ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

4.1. Введение

Переплет — неотъемлемая часть рукописной книги, исполняющая в первую очередь защитную роль для сохранности блока, что особенно существенно для пергамена. При этом переплет часто становится важным, а иногда и основным элементом украшения книги, в особенности в том случае, когда его деревянные крышки покрывались драгоценным окладом. Но основная масса рукописных книг, и частности византийских, переплеталась в скромные, чисто функциональные (по старой русской терминологии — «обиходные») переплеты. Обычно это были деревянные крышки, обтянутые кожей или тканью и снабженные застежками, удерживающими блок под постоянным давлением.

Переплет являлся наиболее уязвимой частью в средневековом кодексе: он изнашивался раньше остальных элементов книги, а потому неоднократно ремонтировался, заменялся новым, иногда по нескольку раз. При этом исчезали многие оригинальные детали, — в первую очередь, металлическая фурнитура (застежки, жуковины, уголки, средники), а также покрытие, которое иногда перекрывалось, но чаще заменялось новым. Тщательное изучение переплета и особенно его конструктивных особенностей может предоставить исследователям самые неожиданные данные о бытовании кодекса в прошлом.

Конструктивная система греческого переплета на протяжении многовекового существования византийских и поствизантийских скрипториев оставалась неизменной. Некоторые различия проявлялись лишь в использовании штампов слепого тиснения на кожаном покрытии, их расположении на поверхности крышки, появлении новых орнаментальных мотивов, а также, начиная с XIV в., в широком использовании дорогих тканей в качестве покрытий. Это обстоятельство — консервативная приверженность к раз и навсегда разработанным методам изготовления переплета — с одной стороны, облегчает их исследование, с другой — не всегда позволяет правильно определить последовательность установки тех или иных элементов переплета, отличить оригинальное шитье от позднего ремонта и т. д.

Первые, наиболее серьезные, работы, посвященные конструкции греческих переплетов, написаны Бертой ван Регемортер. Ее исследования, основанные на непосредственном изучении памятников (в частности, хранящихся в Афинской Национальной библиотеке) в сочетании с профессиональными навыками реставратора-переплетчика, позволили достаточно обстоятельно ознакомиться с методами работы средневековых греческих переплетчиков, описать их и сделать ряд выводов об их происхождении и эволюции 1. Работы Регемортер можно считать хрестоматийными: в них как бы заложен фундамент исследований в этой области и на них постоянно ссылаются современные специалисты, продолжившие эти исследования.

В последние десятилетия тщательное изучение греческого переплета с акцентированием на его конструктивных особенностях проводится зарубежными специалистами — учеными-кодикологами, профессиональными переплетчиками, а также реставраторами 2. Эти изыскания охватывают группы памятников, хранящихся в известных собраниях (Национальная библиотека в Париже, Ватиканская библиотека), а также в некоторых греческих библиотеках, в том числе монастырских 3.

В результате проведенных исследований византийских переплетов из собрания Ватикана, специалистами из Института патологии книги в Риме была написана монография по технике византийского переплета 4. Помимо текста, в нее включен обширный иллюстративный материал фотографий общего вида и деталей переплетов, схем, отражающих различные технические приемы греческих переплетчиков, систематизированных таблиц штампов слепого тиснения, использованных византийскими переплетчиками, а также многочисленные цифровые данные по измерениям всевозможных параметров исследованных переплетов, полученные с помощью компьютерной техники 5.

Обстоятельные визуальные исследования отдельных памятников и их описания, сделанные группой французских специалистов во главе с Д. Гродидье, сопровождались изготовлением макетов, воспроизводящих византийскую переплетную технику и различные приемы греческих переплетчиков 6. На основе этих изысканий была разработана анкета, включившая подробный перечень элементов византийского переплета. Еще более детальное исследование отдельных элементов переплета, а именно шитья блока, предусматривает анкета, предложенная англичанином Г. Петербриджем 7.

Необходимо отметить высокий уровень этих — чисто теоретических — исследований, их безусловную ценность для кодикологических штудий в области византинистики. В идеале они должны предшествовать реставрационным работам. Но, судя по всему, практическая реставрация византийских переплетов, как и греческих кодексов в целом, проводится за рубежом крайне редко 8. С одной стороны, можно приветствовать подобную осторожность, когда предусматривается предварительное тщательное изучение всех компонентов рукописи — в данном случае, переплетной техники, с другой — покоробленные или разрушенные жучком-точильщиком деревянные крышки, пересохшее кожаное покрытие, утрата застежек, сдерживающих деформацию пергаменного блока, часто требуют незамедлительных реставрационных или хотя бы консервационных мер. Именное подобными задачами столкнулись реставраторы ГосНИИР.

Первые работы с византийскими кодексами в Институте сводились к частичным мерам и носили консервацнонный характер, т. е. не предусматривалась даже разброшюровка блока: укреплялся красочный слой миниатюр, очищался пергамен и лишь по возможности приводился в порядок переплет. Это было связано также с тем, что некоторые уникальные рукописные памятники, в которых необходимо было укрепить живопись, дошли до нас в хорошо сохранившихся поздних — европейских — переплетах, к примеру, Евангелие и Апостол РНБ. греч. 101, переплетенные по заказу П. П. Дубровского в конце XVIII или начале XIX в. в два отдельных тома; фрагменты из Трапезуидского Евангелия РНБ, греч. 21 в добротном красивом переплете середины XIX в. Наличие подобных переплетов, в какой-то мере надежных с функциональной точки зрения, не вызывало особых протестов со стороны хранителей или кодикологов.

Совершенно другие проблемы возникли в связи с необходимостью реставрации рукописей в оригинальных или поздних переплетах, исполненных в византийских традициях. Некоторые кодексы дошли в оригинальных крышках, иногда с первоначальным шитьем блока; в каких-то случаях могла сохраниться одна застежка вместо двух или четырех, одна или несколько жуковин, притом различной конфигурации, и т. п. Все это ставило особые задачи перед реставраторами, требовало индивидуального подхода к каждому рукописному памятнику.

Естественно, что практическим задачам, связанным с необходимостью отреставрировать частично или полностью переплет рукописного памятника, обязательно должны были предшествовать исследования техники оригинального переплета, его конструктивных и декоративных элементов. К сожалению, у нас не было ни возможностей, ни времени проводить исследования, аналогичные штудиям наших зарубежных коллег. Таким образом, многие сведения о конструктивных и технологических особенностях византийского переплета, о приемах и методах работы греческих переплетчиков мы получали уже при реставрации кодекса, особенно при его разброшюровке. Главным образом на этих данных и основаны нижеприведенные сведения.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.