ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

Лучшие образцы заставок, инициалов и маргинальных украшений в греческих рукописях отличаются высоким художественным и техническим мастерством, тщательностью и аккуратностью исполнения (особенно в случаях мелкомасштабных изображений в кодексах XI в.): многослойная насыщенная живопись, в которой доминирующую роль играет чистый ультрамарин в сочетании с прекрасно отполированным золотом, часто напоминает драгоценные перегородчатые эмали.

Очевидно, что, как и в западном иллюминировании, в Византии какая-то часть книжных художников специализировалась исключительно на исполнении орнамента. Технические и технологические средства у них были те же, что и у исполнителей сюжетных композиций. Об этом позволяют судить разрушенные участки заставок и инициалов: первоначальный рисунок наносился обычно красными чернилами (очевидно, КОП, смешанным со связующим) (илл. XV/5; XVI/1).

При наведении таких деталей орнамента, как окружность, для точности мог быть использован циркуль, в каких-то случаях применялась линейка, но обычно художники использовали для своих композиционных целей уже существующую на листах рельефную горизонтальную и вертикальную разлиновку, о чем говорилось выше.

Золото — листовое или твореное — накладывалось на участки, прописанные слоем красного органического пигмента, смешанного с белковым или камедным связующим; для этой же цели использовался полимент из желтой охры на камеди. Как и в сюжетных композициях, краски накладывались последовательно в несколько слоев. Сверху детали орнамента прописывались белилами или другими пигментами (илл. XIV/9, 10; XV/5; XVI/1).

Такие элементы, как простые обрамления миниатюр, киноварные или однотонные, очевидно, выполнялись автором композиции. Как правило, они представляли собой узкие полосы с более или менее простым украшением на углах в виде петельки или стилизованного цветка. Именно такие обрамления чаще всего встречаются в большинстве наших рукописей, датированных XII-XIII веками (Карахиссарское Евангелие) (илл. XVII/1, 3).

Встречаются также гладкие золотые рамки, выложенные тонким золотым листом без всякого орнамента и ограниченные с обеих сторон все теми же узкими цветными однотонными, чаще всего киноварными, полосами (фрагменты Псалтири РНБ, греч. 269) (илл. XIX/2).

Другой вариант внешне простой — однотонной — рамки представлен в Апостоле ГИМ, Муз. 3648. Почти все изображения апостолов окружены широкими рамками синезеленого цвета. Каждая из них написана смесевыми красками различных оттенков, наложенными в несколько слоев, согласно техническим приемам, принятым у художников-монументалистов, что может лишний раз подтвердить их участие в работе над этой рукописью (илл. ХХ/1, 3, 4).

Широкие обрамления портретов евангелистов в обоих Евангелиях из РГБ включают несложный и грубовато выполненный в позднеантичных традициях орнамент — «ступенчатый» (ф. 304/III, №28)— и упрощенные лентообразные пальметки (ф. 181, № 9). Тем не менее, с точки зрения технической, работа была непростой: применялись различные красочные смеси, а также белила, которыми окончательно проработан условный «рельефный» рисунок (илл. XV/4, 5; XVI/1, 2).

Несколько иначе решены пышные рамки миниатюр Трапезундского Евангелия, в декоре которых широко использованы еще не забытые в X в. эллинистические мотивы — гирлянды, аканф, пальметки, «мозаика». Они выполнены в той же монументальной «объемной» манере, что и миниатюры этого кодекса. Использована широкая красочная гамма и, очевидно, смеси; в каких-то случаях краски лежат непосредственно на золотом фоне (изрядно потертом, выполненном, вероятно, твореным золотом) (илл. I/1, 3, 5).

Но главное очарование многих византийских кодексов состоит в исполнении изумительного орнамента — главным образом, в заставках, представляющих собой сложные «ковровые» панно, сочетающие абстрактные геометрические и растительные мотивы и распространенные декоративные композиции заставок с так называемым «византийским цветком» в его многочисленных вариациях. С точки зрения техники эти заставки выполнялись виртуозно и точно; состояние их в настоящее время намного лучше, нежели сохранность многих миниатюр. Убедиться в этом можно, глядя на развороты с портретами евангелистов и заставками на противолежащих листах в Карахиссарском и Никомидийском Евангелиях, Евангелии РГБ, ф.304/III. №28(ХII-ХIII вв.)(илл. XIV/9, 10; XV/4. 5; XVI/1; XVII/1).

В качестве примера использования сложных технологических приемов художником-орнаменталистом можно привести исполнение заставки на л. 73 из Евангелия РГБ, ф. 304/III, № 28. Некоторые детали растительного орнамента —лепестки ярко-синего цвета — написаны плотным слоем ультрамарина, смешанного со свинцовыми белилами. Часть лепестков имеет более глухой зеленоватый оттенок, при этом состав красочного слоя тот же, как и в случае с ярко-синими лепестками, однако поверх него лежит плотная желтоватая пленка органического вещества — камеди, которая и придает синему цвету желтоватый оттенок. Некоторые детали орнамента, лежащие поверх участков, выдержанных в синей цветовой гамме, нанесены различными пигментами плотным слоем — красным (киноварь, красный органический пигмент), желтым (охра, свинцово-оловянистая желтая). Иногда живописный слой состоит из трех последовательно наложенных слоев красок: нижний — ультрамарин, лежащий непосредственно на пергамене; средний — желтый, поверх которого нанесен красный пигмент. Красочный слой заставки покрыт тонкой блестящей пленкой — бесцветной (белок) или желтоватой (камедь).

В изысканных орнаментальных рамках таблиц канонов и в заставках Евангелия РНБ, греч. 67, исполненных в XI в., поверх тускловатого красочного слоя было нанесено твореное золото и серебро. В результате золото создало красивый «мерцающий» эффект, а серебро потемнело и проступило темными пятнами на обороте листа. По-видимому, у заказчика или художника уже после исполнения всех декоративных элементов рукописи появилась идея дополнительно украсить заставки и обрамления таблиц канонов, но они не учли свойств серебра 26 (илл. IV/1, 2).

В кодексах встречались также монохромные заставки и инициалы, выполненные киноварью или красным органическим пигментом. Киноварные заставки, включающие обычно стилизованный растительный орнамент, встречаются в ранних рукописях, где они могут соседствовать и с многоцветными (Трапезундское Евангелие), и, особенно, в кодексах, где нет сюжетных миниатюр (в нашем случае это Евангелие-апракос 1043 г. (илл. III/2) и Новый Завет XIV в. РГАДА, ф. 1607, № 14). В Новом Завете из РГАДА этот орнамент был выполнен превосходным мастером, но связующее краски, в данном случае, киновари, оказалось недостаточно стойким по отношению к тем сложным испытаниям, которым подвергся этот кодекс во время Второй мировой войны, поэтому многочисленные узкие заставки к посланиям апостолов в этой рукописи отпечатались на противолежащих листах.

В наших рукописях встречается еще один — несколько упрощенный — вариант исполнения декора. Это — заставки к Посланиям апостолов в кодексе ГИМ, Муз. 3648, орнамент которых, представляющий собой узкие горизонтальные композиции, ни разу не повторяется. Ни по стилистическим признакам, ни по техническим приемам, ни по колориту заставки не сочетаются с портретами евангелистов, которые они сопровождают. Выполнены они с технической точки зрения достаточно примитивно (притом для их исполнения оставлено гораздо больше места, чем было использовано художником, написавшим эти заставки): на тонкий золотой лист, наложенный на клеевую неокрашенную подготовку непосредственно на пергамен, толстой кистью был нанесен орнамент синей (ультрамарин) или красной-оранжевой (киноварь) краской (илл. ХХ/2). Художник использовал несложные стилизованные растительные и геометрические мотивы, не прибегая к помощи предварительного рисунка, о чем говорит незаконченная заставка на л. 247, к которой был лишь подготовлен золотой фон.

Надо также упомянуть инициалы Евангелня-апракос 1043 г., где использован принцип раскраски и нет намека на объемную живопись. Но эта рукопись по своим технологическим особенностям вообще стоит особняком: очень низкое качество пергамена, необычно крупное письмо, грубовато исполненный орнамент с восточными и, наоборот, архаичными североевропейскими влияниями указывают на ее провинциальное происхождение 27(илл. III/3).

В заключение следует еще раз указать на особенности художественного оформления греческих кодексов, вызванные в какой-то мере «разделением труда» между художниками или их различными творческими возможностями: в одних случаях предпринимались очевидные попытки добиться стилистического или хотя бы колористического единства орнамента и миниатюр, даже в тех случаях, когда они были исполнены разными мастерами (например, в Четвероевангелии РНБ, греч. 801), в других — полнейшее пренебрежение этим обстоятельством (Четвероевангелие РГБ, ф. 181, № 9). В заставках Никомидийского и Карахиссарского Евангелий исполнители орнамента старались не отходить в своей колористической схеме от изображений Христа в медальонах, в то время как в Апостоле ГИМ, Муз. 3648 «мастер-декоратор», включивший медальон с изображением в заставку, вообще не задумывался над этим обстоятельством, к тому же «забыв» исполнить орнамент при другом медальоне 28(илл. ХХ/3).

Более подробные сведения о технике живописи отдельных памятников приводятся в соответствующих разделах и приложениях Каталога.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.