ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

В предложенном обзоре мы постарались по возможности полнее охарактеризовать технологические и технические особенности византийской рукописной книги, ее «материальную» сторону.

Исследование рукописных книг, реставрировавшихся в ГосНИИР в 1960-70-х гг., ограничивалось в основном визуальными наблюдениями. Лишь изредка при наличии проб, каковыми являлись крупицы осыпавшегося красочного слоя или золота с грунтом, застрявшие в корешке блока, удавалось провести химический анализ пигментов. В 1980-90-х гг. реставрация рукописей в Институте стала сопровождаться более основательными — комплексными — исследованиями, сочетающими кодикологические методы и разносторонние анализы в Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР. Это прослеживается по материалам предлагаемого Каталога: наиболее подробно описаны памятники, прошедшие реставрацию в последние годы. Это относится, к примеру, к Акафисту Богоматери ГИМ, Син. греч. 429 и Апостолу ГИМ, Муз. 3648.

Сведения, полученные в результате проведенных исследований, позволили сделать определенные выводы: материалы и методы, которыми пользовались греческие мастера, в чем-то совпадают, а в чем-то отличны от материалов и приемов их западных коллег. Рецепты, предлагаемые в средневековых трактатах, часто не имеют ничего общего с действительностью (либо мы не можем их правильно интерпретировать), хотя в каких-то случаях они могут подсказать современным ученым ход исследований. Например, именно средневековые рецепты в нашем случае помогли вести в определенном направлении изучение состава наружного покрытия византийского пергамена.

В то же время пигменты — минеральные и органические, а также связующие материалы (камедь и белок) и покровные лаковые пленки, были одними и теми же и у византийских книжных художников, и у западных иллюминаторов. Зато существенным образом отличалась техника нанесения красочных слоев — у западных мастеров она вплоть до конца XIV в. приближена к «раскрашенной» графике, в то время как большинству греческих миниатюристов присущи приемы многослойной живописи иконописцев и монументалистов. Отсюда — приверженность византийских художников книги к применению красочных смесей — подчас очень сложных, даже в тех случаях, когда для этого, казалось бы, не было особых оснований (например, в простых обрамлениях миниатюр Апостола ГИМ, Муз. 3648).

Различным был также подход западных и греческих книжных художников к использованию золота: и те, и другие широко применяли листовое золото для фонов, с той разницей, что западноевропейские иллюминаторы накладывали его на толстый грунт, а греческие — непосредственно на пергамен. Иногда они использовали для этой цели твореное золото — расточительный прием, к которому без особой необходимости не стали бы прибегать более техничные и экономные западные художники. Состав же золотых чернил (твореное золото, стертое со связующим и с определенными добавками), а также цветных и темных чернил для письма был, судя по всему, сходным.

Книжный переплет в Западной Европе в течение средних веков изменялся весьма динамично — и с точки зрения его внешнего вида, и с точки зрения конструкции. Греческие же переплетчики оставались приверженными одной и той же эстетической и конструктивной системе на протяжении всего времени существования византийских скрипториев.

Небольшая группа рукописей, прошедших реставрацию и исследования в ГосНИИР, позволила сделать вышеприведенные выводы и, может быть, дополнить представления кодикологов и историков искусства, а также реставраторов о материальной стороне изготовления рукописных книг в средневековой Греции. Исследовательская работа с греческими рукописями продолжается. Расширяется круг возможностей физико-оптических исследований. Основной задачей ученых в этой области является получение точных данных «без снятия пробы» с красочного слоя. Полученные результаты можно считать начальным вкладом в эту область, так как работа по реставрации и исследованиям фонда греческих рукописных памятников, хранящихся в России продолжается.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.