ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Нюкша Ю.П.

1. Общие понятия об этике

Этика - философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Слово этика имеет латинские и греческие корни. Оно означает обычай, характер, совокупность и систему норм нравственного поведения человека, мораль какой-либо общественной группы, профессии. В нее могут включаться также отношения определенных групп общества по политическим, религиозным, нравственным и другим соображениям. Предметом этики является мораль, которая, в свою очередь, существует как общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения и поступков людей в определенных ситуациях. В рамках этики мораль описывают, объясняют и учат моральным поступкам. Ставится задача сделать так, чтобы между реальностью и идеальными принципами морали было как можно меньше расхождений [2,6].

В обществе мораль держится на общественном мнении, регулирующим поступки людей. Первоисточником общественной морали являются традиции, обычаи, нравы, которые становятся привычными, составляющими духовный мир человека. Вместе с тем человек не только копирует, но и, руководствуясь свой совестью, добровольно выбирает правила своего поведения. В конечном счете, отношение личности к общественному благу, как высшей категории морали, является оптимальным решением проблемы нравственности, на которой зиждется истина. Центральные проблемы освоения мира - истина в научном познании, в художественном образе, в нормах поведения.

Категории этики рассматриваются как взаимосвязанная, цельная структура. Выделение и определение ее базовых категорий условно и неопределенно. Анализ этических категорий не предусматривает их взаимозаменяемости или предпочтительности одной в отрыве от других. Переплетаются между собой мораль, право, нравственность. Всегда борются, и конкурируют противоположные категории, направленные на умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного, относительное от абсолютного, обязательное от условного, благоприятное от ущербного.

Цель этики - не познание, а поступки. Однако ее выводы скорее вероятны, чем точны. Этика касается общих ориентаций деятельности, но не может управлять многообразием ее отдельных актов. Этика охватывает некие тенденции в мире человеческих поступков. Она рассматривает лишь то, что бывает в большинстве случаев при соответствующих обстоятельствах и не может охватить все многообразие целей и поступков. Последнее конкретизуется в различных направлениях этики, в том числе, - в профессиональной этике. Профессиональная этика строится на мнениях и суждениях профессионалов различного профиля. Мораль какой-либо профессиональной группы рассматривается как совокупность норм поведения ее членов на основе общего философского учения о морали. Этика библиотекаря и консерватора опирается на библиофилософию. В свою очередь, библиофилософия - философская дисциплина, выясняющая двоякие принципы, заключенные в книге. Ими определяется, с одной стороны, бытие и развитие книги, с другой - ее познание. Консерватор руководствуется обоими принципами.

2. Морально-нравственные требования в работе с культурно-историческими ценностями

Исходя из общих позиций, объекту надлежит делать добро, удовлетворяющее всем категориям этики. Определение и сущность добра строятся на уровне ответственности его творца. В свою очередь, способности каждого индивида, кроме моральных качеств, зависят от квалификации, подготовленности, профессионализма. На практике получается, что ошибиться, причинить ущерб легче, чем сделать правильный выбор действий, принести несомненную пользу. Мораль профессионала - способ мобилизации всех возможностей и знаний, рассматриваемых через призму пользы и вреда. Оптимальное решение не абсолютно, а всегда связано со временем, на которое рассчитан его эффект, и с уровнем развития научных знаний в данный исторический период. Так в основе деятельности профессионала заложены высокая эрудированность, чувство долга и обязательства перед обществом. Чтобы с задачей справиться, нужны совокупность познаний и смелость. Если чего-то не достает, приходится соблюдать осторожность. Принципы этики, теоретические и практические, философские и нормативные, зиждутся на авторитарном признании правильности поступков и действий в процессе взаимодействия человека с объектом труда. В объект сохранения вкладывается сплав знаний и морали.

Неизбежно приходится исходить из того непреложного факта, что ничто, ни один предмет не может существовать вечно. Поэтому часть культурных ценностей постепенно исчезает по разным причинам: а) в силу естественного предельного срока их существования, б) по причине очень плохих материалов и способов изготовления, в) из-за неблагоприятных условий хранения и пользования, г) разрушения в аварийных ситуациях, д) из-за непригодных или неправильно примененных способов консервации, е) вследствие невозможности или неумения своевременно воспользоваться косвенными способами защиты.

В соответствии с содержательной стороной объекта, его историко-культурной и познавательной ролью, степенью редкости, внешним видом, качеством материалов и оформления строится программа его будущей жизни, порядок обращения с ним в общественно-культурной среде. В конце концов, только консерватор остается наедине с объектом, будущее которого в большей мере находится на его совести, добропорядочности, зависит от его нравственных устоев, а иногда и, наоборот, - от неосведомленности. Чтобы такого не случилось, в профессиональной среде должен существовать нравственный кодекс, специальные нормы и принципы морального сознания [4,5]. Из всех общественно-исторических установок морали профессиональные нравственные основы более других зависят от уровня развития науки и от информированности специалиста, принимающего на себя ответственность за судьбу объекта. Со своими современными и будущими коллегами ему надлежит изъясняться на языке доверия, с полной откровенностью, при которых только и возникает обратная связь. Она появляется в результате осмысления собственных поступков и обязательств за их последствия. В работе с культурно-историческими ценностями предполагается гармония и целостное единство духовного и материального начал. Слишком значительна степень риска, непомерно высока цена утраты и исключительно серьезны обязательства перед современным обществом, перед будущими поколениями.

3. Этические профессиональные нормы консерватора, библиотекаря, хранителя, владельца

Персонал, работающий с культурно-историческими ценностями, в своих действиях должен представлять себе идеал, к которому надлежит стремиться. Обязателен ориентир для выбора направлений деятельности. Идеал вбирает в себя все самое совершенное по уровню развития науки и техники. Именно поэтому содержание идеала непостоянно: оно меняется, следуя прогрессу в области многих смежных дисциплин. Нравственный персонал употребит все, известные к настоящему времени, возможности для спасения документа, чего бы ему самому это ни стоило по затратам сил, времени, материальных ресурсов. Ситуация даже может привести к противостоянию между административными установками, ограничениями и поведением усердных профессионалов. В этом случае включается общественное мнение, отражающее моральные устои, бытующее в обществе специалистов [10,12]. Исключительно важно умение доказать правомерность своего подхода, суждения и убежденности в их правильности в современных условиях, а также показать понимание слабых мест предложенного проекта.

Отказ от идеального, всесторонне взвешенного решения может привести к утрате глобальных ценностей сохранения культурного наследия в угоду временным местным условиям данного учреждения. Отклонение от творческой целеустремленности ведут к забвению идеалов будущего. Подчинение повседневной текучке, уход от более сложных, перспективных, но трудных задач - путь к отказу от гарантий долговременного существования документа. Консерватор - связующее звено между библиотекарем и хранителем, а в более широком понимании - между прошлым и будущим. Целесообразность действий каждого из участников измеряется применительно к тому, что настоящее станет прошлым, а будущее со временем становится настоящим. Персонал обеспечивает уверенность в том, что будущему пользователю ничто не помешает правильно понять все (к тому времени вместе с нынешним прошлое документа), в неискаженном виде донести до будущих поколений его особенности и жизненные этапы.

Должно быть очевидным, в угоду каким обстоятельствам документ предстает именно в таком виде и состоянии, как и почему люди прошлого рассматривали применительно к нему благо. Для пользователя не должно быть затруднительным установить всю правду об истории документа. На этом строятся категории этики человека, работающего с культурными ценностями, его нравственный идеал, совестливое отношение к своему служебному долгу. Умение испытывать счастье от трудовых удач и успехов создает моральный облик и нравственное состояние личности с высокоразвитым чувством справедливости, что оберегает документы от опрометчивых действий и поступков, обеспечивает беспристрастность и объективность в суждениях и действиях.

Наиболее полно нравственная зрелость специалиста выражается в понимании и добровольном исполнении своих обязанностей и слиянии чувства долга со своими внутренними потребностями. Содержание долга постепенно формируется научно-обоснованными и установленными руководством постулатами. У людей, стоящих в разной позиции к документу, может быть неодинаковое представление о долге. В широком смысле долг олицетворяет готовность действовать, не рассчитывая на немедленное вознаграждение. Такие категории этики особенно отчетливо проявляются во время самоотверженного труда персонала во имя спасения культурных ценностей при стихийных бедствиях и авариях. Опорой для людей, истинно преданных идее сохранения культурно-исторического наследия, служит их нравственное самосознание, развитое в наибольшей степени. Несмотря на то, что в критическом состоянии фондов учреждений культуры консерваторы неповинны, именно они обнаруживают высшую меру ответственности при спасении объектов и ликвидации последствий катастроф. Честно служащий делу персонал берет на себя ответственность даже за то, в чем изначально не было его вины. В деятельности консерваторов присутствует благородство, осознанность своего долга в соответствии с высоким нравственным идеалом. Таким образом, профессиональное своеобразие консерваторов занимает в обществе весьма достойное место.

В то же время хранителям и владельцам консерватор обязан разъяснять, убедительно доказывать, раскрывать все последствия принимаемых решений для будущего документа. Дело его нравственных принципов, его совести склониться или не согласиться на противоправные по отношению к документу действия, на которых настаивает недальновидный владелец, действуя с позиции своих узких собственнических интересов, игнорируя общественные потребности [7]. В конечном счете, частное владение предполагает рекомендательный характер суждений консерватора. При этом возникает необходимость обсудить вопрос о приемлемости идеального решения по меркам, принятым для документов, находящихся на государственном хранении.

Подходы и понимание пользы у консерваторов и хранителей тоже не всегда однозначны и часто отклоняются достаточно резко. У консерватора они строятся на глубоком понимании процессов, протекающих в материалах документа. У хранителя и библиотекаря они скорее поверхностны, рассматриваемы с позиций современной библиотечной практики. Несомненно, что должно добиваться слияния и единства взглядов консерваторов, реставраторов, хранителей, искусствоведов, библиотековедов, архивистов. К сожалению, правовая оценка действий, вписывающихся в область сохранения культурных ценностей, еще слаба, чтобы не сказать, практически беспомощна.

Существует еще надобность в определении правого статуса консерватора, предела и степени его влияния на хранителя и владельца. Должно установить его роль как специалиста, несущего, в полной мере, ответственность перед человечеством с позиций своей осведомленности, своих знаний, не считаясь с временными, сиюминутными желаниями других людей. Важно также найти понимание в среде компетентных специалистов, хорошо понимающих суть дела и способных объективно оценить и помочь коллеге. В силу того, что технологические детали известны только в узкой среде, консерваторам определенного профиля важно иметь фиксированные нормативы для целей обеспечения долговечности документа. Без них консерватору трудно, а порой и нецелесообразно, устанавливать жесткие рамки для выполнения своих функций. Однако, принцип "не навреди" всегда остается в поле его зрения. В сомнительных случаях есть смысл прибегнуть к щадящим технологиям или временно заключить документ в контейнер, чтобы выиграть время и разобраться поподробнее, проконсультироваться со многими специалистами, узнать мнение разных профессионалов о предлагаемой судьбе документа.

4. Этические принципы в консервации при государственном хранении

Для каждого документа или группы документов приходится решать вопросы различно, тщательно выбирая методы стабилизации и реставрации в соответствии с общей концепцией сохранения в данном учреждении. Этика присутствует в глубоком анализе и всестороннем определении подходов к стабилизации и реставрации. Прежде всего, - это согласованность требований, общность в выборе действий по сохранению в целом, с учетом установленных правил хранения и пользования. До сих пор приходится убеждаться в том, что четкость в проведении консервационных операций относительна, а формулировки расплывчаты. Такое положение обусловлено сочетанием несходных и разнохарактерных признаков каждого документа. Поэтому полагаться на общие рекомендации, по крайней мере, опрометчиво. В таких случаях помогает опора на интуицию, основанную на творческом подходе консерватора. При этом определение режимов обработки устанавливается в зависимости не только от норм профессиональной ответственности, связанных с гарантией долговечности, но и от установления потребительских качеств документа.

По отношению к книге ситуация отлична от других объектов культуры, знание о которых привносятся извне, на основе изучения их истории. Книга же несет в себе информацию о своем содержании, о своей роли в обществе, о сфере влияния и самопознания. Особый случай, когда содержание книги импонирует представлениям консерватора, и он испытывает к ней внутреннюю симпатию. Проявляя расположенность к данной книге, консерватор старается приложить максимум усилий, мобилизовать все возможности науки и опытных знаний. В других случаях отношение может быть прохладным, незаинтересованным, и тогда проступает только чувство ответственности перед обществом, для которого важно полностью сохранит все, а не только выборочно созвучное консерватору. В каждом конкретном случае определяются свойства, состояние книги, расчетная продолжительность жизни составляющих ее материалов, имеющиеся возможности продления срока службы при современном научном обороте [3].

Отдельно обсуждается допустимость изменения внешнего вида книги в соответствии с приоритетами в ее качественных характеристиках. Точность ответов на эти вопросы зависит от квалификации и добросовестности консерватора. В конечном счете, его персональная заслуга или виновность в повреждении книги при ее будущем хранении в учреждении известна. Поэтому естественно желание получить какие-либо подходы к административно-правовой оценке действий консерватора. В этой области деятельности всегда находятся ссылки на неразработанность того или иного образа действий либо отсутствие материального обеспечения. Тем важнее иметь точные требования, действующие в определенное время при известном уровне развития консервации. Подобные морально-нравственные устои гласят, что консервация должна действовать как добрый врачеватель и не превращаться в насилие над книгой. В процессе работы на определенный срок консерватор и книга вступают в тесное взаимодействие. Содержание книги оказывает психологическое воздействие на консерватора, понимающего, что книга как материальный объект, несущий в себе содержательное начало, предназначен для пользования многими людьми. Но проходят столетия, книга уже не служит повседневно, она становится памятником культурного наследия. Отношение к ней меняется в корне, и требования к ее консервации - соответственно. С этим переходом возникает вопрос подлинности. Надо ли возвращать книге свойства первоначального изготовления, или сохранять все признаки, придаваемые ей на протяжении жизни, или можно принять для нее непременными качества, соответствующие ее современному назначению. Имеется в виду, что с течением времени меняется функциональная, потребительская роль книги, продолжающей находиться в общественном пользовании.

Этика консерватора состоит в сравнительной объективной оценке всего арсенала известных к данному моменту средств и выборе оптимального на сегодня, непременно с учетом норм дальнейшей жизни книги. В числе решений может быть и упрощенная обработка стабилизацией контейнерным хранением. Реставрация, тем временем, откладывается. Возможным ориентиром, в числе других, остается положение, при котором результаты консервации не мешают пользователю. Подходы и этические нормы, соблюдаемые консерватором, соотносятся с таковыми, принятыми в учреждении, где книга находится на государственном хранении. Своеобразные приемы приходится искать для сохранения конволютов, объединяющих материалы различного происхождения, периода и способов изготовления.

Обязанность консерватора вникнуть во все то, что было, и что может произойти с книгой, принять экстренные меры по прекращению или торможению быстро протекающих процессов, ведущих к значительному ухудшению свойств материалов. В то же время исправительные (реставрационные) действия должны быть взвешенными и определяться степенью допустимого изменения: а) внешнего вида, б) химических свойств материалов, составляющих книгу, в) ее физических качеств в период пользования. Решения консерватора проявляются тактично по отношению к книге, строго дозируя меру вмешательства в ее материальную основу. В последнем случае требуется достоверно установить, что важнее: а) сохранение компонентов книги в состоянии наиболее близком к оригинальному, исходному, б) улучшение ее свойств как источника информации с повышением износостойкости, в) предельно достижимое увеличение долговечности.

Согласимся с тем, что вечным ни одна книга или другой документ быть или стать не могут, когда-то наступит прекращение их существования как физических тел. Где здесь предел можно установить только приблизительно, но известны и другие признаки определения статуса пребывания документа в государственном хранилище.

5. Консервации документов временного, длительного и постоянного хранения

Способы стабилизации и реставрации выбираются консерватором отдельно для документов, временного, длительного и постоянного хранения. К документам временного хранения применимы любые апробированные методы консервации. При временном хранении допустима большая свобода действий. Продолжительность службы примененных материалов должна соответствовать расчетному, запрограммированному сроку хранения документа. Разрешается пользование методами необратимой консервации. К документам, изготовленным после первой половины XIX в. по настоящее время могут применяться способы консервации, обеспечивающие их хранение и использование на срок больший, чем заложено в природе их основных материалов. Преимущественно это относится к недолговечным изданиям и рукописям, которые желательно перевести в категорию длительного хранения. Оригинальное решение может потребоваться по отношению к изданиям, имеющим частый потребительский спрос, и не подлежащим замене копиями на других носителях.

Работа с документами длительного хранения, если даже оно предусмотрено программой, содержит больше элементов осторожности из числа принятых для документов постоянного хранения. Тем более что первые могут быть переведены в категорию вторых. Консервационные действия, примененные к документам длительного хранения, не должны препятствовать их переводу в группу постоянного хранения. Последнее обстоятельство становится все более весомым, хотя нормативная база для такого случая еще не установлена окончательно. К документам длительного хранения применимы многие методы стабилизации и реставрации с акцентом на их соответствие потребительскому назначению.

Для документов постоянного хранения, датированным до середины XIX в., применимы технологии, максимально приближенные к тем, которые были использованы при их первоначальном изготовлении. В случае потребности в более современных методах, включающих новые материалы, обязательно решение комиссии экспертов. Письменное заключение комиссии экспертов оформляется по правилам, принятым в данном учреждении. Разрабатывая программу обработок, консерватор обязан тщательно взвесить все за и против, постоянно имея в виду будущее документа при его бессрочном хранении. Существенно сохранить внешний вид, обеспечить предельно допустимый срок службы, старательно оберегая подлинность документа. Во многих случаях, когда в распоряжении находится уникальный документ прошлых веков, самого пристального анализа требует определение надобности реставрации. Там, где можно без нее обойтись, - так и сделать. Часто в этом помогает инкапсулирование. Все лишние детали, оставшиеся после выполнения технологических процессов, прилагаются к документу в отдельной упаковке. Способ и надежность хранения определяются главным хранителем данного фонда документа при обязательном участии консерватора.

6. Моральный выбор: стабилизация или реставрация

Работа над документом начинается с определения комплекса утраченных свойств и качеств, которые необходимо вернуть в процессе предполагаемой консервации. В соответствии с этим решается вопрос о консервационных действиях: достаточна ли документу только стабилизация, или требуется еще и реставрация. Этика в стабилизации и реставрации с самых первых лет появления сведений об этой сфере работы не именовалась такими словами. Однако, этические нормы всегда проявлялись в обязательности подробного описания технологических процессов [14], указании материалов, участвующих при осуществлении процедур, в осторожности использования новых и особенно синтетических веществ, даже в том, что клей из пшеничной муки до сих пор является важным связующим при проведении реставрационных работ. В тех случаях, когда выполнялась консервация особо ценных культурно-исторических документов, регистрация велась скрупулезно точно. Иллюстрацией служит индивидуальное описание всех 294 листов Остромирова евангелия параллельно с их фотографированием в связи с 900-летием этого первого сохранившегося памятника русской письменности, выполненное в 1957 г. Вся технология консервации изложена с предельной точностью в публикации Е.Х.Трей [9]. Другой пример - реставрация средневекового пергамента И.Бети-Козочем (Национальная библиотека Сечени, Венгрия) [1]. Автор видит главное в этической концепции, состоящей в максимальном сохранении элементов первоначального блока и переплета книги. Реставрационные меры допустимы только в случае крайней необходимости. Для использования рекомендованы обратимые материалы. Запрещена стилизация при изготовлении реставрационных переплетов. Если стабилизация допускается, то только с использованием материалов оригинала. Все элементы подлинного документа сохраняются. Для рукописей с переплетами готическими, романскими, эпохи ренессанса рекомендуется отказаться от реставрационных вмешательства и хранить их в специальных футлярах. Обращается внимание на осторожность выбора процессов реставрации, состоящих в очистке, дополнении недостающих частей, закреплении текстов.

Перед реставратором всегда стоят проблемы выбора цели и средств. Цель определяется не только им, но и другими людьми, связанными с документом. Зато выбор средств - прерогатива реставратора. Причем его действия должны способствовать полной эффективности сочетания выбранных средств с поставленной целью. Принимая любое решение, консерватор убежден в его оправданности по отношению к пользователям разных направлений различных временных периодов. Выражается уверенность, что нынешние и будущие люди увидят в документе безошибочно и достоверно отраженное прошлое [8].

Стабилизация и реставрация остро ставят вопрос об исторической подлинности документа. Серия консервационных обработок, которым документ подвергался на протяжении свой жизни, для определенной категории исследователей представляет самостоятельный интерес. Правда, чаще всего предыдущая обработка была хуже той, которую можно сделать сегодня. Более того, предыдущие реставрационные процессы оставляют следы, нередко наносящие ущерб будущей сохранности и внешне менее эстетичные. Но, строго говоря, их удаление - некий ущерб подлинности. Нельзя забывать также и о том, что будущим людям с течением времени придется рассматривать и оценивать качество и целесообразность работы, произведенной реставраторами разных периодов времени. В каждом подразделении бытуют свои принципы соблюдения морально-этических норм. Однако техника консервации развивается быстро. Появляющиеся новые суждения предупреждают о риске при выполнении любых методик. Тем не менее, риск не исключает новшеств [13].

Именно внедрение нововведений требует соблюдения этических категорий. От авторов исследований требуются обязательные методические разработки в виде инструкций, методических руководств, памяток и пр. Составляется перечень всех рекомендованных материалов, для которых предусмотрено указание нормативных показателей свойств, марок, стандартов, технических условий на изготовление. Применение новой методики или материала позволяется только после тщательного опробования и обсуждения полученных результатов с перекрестным контролем данных, после беспристрастных отзывов авторитетных ученых, проведения прогнозирования поведения документов, к которым были применены новшества, во времени. Соответственно требуются данные искусственного старения на опытных образцах. Обращение с документами культурно-исторического значения предполагает понимание того, что обработки, применяемые сегодня, не являются окончательными. Впоследствии они могут быть пересмотрены и заменены другими, более совершенными, обеспечивающими увеличенные сроки длительного хранения, придающими улучшенные свойства и полнее удовлетворяющими требования к сохранности документа.

7. Приоритет книжного блока

Книжный блок - средоточие информации, заключенной в книге, главная ее часть, требующая первоочередной консервации. Консерватор должен определить, обосновать и сформулировать суть состояния этой части книги. Надлежит принять неотложные меры по прекращению быстротекущих деструктивных процессов. Например, очень низкий рН=2-3 подлежит обязательной нейтрализации. Этика специалиста - в точности выбора методов работы, в подборе материалов, в сбережении элементов художественного оформления, в степени изменения внешнего вида и структуры отдельных листов. Консерватор несет тройную ответственность: перед коллегами, перед учеными по содержательной части, в конечном счете, перед человечеством, которому принадлежат культурные ценности. Отсюда ему диктуется постоянное совершенствование знаний в течение всей профессиональной деятельности, чтобы не упустить новшества. Практика показывает всю затруднительность положения консерватора, желающего строго придерживаться принципов научного творческого подхода потому, что задача придания внешнего, "товарного" вида издания может не совпадать с требованиями научного обеспечения его сохранности во времени. Консерватору надлежит всегда отдавать себе отчет в том, где предел технического и морально-нравственного отступления, который допустим в каждом конкретном случае. Любые методы интимного вмешательства в материальный состав документа требуют предусмотрительности.

Дискуссионно право на воспроизведение текста, утраченных частей книги, хотя это повышает ее функциональные качества. Притом различаются потребительские эксплуатационные свойства и эксплуатационная ценность как товара. Замену частей или целых листов с текстом копиями, снятыми с других экземпляров издания, можно пометить обозначением на самом листе. Так будет более внятно для пользователя.

Возникают сомнения и в вопросе обратимости реставрации [15]. Конечно, полностью она не возможна, во всяком случае, в смысле полного возврата к первоначальному состоянию. Бывают положения, при которых обратимость и не нужна. Если материал сильно ослаблен, имеет очень низкую механическую прочность, его, несомненно, упрочняют. Однако, впоследствии, удаление упрочняющих компонентов может привести к полному распаду листов или других частей книги. Таким образом, устранение введенных ранее составов (осуществление обратимости) в принципе не всегда допустимо.

Восстановление утрат в процессе реставрации исторического документа придает ему целостность, но не всегда желательно при его изучении не только по содержанию, но и как материального объекта. Поэтому лучше избегать его излишнего обновления. В конечном счете, за консерватором остается весьма ответственное право решать, что он может и чего не может, что правомерно и допустимо и что неприемлемо. У людей будущего вполне вероятен другой подход к изучению документа. Возможно, они будут пользоваться другими критериями, сегодня не принимаемыми во внимание. Поэтому установка на минимальность вмешательства должна удачно сочетаться с обеспечением соответствующих качеств, гарантирующих эксплуатационную выносливость [11]. Кроме того, неизбежен вопрос, этично ли полностью сохранив подлинность первоначальных материалов, не придать нужных потребительских качеств, обречь документ на повреждение и даже разрушение при пользовании. Тогда встает задача необходимости поступиться подлинностью, упрочняя материальную основу существенным вмешательством, или полностью положиться на копирование, вообще не представляя оригинал книги пользователю. При этом не снимается целевая установка на сохранение меток временных воздействий, отражающих жизненный путь документа. Относительно книжного блока необходимы точные рекомендации наиболее благоприятных условий будущего хранения и обозначение возможных рисков.

8. Такт в работе с переплетом

Переплет допустимо рассматривать как дополнение к книжному блоку, и содержательной части книги. Поэтому решение вопроса о его подлинности не столь однозначно. Если книга переплетена несколько раз, то каждый очередной переплет представляет собой элемент ее истории. Воспроизведение утраченного переплета все равно имитация. Поэтому правомерно переплетение книги в скоромный, неприметный, не амбициозный переплет, выполняющий функцию предохранения книжного бока, но не имеющий собственной художественной ценности. В тоже время создание нового переплета в стиле подражания предыдущему или первоначальному (если это возможно установить) допустимо рассматривать как одну из форм существования книги в разные периоды ее жизни. Отсюда и раздумья о том, обязательно ли воспроизводить переплет по манере исполнения. С одних позиций - да, надо. Однако, нельзя не признать, что это, пусть искусное, но воспроизведение подлинности, а не истинная подлинность (оригинальность). С других позиций, можно согласиться и с созданием другого переплета, функционально более отвечающего содержанию книги, а главное - ее роли в современном общественном процессе. Тогда это может быть расценено как новый этап в жизни книги. Тем более что не всегда известно, является ли сегодняшнее оформление тем первым, которое принято считать подлинным. Поэтому вполне приемлемо согласиться с тем, что книга может преображаться несколько раз в течение свой истории. Важно только выполнить работу тактично, применительно ко времени создания книги и ее современной роли в обществе, соответственно тому функциональному назначению, которое она имела, и которое приобрела теперь.

Переплет, прежде всего, является защитой книжного блока. При этом он иногда отражает вкус владельца или хранителя (при государственном хранении). Именно в переплетении наиболее значительна роль владельца, выступающего в качестве заказчика. Консерватор может влиять на решения владельца книги, но обязать его действовать определенным образом, наступая на права собственника, - не всегда. Прежде всего, не установлены права общества, его государственных институтов на образ действий владельцев объектами культурно-исторического значения. В то же время консерватор обязан разъяснить заказчику как можно больше, в том числе: возможность изменения формата, надобность обработки обреза, форм реконструкции переплета, допустимость тиснения на крышках и на корешке, желательность защитного футляра, то есть все достаточно заметные и эксплуатационные признаки издания.

9. Польза фазового хранения

Фазовым или контейнерным был назван способ хранения документа в почти неизменном состоянии, заключенным в футляр. Неизменность, конечно относительная, ибо обязателен цикл первичных обработок, предотвращающих быстрое старение документа. Такими обработками являются непременная очистка, дезинфекция, порой нейтрализация кислотности, иногда несложный ремонт. Фазовым хранение в футляре (коробке) названо потому, что применяется в основном в двух случаях. Первый - когда консерватор не решается выработать технологию, составить безошибочную программу. Второй - наличие большего числа поврежденных документов, так что организовать их последовательную консервацию в ближайшее время невозможно. Тогда предусматривается упрощенная обработка, хранение в защитном футляре вплоть до того времени, когда появится возможность вновь вернуться к консервационным действиям по полной программе. В других случаях изготовление футляра является предупредительной мерой предохранения переплета и книги в целом от внешних воздействий, повреждений безотносительно к сроку, на который рассчитано ее контейнерное хранение.

Формы и способы изготовления всякого рода защитных приспособлений для хранения книг многочисленны. Существует целая индустрия, фабрики по их производству. Иногда - это штучный товар, сделанный индивидуально для данной книги. Распространено также производство коробок для книг согласно существующим форматам, в соответствии со стандартом для печатной продукции.

Хранение в коробках, футлярах также помогает соблюсти необходимую этику в выполнении консервации, не заботясь о прочностных свойствах книги, которая находится под дополнительной контейнерной защитой. Если правила изготовления и выбора материала (в основном, бескислотного картона со щелочным резервом) для коробок сделаны правильно с учетом долговременного хранения, то для каждой книги наличие такого защитного приспособления в высшей мере полезно. Другое дело, что оно связанно с удорожанием консервации и потребности в дополнительной площади (в связи с увеличением толщины книги) в хранилищах документов.

10. Моральное сознание в программах консервации

Подготовка программы работы с объектом является прерогативой основного исполнителя, на которого возложено выполнение всех консервационных процессов. В программе обозначаются цель, средства, точные предложения и решения по стабилизации и реставрации. Желательны как можно более конкретные формулировки, ибо абстрактные многозначные слова легко приводят к всеобщему согласию, но мало помогают в достижении поставленной цели. Начало работ принято предпосылать коллективным обсуждением в кругу консерваторов. Возникающий при этом общий интерес часто облекается в форму рекомендаций, близких к соблюдению нормативов. Думается, что моральный выбор, основанный на согласовании общих и индивидуальных суждений, остается все же за основным исполнителем, который склоняется в сторону какого-либо варианта программы и доказательно отстаивает его правомерность. Он обстоятельно просчитывает последствия своего выбора для объекта хранения в доступных данному учреждению условиях. В таких случаях может проявиться моральный конфликт между индивидуальным и общественным мнением, а также противоречия между субъективными оценками и общепринятыми возможностями. Надо заметить, что, если работа поручается исполнителю, не разделяющему цель в положительной форме, она не будет выполнена наилучшим образом и не принесет ожидаемой пользы. Однако, делая самооценку намерений и своего поведения, исполнитель всегда соизмеряет их с объективными возможностями, принимая во внимание, что в противном случае он усиливает меру своей ответственности за все последствия. В подобных ситуациях вырабатывается и утверждается или, наоборот, низвергается авторитет специалиста, выбравшего определенную линию поведения, испытывается его нравственная и профессиональная подготовленность. На этой основе, в свою очередь, формируется профиль деятельности, индивидуальная направленность развития и совершенствования каждого специалиста, его основные профессиональные черты. Если в коллективе подбираются люди различной индивидуальной ориентации в области консервации, то это расширяет и обогащает возможность профессионального сообщества в целом. Поощряется стремление индивидуумов руководствоваться не стремлениями к личной пользе, а высоко моральным выбором в соответствии с представлениями нравственной культуры.

Список литературы:

1. Бети-Козоча И. некоторые методические рекомендации и этические принципы реставрации средневекового пергамента//IСОМ Committee for comservation. 9th Triennial Meeting. Dresden. 1990. P. 6-7

2. Зинбули А.Е. Лекции по этике: Учебное пособие. СПб., 2003. 176 с.

3. Маркова Т.Б. Библиотечная книга как память человечества// Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев: матер, науч. конф. СПб.: БАН, 2003. С. 64-67.

4. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест// Охрана культурного наследия в документах: Международная хартия, кодексы этики, руководящие принципы. 1960-1990 гг. М., 1998.

5. Международные нормативные документы по реставрационной этике// Консервация и реставрация музейных художественных ценностей: Экспресс-Информация. М.: РГБ. Вып.6. 1990. 40 с.

6. Радугин А.А. Этика. Учебное пособие для вузов. М., 2003. 219 с.

7. Роос С. История и этика консервации// Теория и практика сохранения памятников культуры: Сб. науч. тр./РНБ. СПб., 1995. Вып. 17. С. 179-184

8. Склярская А.В., Смит В. Этические аспекты реставрации книг// БАН: 10 лет после пожара: Матер, междунар. науч. конф. СПб.: БАН. 1999. С. 169-176

9. Трей Е.Х. Реставрация листов Остромирова евангелия и описание их повреждений// Реставрация библиотечных материалов: Сб. работ. Л.: ГПБ. 1958. С. 49-96

10. Этический кодекс Петербургской Гильдии реставраторов// Сохранение библиотечных и архивных материалов (Руководство) СПб.: Европейский Дом, 1998. С. 244-249

11. Baird B.J. The goals and objectives of collections conservation //Restaurator. 1992. Vol. 13, №4. P. 149-161.

12. Code of ethics and standards of practices. "The American Instittute for Conservation of Historic and Artistic Works Directory 1989-1990.

13. Galinsky E., Haberditz I.A. Paper splitting: systematisation quality control and risk minimisation. // Restaurator. 2004. Vol. 25, № 3. P. 171-198.

14. Giovannini M.A. Towards a policy for preservation and restoration: some conceptual tools//Restaurator. 1992. Vol. 13, №4. P. 162-186.

15. Smith R.D. Reversibility a questionable philosophy // Restaurator. 1988. Vol. 9, №4. P. 199-207.

Первоисточник: 
Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.