ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Красные краски в живописи Seicento. Фрагмент книги. Часть 1

Аватар пользователя Сергей Сергеевич
Художник-реставратор высшей квалификации, Эксперт,
Член Академии исследования искусства
С.С. Давыдов

 

Соотношение между наиболее востребованными в Seicento красными красками

Современные исследования химической природы пигментов, в палитрах старых мастеров, часто ограничиваются простой констатацией, чего обычно не достаточно для понимания технологии живописи старых мастеров.

В качестве классического примера такого рода анализа я рассмотрю некоторые результаты исследований Hermann Kühn из Doerner Institute in Munich (1968 г.) полотна младшего современника Rembrandt`a, Johan Vermeer (1632 – 1675) «Christ in the House of Martha and Mary» 1655 из Scottish National Gallery, Edinburgh. В результате изучения поперечных срезов проб, взятых с упомянутого полотна, Hermann Kühn установил, что для написания рубахи сидящей на первом плане композиции женской фигуры (Mary) использовались пигменты Madder lake, Vermilion и Yellow Ocher.

контролька copy чб
Madder lake в живописи 1655 года Vermeer`а copy чб

Такие противоречивые данные безусловно требовали своей интерпретации, что сделано не было. Изучение спектров отражения не показало, что, во-первых, в формировании цвета хотя бы какую-то роль играла примесь Yellow Ocher. В спектре этой части композиции не присутствуют ни какие оттенки кроме красных, в чем вы убедитесь из представленных ниже диаграмм. Спектр отражения пигмента Yellow Ocher выглядит следующим образом.

Пигмент Yellow Ocher от компании Natural Pigment

Yellow Ocher_Pigment_Rublev

Во-вторых, изначально не понятен микс Madder lake и Vermilion. Дело в том, что эти красители имеют очень близкие значения параметров цвета. Рассмотрим этот вопрос подробнее на примерах пигментов, реализуемых в настоящее время на европейском рынке.

Пигмент Madder lake от компании Natural pigment

Madder lake_Natural pigment_N

Пигмент Cinnabar от компании Kremer « SHINSYA No 14»

Cinnabar_Kremer_SHINSYA No 14_N

Легко видеть, что эти пигменты имеют очень близкие характеристики. Ниже я публикую их спектрофотометрические кривые которые только подтверждают только что высказанное утверждение:

Спектрофотометрическая кривая пигмента Madder lake от компании Zecchi

Zecchi_Madder lake

Спектрофотометрическая кривая пигмента Cinnabar от компании Zecchi

Zecchi_Cinnabar спектр2

В связи с изложенным становится малопонятно для какой цели или по какой причине Vermeer использовал смесь эти очень близких друг другу пигментов? Однако Hermann Kühn, как это же было сказано, ограничился простой констатацией факта наличия 3–х пигментов. Впрочем, по моему мнению, это результат ограничений методов исследования. Попробуем изучить вопрос методом анализа спектров отражения.

(Все измерения и вычисления, а также извлечения из средневековых источников произведены автором статьи, С.С Давыдовым)

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(0 голосов)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.