ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
[Кат. I] Евангельские чтения (Трапезундское Евангелие), середина X в. (РНБ, греч. 21, 21а)
1. Евангелист Марк, л. боб. Деталь.
2. Омовение ног, л. 6об. Деталь.
3. Положение во гроб. Жены-мироносицы у гроба, л. 8об.
4. Преображение, л. 12. Утраченная часть
листа доклеена новым пергаменом.
5. Сошествие Святого Духа, л. 14об. Деталь.
[Кат. 2] Евхологий, конец X в., XIII в. (РГБ, ф. 270-la, № 15)
1. Общий вил раскрытого кодекса (вил после реставрации).
2. Вил закрытого кодекса со стороны обреза (после реставрации).
3. Кожаное покрытие, снятое с нижней крышки переплета (вил в процессе реставрации).
Схема тисненого орнамента на кожаном покрытии, с. 71.
[Кат. 3] Евангельские чтения, 1043 г. (РГБ, ф. 270-1а, № 6)
1. Общий вил рукописи со стороны нижней крышки переплета.
2. Вил раскрытой рукописи до реставрации.
3. Листы рукописи с текстом и инициалами до реставрации (см. рис. 6).
Схема тисненого орнамента на кожаном покрытии, с. 72.
[Кат. 4] Четвероевангелие, первая треть XI в.. XII в. (?) (РНБ. греч. 67)
1. Лист с таблицей канонов.
2. Фрагмент того же листа; с изображения капители частично удален слой потемневшего твореного серебра.
3. Евангелист Матфей, л. 21об.
4. Евангелист Марк, л. 88об.
Детали миниатюр:
5. Голова Матфея, л. 21об.
6. Голова Марка, л. 88об.
7. Начало Евангелия от Иоанна, разворот лл. 264об.—265(вил после реставрации).
[Кат. 5] Евангельские чтения, вторая половина XI в., вторая половина XIV в. (ГИМ, Син. греч. 511)
1. Разворот листов 1 об. и 2. Евангелист Иоанн. Л. 2 обработан свинцовыми белилами.
2. Евангелист Матфей и начало чтений от Матфея с заставкой (разворот лл. 28об.—29).
3. Евангелист Иоанн, л. 1об. Справа по вертикали просматривается оригинальный способ «безклеевого» соединения листа с фальцем.
4. Лицевая сторона л. 1: видна система связи листа с фальцем.
[Кат. 6] Четвероевангелие, третья четверть XI в. (РНБ, греч.801)
1. Общий вид раскрытой рукописи (вил после реставрации).
2. Лист 228 с проколами (видимо, подготавливался для «припороха»).
3. Оборотная сторона верхней крышки после удаления покрытия. Хорошо виден способ крепления блока с крышкой.
4. Лицевая сторона нижней крышки после удаления обветшавшего бархатного покрытия. Открылись отверстия для трехчастных ремней и защитная ткань с набивным орнаментом.
[Кат. 7] Псалтирь, ок. 1080 г. (РНБ, греч. 214)
1. Вид нижней крышки переплета в процессе реставрации, после удаления концов ремней от поздних застежек открылись отверстия, проделанные для оригинальных «трехчастных» ремней.
2. Деталь корешка; после удаления обветшавшей защитной ткани хорошо просматривается шитье блока «встречной» цепочкой, а также способ крепления блока к крышкам и каптал.
3. Верхний обрез с надписью; видна основа оригинального каптала с остатками декоративной обшивки.
Схема тисненого орнамента на кожаном покрытии, с. 73.
[Кат. 8] Псалтирь с Новым Заветом, 1084 г. Фрагмент (ГТГ, № 2580)
1. Изображение Христа в заставке: фото в обычных условиях.
2. Рентгенограмма того же листа.
3. Голова Христа (в увеличении); деталь снята в косых лучах.
[Кат. 9] Гомилии Григория Назианзина, первая половина XI в. (РГАДА, ф. 1607, № 1)
1. Листы рукописи до и в процессе реставрации:
1) л. 1 и бумажный форзаце отпечатком текста и заставки;
2) листы 5—7 в процессе реставрации; четко различается цвет и фактура оборотных и лицевых сторон пергаменных листов; видны диагональные полосы, полученные при шлифовке пергамена во время его изготовления.
[Кат. 10] Евангельские чтения, рубеж XI—XII вв. (РГАДА, ф. 196, оп. 3, №62)
1. Несение креста Симоном Киренианином, л. 1.
2. Евангелист Матфей, л. 1об.
3. Моление о чаше, л. 2.
4. Взятие под стражу, л. 2об. (см. рис. 8).
[Кат. 11] Новый Завет, XII в., последняя четверть XIII в. (РНБ, греч. 101/1)
1. Апостол Петр и евангелист Марк, л. 50 об.
2. Та же миниатюра. Фото в «проходящих» лучах.
3. Евангелист Иоанн с Прохором, л. 116об., XIII в.
4. Та же миниатюра. Снимок в «проходящих» лучах.
5. Схематическая реконструкция композиции миниатюры XII в., л. 116 об.
6. Заставка к Евангелию от Иоанна, л. 117, XIII в.
[Кат. 11а] Новый Завет, XII в., последняя четверть XIII в. (РНБ, греч. 101/2)
1. Апостол Лука, л. 1об., XIII в.
2. Голова а постол а Иоанна. Деталь миниатюры на л. 34, XII в.
3. Голова апостола Иуды. Деталь миниатюры на л. 49, XIII в.
4. Апостол Павел, л. 51, XIII в.
5. Голова апостола Павла. Деталь миниатюры на л. 51.
[Кат. 12] Четвероевангелие, XII в., XIV в. (РНБ, греч.305)
1. Христос во славе и сцены проповеди Иоанна Предтечи, л. I.
2. Таблица канонов. Деталь, л. боб. На колонны и арки была нанесена полупрозрачная пленка, хорошо заметная на пергамене.
[Кат. 13] Евангелие с толкованиями, третья четверть XII в. (РГАДА, ф. 1607. №3)
1. Евангелист Лука, разворот лл. 1об.-2;
красочный слой частично отпечатался на противолежащем листе.
2. Евангелист Иоанн с Прохором, разворот лл. 101об.-102; красочный слой отпечатался на противолежащем листе почти полностью.
[Кат. 14] Четвероевангелие (Никомиднйское), конец XII — начало XIII в. (НБУ, ф. 301, 25Л)
1. Христос-Эммануил и Богоматерь с Младенцем на троне. Разворот лл. 1об.—2.
2. Евангелист Марк. л. 94об.
3. Евангелист Лука. л. 152об.
4. Вознесение, л. 151об. (см. рис. 14).
5. Евангелист Иоанн и Прохор, л. 251 об.
6. Христос и Иоанн Предтеча, л. 254.
7. Голова Христа. Деталь, л. 254.
8. Голова Иоанна Предтечи. Деталь, л. 254.
9. Заставка к Евангелию от Марка, л. 95.
10. Заставка к Евангелию от Иоанна, л. 252.
[Кат. 15] Четвероевангелие, конец XII в. (РГБ, ф. 304/III, №28)
1. Кожаное покрытие переплета в процессе реставрации.
2. Оборот верхней крышки переплета и л. I (до реставрации).
3. Деревянные крышки переплета в процессе удаления с них кожаного покрытия; отмечаются характерные разрушения древесины (липы), вызванные жуками-точильщиками:
а) оборотная сторона крышек после отделения от блока;
b) нижняя крышка после расщепления.
4. Евангелист Марк, л. 72об. (см. рис. 9, 10).
5. Заставка к Евангелию от Матфея, л. 9.
6. Оборот верхней крышки переплета и л. 1 (до реставрации).
Схема тисненого орнамента на кожаном покрытии, с. 74.
[Кат. 16] Четвероевангелие, конец XII — начало XIII вв. (РГБ.ф. 181,№9)
1. Евангелист Марк и заставка к Евангелию от Марка. Разворот лл. 83об.—84 (вид о процессе реставрации).
2. Защитный лист с элементами орнамента, нанесенными с помощью циркуля и линейки.
3. Евангелист Иоанн, л. 212 об.
4. Деревянные крышки переплета с остатками шитья блока.
5. Рентгеновские снимки обеих крышек, демонстрирующие разрушения, вызванные жуками-точильщиками:
a) верхняя крышка; b) нижняя крышка.
[Кат. 17] Четвероевангелие (Карахиссарское), конец XII — начало XIII вв. (РНБ, греч. 105)
1. Вид раскрытого кодекса после реставрации.
2. Тайная вечеря, л. 60:
a) общий вил сохранившейся миниатюры:
b) жесткими контурами выявлена первоначально нанесенная композиция — Взятие Христа под стражу, л. 62.
3. Таблица канонов, л. 8. Пунктиром обозначены изображения птиц и верхнего яруса архитектурного декора с оборотной стороны листа.
4. Евангелист Матфей, л. 10об.
5. Вознесение, л. 106об.
6. Вид рукописи в переплете со старым бархатным покрытием и сохранившимися фрагментами серебряных застежек.
[Кат. 18] Четвероевангелие (Евангелие Левицкого), конец XII — начало XIII вв. (НБУ. ф. 72,№ I).
1. Евангелист Лука. л. 102 об.
2. Евангелист Иоанн, л. 179 об. (см. рис. 7).
[Кат. 19] Псалтирь, последняя четверть XIII в. (РНБ, греч. 269)
1. Исход народа Израилева из Египта и Переход через Красное море. л. 3.
2. Богоматерь на троне, л. 4.
[Кат. 20] Деяния и Послания апостолов, конец XIII в. (ГИМ, Муз. 3648)
1. Апостол Иоанн, л. 98об.
2. Апостол Тит. Заставка к Посланию к Титу, л. 247.
3. Апостол Павел и заставка к Посланию к эфесянам, лл. 194об.—195.
4. Апостолы Петр и Павел, л. 255об.
5. Апостол Павел, л. 167об. Фото в обычных условиях.
6. Рентгенограмма того же изображения.
7. Апостолы Павел и Тимофей, л. 204об. Фото в обычных условиях.
8. Рентгенограмма той же композиции.
9. Нижняя крышка переплета. Хорошо видны отверстия для четырех «трехчастных» ремней.
10. Корешок блока, раскрытый в процессе реставрации. «Встречное» шитье, от каптала сохранилась накладная декоративная тесьма. Под обветшавшей льняной защитной тканью видна уложенная растрепанная пенька (вверху и внизу).
11. Верхняя крышка переплета (рентгенограмма). Видны разрушения, произведенные точильщиками, два шпенька для застежек; внизу — обломок более раннего по времени шпенька (современного верхнему).
Схима тисненого орнамента на кожаном покрытии, с. 75.
[Кат. 21] Новый Завет, конец XIII — начало XIV вв. (РГАДА, ф. 1607, № 14).
1. Кожаное покрытие, снятое с крышек. На наружной стороне(справа) — изображение Голгофского креста, вытисненного прямоугольными штампами. Крой покрытия предусматривает открытые участки для выхода концов от ремней для застежек.
2. Оборотная сторона переплетных крышек в процессе реставрации.
3. Лицевая сторона переплетных крышек; видны отверстия от утраченных жуковин и предназначенные для «трехчастного» ремня застежки.
Схема тисненого орнамента на кожаном покрытии, с. 76.
[Кат. 22] Сборник византийской гимнографии (Акафист Богоматери), 1360-е гг. (ГИМ, Син. греч. 429).
1. Принесение во храм, л. 17об.
2. Рентгенограмма того же листа; хорошо различимы мазки, которыми наносились свинцовые белила на пергамен.
3. Благовещение, л. 4об. (см. рис. 13).
4. Рождество с предстоящими мирянами, л. 20об.
5. Общий вид кодекса со стороны нижней крышки до реставрации.
6. Вид оборотной стороны верхней крышки переплета с поздними латинскими записями.
Схема тисненого орнамента на кожаном покрытии, с. 73.
 
РИСУНКИ В ТЕКСТЕ
Рис.1. Нож для обработки пергамена; чашечки для красок (экспонаты Херсонесского ксторико-художественного музея).
Рис. 2. Снимки поверхности пергамена Апостола Муз. 3648 [Кат. 20). сделанные на электронном мироскопе:
a) с увеличением х480;
b) с увеличением x1000;
c) с увеличением х6000.
Рис.3. Снимки поверхности пергамена Евангельских чтений 1043 г. [Кат. 3] с теми же увеличениями, что и на Рис. 2. Очевидно различие между гладкой фактурой пергамена Апостола Муз. 3648 и разрыхленной поверхностью:
a) с увеличением х480;
b) с увеличением x1000;
c) с увеличением х6000.
Рис. 4. Снимки среза пергамена Апостола Муз. 3648[Кат. 20], сделанные с различным увеличением на электронном микроскопе и демонстрирующие наличие пленки на поверхности пергамена:
a) с увеличением х480;
b) с увеличением х6000.
Рис. 5. Снимки срезов пергамена [Кат. 3] с теми же увеличениями. Наружное покрытие пергамена в данном случае значительно тоньше и несколько иной фактуры, чем на поверхности Апостола Муз. 3648:
a) с увеличением х480,
b) с увеличением х6000.
Рис. 6. Фрагмент листа с инициалом «Т» (сквозные разрушения пергамена вызваны действием на него медной зеленой краски). 1043 г. [Кат. 3].
Рис. 7. Евангелист Иоанн. Деталь. Четвероевангелие, л. 179 об. [Кат. 18).
Рис. 8. Голова апостола. Евангельские чтения, л. 2об. [Кат. 10]
Рис. 9. Евангелист Марк. Фрагмент до укрепления. Четвероевангелие, л.72об.[Кат. 15]
Рис. 10. Евангелист Марк. Фрагмент после укрепления.
Рис. 11. Голова Богоматери. Увеличенный фрагмент композиции Распятие, л.207об.[Кат. 17|.
Рис. 12. Голова Богоматери. Увеличенный фрагмент композиции «Вознесение». Никомидийское Евангелие, л. 151об. [Кат. 14]
Рис. 13. Голова Богоматери. Увеличенный фрагмент композиции «Рождество». Акафист Богоматери, л. 4об. [Кат. 22].
Рис. 14. Крышки греческого переплета с отверстиями для шитья и для «трехчастных» ремней.
Рис. 15. Четвероевангелие [Кат. 16]. Верхний обрез рукописи с капталом, обвязанным цветными нитями. Ребра крышек каннелированы.
Рис. 16. Четвероевангелие [Кат. 6]. Фрагмент корешка с «встречным» шитьем и капталом.
Рис. 17. Четвероевангелие [Кат. 16]. Фрагмент «встречного» шитья, отделенного от блока в процессе реставрации.
Рис. 18. Шпеньки от застежек (из археологических находок в Херсонесе).
Рис. 19. Петли от застежек (из археологических находок в Херсонесе).
Рис. 20. Византийская застежка на «трехчастном» ремне.
Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.