На сайте: декоративные элементы фасада лепнина и резной декор из полиуретана и деревокомпозита.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Проблемы реставрации скульптурно - декоративных элементов фасадов на примере зданий Государственного Эрмитажа

Праздникова Т.В.

В музейный комплекс Государственного Эрмитажа входит семь зданий. Их фасады украшают разнообразные декоративные элементы, представляющие собой скульптуру, декоративные панно, рельефы, скульптурно-декоративные элементы обрамлений оконных проемов, выполненные в различной технике. Многообразие декора представлено медновыколотной и цинковой скульптурой, скульптурой и декоративными элементами из натурального камня, терракоты и гипса. Все скульптурно-декоративные элементы, являясь частью фасадов, одновременно с этим, сами по себе, являются памятниками, и требуют к себе особого квалифицированного научно-реставрационного подхода.

В настоящее время, в рамках программы по хранению фасадов зданий музейного комплекса, ведется большая работа по разделению хранительских функций. Помимо хранителей фасадов, создана отдельная группа, занимающаяся хранением только скульптурно-декоративных элементов фасада. Специалисты, входящие в эту группу, ведут работу по паспортизации и составлению хранительской документации на каждую единицу хранения, в которой отражены материал, техника исполнения, конструктивные особенности, проводимые реставрации и состояние сохранности декоративных элементов. При составлении паспортов мы столкнулись с очень сложной задачей, заключающейся в классификации декора. Дело в том, что, например, на фасадах Зимнего дворца расположено полторы тысячи оконных проемов, в обрамлении которых использовано большое количество разнообразных декоративных элементов. Детали, составляющие обрамление наличников оконных проемов можно условно разделить на три группы. Самую многочисленную из них представляют декоративные лепные элементы, включенные в карнизную часть наличников с завершением в виде разнообразных сандриков. Они являются доминантой всего декоративного обрамления проемов, и именно по ним выделяются виды обрамлений. Следующая группа деталей, составляющих обрамление окон - это декоративные элементы, используемые в подоконных частях наличников оконных проемов. И последняя группа элементов включает декоративные накладки, расположенные в верхней трети вертикальных тяг наличников и представляет собой консоли, которые поддерживают сандрики оконных проемов. И только после такого детального изучения всех элементов обрамлений оконных проемов мы смогли составить классификацию, и приступить к паспортизации декора. В дальнейшем, на основе этой работы будет проводиться мониторинг за состоянием сохранности памятника, и составляться реставрационные методики. Такая система описаний архитектурно-декоративных элементов позволила решать подобные задачи не только для Зимнего дворца, но и применительно к другим зданиям, со сложным декоративным решением фасадов.

К сожалению, практически все элементы, составляющие декор зданий реставрируются только в процессе ремонтов фасадов, не смотря на их иногда аварийное состояние. Еще одной немаловажной проблемой, связанной с реставрацией декора является тот факт, что реставрацию фасадов ведут строительные фирмы, которые относятся к декору здания, как к части фасада, что наносит немалый ущерб декоративным элементам. Зачастую реставрацию декоративных элементов производят специалисты, не имеющие достаточной квалификации для реставрации таких деталей. Реставрация декоративных элементов связана и со сроками, отведенными на ремонт фасадов, так как чаще всего не учитывается количество расположенного на фасаде декора и сложности, связанные с его реставрацией.


Илл.1.Государственный Эрмитаж: 2004 г. Зимний дворец. Южный фасад. Скульптура № 5. Выколотная медь. Внутренний каркас скульптуры до реставрации.

Илл. 2. Государственный Эрмитаж 2004 г. Зимний дворец. Южный фасад. Скульптура № 5. Выколотная медь. Внутренний каркас скульптуры после реставрации.

Иногда, при проведении реставрационных работ плохо сохранившиеся декоративные элементы фасада уничтожаются, а на их место ставят новоделы, выполненные из других материалов. Здесь встает очень серьёзный вопрос о выборе материала, и насколько этот материал должен совпадать или быть близок к материалу подлинника. Например, скульптура на парапете Зимнего дворца изначально была выполнена из известняка, но к концу XIX века, когда камень потерял прочность вследствие пожара 1837 года, а также от атмосферного воздействия, было принято решение о замене скульптуры. Новая, медно-выколотная скульптура, выполненная по моделям профессора Академии художеств М.П. Попова, значительно отличается от первоначальной, вырубленной из пудостского известняка. При работе над моделями М.П. Попов не копировал буквально скульптуры XVIII века. В отличие от первоначальной, барочной скульптуры, напрямую связанной с пластикой дворца это была уже скульптура эпохи классицизма, с характерным для нее стремлением к уравновешенности пропорций и гармонии форм.

Но вопрос состоит не в том, как подобная замена отразилась на восприятии образа дворца, а в том, насколько при сохранении форм возможна замена материала при проведении реставрационных работ. Здесь мне бы хотелось отвлечься от реставрации и перейти к искусствоведческому аспекту этой проблемы. Первоначальная каменная скульптура парапетов Зимнего дворца была выполнена из пудостского камня и побелена. Она являлась доминантой всего декоративного убранства, завершением вертикального объемно-пространственного членения дворца. Новая, медновыколотная скульптура, сначала была окрашена в черный цвет (хотя есть предположение, что ее сначала побелили, как и каменную), потом краску сняли, и сейчас на поверхности скульптуры мы имеем естественную патину. Сейчас идет реставрация каркасов скульптуры, и вопрос о выборе цвета окончательно еще не решен.

Достаточно сложная и трудоемкая задача возникла при реставрации медновыколотной скульптуры, расположенной на постаментах парапетов кровли Зимнего дворца. Медная скульптура - более долговечна, чем каменная, но и для нее нужен постоянный уход и реставрация. Первоначально, для того чтобы обеспечить устойчивость медной скульптуры при сильных ветровых нагрузках, были сделаны прочные железные каркасы. Основой каждого каркаса была железная труба диаметром 60-70 мм, заглубленная в кирпичную кладку постамента на глубину порядка 1 м. К этой трубе на уровне плинта прикреплялся прямоугольник из углового железа. Эллипсообразные обручи устанавливались на уровне бедер и груди статуй, и соединялись между собою и основной трубой железными полосами. К этим элементам каркаса припаивались или крепились на заклепках медные фрагменты скульптуры.


Илл. 3. Государственный Эрмитаж 1954 г. Новый Эрмитаж. Южный фасад. Статуя Рубенса. Цинк. Разбившаяся скульптура при падения с консоли 2-го этажа.

Илл. 4. Государственный Эрмитаж 2000 г. Новый Эрмитаж. Южный фасад. Статуя Рубенса. Бронза. Воссозданная скульптура.

Внутрь медных оболочек скульптур, на две трети их высоты был засыпан битый известняк (оставшийся от разрушенных первоначальных каменных скульптур) для увеличения веса и сопротивления ветровым нагрузкам. Такая технология оказалась техническим просчетом. Пористый известняк создавал внутри медной оболочки гидрофильную систему. Не были сделаны отверстия для стока конденсата, накапливающаяся и замерзающая при отрицательных температурах в каменной засыпке влага, приводила к разрыву медных оболочек прогрессирующей коррозии каркасов, ослабляя их прочность. В результате не прошло и тридцати лет, как медная скульптура стала разрушаться. Её неоднократно реставрировали, и в середине XX века деструктированный битый известняк во внутренних полостях скульптур был заменен бетонными заливками.

С 1976 года началась планомерная реставрация поочередно всей скульптуры. Реставрацию проводили Специальные научно-производственные мастерские, Государственного Эрмитажа. Реставрацией руководил и руководит до настоящего времени А.Н. Герасимов.

Реставрационный процесс начинался обычно с расчистки от черной краски специальными смывками. Затем с тыльной стороны паяльной лампой отпаивается один-два листа меди, чтобы обеспечить доступ к каркасу. Проржавевшие части каркасов, находившиеся выше бетонной заливки, заменялись новыми. В центральную часть каркаса — железную трубу, вводился стальной стержень, чтобы укрепить основу каркаса и сделать его более надежным. Затем на всю поверхность каркаса, находящегося выше бетонной заливки, наносилось антикоррозийное покрытие. Разошедшиеся швы, разрывы, пробоины запаивались, в местах утрат ставились заплаты.

После расчистки от красочного слоя открывается чистая, частично окислившаяся медная поверхность черного цвета. На открытом воздухе черная окись меди постепенно переходит в закись зеленого цвета. Этот процесс происходит неравномерно, на выступающих поверхностях значительно скорее появляется более интенсивный светло зеленый оттенок, в углублениях - долго сохраняются темные оттенки.


Илл. 5. Государственный Эрмитаж: 1998 г. Новый Эрмитаж: Восточный фасад. Герма. Сердобольский гранит. У гермы утрачена часть носа.

Илл. 6. Государственный Эрмитаж 1998 г. Новый Эрмитаж:. Восточный фасад. Герма. Сердобольский гранит. Герма после восполнения утраты части носа.

В начале семидесятых годов, когда решался вопрос о защите скульптуры от атмосферных воздействий, московский специалист Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории В.М. Калиш рекомендовала расчистить и оставить поверхность меди незащищенной для образования защитного слоя патины. По определенной теории считается, что слой патины на бронзе и медных сплавах защищает медь от дальнейших разрушений.

Современные исследователи соглашаются с этой теорией, но только в том случае, если скульптура из медных сплавов хранится не в условиях большого промышленного города и если это скульптура не из тонкого медновыколотного листа. Медновыколотная скульптура в наше время обычно защищается слоем специальной краски, содержащей ингибитор коррозии меди.

К 2003 году 172 из 176 скульптур прошли реставрацию. Детальное обследование скульптуры, проведенное в 2003-2004 годах показало, что скульптура на кровле Зимнего дворца находится в критическом состоянии. Только менее 20% из всех скульптур визуально могут считаться удовлетворительными.

Скульптуры имеют трещины и разрывы на швах пайки высотой 80-100мм, то есть на нижней части скульптуры, залитой бетоном. Наиболее часто встречаются трещины на ножках ваз, вокруг «люков» (листах меди на тыльной стороне скульптур, отпаиваемых при реставрации), на голени, икрах и стопах ног статуй, складках одежды. Тринадцать скульптур имеют трещины с большим раскрытием до 150 мм. Через трещины высыпаются куски разложившегося цемента и фрагменты проржавевших частей каркасов.

Причиной таких дефектов является наличие бетона, который заполняет внутренние полости скульптур. Анализ бетона, который заливали в 30-50-х годах внутрь медной оболочки скульптур для утяжеления нижней части и увеличения сопротивления ветровым нагрузкам, показал, что он состоит из извести, песка, битого известняка и осколков кирпича. За долгое время эксплуатации произошла деструкция бетона - он стал пористым, приобрел повышенное водопоглащение. Деструктированная пористая масса бетона стала основным разрушающим фактором.

Влага конденсата, стекая по внутренней поверхности скульптур, впитывается рыхлым бетоном, способствуя ослаблению его прочности и разрушению. Замерзая в зимнее время, перенасыщенный влагой бетон увеличивается в объеме и разрывает медные оболочки скульптур по швам пайки. Этот процесс продолжается многие годы. При косметических реставрациях трещины и разрывы запаивались, но их вновь разрывало массой замороженного бетона. Железная арматура каркасов, залитая бетоном и постоянно находящаяся во влажной среде, подвергается активной коррозии. При соприкосновении железных деталей каркасов с медной поверхностью, образуется электропара (медь - железо). Во влажной среде электрогальванический процесс усиливается, и в первую очередь, ржавеет и разрушается железный каркас. Проводимая с 1976 года реставрация предусматривала расчистку от коррозии и защиту только тех частей каркаса, которые были в наиболее благоприятных условиях - вне бетона, а находящиеся в бетоне продолжали разрушаться. В результате коррозии железные полосы каркасов нижней части скульптур сильно ослаблены, а в некоторых местах разрушены до трухи, значительно понижая их несущую способность, что создает аварийную ситуацию.

В процессе проводимых исследований было проведено экспериментальное вскрытие одной из скульптур и из ее внутренней оболочки удален цемент. Расчищенный каркас оказался сильно коррозированным и потерявшим прочность и надежность. В Отделе истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа была разработана методика, следуя которой полость скульптур ни чем не заполнялась, а усиливались нижние части каркасов, за счет некоторых изменений конструкций креплений. Полость скульптуры должна проветриваться и быть доступной для контроля за состоянием сохранности, как каркасов, так и внутренней поверхности меди. В нижних частях скульптуры и там, где скапливается влага конденсата, необходимо сделать дренажные отверстия. Между деталями каркасов из черного металла и медными оболочками должны быть проложены диэлектрические прокладки.


Илл. 7. Государственный Эрмитаж 1994 г. Новый Эрмитаж. Скульптура орла с углового павильона здания. Терракота. Собранная часть фигуры орла из найденных на чердаках здания подлинных терракотовых фрагментов.

Илл. 8. Государственный Эрмитаж 1999 г. Новый Эрмитаж. Скульптура орла с углового павильона здания. Терракота. Воссозданная в терракоте фигура орла.

Специалисты научно-производственных реставрационных мастерских предложили свою программу реставрации каркасов: не снимая скульптуры с крыши, а делая работу в тепляках с подъемным устройством. Распаивая нижние швы скульптуры и срезая проржавевшие части каркасов, скульптура вывешивается с помощью тали и открывается доступ к нижней площадке основания для работы по изготовления новых усиленных частей каркасов, взамен поврежденным участкам. Верхние части каркасов, которые хорошо сохранились подвергаются только консервации.

Научно-производственная фирма «Арт-эксперт» демонтирует скульптуры, и реставрирует их в реставрационных мастерских Комбината декоративно-прикладного искусства (ул. М.Тореза).

Кроме работы над каркасами, реставраторы обеих фирм сделали реставрацию медных оболочек скульптуры: рихтовку деформированных листов меди, пайку швов и трещин, изоляцию медных частей скульптуры от железных свинцовыми прокладками, просверливание отверстий для оттока конденсата. Скульптура окрашена специальным грунтовочным составом и краской, содержащей ингибитор коррозии.

Другая проблема связана с цинковой скульптурой, расположенной в нишах и на консолях фасадов здания Нового Эрмитажа, выполненная по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Руководившие строительством здания В.П. Стасов и члены комиссии, возражали против использования цинка, считая, что в нашем северном климате, этот материал будет недолговечным. Они предлагали сделать статуи из выколотной меди и Николаем I был подписан указ об изготовлении медных скульптур. Но к тому времени, когда дело дошло до работы над скульптурой, оказалось, что средства на строительство здания существенно перерасходованы. Московский фабрикант Крюмбюгель согласился изготовить скульптуры из цинка за меньшую сумму, чем могли бы стоить медные статуи, и вопрос был решен в пользу цинка.

В настоящее время некоторые цинковые скульптуры Нового Эрмитажа находится в аварийном состоянии. Практически все скульптуры имеют трещины и разошедшиеся швы в местах пайки.

Проведенные в Государственном Эрмитаже исследования показали, что использованный для отливки скульптур цинк является сырцом и имеет примеси свинца, олова, железа, марганца, меди и других металлов. Многие из этих металлов не растворимы в цинке. Это приводит к тому, что при застывании цинкового расплава образуются так называемые легкоплавкие эвтектики. Они вместе с солями, окислами и другими примесями локализуются по краям зерен цинка, образуя между ними и их отдельными группами так называемую «вторую фазу». Это создает в массе цинка слабые зоны, неравномерные напряжения, сильно ослабляя прочность металла. В процессе старения цинк кристаллизуется, при этом в слабых зонах появляются трещины и разрывы, а неравномерные напряжения приводят к их дальнейшему росту и ослаблению прочности. Такой цинк не может быть достаточно надежным и долговечным, статуи из него требуют постоянного наблюдения и реставраций. В дальнейшем, наиболее аварийные скульптуры предполагается музеефицировать, а на их место поставить копии, отлитые в бронзе. По такой технологии в 2000 году была воссоздана скульптура Рубенса, упавшая с консоли в 1956 году.

В 1999 году была проведена реставрация горельефа во фронтоне центрального павильона Лоджий Рафаэля «Власть, покровительствующая искусствам» работы А. Теребенева. Исследования горельефа показали, что цинк, из которого отлиты его части, имеют другой состав по сравнению с цинком скульптур, он более высокого качества. В процессе реставрации поверхность горельефа, расчищенная от старой краски, покрыта специализированным тонирующим составом, который создает надежный защитный слой.

При реставрации декоративных металлических обрамлений оконных проемов Лоджий Рафаэля возникла проблема другого характера. Из исторических справок известно, что весь декор сделан из меди в технике гальванопластики. При исследовании в процессе реставрации открылось несколько особенностей, которые не были освещены ни в литературе, ни в исторических справках. Оказалось, что при изготовлении декоративных обрамлений оконных проемов сочетаются черные и цветные металлы: железо, медь и латунь, что и привело к плохой сохранности металлические элементы декора. Железные фрагменты декора сильно проржавели, стали тонкими. Медные детали тоже стали более тонкими, в них появилось множество каверн, трещин и отслоений.

В результате исследований стало ясно, что весь декор нуждается в капитальной реставрации с заменой железных деталей на латунные.

Для восполнения утрат и мастиковок поверхности натурального цветного камня (в основном твердых пород) сотрудниками Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа, совместно с научно-технической фирмой «Инфраспек», был разработан новый материал на основе двухкомпонентного полиамидо-содержащего компаунда - «Лудевол». Испытания материала и искусственного камня, созданного на его основе в лабораторных условиях, и экспериментальная работа на открытом воздухе, выявили ряд преимуществ нового материала, по сравнению с традиционно используемыми эпоксидными и полиэфирными смолами:

- «Лудевол» на молекулярном уровне имеет продольно-сетчатую структуру с скомплексированными валентными связями, поэтому он обладает большой механической прочностью и долговечностью;

- Он обладает внутренней пластичностью, что снимает необходимость вводить в его состав пластификатор;

- В исходном состоянии он имеет низкую вязкость и может проникать в поры реставрируемого материала, заполняя микротрещины и укрепляя ослабленные зоны;

- «Лудевол» обладает достаточной адгезией для долговечной склейки;

- Благодаря низкой вязкости и малому поверхностному натяжению он принимает большое количество наполнителя (более 80%).

Искусственный камень на основе этого материала был использован при восполнении утраты на одной из герм на здании Нового Эрмитажа выполненной из серо-черного сердобольского гранита.

До сих пор окончательно не решен вопрос с реставрацией атлантов, выполненных из сердобольского гранита, на портике Нового Эрмитажа. На щиколотках ног угловых атлантов зафиксированы трещины (В 1919 г. специальная комиссия с участием архитекторов Л.Бенуа, Н.Крамского, осмотрев здание, пришла к заключению, что трещины на стене южного фасада и ногах атлантов давнего происхождения, и что появились они из-за наклонной осадки здания.), которые имеют некоторые подвижки, связанные с деформациями самого здания и конструктивными особенностями портика, подтвержденные проведёнными в 1997 году комплексными инженерными исследованиями. Жестко закрепленные в конструктивных деталях портика гранитные статуи не выдержали скручивающего напряжения от деформаций основания, вследствие чего появились трещины в наиболее тонких местах. Наличие открытых трещин, со скапливаемой в них влагой, которая в процессе многократных циклов замораживания-размораживания создает дополнительное напряжение в камне, способствует дальнейшему его разрушению. Но вопрос о составе мастики для восполнения утрат до сих пор остается нерешенным. «Меридиональная компания по восстановлению памятников. Марсель. Франция», проводившая реставрацию южного фасада Нового Эрмитажа в 2000 году, предложила произвести мастиковку трещин составом на основе эпоксидной смолы. Но при наличии постоянных подвижек проводить мастиковку твердыми материалами нельзя, так как они будут способствовать дальнейшему «разрыву» камня. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо провести консервацию трещин эластичным материалом, который бы исключил возможность проникновения влаги в полости камня.

Еще одна проблема связана с реставрацией декоративных элементов из терракоты, более 4 тысяч которых расположено на фасадах Нового Эрмитажа. Это разнообразные акротерии, декоративные панно, маски львов, фигуры орлов, капители колонн, декоративный фриз. В 1935 году при проведении реставрационных работ на фасадах, некоторые акротерии были сняты для реставрации. В архиве Кино-фотодокументов хранится фотография, датированная этим временем, где видно, что на окнах первого этажа нет ни одного акротерия. При этой же реставрации были выполнены и новые цементные акротерии, украшающие карнизы оконных проемов. Цементные акротерии отличаются от подлинных терракотовых более низким качеством, утрачена четкость и точность проработки и моделировки рельефа. Еще одна замена была проведена в 1956 году, когда большое количество подлинных терракотовых львиных масок, расположенных на карнизе, проходящем над 2 этажом по всему периметру здания, было сколото и заменено цементными новоделами.

Последние несколько лет велась большая работа по восстановлению утраченного терракотового декора (орлов, акротериев и львиных масок). При изучении сохранившихся фрагментов орлов и акротериев, снятых с угловых павильонов оказалось, что они имеют некоторые отличия по составу, виду и цвету глины черепка, точности моделировки и проработке поверхности. Это свидетельствует о том, что кроме первоначальных экземпляров, есть такие, которые сделаны позднее, т.е. они являются воссозданиями другого времени. Но самое главное отличие в размерах. Новоделы сделаны по форме, снятой с подлинного экземпляра, без увеличения модели в расчете на усадку. В результате воссозданные орлы оказались несколько меньше, нежели первоначальные экземпляры. В лаборатории научно-технической экспертизы памятников Государственного Эрмитажа были проведены исследования состава подлинной керамической массы, её пористости и водопоглащения. На основании проведенных исследований был подобран состав глины и разработана методика воссоздания керамического декора с учетом всех требований и ошибок предыдущих воссозданий. В настоящий момент воссозданы все виды утраченных элементов керамического декора Нового Эрмитажа.

Большую сложность при реставрации представляют собой декоративные элементы фасадов, выполненные из гипса или стюка (известкового раствора с наполнителем). Декоративные элементы, выполненные из этого материала, представляют собой рельефы, лепные детали элементов обрамления оконных проемов и скульптуру. Непрочный, подверженный быстрому разрушению гипс, находящийся на открытом воздухе, в условиях влажного климата нашего города требует к себе особо осторожного подхода. В результате многочисленных обследований выяснилось несколько причин, влияющих на сохранность гипса и декора вообще. Но самая главная причина связана с месторасположением декора. Те элементы, которые находятся на угловых частях фасадов зданий, где сталкиваются воздушные потоки, подвержены большему разрушению. На эти места попадает в несколько раз больше влаги, чем на другие участки фасадов. Неблагоприятная роза ветров приводит к разрушительному влиянию воздействия атмосферы, которая в этом месте значительно более агрессивна, чем в других местах.

При реставрации гипсовых поверхностей необходимо соблюдение некоторые условий, для обеспечения сохранности авторского слоя.

Чаще всего полное удаление слоя краски с поверхности можно допустить лишь в том случае, если большая часть покрытия растрескалась и отслаивается. Гипсовые поверхности не рекомендуется расчищать «в сухую», как это обычно делают при проведении фасадных работ.


Илл. 9. Государственный Эрмитаж; 2004 г. Эрмитажный театр. Скульптура. Гипс. Расположена в нише на уровне 2-го этажа здания. Скульптура до реставрации.

Илл. 10. Государственный Эрмитаж: 2004 г. Эрмитажный театр. Скульптура. Гипс. Расположена в нише на уровне 2-го этажа здания. Скульптура после реставрации.

Под осыпями гипсовой поверхности мы часто сталкиваемся с коррозированной железной арматурой. К сожалению, мы не всегда имеем возможность проверить состояние всей арматуры под слоем гипса. Но там где она выходит на поверхность, ее необходимо обработать антикоррозийными покрытиями. Иногда на поверхности гипса появляются характерные желтые пятна от ржавчины, это говорит о том, что арматура, находящаяся внутри имеет коррозию. В этих местах, по возможности, нужно делать вскрытие поверхности для соответствующей обработки арматуры, в целях предотвращения дальнейшего распространения ржавчины. Существует большое количество неразрушающих методов, позволяющих определить не только расположение, но и зачастую состояние арматуры (например, радиолокационная разведка). В некоторых случаях применяют, так называемый, «магнитный» способ по определению наличия арматуры в слое гипса. При помощи магнитов в слое гипса определяют наличие арматуры и делают небольшие отверстия, с целью ее исследования. Если встает вопрос о замене арматуры или ее дополнительном введении, то необходимо использовать материал, не подверженный воздействию влаги. Это может быть либо нержавеющая сталь, либо латунь. При расчистке гипсовых поверхностей мы неоднократно сталкиваемся с восполнениями, выполненными из цемента. Чаще всего гипс, в местах соприкосновения с цементом, имеет очень плохую сохранность, он расслаивается, и имеет сильные осыпи. По-возможности, цементные восполнения необходимо удалять. В процессе подбора реставрационных материалов необходимо учитывать и состояние сохранности материала подлинника, и взаимосвязь его с новым материалом, который будет использован при реставрации. Вводимый в памятник материал по своим прочностным и химическим характеристикам должен максимально приближаться к материалу подлинника.

При окраске декоративных элементов из гипса необходимо использовать «дышащие» силикатные краски.

В заключении хотелось бы отметить, что сейчас стали намечаться положительные тенденции в отношении реставрации скульптурно-декоративных элементов фасадов. Благодаря формальному выделению их в отдельную группу памятников, появилась возможность их изучения и проведения научно-обоснованных методов реставрации.

Первоисточник: 
Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.