ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РАБОТЫ ГРЕЧЕСКИХ МИНИАТЮРИСТОВ

3.1. Введение

Предшествующие разделы этой работы были посвящены описанию материалов, применявшихся греческими книжными художниками и писцами. В силу вполне объективных обстоятельств эти описания, основанные, главным образом, на кодикологических и визуальных исследованиях лишь ряда рукописных памятников или на иконографическом материале, не могут быть ни достаточно полными, ни вполне точными. Более объективные данные были получены при физико-химических исследованиях пигментов, связующих и в нескольких случаях — покрытий пергамена, но и на них нельзя целиком полагаться, учитывая случайность получения проб и их ничтожные размеры, в особенности при выявлении органических материалов.

Таким образом, подойдя к важнейшему разделу нашего исследования — описанию технических и технологических приемов византийских книжных художников, пришлось прибегнуть к более обстоятельным визуальным методам — изучению красочного слоя под микроскопом, а также непосредственному сравнению между собой миниатюр на разброшюрованных листах рукописи. При этом обязательно привлекались результаты физико-химических исследований пигментов и других элементов рукописного памятника. Иногда необходимо было сравнивать и корректировать полученные выводы с мнениями специалистов по истории византийской книжной миниатюры, так как их взгляд на художественно-стилистические особенности почерка того или иного мастера мог подтвердить или опровергнуть эти выводы.

Технические и технологические приемы, которыми пользовались византийские книжные художники, работая над украшением рукописных книг, в каких-то случаях совпадали с методами западноевропейских миниатюристов, а иногда принципиально отличались от них. Об использовании греческими и западными художниками одних и тех же материалов, в первую очередь — пигментов и связующих, говорилось выше. Одинаковой была также последовательность процессов исполнения декора или сюжетной миниатюры, включающих нанесение подготовительного рисунка, золочение фонов и работу красками с завершающей проработкой изображений.

Один из способов механического перевода модельного рисунка на пергамен — так называемый «припорох» — широко использовался как византийскими, так и западноевропейскими мастерами (см. ниже). Техника золочения пергамена у греческих книжных художников, по существу, оставалась неизменной на протяжении всего средневековья, в то время как у западных иллюминаторов она изменялась и совершенствовалась, и если до XII в. технология золочения пергамена в западных рукописях была схожа с греческой, то начиная с этого времени она сделалась принципиально иной, чем та, что продолжала практиковаться их греческими коллегами.

Именно заключительные стадии работы над миниатюрой позволяют обнаружить наиболее существенные и принципиальные различия в творчестве греческих и западных художников, решающих свои художественные задачи с помощью различных технических и технологических приемов. Кратко эти методы можно охарактеризовать следующим образом. Западные миниатюристы как бы раскрашивали предварительно сделанный рисунок, прорабатывая его черным или более темным по тону контуром (во всяком случае, до конца XIV в.). Технологические приемы греческих миниатюристов, по существу идентичные методам иконописцев и художников-монументалистов, были совсем иными: это была многослойная живопись с использованием широкого круга красочных смесей, пробелов и окончательной проработкой деталей изображений чисто живописными средствами, а не черным контуром 1.

Но даже в консервативной византийской книжной живописи проявились не только художественные, но и технологические влияния столь непохожего на нее искусства западноевропейских иллюминаторов. Это особенно относится к некоторым рукописям XII—XIII вв., в которых можно усмотреть, например, использование чисто западных приемов золочения пергамена. В живописной трактовке миниатюр некоторых западноевропейских рукописей того же времени, в свою очередь, усматривается влияние византийских традиций, особенно в рукописях, изготовленных в скрипториях крестоносцев на Ближнем Востоке 2. Подобные взаимовлияния можно объяснить связями, возникшими в период крестовых походов, — непосредственным знакомством книжных художников с рукописными памятниками, выполненными как на Западе, так и на Востоке, а также с их возможным сотрудничеством в пределах одного скриптория 3.

Говоря о византийской книжной живописи, следует иметь в виду древнерусскую и балканскую рукописную книгу, а также грузинскую и армянскую, тесно связанную с греческой не только иконографическими, но и технологическими традициями 4.

Изучение техники живописи византийских миниатюристов, сравнение их приемов при нанесении рисунка, позолоте, построении красочного слоя, его окончательной проработке позволили не только выявить почерк отдельных мастеров, но и определить сходство и различие в решении аналогичных технологических задач, к примеру, в творчестве западноевропейских, а также древнерусских книжных художников.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.