ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Красные краски в живописи Seicento. Фрагмент книги. Часть 2

Аватар пользователя Сергей Сергеевич
Художник-реставратор высшей квалификации, Эксперт,
Член Академии исследования искусства
С.С. Давыдов

 

PR264.png

Для сравнения внизу показана спектрофотометрическая кривая современного синтетического красного пигмента PR264, который, по мнению многих производителей красок, следует считать самым актуальным пигментом. Шахта с его аналогом натурального происхождения к сожалению очень быстро иссякла, так что нам остается только синтетический пигмент. Масляные краски на основе натурального пигмента в самом начале продавались по цене $50 за тюбик емкостью 100 мл.

Угол наклона кривой синтетического пигмента ощутимо меньше. Но главное, точка перегиба сдвинута на 100 нм, то есть на 25% ширины видимого диапазона. Обратите внимание, что точки перегиба кривых натуральных пигментов совпадают. Иллюстрация заимствована из документации компании-производителя Gharda Chemicals Limited.

 

Измерения спектров отражения и их анализ

На локальном пятне рубахи можно уверенно выделить 5 областей различающихся по уровню Яркости. Но поскольку в области темных оттенков диаграммы 2-х уровней практически ничем не отличались друг от друга в книгу вошли 4 диаграммы. В дальнейшем они будут рассматриваться в порядке убывания значений Яркости от высокого значения Яркости к низкому.

Спектр отражения наиболее ярких участков рубахи

диаграмма Якость 1

На обзорной диаграмме отчетливо виден пик в районе 14 градусов.

Тонкие измерения самого яркого участка живописи с измерением данных дало следующий результат (эта и последующие измерительные диаграммы приведены только в значащей части полученных данных, так как на полной диаграмме будет трудно различить принципиальные для нас детали:

1-я степень плотности

В верхней части диаграммы по горизонтальной шкале отложены градусы, единицы измерения Цветового тона. Как мы видим, измеренные данные локализованы между 12 и 14 градусами, на которые приходятся почти 95% всех зарегистрированных цветовых оттенков. Для упрощения вывода, дробные значения параметров цвета округлены до целого значения. Шкала по вертикали – это шкала насыщенности цветовых оттенков, проявляющихся в результате разбела красной краски с помощью Lead white. Коридор разброса значений насыщенности составляет 10 градусов. Обратим внимание на то, что он располагается в области ненасыщенных значений цвета.

* * *

Спектр отражения участков рубахи содержащих небольшое количество белил или совсем свободных них

диаграмма Якость 2

На обзорной диаграмме видно, что имеются несколько пиковых значений распределения цвета. Это связано с тем, что в выделенный мною диапазон попало несколько различающихся по яркости областей.

Тонкие измерения в узкой области яркостей рубахи на второй ступени характеризуются следующей диаграммой:

2-я степень плотности

На данной диаграмме, ввиду незначительного количества белил в смеси или даже ввиду их полного отсутствия, локализация измеренных данных сохранилась в том же коридоре 2-х градусов (точность измерений – 0,6%). Однако при этом сам диапазон, в котором расположен 91% значащиеся величин цветового тона, сдвинут на 10 градусов влево. Этот феномен типичен для красок, свободных от примеси белил, которые, как правило, сдвигают спектр смеси именно на 10 градусов. Ниже приведены спектры отражения масляной краски Vermilion производства компании Rublev, изготовленной на основе натурального пигмента. Однако здесь следует обратить внимание следующую особенность в поведении спектров отражения старинных и современных масляных красок.

Спектр отражения масляной краски Vermilion, Rublev в чистом виде:

диаграмма Vermilion

Спектр отражения смеси масляных красок Vermilion и White, Rublev:

диаграмма Vermilion с белилами

Спектр отражения масляной краски Madder lake, Rublev в чистом виде:

Madder lake_Natural pigment_N

Спектр отражения масляной краски Madder lake и White, Rublev:

Madder lake_Natural pigment w. White_N

На оценочных диаграммах мы видим, что в современных красных красках добавление белил также сдвигает спектр в первом случае на 6, а во втором случае на 10 градусов, но в отличии от старинных, оба раза вниз (вправо) по шкале Цветового тона.

Широкая база красок в натуральном виде объясняется шумом сенсора в области измерений, особенно темных оттенков, практически отсутствующих в образце смеси краски с белилами. Поэтому следить за сдвигом следует по ярко читаемым максимумам этого распределения.

И еще два изменения мы наблюдаем на диаграмме второй степени ярости. В 2 раза увеличился коридор Насыщенности (с 68-ми до 92-х процентов). Но главное: коридор разброса значений Насыщенности резко сместился вверх, приблизительно на 33%. Это говорит о том, что если в краске и присутствуют иные пигменты, то только в очень небольшом количестве. А ввиду высокой степени локализации по Цветовому тону такой примесью примесью могут быть только белила. Примесь существенного числа любого хроматического пигмента. Например, добавление Yellow Ocher, во-первых, сразу бы ухудшила локализацию с 2-х градусов до 28 (напомню, что на приведенной ранее диаграмме пик краски приходится на 30 градусов), а во-вторых, на спектрограмме появился бы второй пик значений, а также «облачный шлейф» растянутый между ними.

Natural Pigments_Vermilion_B=76

Представленная диаграмма спектров отражения современной масляной краски, трактуемой производителем как Vermilion, но на самом деле составлена из 2-х типов пигментов с пиками в областях 350 и 6 градусов. Остальные данные соответствуют спектрам отражения смеси пигментов и максимальным понижение Насыщенности в области 0 градусов. Замечу, что подобного рода «некорректности» со стороны мировых брэндов, производителей профессиональной масляной краски, были замечены и прежде, в частности таким авторитетным учреждением, как The Smithsonian Institution, обнаруживший в титановых белилах известной марки примесь цинковых белил.

* * *

Измерение параметров третьего уровня яркости в красной рубахе дали следующие результаты.

Спектр отражения средних по яркости участков рубахи

диаграмма Якость 3

Не смотря на то, что выборка производилась в достаточно широком диапазоне, расслоение пиков не такое большое, как у предыдущего уровня.

См полученным результатом хорошо согласуются измерения, произведенные в узком диапазоне значений Яркости.

3-я степень плотности

Здесь мы видим небольшое расширение коридора цветового тона, сохранение высоких значений Насыщенности и незначительный сдвиг из диапазона 2-4 градуса в диапазон 4-6 градусов. Такой эффект вполне возможен, так как цветовая гамма пигмента не гомогенна и те или иные ее компоненты начинают проявлять себя при пониженных значениях яркости.

* * *

Четвертый уровень яркости дала нам следующую картину.

Спектр отражения темных по яркости участков рубахи

диаграмма Якость 4

Тонкие по настройке измерения также дают близкий результат.

5-я степень плотности

Глядя на маркеры диаграммы можно сделать ошибочный вывод, что картина все больше «размазывается» по шкале цветового тона, однако это только видимость. Артефакты, которые мы видим в правой части диаграммы не составляют и 0.01% цветовой информации и могут быть игнорированы. Впрочем, теперь измеренные данные локализованы в диапазоне от 356-ти до 2-х градусов. Такого расширения, как уже отмечалось раньше, характерно для пониженных значений

 

(Все измерения и вычисления, а также извлечения из средневековых источников произведены автором статьи, С.С Давыдовым)

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(0 голосов)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.