ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

4.1. Введение

Переплет — неотъемлемая часть рукописной книги, исполняющая в первую очередь защитную роль для сохранности блока, что особенно существенно для пергамена. При этом переплет часто становится важным, а иногда и основным элементом украшения книги, в особенности в том случае, когда его деревянные крышки покрывались драгоценным окладом. Но основная масса рукописных книг, и частности византийских, переплеталась в скромные, чисто функциональные (по старой русской терминологии — «обиходные») переплеты. Обычно это были деревянные крышки, обтянутые кожей или тканью и снабженные застежками, удерживающими блок под постоянным давлением.

Переплет являлся наиболее уязвимой частью в средневековом кодексе: он изнашивался раньше остальных элементов книги, а потому неоднократно ремонтировался, заменялся новым, иногда по нескольку раз. При этом исчезали многие оригинальные детали, — в первую очередь, металлическая фурнитура (застежки, жуковины, уголки, средники), а также покрытие, которое иногда перекрывалось, но чаще заменялось новым. Тщательное изучение переплета и особенно его конструктивных особенностей может предоставить исследователям самые неожиданные данные о бытовании кодекса в прошлом.

Конструктивная система греческого переплета на протяжении многовекового существования византийских и поствизантийских скрипториев оставалась неизменной. Некоторые различия проявлялись лишь в использовании штампов слепого тиснения на кожаном покрытии, их расположении на поверхности крышки, появлении новых орнаментальных мотивов, а также, начиная с XIV в., в широком использовании дорогих тканей в качестве покрытий. Это обстоятельство — консервативная приверженность к раз и навсегда разработанным методам изготовления переплета — с одной стороны, облегчает их исследование, с другой — не всегда позволяет правильно определить последовательность установки тех или иных элементов переплета, отличить оригинальное шитье от позднего ремонта и т. д.

Первые, наиболее серьезные, работы, посвященные конструкции греческих переплетов, написаны Бертой ван Регемортер. Ее исследования, основанные на непосредственном изучении памятников (в частности, хранящихся в Афинской Национальной библиотеке) в сочетании с профессиональными навыками реставратора-переплетчика, позволили достаточно обстоятельно ознакомиться с методами работы средневековых греческих переплетчиков, описать их и сделать ряд выводов об их происхождении и эволюции 1. Работы Регемортер можно считать хрестоматийными: в них как бы заложен фундамент исследований в этой области и на них постоянно ссылаются современные специалисты, продолжившие эти исследования.

В последние десятилетия тщательное изучение греческого переплета с акцентированием на его конструктивных особенностях проводится зарубежными специалистами — учеными-кодикологами, профессиональными переплетчиками, а также реставраторами 2. Эти изыскания охватывают группы памятников, хранящихся в известных собраниях (Национальная библиотека в Париже, Ватиканская библиотека), а также в некоторых греческих библиотеках, в том числе монастырских 3.

В результате проведенных исследований византийских переплетов из собрания Ватикана, специалистами из Института патологии книги в Риме была написана монография по технике византийского переплета 4. Помимо текста, в нее включен обширный иллюстративный материал фотографий общего вида и деталей переплетов, схем, отражающих различные технические приемы греческих переплетчиков, систематизированных таблиц штампов слепого тиснения, использованных византийскими переплетчиками, а также многочисленные цифровые данные по измерениям всевозможных параметров исследованных переплетов, полученные с помощью компьютерной техники 5.

Обстоятельные визуальные исследования отдельных памятников и их описания, сделанные группой французских специалистов во главе с Д. Гродидье, сопровождались изготовлением макетов, воспроизводящих византийскую переплетную технику и различные приемы греческих переплетчиков 6. На основе этих изысканий была разработана анкета, включившая подробный перечень элементов византийского переплета. Еще более детальное исследование отдельных элементов переплета, а именно шитья блока, предусматривает анкета, предложенная англичанином Г. Петербриджем 7.

Необходимо отметить высокий уровень этих — чисто теоретических — исследований, их безусловную ценность для кодикологических штудий в области византинистики. В идеале они должны предшествовать реставрационным работам. Но, судя по всему, практическая реставрация византийских переплетов, как и греческих кодексов в целом, проводится за рубежом крайне редко 8. С одной стороны, можно приветствовать подобную осторожность, когда предусматривается предварительное тщательное изучение всех компонентов рукописи — в данном случае, переплетной техники, с другой — покоробленные или разрушенные жучком-точильщиком деревянные крышки, пересохшее кожаное покрытие, утрата застежек, сдерживающих деформацию пергаменного блока, часто требуют незамедлительных реставрационных или хотя бы консервационных мер. Именное подобными задачами столкнулись реставраторы ГосНИИР.

Первые работы с византийскими кодексами в Институте сводились к частичным мерам и носили консервацнонный характер, т. е. не предусматривалась даже разброшюровка блока: укреплялся красочный слой миниатюр, очищался пергамен и лишь по возможности приводился в порядок переплет. Это было связано также с тем, что некоторые уникальные рукописные памятники, в которых необходимо было укрепить живопись, дошли до нас в хорошо сохранившихся поздних — европейских — переплетах, к примеру, Евангелие и Апостол РНБ. греч. 101, переплетенные по заказу П. П. Дубровского в конце XVIII или начале XIX в. в два отдельных тома; фрагменты из Трапезуидского Евангелия РНБ, греч. 21 в добротном красивом переплете середины XIX в. Наличие подобных переплетов, в какой-то мере надежных с функциональной точки зрения, не вызывало особых протестов со стороны хранителей или кодикологов.

Совершенно другие проблемы возникли в связи с необходимостью реставрации рукописей в оригинальных или поздних переплетах, исполненных в византийских традициях. Некоторые кодексы дошли в оригинальных крышках, иногда с первоначальным шитьем блока; в каких-то случаях могла сохраниться одна застежка вместо двух или четырех, одна или несколько жуковин, притом различной конфигурации, и т. п. Все это ставило особые задачи перед реставраторами, требовало индивидуального подхода к каждому рукописному памятнику.

Естественно, что практическим задачам, связанным с необходимостью отреставрировать частично или полностью переплет рукописного памятника, обязательно должны были предшествовать исследования техники оригинального переплета, его конструктивных и декоративных элементов. К сожалению, у нас не было ни возможностей, ни времени проводить исследования, аналогичные штудиям наших зарубежных коллег. Таким образом, многие сведения о конструктивных и технологических особенностях византийского переплета, о приемах и методах работы греческих переплетчиков мы получали уже при реставрации кодекса, особенно при его разброшюровке. Главным образом на этих данных и основаны нижеприведенные сведения.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.