ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

2.3.1. Вступление

Многообразие цветов и оттенков красочного слоя средневековой книжной живописи связано в значительной степени с применением художниками всевозможных красочных смесей. Для византийских мастеров, использовавших, по существу, одни и те же технологические приемы во всех видах живописи, красочные смеси были особенно важны. Они применялись художниками при проработке ликов, в окраске архитектурных построений, в поземах, в элементах пейзажа, в живописной трактовке орнамента и декоративных рамок.

Сведения о составе красочных смесей могут служить важным атрибуционным признаком при выявлении руки того или иного мастера, в особенности в рукописях с большим количеством миниатюр. Это связано с тем, что каждый книжный художник, как и иконописец, пользовался только ему присущими технологическими приемами, что и определяло в значительной мере его индивидуальный почерк. Это особенно характерно для рукописей Чикаго-Карахиссарской группы.

2.3.2. Зеленые красочные смеси

В византийских рукописных книгах, как и в древнерусских, в качестве зеленой краски художники предпочитали пользоваться смесями синих и желтых пигментов, зная об отрицательном воздействии зеленых медных красок на пергамен.

Смесью индиго и аурипигмента часто написаны поземы. Красочные слои при этом тонкие и никогда не содержат свинцовых белил. Более темный или светлый оттенок был связан с количественным соотношением синего и желтого пигмента в красочном слое. Часто эта смесь встречается в орнаментальных рамках, при этом более светлые участки зеленого цвета содержат преимущественно аурипигмент, более темные — индиго.

Смесь ультрамарина и аурипигмента встречается реже, чаще использовалась смесь ультрамарина и свинцово-оловянистой желтой (например, в орнаменте заставок).

Состав этих смесей полностью соответствует рецептам, приведенным Ченнино Ченнини для зеленых красочных слоев 21. В распространенном в средние века трактате Маррае Clavicula для получения «греческой» зеленой рекомендуется смешивать аурипигмент и черную 22. Именно такой смесью написаны поземы в миниатюрах XII в. в Евангелии РНБ, греч. 101. В красочном слое XIII в., перекрывшем более раннюю живопись в этой рукописи, зеленый цвет поземов был составлен уже из аурипигмента и индиго, а одежды зеленовато-оливкового цвета образованы смесью желтой охры, азурита, сажи и свинцовых белил 23.

2.3.3. Пурпурные красочные смеси

Для получения пурпурных и фиолетовых тонов художники средневековья пользовались смесями красного органического пигмента и синих минеральных пигментов (ультрамарина или азурита). Подобные смеси встречаются во всех греческих рукописях. Рецепты получения фиолетового цвета приводятся в большинстве средневековых трактатов: Ченнино Ченнини 24, Теофил 25 предлагают смешивать КОП (часто называемый folium) с синим пигментом.

В Карахиссарском Евангелии пурпурные одежды написаны различными смесями: в одной группе миниатюр пурпурный оттенок был получен при смешивании коричневого земляного пигмента (охры), ультрамарина, киновари и белил, в другой — коричневый земляной пигмент смешивался с сажей, затем наносились пробела, которые лессировались смесью киновари и ультрамарина.

2.3.4. Сиреневые красочные смеси

Различные оттенки розовато-сиреневого цвета получали смешиванием свинцовых белил с красными пигментами, обычно киноварью или КОП с последующей лессировкой ультрамарином или азуритом. В зависимости от количественного соотношения различных компонентов в смеси, а также от оттенка КОП цветовая гамма красочного слоя колебалась от светло-розовой до почти фиолетовой.

Расписывая архитектурные кулисы, художники часто составляли многокомпонентные смеси из высокодисперсных пигментов. Так, в сиреневато-голубоватых красочных слоях почти всегда присутствуют свинцовые белила, коричневые и красные железосодержащие пигменты, частицы КОП, сажа, азурит (или ультрамарин), киноварь. Детали архитектуры серого цвета разных оттенков обычно составлялись из смеси свинцовых белил, сажи, синих пигментов и киновари.

Исследования красочного слоя обнаружили, что красные одежды или детали архитектуры, написанные киноварью, никаких других пигментов не содержали, даже свинцовых белил. При этом тени по киновари наносились КОП.

Хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. В Маррае Clavicula приводится список пигментов, которые нельзя смешивать друг с другом.

Это — аурипигмент и фолий, аурипигмент и ярь-медянка, аурипигмент и сурик, аурипигмент и свинцовые белила, ярь-медянка и фолий (фолий — это КОП растительного происхождения)26. Ни в одной из исследованных рукописей подобные смеси не использовались. Лишь однажды в орнаменте заставки с изображением Христа-Эммануила в Карахиссарском Евангелии (л. 70) слой ярь-медянки пришел в соприкосновение с КОП. В результате КОП приобрел глухой коричневый оттенок. Этот факт подтверждает, что для некоторых рекомендаций подобного рода были определенные основания 21.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.