ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Примечания к Предисловию

1 Техника византийской книжной миниатюры и причины ее разрушений все же интересовали некоторых исследователей византийского искусства в прошлом (Покровский, 1892. С. XX; Dalton, 1925. Р. 298-299; Diehl, 1926. Т. 2. Р. 600-601).

2 В качестве примеров можно указать труды разных авторов, изданные в различное время: Lecoy de la Marche. 1884; Waltenbach. 1896; Putnam, 1896; Diringer, 1955; Formaggio, Basso. 1962; Robb. 1973; Unlerkircher, 1974; Calkins, 1983; De Hamel, 1986; Alexander, 1992 и др. Па русском языке: Добиаш-Рождественская, 1987; Люблинская, 1963; Мокрецова, 1968; Киселева, 1985.

3 Надо иметь в виду, что реставрация византийских рукописных книг во многих зарубежных библиотеках часто сводится к реставрации переплета. Этим можно объяснить сравнительно большое число серьезных аналитических работ по конструкции византийского переплета, появившихся в последние годы (см. гл. 4). Совсем немногочисленные статьи посвящены вопросам, связанным с технологией производства греческого пергамена и технико-технологическими особенностями византийской книжной живописи. Эти вопросы так или иначе стали привлекать внимание многих исследователей, свидетельством чему являются некоторые доклады, представленные на проведенной в 1992 г. в итальянском городе Эриче конференции «Античные и средневековые книжные материалы и техники» («Ancient and Medieval Book Materials and Techniques»). Вообще у итальянских специалистов византийские рукописи вызывают особенный интерес, свидетельством чему является, например, проект по исследованию красок в греческих рукописях, хранящихся в Biblioleca Regionale в Мессине (Сицилия), и созданию соответствующей базы данных (статья М. Т. Rodriguez «Analisi dei pigmenti utilizzati nel ornamentazione» в издании, посвященном византийской рукописи X в., — Iacobini, Perria, 1998. P. 167—170). Есть сведения об исследовании пигментов византийских рукописей сотрудниками Кельнского университета (Fuchs, Oltrogge, 1997), в реставрационной лаборатории Walters Art Gallery в Балтиморе (Quandt, Wallert. 1998).

4 Использованию современных научных методов при исследовании рукописных памятников были посвящены конференции и коллоквиумы, проведенные во Франции (Les techniques de laboratoire dans l'etude des manuscrits. Paris, 1972; Pigments et colorants de l'Antiquite et du Moyen Age. Teinture, peinture, enluminure. Etudes historiques et physico-chimiques. Orleans, 1988) и Италии (помимо ставших регулярными конференций в Эриче, это, например, двухдневный семинар, проведенный во Флоренции в 1999 г. под названием «The Analysis of Ancient Manuscripts by Nuclear Techniques»). См. также Palma, 1999. Следует также упомянуть замечательную работу итальянских специалистов по разделению и фотофиксации текстов из греческих палимпсестов, проведенную в Болонском университете с помощью компьютерной техники (D. Broia, С. Faraggiana di Sarzana. Manoscritti palinsesti criptensi: lettura digitale sulla banda dell'invisibili. Ravenna; Parma, 1998) (благодарю доктора И. Хуттер, приславшую это издание в ГосНИИР. — И. М.).

5 Dufrenne, 1981. S. 445-470.

6 См. доклад J. Leroy на заседании круглого стола в Риме 16—25 мая 1979 г. «Теория и принципы реставрации», в котором он указывал на необходимость подмечать при реставрации греческих рукописей такие особенности, как вид пергамена, способ его линовки и пр. (Bollettino dell'l stituto centrale per la patologia del libro, 1978-1979. P. 122-127).

7 Неизвестный памятник книжного искусства. Опыт восстановления французского Легендария XIII века / Под ред. В. С. Люблинского. М.; Л., 1963.

8 Исследование и атрибуция миниатюр византийского Евангелия из собрания Государственной (Публичной) библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина //Сообщения ВЦНИЛКР. 27. 1971. С. 163-202.

9 Исследование и реставрация латинской Библии XIII в. из собрания Научной библиотеки им. Горького при Московском Государственном университете // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. 2 (32). М., 1977. С. 54-84.

10 Е. Э. Гранстрем, в то время хранитель византийских рукописей в Государственной Публичной библиотеке, была обеспокоена состоянием миниатюр в некоторых кодексах, красочный слой которых осыпался с большей или меньшей степенью интенсивности. Она обратилась за помощью в ГосНИИР (тогда еще ВЦНИЛКР), где известным реставратором Г. З. Быковой и химиком-технологом А. В. Ивановой разрабатывались методы укрепления темперной живописи на пергамене и бумажной основе новыми синтетическими материалами (Быкова, Мокрецова, 1970; Иванова, 1975; Bykova, 1993). Анализы пигментов в то время проводились в химической лаборатории ВЦНИЛКР.

11 Выставки проходили в 1970-1990 гг. в Москве (помимо ГМИИ, в залах Академии художеств и Центральном Доме Художников), в Ленинграде (в выставочном зале Манежа).

12 Отреставрированные рукописи экспонировались в Москве на выставке «Искусство Византии в собраниях СССР» (ГМИИ, 1977) и в ГИМ, во время XVIII Международного конгресса византинистов в 1991 г.

13 На реставрационных выставках Триеннале в Москве в 1996 и 1999 гг. демонстрировались фрагменты нескольких греческих рукописей, в частности Евангельских чтений ГИМ, Син. гр. 511; Отдел реставрации рукописей ВХНРЦ на этих же выставках показал все листы с миниатюрами из таких известных кодексов, как Апостол XI в. греч. 2 из собрания Научной библиотеки МГУ и Новый Завет с Псалтирью XIV в. греч. 407 из собрания ГИМ. Некоторые доклады о реставрации и исследованиях греческих рукописей в ГосНИИР были представлены на конференциях ИКОМ; они публиковались обычно без иллюстраций и вообще вряд ли попадали в поле зрения историков византийских рукописей (Grenberg, Mokretsova, 1969; Mokretsova, Bykova, Phinogenova, Serov, 1978).

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.