ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Институализация и правовой статус реставрационной деятельности

Гурьева К.А.

Общество существует как сложная система взаимодействия людей. Этой системе присуща внутренняя организованность и определенная степень упорядоченности, которую обеспечивают с помощью разнообразных подсистем - институтов. Образование всякого социального института - институциализация - представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Научно обоснованным представляется рассмотрение реставрации, как социального института. Понятие института (в переводе с латинского - установление, учреждение) было заимствовано из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Опираясь на определение социального института, предлагаемого в «Словаре социологических терминов», как «исторически сложившейся, устойчивой формы организации совместной деятельности», мы можем выделить определенные признаки реставрации, как социального института. К ним, в частности, можно отнести: установки и образцы поведения - «не навреди»; символические культурные признаки - набор инструмента: скальпель, кисть; идеология - этос профессии реставратора, включающий в себя совокупность моральных императивов, принятых в данной профессии и определяющих поведение ее членов; кодекс устный, письменный - проект «Кодекса этики реставрационных профессий Российской Федерации». В настоящее время действуют «Кодекс этики Американского института консервации» 1967 г., «Кодекс этики Канадской группы международного института по консервации и Канадской Ассоциации профессиональных консерваторов» 1986 г; «Кодекс чести реставратора» ФРГ 1986 г.; Швейцария, 1986г.

Реставрация, как социальный институт, обладает рядом основных функций. Среди них можно назвать следующие. Во-первых, закрепление и воспроизводство общественных отношений, выражающееся в системе правил и норм поведения, закрепляющей, стандартизирующей поведение своих членов и делающей это поведение предсказуемым. Во-вторых, регулятивная функция, обеспечивающая регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. В-третьих, интегративная функция, направленная на сплочение, взаимозависимость и взаимоответственность членов социальной группы.

Социальный анализ раскрывает феномен реставрационной деятельности как действия социальной группы людей, связанных общими интересами, придерживающихся общих правил поведения, признающих правомерность применения этических норм в качестве обязательных. В своей деятельности социальная группа, объединенная профессиональным интересом в профессиональный союз, руководствуется помимо моральных норм корпоративными. По форме своего выражения корпоративные нормы имеют определенное сходство с правовыми. По общему правилу такие нормы документально зафиксированы и достаточно детализированы в профессиональных кодексах, хартиях. Отличие корпоративных норм от правовых находится в сфере их возникновения и санкционирования. Правовые возникают и санкционируются по воле государства, а корпоративные не имеют государственного санкционирования и регулируют отношения внутри социальной группы.

Отношения внутри социального института реставрации складываются на основе этических и моральных норм, что вполне достаточно для существования профессионального коллектива, как отдельно взятой единицы общества. Множество социальных институтов находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, образуя, таким образом, все общество. Безусловно, приемлемые нормы этических кодексов в узком коллективе единомышленников, оказываются недостаточными на межинституциональном уровне. В масштабах всего общества действуют социальные нормы - общие привила поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, с социальными группами, организациями. Часть социальных норм, наиболее значимая и универсальная, возводится государством в закон и приобретает принудительную силу государства. Таким образом, право является одной из наиболее ярких разновидностей социальных норм.

Право, являясь нормативной системой, наделяет субъектов социального взаимодействия правами и обязанностями. Особенность социального предназначения права состоит в том, что оно связывает субъектов дополнительными юридическими узами, облекая таким образом отношения, в которых эти субъекты находятся в форму правоотношений. Помимо этого право выполняет важную и необходимую роль по согласованию различных интересов людей. Тем самым право интегрирует общество в единое целое, создает стабильную систему, обеспечивает правопорядок, разрешает конфликты и противоречия.

Общественные отношения приобретают юридический характер в результате реализации участниками норм права. Именно с помощью правоотношений нормы права воплощаются в жизнь. Реставрация не может осуществляется в замкнутой системе, в которую вовлечены специалисты в отрыве от общества, продуктом которого является как исполнитель работ - реставратор, так и объект приложения его сил - памятник культуры. Всякий участник реставрационного предприятия оказывается вовлеченным в правоотношения.

Реставрация может показаться сугубо замкнутой системой, доступной только посвященным. Но, будучи социальным институтом, она находится в прямой зависимости от целей общества и других институтов, в том числе и государства. Общность целей общества, государства, его социальных институтов обеспечивает преемственность поколений, традиций, общественных ценностей. Стабильное общество с устойчивыми культурными ценностями нуждается в материальном воплощении своих идеалов, принципов. Разрушение культурных традиций, невозможность передачи систем ценностей общества от старших поколений к молодым приводят к всестороннему социальному кризису.

Господствующая культурная парадигма предполагает наличие зрительного образа. История человечества пронизана поистине замечательным умением человека воссоздавать различными средствами красоту окружающего мира. Прошедшее столетие приумножило дотоле известные способы и добавило новые. Анализируя историю искусств, с уверенностью можно сказать, что наука является неотъемлемой частью процесса творческого осмысления окружающего мира, находящего свое воплощение в искусстве. Приемы обработки материалов, технология изготовления красящих веществ требуют накопленных научных знаний, а не только эмпирических. Наука и искусство, взаимно проникая друг в друга, создали условия для становления реставрации как осознанного процесса, имеющего определенную цель и задачу.

Безусловно, реставрация требует определенных знаний и опыта, следования моральным, нравственным и этическим нормам, что не всегда приветствуется обществом. Объектом приложения сил реставраторов, обязательным элементом их работ является историко-культурное наследие (его материальная часть), без которого реставрация не смогла бы сочетать в себе два начала - науку и искусство. Историко-культурное наследие представляется в качестве свободного радикала, в наличии которого заинтересованы все члены общества, а судьба находится в зависимости от политики государства и качества реставрации. Отношение к наследию в мировом масштабе предопределено международными документами. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, составленная в Гааге в 1954 г., дала определение понятия «культурной ценности». Преамбула «Венецианской хартии» 1964 г. указывает на «общечеловеческую ценность памятников», «и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность». «Нарский документ о подлинности» 1994 г. подчеркивает, что «культурное наследие каждого является культурным наследием всех», а «ответственность за его сохранение и управление принадлежит, прежде всего, тому культурному сообществу, которое его создало, а потом и тем, кто проявляет о нем заботу». В бывшем СССР все духовные богатства являлись всенародным достоянием и находились под охраной государства. Основной закон наших дней вменил каждому в обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. (Конституция РФ ст. 44 ч. 3). «Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры» («Основы законодательства РФ о культуре» ст. 35).

Определение государственной культурной политики дано в ст. 3 «Основ законодательства РФ о культуре». Политика государства в области культурного развития представляет собой «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры». Статья 44 выше указанного закона указывает на невозможность приватизации культурного наследия народов РФ, в том числе культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек, картинных галерей. Деятельность в масштабах государства, направленная на сохранение историко-культурного наследия, в частности, проявляется в мероприятиях по обеспечению сохранности и общедоступности музейного фонда. На государственном уровне, как правило, действуют императивные нормы, гласящие «поступай так, а не иначе». Осуществляя культурную политику, государство прибегает к услугам самых разнообразных специалистов, в том числе, для обеспечения потребностей музейной сферы. Для поддержания отношений между социумом и памятниками материальной культуры привлекаются музейные работники, чья деятельность осуществляется в соответствии с государственной политикой. В свою очередь, авторитет работников культуры, позиция в кризисной ситуации предопределяет отношение в обществе к культуре и характер государственных велений. Действуя с позиции силы (по определению), государство обязано учитывать мнение зависимых от его воли деятелей науки и искусства.

Всякое сохранение памятника материальной культуры предполагает проведение комплекса работ по созданию оптимальных условий его существования и осуществление мониторинга во избежание досрочного вторжения извне. Такое вторжение в структуру объектов - свидетельств прошлого - принято трактовать как нежелательное, но неизбежное предприятие. Избежать реставрации невозможно, как невозможно остановить время. Являясь непременным элементом музейной деятельности, реставрация также подпадает под государственное регулирование, но не сводится к непосредственному управлению реставрацией чиновниками. Необходимый масштаб свободы невозможно заменить самыми разнообразными методиками и рекомендациями. Реставратор, как человек и гражданин, в каждодневной практике вступает во всевозможные взаимоотношения, пользуясь правами и свободами, принадлежащими ему от рождения или предоставленными государством. Осуществляя комплекс профессиональных обязанностей, являясь участником гражданского оборота, реставратор осуществляет свое главное предназначение - «сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении, физической целостности, ради современных и будущих поколений» (Профессиональный кодекс Европейской Конфедерации Организаций Реставраторов).

Реставрация, как социокультурное явление, предполагает определенного рода отношения, которые складываются на разных уровнях социальной лестницы. Общий характер этих отношений предопределяется проводимой государственной политикой. Положение реставратора зависит от степени заинтересованности государства в результате его деятельности. От государства к реставратору выстраивается иерархическая пирамида, с вершины которой исходят общие концепции культурного развития и конкретные указания, разрешения, позволения. Необходимо уяснить достаточную степень участия государства для поддержания культурного уровня общества. Государство, будучи структурой универсальной, обеспечивает наличие публично-правовых или частноправовых отношений. В основании иерархической пирамиды превалируют частноправовые нормы, а по мере продвижения к вершине дополняются публично-правовыми и венчаются полным господством последних. По общему правилу, в зависимости от меры вмешательства государства в правоотношения, их относят к публичному или частному праву. Деление права на публичное (jus pablicum) и частное (jus privatum) признавалось уже в Древнем Риме. Согласно Ульпиану (Д. 1.1.1.3), публичное право «относится к положению римского государства», а частное право «относится к пользе отдельных лиц».

Реставрационную деятельность невозможно регулировать нормами только публичного или нормами только частного права. Двойственно само положение реставратора: с одной стороны, он является представителем публичных интересов, профессия рассматривается как общественное служение; с другой стороны, реставратор может быть вовлечен исключительно в частно-правовую сферу. Если рассматривать реставрацию как проявление частно-правовых отношений, где вмешательство государства минимально и вызывается главным образом интересами участников этих отношений, то можно выделить основные принципы таких отношений: независимость и автономность личности, признание частной собственности, свободы договора.

Основополагающим элементом частного права является гражданское право. Одним из предметов гражданских правоотношений являются имущественные отношения, т.е. те, которые возникают по поводу различного рода материальных благ. Такие отношения всегда имеют имущественно-стоимостной характер. Объектом реставрационной деятельности являются памятники материальной культуры, которые оказываются вовлеченными в гражданско-правовой оборот. В результате культурное наследие обретает имущественно-стоимостную характеристику.

Помимо имущественных отношений гражданское право регулирует личные неимущественные отношения, которые связаны с имущественными. Такая связь довольно очевидна на примере творческих отношений, где творчество является непременным условием создания произведения науки и культуры, которое имеет стоимостное выражение и создает имущественные права всех участников этих отношений на определенную долю вознаграждения.

Размытость границ между понятиями «реставрация» и «реконструкция» не способствует выявлению положения их участников в гражданском правоотношении. Если реставрацию рассматривать как процесс, направленный на максимально возможное сохранение подлинности, то реконструкция в противоположность ей является наиболее деструктивным действием. Именно реконструкция является творческим отношением, в результате которого появляется произведение культуры нашего времени со всеми вытекающими последствиями.

В октябре 1997 г. дано новое определение профессии консерватора-реставратора «он должен участвовать в процессе принятия решений от начала консервационно-реставрационного проекта, и он должен брать на себя, в сотрудничестве с другими партнерами ответственность в пределах своей компетенции (в частности, в области диагностики, описания, осуществления и документирования консервационно-реставрационных операций)»

(«Документ Павии»). Отрицание самой возможности восстановления в первоначальном виде памятника с целью сохранения исследовательского потенциала характеризует научный подход в реставрации.

Таким образом, правовому регулированию в процессе реставрации, в широком смысле слова, подвергаются авторские права на результат интеллектуального творчества, право собственности на вновь созданную вещь (ст. 219 ГК РФ), выполнение определенной работы, имеющей материализованный результат с передачей результата заказчику (ст. 704 ГК РФ).

Конституция РФ содержит норму, согласно которой, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, что получило предметно-юридическое воплощение во всей национальной правовой системе (ст. 2 Конституции РФ). Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности закреплено в ст. 34 Конституции РФ. Реставратор как участник правоотношений вправе использовать свои способности с целью получения выгоды (дохода). Такое отношение к реставрации может привести к злоупотреблению реставратором своими возможностями и игнорированию целей и задач научной реставрации. Способы решения поставленной задачи во многом зависят от желаний заказчика, а если заказчик и исполнитель совпадают в одном лице, то только от моральных качеств реставратора. Судьба объекта реставрационного вмешательства зависит от поставленной перед реставратором цели: наука или коммерция. Если цель коммерческая, то памятник материальной культуры рискует превратиться в товарный предмет антиквариата, для последующей реализации которого требуется лицензия, (ст. 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Как правило, решая коммерческую задачу, реставратор заключает договор подряда и берет на себя обязательство выполнить обусловленную работу лично или с привлечением других лиц. Его основной обязанностью являются: выполнение работы с надлежащим качеством в определенный срок. Работа может выполняться из материалов заказчика или реставратора, но ответственность за ненадлежащее качество лежит на последнем. Договор подряда всегда возмездный. Таким образом, за определенную плату реставратор становится ответственным за судьбу памятника. Правовое положение реставратора во многом зависит от политики государства, но результат его деятельности напрямую зависит от отношения к работе, его моральных и этических качеств. Заключая договор, реставратор рискует вдвойне: на него может быть возложена материальная ответственность за невыполнение условий договора; последствия непродуманной, неумелой реставрации могут иметь отдаленные последствия более крупного масштаба.

Таким образом, на реставратора возложена ответственность по сохранению материального наследия как государством в лице представителей Министерства Культуры, так и каждым членом общества по устной договоренности, передаваемой из поколения в поколение. По неписаному договору граждане делегируют часть своих прав по отношению к наследию реставраторам. В своей профессиональной деятельности реставратор представляет в первую очередь публичные интересы, служит интересам всего общества, воздействуя в ежедневной практике на памятники материальной культуры. Их возраст и содержание могут быть различными, а объединяет их понятие «культурное наследие». Можно утверждать, что человек - носитель культуры - является неким передающим устройством, но при такой передаче неизбежны потери. Преемственность поколений и связь времен должны быть подкреплены чем-то предметным, вызывающим чувства, эмоции. Невозможно одними словами описать былую красоту живописного полотна или виртуально передать весь комплекс ощущений от восприятия скульптурного изваяния. Безмолвные свидетельства необходимы для возможности бесчисленное количество раз воспринимать их угасающую красоту.

Развитие экономики и создание массовой культуры отодвигают на второй план очевидную необходимость сохранения культурного богатства. Приоритетными направлениями становятся компьютеризация учебного процесса, а не сам учебный процесс, придание второй жизни памятнику, а не продление его собственной. В таких жестких условиях обитания историко-культурное наследие нуждается в поддержке со стороны государства. В свое время свободная художественная трактовка восстановления объекта, воплотившаяся в стилистических импровизациях Виолле ле Дюка, вызвала многочисленные протесты. Напротив, Джон Рескин утверждал, что ни один современный художник не может воспроизвести дух и особенности угасшего искусства. Им была выдвинута идея профилактики, принятие решительных мер по сохранению подлинных реликвий прошлого поддержанием их всеми имеющимися техническими средствами.

Очевидно, что реликвии прошлого сохраняются в интересах всего общества и для будущих поколений. О социальной значимости культурного наследия говорить не приходится, а о способе сохранения-реставрации, как о социальном явлении задуматься необходимо. Организация профессиональной деятельности реставраторов на уровне ремесла основывалась на нормах цеховой морали с целью получения заказа и сокрытия секретов мастерства от собратьев по ремеслу. Этап саморегулирования и самоопределения профессии, то есть институализации требует не только выработки этического кодекса, но и осознания места реставратора в правовом поле, его правовое положение. Хотя профессия художник-реставратор внесена в перечень «Разрядов оплаты труда единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы» (Приложение №3 к Постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785) с указанием диапазона разряда, содержание профессии нигде не оговаривается.

Общественная значимость реставрации предопределяет ее место в иерархии государственных интересов. На первый взгляд, реставрационная практика закрепляется гражданско-правовым договором со всеми вытекающими последствиями и относится к той сфере общественной жизни, вмешательство в которую государства и его органов категорически запрещено или ограничено законом. Тем самым, юридически исключается возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, узакониваются степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, раздвигаются границы свободы и ответственности личности. Но государство является стороной таких отношений в силу взятых обязательств в сфере культуры. Государственная заинтересованность по выполнению своих обязанностей вынуждает заинтересованные органы выработать единственный подход для определения понятия реставрации.

На определенном уровне развития общества социально значимые явления требуют правовой регламентации, а существующие моральные, корпоративные и подобные нормы не справляются с поставленными задачами. Властные предписания государства помогут добиться уверенности в сохранении культурных ценностей перед угрозой скорой гибели в результате какой-либо переделки, перестройки с целью приспособления или неудачной реконструкции.

Первоисточник: 
Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.