии. Возможны заполнения локальным цветом без восстановления формы. Наиболее ответственные участки, как например, утраты на изображении ликов или исторически важной атрибутики не требуют полного восстановления, т.к. это ведет к произвольным решениям. Тонирование мастиковок начинается с мест понятных по цвету и рисунку и в то же время наиболее мешающих общему восприятию. Далее, по возможности, необходимо собирать мелкие разрывы контуров изображения. На участках, где красочный слой стерт почти до грунта, но имеются следы краски, тонировки не производятся. Такой метод тонирования, не изменяя представление о сохранности памятника, помогает гармоничному, целостному и эмоциональному восприятию стенной росписи.

Первоисточник: 
Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.