ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Примечания к Предисловию

1 Техника византийской книжной миниатюры и причины ее разрушений все же интересовали некоторых исследователей византийского искусства в прошлом (Покровский, 1892. С. XX; Dalton, 1925. Р. 298-299; Diehl, 1926. Т. 2. Р. 600-601).

2 В качестве примеров можно указать труды разных авторов, изданные в различное время: Lecoy de la Marche. 1884; Waltenbach. 1896; Putnam, 1896; Diringer, 1955; Formaggio, Basso. 1962; Robb. 1973; Unlerkircher, 1974; Calkins, 1983; De Hamel, 1986; Alexander, 1992 и др. Па русском языке: Добиаш-Рождественская, 1987; Люблинская, 1963; Мокрецова, 1968; Киселева, 1985.

3 Надо иметь в виду, что реставрация византийских рукописных книг во многих зарубежных библиотеках часто сводится к реставрации переплета. Этим можно объяснить сравнительно большое число серьезных аналитических работ по конструкции византийского переплета, появившихся в последние годы (см. гл. 4). Совсем немногочисленные статьи посвящены вопросам, связанным с технологией производства греческого пергамена и технико-технологическими особенностями византийской книжной живописи. Эти вопросы так или иначе стали привлекать внимание многих исследователей, свидетельством чему являются некоторые доклады, представленные на проведенной в 1992 г. в итальянском городе Эриче конференции «Античные и средневековые книжные материалы и техники» («Ancient and Medieval Book Materials and Techniques»). Вообще у итальянских специалистов византийские рукописи вызывают особенный интерес, свидетельством чему является, например, проект по исследованию красок в греческих рукописях, хранящихся в Biblioleca Regionale в Мессине (Сицилия), и созданию соответствующей базы данных (статья М. Т. Rodriguez «Analisi dei pigmenti utilizzati nel ornamentazione» в издании, посвященном византийской рукописи X в., — Iacobini, Perria, 1998. P. 167—170). Есть сведения об исследовании пигментов византийских рукописей сотрудниками Кельнского университета (Fuchs, Oltrogge, 1997), в реставрационной лаборатории Walters Art Gallery в Балтиморе (Quandt, Wallert. 1998).

4 Использованию современных научных методов при исследовании рукописных памятников были посвящены конференции и коллоквиумы, проведенные во Франции (Les techniques de laboratoire dans l'etude des manuscrits. Paris, 1972; Pigments et colorants de l'Antiquite et du Moyen Age. Teinture, peinture, enluminure. Etudes historiques et physico-chimiques. Orleans, 1988) и Италии (помимо ставших регулярными конференций в Эриче, это, например, двухдневный семинар, проведенный во Флоренции в 1999 г. под названием «The Analysis of Ancient Manuscripts by Nuclear Techniques»). См. также Palma, 1999. Следует также упомянуть замечательную работу итальянских специалистов по разделению и фотофиксации текстов из греческих палимпсестов, проведенную в Болонском университете с помощью компьютерной техники (D. Broia, С. Faraggiana di Sarzana. Manoscritti palinsesti criptensi: lettura digitale sulla banda dell'invisibili. Ravenna; Parma, 1998) (благодарю доктора И. Хуттер, приславшую это издание в ГосНИИР. — И. М.).

5 Dufrenne, 1981. S. 445-470.

6 См. доклад J. Leroy на заседании круглого стола в Риме 16—25 мая 1979 г. «Теория и принципы реставрации», в котором он указывал на необходимость подмечать при реставрации греческих рукописей такие особенности, как вид пергамена, способ его линовки и пр. (Bollettino dell'l stituto centrale per la patologia del libro, 1978-1979. P. 122-127).

7 Неизвестный памятник книжного искусства. Опыт восстановления французского Легендария XIII века / Под ред. В. С. Люблинского. М.; Л., 1963.

8 Исследование и атрибуция миниатюр византийского Евангелия из собрания Государственной (Публичной) библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина //Сообщения ВЦНИЛКР. 27. 1971. С. 163-202.

9 Исследование и реставрация латинской Библии XIII в. из собрания Научной библиотеки им. Горького при Московском Государственном университете // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. 2 (32). М., 1977. С. 54-84.

10 Е. Э. Гранстрем, в то время хранитель византийских рукописей в Государственной Публичной библиотеке, была обеспокоена состоянием миниатюр в некоторых кодексах, красочный слой которых осыпался с большей или меньшей степенью интенсивности. Она обратилась за помощью в ГосНИИР (тогда еще ВЦНИЛКР), где известным реставратором Г. З. Быковой и химиком-технологом А. В. Ивановой разрабатывались методы укрепления темперной живописи на пергамене и бумажной основе новыми синтетическими материалами (Быкова, Мокрецова, 1970; Иванова, 1975; Bykova, 1993). Анализы пигментов в то время проводились в химической лаборатории ВЦНИЛКР.

11 Выставки проходили в 1970-1990 гг. в Москве (помимо ГМИИ, в залах Академии художеств и Центральном Доме Художников), в Ленинграде (в выставочном зале Манежа).

12 Отреставрированные рукописи экспонировались в Москве на выставке «Искусство Византии в собраниях СССР» (ГМИИ, 1977) и в ГИМ, во время XVIII Международного конгресса византинистов в 1991 г.

13 На реставрационных выставках Триеннале в Москве в 1996 и 1999 гг. демонстрировались фрагменты нескольких греческих рукописей, в частности Евангельских чтений ГИМ, Син. гр. 511; Отдел реставрации рукописей ВХНРЦ на этих же выставках показал все листы с миниатюрами из таких известных кодексов, как Апостол XI в. греч. 2 из собрания Научной библиотеки МГУ и Новый Завет с Псалтирью XIV в. греч. 407 из собрания ГИМ. Некоторые доклады о реставрации и исследованиях греческих рукописей в ГосНИИР были представлены на конференциях ИКОМ; они публиковались обычно без иллюстраций и вообще вряд ли попадали в поле зрения историков византийских рукописей (Grenberg, Mokretsova, 1969; Mokretsova, Bykova, Phinogenova, Serov, 1978).

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.