ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

1 См. сб.: The Place of Book Illumination in Byzantine Art. A Symposium in Honor of Kurt Weitzmann. 1975; Buchthal, 1983. P. 98-104.

2 Buchthal, 1957; Rozenberg, 1999.

3 Folda, 1975.

4 Древнеармянской книжной миниатюре, вобравшей в себя многие художественные и технологические особенности византийского и восточного книгопроизводства, посвящена достаточно многочисленная литература, где вопросам технического и технологического порядка уделяется серьезное внимание. Отчасти это связано с традицией копирования миниатюр, принятой в Армении и Грузии, и, следовательно, с особой необходимостью вникать в творческий и технологический процесс работы средневековых художников (Дурново, 1953).

5 Воспроизведения предварительных рисунков из греческих рукописей приводятся, например, в кн. Э. С. Смирновой (Смирнова, 1994. С. 198, 222, 246).

6 В нашей работе с греческими рукописями мы ни разу не встретили рисунка, сделанного свинцовым или серебряным штифтом. В западных средневековых рукописях наброски свинцовым или серебряным карандашом встречаются постоянно. Следующим этапом была проработка предварительного рисунка чернилами (см.: De Hamel, 1992. Fig. 42, 46). Ченннно Ченнини рекомендует приготовлять штифт следующего состава для рисования на пергамене: 2 части свинца и 1 часть олова (Гл. XI).

7 Примером подобного образца может послужить бумажный фрагмент XIII в. с изображением евангелиста Марка, наклеенный на один из листов Лекционария, датированного X в. (Nelson, 1981). В так называемых Вольфенбюттельских листках сохранились зарисовки евангельских персонажей, скопированные в XII в. западным художником (по-видимому, немецким) с византийских оригиналов и, судя по характеру рисунков, с модельных образцов (Buchlhal, 1979).

8 Щавинский, 1935. С. 41-42.

9 Ровинский, 1903. С. 87; Щавинский, 1935. С. 51-65; Мокрецова, 1978.

10 Ives, Lchmann-Haupt, 1942; Scheller, 1963. P. 6. Cat. № 13; Miner, 1967. Об использовании этого метода в западноевропейской средневековой станковой живописи см.: Perier-D'Ieteren, 1982. Ченнино Ченнини трафареты для припороха, предназначенные для стенописи, называет «spolverezzi» (Трактат о живописи. Гл. CXLI).

11 Метод припороха применялся греческими миниатюристами и в бумажных рукописях, уже в XVI в. (Miner, 1967. Р. 103-105. Fig. 12, 13).

12 Мокрецова, 1978. Рис. 2-4.

13 То, что портреты евангелистов и апостолов (к Посланиям апостолов) часто выполнялись «на стороне» индивидуальными художниками или мастерскими, подтверждают не только художественные особенности (например, абсолютные цветовые «несовпадения» изображений евангелистов с заставками на противолежащей стороне листа, как в Евангелии РГБ, ф. 304/III, № 28), но и технологические — исполнение миниатюры на самостоятельном листе с чистым оборотом — одинарном или двойном, иногда совершенно другая фактура пергамена. Это явление отмечалось исследователями византийского искусства, подчеркивающими, что «физическая независимость текста от фигурных изображений в поздний византийский период была скорее правилом, нежели исключением» (Buchthal, Belting, 1978. P. 2-4, 98). К аналогичным выводам — об участии в работе над украшением рукописи «независимых» мастеров, притом работающих и в других видах живописи, — пришла и Э. С. Смирнова в своем исследовании о новгородских лицевых рукописях XV в. (см.: Смирнова. 1994. С. 165-170).

14 К подобным приемам прибегали также и западноевропейские книжные художники (Byrne, 1984).

15 Мокрецова, 1972.

16 В Книге пророков X в. из собрания Ватиканской библиотеки (Vatic. Chisianus R.VIII.54) все изображения пророков помещены на отдельных листах; вместо предварительного рисунка под красочным слоем просматривается графья, что наводит на мысль об участии художника-монументалиста в работе над миниатюрами рукописи (Lowden, 1988. Р. 12). Этот же автор указывает на несоответствие пропорций в некоторых изображениях: головы пророков значительно больше туловищ, и создается впечатление, что для них были использованы разные образцы.

17 В качестве примера можно назвать Сармисахлийское Евангелие РНБ, греч. 537, в котором основной текст написан золотыми чернилами, а схолии на полях — серебряными (см. весьма удачные воспроизведения в альбоме Лихачевой, 1977. С. 13—14. Вкладки 3, 4).

18 Процесс выбивания листового золота для иллюминирования (в принципе тот же, что и для остальных средневековых техник) описан Д. Томпсоном. Суть его сводилась к тому, что тонкие пластины золота прокладывались тонкой пленкой, полученной из слепой кишки крупного рогатого скота, которая и получила название «пленка золотобитчика». Далее эти пластины выбивались через пленку до соответствующей толщины (Thompson, 1956. Р. 194-196; см. также: De Hamel, 1992. P. 57. Fig. 49).

19 Большое число рецептов приготовления грунта под золото на пергамене приводится в сборниках, опубликованных Меррифильд (Merrifield, 1849).

20 Тем не менее на обороте листа грунт под золото в этой рукописи просвечивает розовыми пятнами. В практике западноевропейских иллюминаторов цветные грунты (помимо красных), в том числе черные, были достаточно распространены. Например, Алхериус в сборнике Жана ле Бега указывает, что окрашенным грунтом следует выделять участки композиции, предназначенные для золочения (Merrifield, 1849. V. I, n. 291).

21 То же самое произошло и в золотых фонах в вставных миниатюрах с портретами евангелистов в Четвероевангелии РНБ, греч. 67.

22 В известнейшем древнерусском рукописном памятнике. Евангелии Хитрово (конец XIV в.), в качестве золотых фонов, притом занимающих большую плошадь, также использовано твореное золото (Наумова, 1998. С. 24-25).

23 Наглядным примером в этом отношении может служить известный кодекс XII в. ил Ватиканской библиотеки Слова Иакова Коккиновафского gr. 1162. В свое время рукопись выкрали из библиотеки, обрезав большую часть листов с миниатюрами. До сих пор миниатюры этого кодекса поражают своим превосходным состоянием и удивительной свежестью красок, безусловно вызванными технологическим совершенством их исполнении.

24 Разнообразные приемы передачи светотени были использованы художниками Нового Завета с Псалтирью XIV в. ГИМ, греч. 407 (л. 260об.): так, для получения высветлений и белила добавлялись либо ультрамарин и коричневая охра, либо сажа, либо чистый ультрамарин; прнтенения прописывались либо сажей, либо коричневой охрой, либо их смесью.

25 Все обрамления таблиц канонов фрагментов из Евангелия РНБ, греч. 305, представляющих собой несложные архитектурные декорации, были покрыты широкой прозрачной полосой камедной пленки, очевидно, в консервацнонных целях, так как красочный слой на них начал осыпаться. В упомянутых выше миниатюрах Книги пророков X в. из Ватиканской библиотеки (см. примеч. 16) только лики были прокрыты толстым слоем лака, который, по мнению одних специалистов, был нанесен еще в средние века в реставрационных целях, а по мнению автора книги — использован из эстетических соображений (Lowclen, 1988. Р. 11-12). Автор предполагает, что лики и фигуры пророков были выполнены разными мастерами.

26 При реставрации рукописи в 1978-79 гг. реставратор Г. 3. Быкова провела пробную расчистку нескольких участков в таблице канонов, и при удалении слоя потемневшего серебра была обнаружена первоначальная живописная трактовка капители и колонны (см.: Каталог, 4).

27 По некоторым кодикологическим признакам и характеру орнамента наша рукопись близка кодексам, изготовленным в первой половине XI в. в колониальных греческих скрипториях(Сауаllо, 1982. Р. 525. Р1. 484).

28 Тит, л. 247 (неоконченная заставка к Посланию к Титу в Апостоле ГИМ, Муз. 3648). Этот пример наглядно подтверждает наличие «узкой» специализации у художников книги, даже в тех случаях, когда исполнение несложного орнамента не требовало, казалось бы, особых навыков от мастера.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.