ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

В предложенном обзоре мы постарались по возможности полнее охарактеризовать технологические и технические особенности византийской рукописной книги, ее «материальную» сторону.

Исследование рукописных книг, реставрировавшихся в ГосНИИР в 1960-70-х гг., ограничивалось в основном визуальными наблюдениями. Лишь изредка при наличии проб, каковыми являлись крупицы осыпавшегося красочного слоя или золота с грунтом, застрявшие в корешке блока, удавалось провести химический анализ пигментов. В 1980-90-х гг. реставрация рукописей в Институте стала сопровождаться более основательными — комплексными — исследованиями, сочетающими кодикологические методы и разносторонние анализы в Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР. Это прослеживается по материалам предлагаемого Каталога: наиболее подробно описаны памятники, прошедшие реставрацию в последние годы. Это относится, к примеру, к Акафисту Богоматери ГИМ, Син. греч. 429 и Апостолу ГИМ, Муз. 3648.

Сведения, полученные в результате проведенных исследований, позволили сделать определенные выводы: материалы и методы, которыми пользовались греческие мастера, в чем-то совпадают, а в чем-то отличны от материалов и приемов их западных коллег. Рецепты, предлагаемые в средневековых трактатах, часто не имеют ничего общего с действительностью (либо мы не можем их правильно интерпретировать), хотя в каких-то случаях они могут подсказать современным ученым ход исследований. Например, именно средневековые рецепты в нашем случае помогли вести в определенном направлении изучение состава наружного покрытия византийского пергамена.

В то же время пигменты — минеральные и органические, а также связующие материалы (камедь и белок) и покровные лаковые пленки, были одними и теми же и у византийских книжных художников, и у западных иллюминаторов. Зато существенным образом отличалась техника нанесения красочных слоев — у западных мастеров она вплоть до конца XIV в. приближена к «раскрашенной» графике, в то время как большинству греческих миниатюристов присущи приемы многослойной живописи иконописцев и монументалистов. Отсюда — приверженность византийских художников книги к применению красочных смесей — подчас очень сложных, даже в тех случаях, когда для этого, казалось бы, не было особых оснований (например, в простых обрамлениях миниатюр Апостола ГИМ, Муз. 3648).

Различным был также подход западных и греческих книжных художников к использованию золота: и те, и другие широко применяли листовое золото для фонов, с той разницей, что западноевропейские иллюминаторы накладывали его на толстый грунт, а греческие — непосредственно на пергамен. Иногда они использовали для этой цели твореное золото — расточительный прием, к которому без особой необходимости не стали бы прибегать более техничные и экономные западные художники. Состав же золотых чернил (твореное золото, стертое со связующим и с определенными добавками), а также цветных и темных чернил для письма был, судя по всему, сходным.

Книжный переплет в Западной Европе в течение средних веков изменялся весьма динамично — и с точки зрения его внешнего вида, и с точки зрения конструкции. Греческие же переплетчики оставались приверженными одной и той же эстетической и конструктивной системе на протяжении всего времени существования византийских скрипториев.

Небольшая группа рукописей, прошедших реставрацию и исследования в ГосНИИР, позволила сделать вышеприведенные выводы и, может быть, дополнить представления кодикологов и историков искусства, а также реставраторов о материальной стороне изготовления рукописных книг в средневековой Греции. Исследовательская работа с греческими рукописями продолжается. Расширяется круг возможностей физико-оптических исследований. Основной задачей ученых в этой области является получение точных данных «без снятия пробы» с красочного слоя. Полученные результаты можно считать начальным вкладом в эту область, так как работа по реставрации и исследованиям фонда греческих рукописных памятников, хранящихся в России продолжается.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.